СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока литературного чтения в 4 классе(пнш) по теме «Правда искусства по рассказу М. Вайсман «Шмыгимышь»»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этический урок, где дети высказывают свое мнение, отстаивают точку зрения в споре, чтобы разобраться, в чем же правда нашего произведения... Урок-экскурсия в "Греческий музей"(по рассказу)... 

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока литературного чтения в 4 классе(пнш) по теме «Правда искусства по рассказу М. Вайсман «Шмыгимышь»»»

Конспект открытого урока литературного чтения

в 4 классе МКОУ «Побединская СШ»

Учитель начальных классов: Жингалиева Ж.Е.

Тема урока: «Правда искусства по рассказу М. Вайсман «Шмыгимышь»»

Цели деятельности учителя: продолжить знакомить с произведением Марии Вайсман «Шмыгимышь», формировать УУД, учить поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение товарищей, развивать культуру поведения, интерес к чтению.

Планируемые результаты: Предметные: научатся анализировать поведение героев; объяснять свою точку зрения; выслушивать мнение одноклассников.

Метапредметные универсальные учебные действия:

Регулятивные: осуществлять целеполагание, умение давать оценку качеству и уровню усвоения материала.

Познавательные: умение самостоятельно находить необходимую информацию, уметь выполнять анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: умение ставить вопросы, принимать решения и их реализовывать, владеть монологической и диалогической формами речи.

Личностные: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, соотносить поступки героев с нравственными нормами; личностное самоопределение.

Ход урока:

1. Организационный момент. Зачин урока. Приветствие гостей.

-Придумано кем-то

Просто и мудро-

При встрече здороваться:

«Доброе утро!»

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро продлится до вечера…

-Поприветствуйте друг друга и наших уважаемых гостей!Тихо садитесь.

-Ребята, я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете моими хорошими помощниками, умными собеседниками, внимательными слушателями.

    2. Речевая разминка:

    Стихотворная форма (на доске запись)

    -Сначала прочитаем вместе со мной:

    «Тише, мыши, кот на крыше,

    А котята еще выше!»

    -Теперь-тихо, быстрее, скороговоркой, с ударением на каждое слово.

    -Молодцы!

    3. Сообщение темы и целей урока.

    (На доске опорные слова):

    -Посмотрите, пожалуйста, на опорные слова... Прочитайте их.

    Писательница

    Библиограф

    Вера и Филя

    «Правда, весело?»

    «Приставочка моя любименькая»

    «Лучший друг медуз»

    «Шмыгимышь»

    -Ребята, о чьих произведениях мы будем говорить на уроке?

    (О произведениях М.Е. Вайсман)

    (открываю портрет писательницы)

    -А где мы можем найти ее произведение?(Если вы забыли, давайте обратимся к учебнику)

    (В содержании нашего учебника)

    -В каком разделе находится рассказ «Шмыгимышь»?

    (В 7-ом разделе- «Обнаруживаем, что у искусства есть своя правда»

    -О чем же будем говорить?

    (Об особенной правде в рассказе «Шмыгимышь»)

    -Как назовем тему нашего урока?

    (Особенная правда в рассказе М.Е. Вайсман «Шмыгимышь»)

    -Определите тип урока.

    (Урок закрепления)

    -А какую цель мы поставим на уроке?

    (Узнать об особенной правде в нашем произведении)

    -Сегодня мы с вами проведем этический урок, в котором вы будете высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения в споре, чтобы разобраться, в чем же правда нашего произведения?

  1. Работа в группах. «Кластер»

    -Предлагаю вам составить «Кластер». Раздаю карточки. Задание:

    -Разбейтесь на 3 группы, выберите нужную информацию и составьте кластер и кратко обсудите об этом в своей группе. Затем консультант группы с помощником выйдете, прикрепите слова на доску и поясните свой ответ.

    У каждой группы своя тема:

    1 группа «Семья»

    2 группа «Игрушка Фили»

    3 группа «Музей»

    Дедушка

    Любимая

    Проигрыватель

    Вера

    Ранимая

    Гермес

    Папа

    Очень тёплая

    Автомобили

    Филя

    Настоящая

    Геракл

    Бабушка

    Агрессивная

    Лаокоон

    Мама

    Белая

    Идолы

    -Ребята, не забывайте о правилах работы в группах.

    -Все закончили работу? Покажите свою готовность маячком. Подождем всех, а вы пока обговорите свое задание.

    Итог работы: -Проверим 1 группу.

    -Почему вы сделали такой выбор?

    -Все ли согласны с 1 группой?

    (И так же со 2 и 3 группой) -Молодцы, ребята, вы все справились с заданием!

  2. Применение знаний и умений в новой ситуации

    -Обратите внимание на кластер 3-й группы. (МУЗЕЙ)

    -Где находятся наши герои рассказа?

    (В Пушкинском музее)

    -Предлагаю посетить этот музей. Пока мы приближаемся к нему, проведем физминутку. (Включаю музыку-«Сиртаки»)

Физминутка :

«Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре-

Мышки дёрнули за гири...

Вдруг раздался страшный звон,

Разбежались мышки вон!..»

-Молодцы, ребята! Присаживайтесь.

  • Итак, мы с вами в Пушкинском музее...

  • Наша цель: послушать, кто и о чем говорит с героями музея?

    6. Выборочное чтение по ролям.

  • Обратите внимание на 1-й экспонат музея. Кто это? (Гермес)

    Задание 1

    -Найдите и прочитайте, пожалуйста, по ролям в учебнике отрывок рассказа, где : Мышь здоровается с Гермесом.

-Кто первый нашел нужный отрывок? (с.92)

-За автора будет читать..., а за мышь...

(...И вот мы в Греческом зале... до ...Гермес окаменел от удивления...))

-Ребята, вы согласны? (Сигнальные карточки)

-Вам понравилось чтение по ролям наших ребят?

-Молодцы!

Задание 2

- Посмотрите на 2-й экспонат музея. Кто это? (Геракл)

-Найдите и прочитайте по ролям отрывок рассказа, где: Мышь делает замечание Гераклу. (с.92-93)

-За автора будет читать..., а за мышь...

(...Потом мышь подошла к Гераклу... до ...Геракл смотрел на мышь...)

-Вы согласны, ребята? (Сигнальные карточки)

-Вам понравилось чтение по ролям наших ребят?

-Молодцы!

Задание 3

-Посмотрите на 3-й экспонат музея. Кто это? (Лаокоон)

-Найдите и прочитайте по ролям отрывок рассказа, где: Мышь сочувствует Лаокоону. (с.93)

(...А у статуи несчастного Лаокоона... до ...какую змею наслал...)

-Ребята, вы согласны с...?

-Вам понравилось чтение по ролям наших ребят?

-Молодцы!

-Как вы думаете, кто на самом деле разговаривал с экспонатами в музее?

(Это разговаривал Филя)

-Филя только разговаривал или еще чем-то занимался в музее?

(Он не только разговаривал, но и играл с мышью, посадил на лошадь, пытался освободить Лаокоона с помощью мыши, «вцепилась зубами в жирную змею»; посадил на скульптуру - на коленку мальчика, достающего занозу)

-По-разному ли чувствуют себя Филя, Вера и мама в музее?

-Подтвердите это цитатами из текста (с. 93-94) (Ответы)

-Кто не согласен? Почему? (Ответы...)

    -Как вы думаете, кто плохо себя ведет в музее: Филя или мышь?

    (Мнения детей ...)

    -Почему вы так думаете?

    (Ответы)

    -Честно ли вел себя Филя по отношению к Мыши? Почему?

    (Ответы...)

    -Почему Филе не было стыдно в музее, а стыдно стало только дома?

    -Как сам Филя объясняет это? Зачитайте.

    (с.95- «Мышь, прости меня...»)

    Итог: -Несмотря на такое поведение в музее, вам было бы интересно общаться с таким мальчиком, как Филя? Почему?

    -Вот теперь мы дадим характеристику герою.

7. Обобщение и систематизация знаний. Характеристика героя. Работа парах:

-Чтобы дать характеристику герою нашего рассказа, поработаем в парах.

Возьмите карточки. Соедините стрелками черту характера Фили и цитату, подтверждающую эту черту.


Филя

1.Хороший друг





2. Совестливый







3. Весёлый



4. Увлечённый искусством

*«...Залетел бы к нам на огонёк (Гермес). Рассказал бы что-нибудь весёленькое...»

*«Она моя любимая мышь, белая Шмыги, Шмыгимышь. Я это говорю, чтобы она не обиделась. Она такая ранимая, моя Шмыгимышь!»

*«Ох! Ох! Ох! Сколько знакомых! Сколько знакомых! Привет, Гермес! Как дела? Как сандалии?..»

*«Мышь, прости меня , - сказал я, -это я во всем виноват...»

Итог. -Проверим задание.

1 черта характера-хороший друг.

-Какая цитата подтверждает это?

(Она моя любимая мышь, белая Шмыги...)

-Все согласны с … ? Просигнальте карточками.

-А кто думает иначе? Молодцы!

2 черта характера- совестливый.

-Какая цитата подтверждает это?

(«Мышь, прости меня...»)

-Все согласны с … ? Просигнальте карточками.- Молодцы!

3 черта характера-весёлый.

-Какая цитата подтверждает это?

(«...Залетел бы к нам на огонёк (Гермес). Рассказал бы что-нибудь весёленькое...»)

4 черта характера - увлечённый искусством.

(«Ох! Ох! Ох! Сколько знакомых! Сколько знакомых! Привет, Гермес! Как дела? Как сандалии?..»)

-Все согласны с … ? Просигнальте карточками. -Молодцы!

-Давайте еще раз назовем черты характера Фили.

(Хороший, совестливый, весёлый, увлечённый искусством).

-Обратите внимание на последнее качество характера: (табличка-на доску)

увлечённый искусством).

-Ребята, давайте вернемся к цели нашего урока.

    (Узнать об особенной правде искусства в нашем произведении)

    -Так узнали мы, о какой особенной правде говорится в нашем рассказе?

    (Филя был увлечён искусством Древней Греции,

    (ему было очень интересно в музее, что даже не заметил, как заигрался с мышью и своим поведением подвел маму и Веру... )

    -Да, ребята, у искусства есть своя правда, свой особенный язык.

    И этот язык понятен не всем, а только тем, кто увлечен искусством.

    А Филя это один понимает.

    Значит, его поведение было не плохим, а особенным.

    8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

    - Ребята, наш урок подошел к концу.

    -Достигли ли мы цели нашего урока?

    -Что бы вы взяли из этого урока для себя?

    Фразы:

    -хочу быть любознательным и интересным, как Филя

    -понимать язык искусства

    -быть общительным и веселым

    -много читать и знать, как герой рассказа

    -быть добрым и совестливым

-Молодцы, ребята! Сегодня все хорошо работали на уроке! Особенно...ребята...

-А чья работа вам больше понравилась?

-Спасибо вам за работу!

9. Домашнее задание:

1).Прочитать по ролям сценки героев рассказа или

2).Разыграть мини-сценки , где Филя разговаривает с героями музея.

Урок окончен.

























Приложение:

Писательница

Библиограф

Вера и Филя

«Правда, весело?»

«Приставочка моя любименькая»

«Лучший друг медуз»

«Шмыгимышь»

Тема: «Правда искусства по рассказу «Шмыгимышь» М.Е. Вайсман»

Пушкинский музей Гермес

Геракл

Лаокоон

Цель:Узнать об особенной правде в нашем произведении

Кластер (работа в группах)

1 гуппа «Семья»

2 группа «Игрушка Фили»

3 группа «Музей»

Дедушка

Любимая

Проигрыватель

Вера

Ранимая

Гермес

Папа

Очень тёплая

Автомобили

Филя

Настоящая

Геракл

Бабушка

Агрессивная

Лаокоон

Мама

Белая

Идолы


Работа в парах. Карточки.

Филя

Хороший друг





Совестливый







Весёлый



Увлечённый искусством

«...Залетел бы к нам на огонёк (Гермес). Рассказал бы что-нибудь весёленькое...»

«Она моя любимая мышь, белая Шмыги, Шмыгимышь. Я это говорю, чтобы она не обиделась. Она такая ранимая, моя Шмыгимышь!»

«Ох! Ох! Ох! Сколько знакомых! Сколько знакомых! Привет, Гермес! Как дела? Как сандалии?..»

«Мышь, прости меня , - сказал я, -это я во всем виноват...»



Резерв: Игра «Верите ли вы?»

    б). Верите ли вы, что Вера и Филя - близнецы?

    (Да, дети-близнецы, которые стали главными героями ее рассказов)

    в). Верите ли вы, что М.Вайсман пишет рассказы о том, что было на самом деле, в ее жизни?

    (Да, но немного приукрашивает и преувеличивает)

    г). Верите ли вы, что писательницей она стала с самого детства?

    (Нет, М.Вайсман писала рассказы с раннего детства, но настоящим писателем стала во взрослой жизни, когда появились дети)

    д). Верите ли вы, что М.Вайсман работала в библиотеке?

    (Да, закончив школу, долго работала в разных библиотеках...)

    е). Верите ли вы, что М.Вайсман училась в институте на биолога?

    (Нет, она училась в Институте культуры на библиографа)

    ж). Верите ли вы, что у нашей писательницы в доме есть животные три вислоухих кролика и два попугая?

    (Нет, у нее три кошки и две собачки)

    з). Верите ли вы, что М.Вайсман пишет стихи для детей?

    (Нет, она пробовала, но быстро поняла, что она не поэт.)

    и). Верите ли вы в то, чтобы стать писателем, нужно ждать, пока вырастешь?

    (Нет, нужно с детства воспитывать в себе внимание, наблюдательность, подмечать подробности, завести дневник...)

    к). Верите ли вы, что М.Вайсман пожелала всем ребятам, когда они вырастут, стать писателями?

    (Нет, она пожелала быть наблюдательными. Это пригодится в любой профессии. И тогда можно стать специалистами своего дела.)

    Верите ли вы, что Шмыгимышь-очень старая и любимая игрушка семьи?

    Верите ли вы, что Филя разговаривает с мышью?

    Верите ли вы, что Филя невоспитанный мальчик?

    Верите ли вы, что Шмыгимышь плохо вела себя в музее?

    Верите ли вы, что мальчику не было стыдно за плохое поведение в музее?

    Верите ли вы, что Вере было стыдно за брата и скучно в музее?

    Верите ли вы, что Филе стало стыдно перед мышью?

    Верите ли вы, что Филя очень читающий мальчик?

    Верите ли вы, что он знает о мифических героях Греции?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя