СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока: Первая помощь при утоплении.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отерытоый урок по ОБЖ. Тема урока "Первая помощь при утоплении".

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока: Первая помощь при утоплении.»

Конспект открытого урока: Первая помощь при утоплении.

Учитель: Даваев С.С.

УМК:  «ОБЖ», Смирнов, Б.О. Хренников 2012 г. М. «Просвещение»

Класс: 8

Предмет: ОБЖ

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Форма урока: обучающий тренинг

Цель: Формировать знания о правилах поведения на воде и оказания первой медицинской помощи утопающему.

Задачи:

Образовательная: Активизация мыслительных процессов учащихся; коррекция и развитие произвольного внимания.


Развивающая:

Развивать практические навыки спасения человека через выполнение практических упражнений и отработку алгоритма спасения утопающего; умение проводить непрямой массаж сердца и искусственное дыхание.


Воспитывающая:

Воспитывать сознательное отношение к сохранению жизни, морально-волевые качества личности, взаимопомощь, осторожное поведение на воде.


Ход урока:

  1. Оргмомент.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Я рад видеть вас. Надеюсь, что вы будете активны на уроке. Сегодня мы с вами отправимся обучающий тренинг. Я главный спасатель МЧС Республики Калмыкия Даваев Сергей Сергеевич, а вы мои помощники. На уроке мы с вами будем работать в группах, за каждое правильное действие вы будете получать спасательные круги. Чем больше кругов вы получите в течение урока, тем выше будет ваша оценка.

Введение в тему урока.


Если мы посмотрим на карту мира, то увидим, что две трети земной поверхности занято водой. Ни одно живое существо не может жить без воды. Но опасности на воде для человека многочисленны и серьёзны. (слайд 1)


Ребята, а чем вы любите заниматься во время летних каникул? (играть, рисовать, кататься на велосипеде, купаться, ходить на рыбалку)

Хорошо, с кем вы ходите купаться? (с друзьями, иногда совсем одни, редко всей семьёй с родителями, потому что они на работе).

Какие места отдыха на воде в нашей Республике вы знаете? (ответы детей – река Волга, Каспийское море, Колонский пруд, озера).


Ролик о Волге. (слайд 2)

Наш Юстинский район знаменит рекой Волга. Она одна из самых больших рек в России. Ежегодно, каждое лето, к нам в Цаган-Аман приезжают отдыхающие из соседних регионов, чтобы насладиться всеми красотами этой прекрасной реки.

- А теперь просмотрите фрагмент видеоролика. ( Слайд 3 видеоролик)

Какие опасности могут подстерегать вас на реке ? (не знаем, нет, да)

А что делать, если случилась беда на воде с вами или вашими друзьями, а может просто с людьми, купающимися рядом с вами? (оказать первую помощь, вызвать скорую).

Какова тема урока ? (слайд 4)

Сформулируйте цель урока: познакомимся с правилами поведения на воде, научимся оказывать первую медицинскую помощь. (слайд 5)

Запишите в тетрадь число и тему урока.

  1. Изучение нового материала.

Ежегодно в России на воде гибнут люди.

Данные МЧС по Республике Калмыкия за истекший 2015 год 14 человек
, один из них в юстинском р-не (слайд 6)

Колонский пруд -

Основными причинами гибели людей остаются купание в необорудованных местах, нарушение правил поведения на воде и оставление детей у воды без присмотра.

Утонуть может любой человек, даже умеющий плавать.

Какие же правила следует соблюдать, чтобы с вами не случилась беда?

Сейчас мы с вами составим памятку о безопасном поведении на воде.

Для этого каждая группа составит по три правила. Составление памятки и запись в тетрадь. (за каждое правило 1 круг)

Памятка безопасного поведения на воде. (слайд 7)

1. Нельзя купаться в незнакомых местах. Когда ты купаешься, рядом должны быть взрослые.
2. Не стой и не играй в тех местах, откуда можно упасть в воду (на краю пристани, мосту, крутом берегу).
3. Не затевай шумных игр на плавающих средствах (лодках, катерах, надувных матрасах, плотах и т.д.).
4. Не заходи на глубокое место, если не умеешь плавать.
5. Не ныряй в незнакомых местах.
6. Не заплывай за буйки.
7. Не подплывай близко к судам.
8. Нельзя, играя на воде, тянуть друг друга под воду, топить.
9. Не заплывай далеко на надувных предметах.
10. Не раскачивай лодку, не ходи по ней и не перегибайся через борт.

Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос, какие правила коллективного купания были нарушены?

В походе летом.

Дружный класс в походе летом

Оказался у реки.

И привалу рады дети,

Тут же сняли рюкзаки.

Быстро сбросили одежду,

Очутились в речке все,

Не договорившись прежде

О порядке на воде.

И когда уж все оделись,

Рюкзаки забрали и

Поневоле огляделись:

А остались вещи чьи?

Стали звать, в ответ – молчанье.

Охватил невольный страх.

Все затихли. Вдруг мычанье.

Или будто стон в кустах!

Бросились туда мальчишки,

Догадавшись, друг в беде!

Вытащили. У парнишки,

Видят кровь на голове.

Голову перевязали,

В рюкзаке был медпакет,

Только после все узнали,

Что случилось на реке?

Петя первым в воду канул,

Головою вниз нырнул,

А на дне реки был камень!

Петя чуть не утонул.

Ошибки:

  • Детям не было известно можно ли купаться в данном месте.

  • Не было проверено дно у берега.

  • Не установлено ограничение заплыва.

  • Не разбились на группы, чтобы следить друг за другом в воде и после купания.

Правила безопасного поведения вы знаете, но как помочь человеку, если он начал тонуть? (Слайд 7)

Тонуть - непроизвольно погружаться в воду, на дно (словарь Ожегова). ( Слайд 8)

Различают три типа утопления: ( Слайд 9)

1. Истинное («мокрое») утопление

2. Асфиктическое («сухое») утопление

3. Синкопальное утопление («смерть в воде»)

Запись в тетрадь типов утопления.

(повесить на доску 3 типа)

-Сейчас мы с Вами проведем самостоятельную работу и разработаем «Типы утоплений». Каждая группа получает карточку с типом утопления, Вам необходимо выбрать 3 признака данного утопления и прикрепить к доске.

( После того ,как дети выполнять задания на доске, проверить их по эталону. Слайд 10)

Приложение 1.:

(Истинное)

  • Синюшность кожи

  • Набухание сосудов шеи

  • Обильные пенистые выделения изо рта и носа

(Аксфиктическое, бледное)

  • Бледность кожи

  • Отсутствие пульса

  • Пенистых выделений нет, если есть то на кожи не остается влажных следов

(Синкопальное, смерть в воде)

  • Обморок , потеря сознания, моментальная смерть

  • Рефлекторная прекращения сердечно-дыхательной деятельности, приступы эпилепсии, инфаркт миокарды, аритмия

  • Пенистых выделений нет

(Проверка по эталону Слайд 10.)


Физминутка ( Слайд 11)

Итак, мы с Вами не много отдохнем (физминутка)

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись

Раз, два, три, четыре!

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брасс.

Одной, другой - это кролль.

Все как один плавем, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой


Работа с иллюстративным материалом (у каждого обучающегося иллюстративный алгоритм оказания первой медицинской помощи, такой же алгоритм на презентационной доске)Приложение 2- слайд 12

Просмотр алгоритма действий на мультимедийном экране

Как вытаскивать пострадавшего из воды? ( Слайд 13)

  1. Пострадавшего в воде необходимо обхватить сзади под подмышками или за шею и на спине вытаскивать из воды, чтобы лицо было над водой. (Показ учителя, а затем пары учащихся между собой)

  2. После того, как вытащили человека из воды, определите тип утопления и начинайте оказывать помощь.

  3. При бледном и синем типах утопления порядок действий разный. Но во всех случаях необходимо немедленно вызвать скорую помощь.

На что следует обратить внимание: ( Слайд 14)

  1. На дыхание,

  2. Пульс (показ учителя, учащиеся находят пульс на сонной артерии у себя),

  3. Сознание (зрачки реагируют на свет),

  4. Наличие повреждений.

Если пострадавший находится в сознании:

  1. После извлечения пострадавшего из воды снять с него мокрую одежду.

  2. Вытереть его досуха, переодеть в сухое бельё и согреть (укрыть теплым одеялом).

  3. Дать ему горячий чай.

Если пострадавший находится в бессознательном состоянии, но у него сохранены дыхание и пульс:

  1. После извлечения пострадавшего из воды снять с него мокрую одежду.

  2. Поднести к носу ватку, смоченную нашатырным спиртом.

  3. При активации дыхания подержать его за язык.

  4. Растереть тело и конечности пострадавшего по направлению к сердцу.

Если у пострадавшего нет ни дыхания, ни пульса:

  1. После извлечения из воды перевернуть пострадавшего вниз лицом, положив на колено животом для извлечения из дыхательных путей воду.

  2. Уложить пострадавшего на спину лицом вверх и очистить полость рта и глотки от песка, ила и др.

  3. Начать выполнять искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

  4. После восстановления дыхания направить пострадавшего в больницу.

4-5 минут - время, в течение которого можно оживить человека после остановки сердца.

4.Практическое изучение алгоритма действий.

Искусственное дыхание (слайд 15)

  • Встать на колени у головы пострадавшего слева, подложить левую руку под шею, правую на лоб, запрокинуть голову, большим и указательным пальцами правой руки зажать ноздри.

  • Сделать глубокий вдох, плотно прижать свой рот к открытому рту пострадавшего и произвести выдох, следить, чтобы грудная клетка пострадавшего поднялась. Вдувать 10-15 раз в минуту.

Массаж сердца (слайд 16)

  • Найти точку на два пальца выше нижнего края грудины.

  • Положить ладонь крест-накрест и толчками надавливать на грудь. На 1 выдох производить 5-6 толчков. Толкать 1 раз в секунду.

Искусственное дыхание и массаж удобнее делать двоим спасающим.

-А теперь давайте внимательно просмотрим продолжение видеоролика и выясним, правильно ли действовал мальчик.( Слайд 17)

Практическое задание.

А теперь представим, что мы с вами находимся на Колонском пруду, и вдруг произошла такая ситуация. Капитаны групп тянут билеты (помощь при различных типах утопления). Команды выполняют задания под контролем учителя.

-Что нового узнали на уроке?

-Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

- Как вы их преодолевали?

-Понравилось ли вам на уроке?

- Какое настроение у вас сейчас?


Оценивание. Посчитайте, сколько кругов у каждой группы получилось.

Рефлексия (слайд 18) Перед вами река Волга. Если на уроке вам было все понятно, то вы должны прикрепить круг красного цвета, если не очень - желтого.

Домашнее задание. Стр. 215-218. П.8.4. Выучить три типа утопления.

Спасибо за урок!



















Приложение 1

1. Истинное («мокрое») утопление

Составляет около 70-80% всех случаев утопления. Истинное («мокрое») утопление характеризуется попаданием воды в трахеобронхиальное дерево, когда после погружения в воду утопающий совершает непроизвольные дыхательные движения.

Привлечение плазмы крови в альвеолы способствует пенообразованию, пенистые выделения изо рта и носа носят обильный характер. Обращает на себя внимание резкий цианоз кожи.

2. Асфиктическое («сухое») утопление

Развивается в 10-15% случаев утопления. Асфиктическое утопление происходит без аспирации воды. Вода, попадая в гортань, вызывает рефлекторный ларингоспазм, который приводит к асфиксии. Большое количество воды заглатывается в желудок.

В лёгких остается воздух, образуется мелкопузырная пена, которая скапливается в уголках рта. Цианоз при этом типе утопления столь же выражен, как и при истинном («синие утопленники»).

3. Синкопальное утопление («смерть в воде»)

От слова «синкопе» — обморок. Также встречается в 10-15% случаев. Смерть наступает в результате рефлекторного прекращения сердечной и дыхательной деятельности из-за перепада температур вследствие погружения в холодную воду («ледяной шок», «синдром погружения»), рефлекторной реакции на попадание воды в дыхательные пути или полость среднего уха при повреждённой барабанной перепонке.

Помимо обморока к утоплению также может привести потеря сознания, обусловленная приступом эпилепсии, инфарктом миокарда, аритмией и т.д. Все эти случаи можно классифицировать как «смерть в воде», когда человек умирает от причин, не связанных напрямую с утоплением, но совпавших по времени с погружением в воду.

Полость рта и носа свободна, пенистых выделений нет. В отличие от первых двух типов, где наблюдается синюшность, обусловленная дыхательной недостаточностью, при синкопальном утоплении кожа бледная из-за выраженного спазма периферических сосудов.









Самостоятельная работа №1:

Задание: Выписать в тетрадь из данного текста признаки истинного утопления.

1. Истинное («синее», «мокрое») утопление

Этот тип утопления легко определяется по внешнему виду утонувшего - его лицо и шея синего цвета, и наблюдается набухание сосудов шеи, а изо рта и носа выделяется розоватая пена. "Синее" утопление наиболее часто встречается у детей и взрослых, не умеющих плавать и даже у хороших пловцов при разрыве барабанной перепонки, когда они внезапно теряют координацию движений.
Подобным образом тонут те, кто до последней минуты боролся за свою жизнь. Находясь под водой, они продолжали активно двигаться, максимально задерживая дыхание. Это очень быстро приводило к потере сознания. Как только человек терял сознание, вода сразу же в большом количестве начинала поступать в желудок и легкие.


Самостоятельная работа №1:

Задание: Выписать в тетрадь из данного текста признаки истинного утопления.

1. Истинное («синее», «мокрое») утопление

Этот тип утопления легко определяется по внешнему виду утонувшего - его лицо и шея синего цвета, и наблюдается набухание сосудов шеи, а изо рта и носа выделяется розоватая пена. "Синее" утопление наиболее часто встречается у детей и взрослых, не умеющих плавать и даже у хороших пловцов при разрыве барабанной перепонки, когда они внезапно теряют координацию движений.
Подобным образом тонут те, кто до последней минуты боролся за свою жизнь. Находясь под водой, они продолжали активно двигаться, максимально задерживая дыхание. Это очень быстро приводило к потере сознания. Как только человек терял сознание, вода сразу же в большом количестве начинала поступать в желудок и легкие.




Самостоятельная работа №1:

Задание: Выписать в тетрадь из данного текста признаки асфиктического («сухое») утопления.

2. Асфиктическое («бледное, «мнимое», «сухое») утопление

Этот тип утопления встречается в случаях, когда вода не попала в легкие и желудок. Подобное происходит при утоплении в очень холодной или хлорированной воде. К тому же неожиданный контакт с холодной водой часто приводит к рефлекторной остановке сердца, наблюдается отсутствие пульса. В каждом из этих случаев развивается состояние клинической смерти. Кожные покровы приобретают бледно-серый цвет, без выраженного посинения. Отсюда и название такого утопления.

Характер пенистых выделений из дыхательных путей будет так же заметно отличаться от обильного ценообразования при истинном "синем" утоплении. "Бледное" утопление очень редко сопровождается выделением пены. Если и появляется небольшое количество "пушистой" пены, то после ее удаления на коже или салфетке не остается влажных следов. Такую пену называют "сухой".


Самостоятельная работа №1:

Задание: Выписать в тетрадь из данного текста признаки асфиктического («сухое») утопления.

2. Асфиктическое («бледное, «мнимое», «сухое») утопление

Этот тип утопления встречается в случаях, когда вода не попала в легкие и желудок. Подобное происходит при утоплении в очень холодной или хлорированной воде. К тому же неожиданный контакт с холодной водой часто приводит к рефлекторной остановке сердца, наблюдается отсутствие пульса. В каждом из этих случаев развивается состояние клинической смерти. Кожные покровы приобретают бледно-серый цвет, без выраженного посинения. Отсюда и название такого утопления.

Характер пенистых выделений из дыхательных путей будет так же заметно отличаться от обильного ценообразования при истинном "синем" утоплении. "Бледное" утопление очень редко сопровождается выделением пены. Если и появляется небольшое количество "пушистой" пены, то после ее удаления на коже или салфетке не остается влажных следов. Такую пену называют "сухой".




Самостоятельная работа №1:

Задание: Выписать в тетрадь из данного текста признаки синкопальное утопление («смерть в воде»).

3. Синкопальное утопление («смерть в воде»)

От слова «синкопе» — обморок. Также встречается в 10-15% случаев. Смерть наступает в результате рефлекторного прекращения сердечной и дыхательной деятельности из-за перепада температур вследствие погружения в холодную воду («ледяной шок», «синдром погружения»), рефлекторной реакции на попадание воды в дыхательные пути или полость среднего уха при повреждённой барабанной перепонке.

Помимо обморока к утоплению также может привести потеря сознания, обусловленная приступом эпилепсии, инфарктом миокарда, аритмией и т.д. Все эти случаи можно классифицировать как «смерть в воде», когда человек умирает от причин, не связанных напрямую с утоплением, но совпавших по времени с погружением в воду.

Полость рта и носа свободна, пенистых выделений нет. В отличие от первых двух типов, где наблюдается синюшность, обусловленная дыхательной недостаточностью, при синкопальном утоплении кожа бледная из-за выраженного спазма периферических сосудов.





Самостоятельная работа №1:

Задание: Выписать в тетрадь из данного текста признаки синкопальное утопление («смерть в воде»).

3. Синкопальное утопление («смерть в воде»)

От слова «синкопе» — обморок. Также встречается в 10-15% случаев. Смерть наступает в результате рефлекторного прекращения сердечной и дыхательной деятельности из-за перепада температур вследствие погружения в холодную воду («ледяной шок», «синдром погружения»), рефлекторной реакции на попадание воды в дыхательные пути или полость среднего уха при повреждённой барабанной перепонке.

Помимо обморока к утоплению также может привести потеря сознания, обусловленная приступом эпилепсии, инфарктом миокарда, аритмией и т.д. Все эти случаи можно классифицировать как «смерть в воде», когда человек умирает от причин, не связанных напрямую с утоплением, но совпавших по времени с погружением в воду.

Полость рта и носа свободна, пенистых выделений нет. В отличие от первых двух типов, где наблюдается синюшность, обусловленная дыхательной недостаточностью, при синкопальном утоплении кожа бледная из-за выраженного спазма периферических сосудов.




Билет №1:

Если пострадавший находится в сознании.


Билет №2:

Если пострадавший в бессознательном состоянии, но у него сохранены дыхание и пульс.


Билет №3:

Если у пострадавшего отсутствуют дыхание и пульс.






















Памятка безопасного поведения на воде.

1. Нельзя купаться в незнакомых местах. Когда ты купаешься, рядом должны быть взрослые.
2. Не стой и не играй в тех местах, откуда можно упасть в воду (на краю пристани, мосту, крутом берегу).
3. Не затевай шумных игр на плавающих средствах (лодках, катерах, надувных матрасах, плотах и т.д.).
4. Не заходи на глубокое место, если не умеешь плавать.
5. Не ныряй в незнакомых местах.
6. Не заплывай за буйки.
7. Не подплывай близко к судам.
8. Нельзя, играя на воде, тянуть друг друга под воду, топить.
9. Не заплывай далеко на надувных предметах.
10. Не раскачивай лодку, не ходи по ней и не перегибайся через борт.







Памятка безопасного поведения на воде.

1. Нельзя купаться в незнакомых местах. Когда ты купаешься, рядом должны быть взрослые.
2. Не стой и не играй в тех местах, откуда можно упасть в воду (на краю пристани, мосту, крутом берегу).
3. Не затевай шумных игр на плавающих средствах (лодках, катерах, надувных матрасах, плотах и т.д.).
4. Не заходи на глубокое место, если не умеешь плавать.
5. Не ныряй в незнакомых местах.
6. Не заплывай за буйки.
7. Не подплывай близко к судам.
8. Нельзя, играя на воде, тянуть друг друга под воду, топить.
9. Не заплывай далеко на надувных предметах.
10. Не раскачивай лодку, не ходи по ней и не перегибайся через борт.


Памятка безопасного поведения на воде.

1. Нельзя купаться в незнакомых местах. Когда ты купаешься, рядом должны быть взрослые.
2. Не стой и не играй в тех местах, откуда можно упасть в воду (на краю пристани, мосту, крутом берегу).
3. Не затевай шумных игр на плавающих средствах (лодках, катерах, надувных матрасах, плотах и т.д.).
4. Не заходи на глубокое место, если не умеешь плавать.
5. Не ныряй в незнакомых местах.
6. Не заплывай за буйки.
7. Не подплывай близко к судам.
8. Нельзя, играя на воде, тянуть друг друга под воду, топить.
9. Не заплывай далеко на надувных предметах.
10. Не раскачивай лодку, не ходи по ней и не перегибайся через борт.



В походе летом.

Дружный класс в походе летом

Оказался у реки.

И привалу рады дети,

Тут же сняли рюкзаки.

Быстро сбросили одежду,

Очутились в речке все,

Не договорившись прежде

О порядке на воде.

И когда уж все оделись,

Рюкзаки забрали и

Поневоле огляделись:

А остались вещи чьи?

Стали звать, в ответ – молчанье.

Охватил невольный страх.

Все затихли. Вдруг мычанье.

Или будто стон в кустах!

Бросились туда мальчишки,

Догадавшись, друг в беде!

Вытащили. У парнишки,

Видят кровь на голове.

Голову перевязали,

В рюкзаке был медпакет,

Только после все узнали,

Что случилось на реке?

Петя первым в воду канул,

Головою вниз нырнул,

А на дне реки был камень!

Петя чуть не утонул.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!