СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по биологии на тему "Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока с тестовым проверочным заданием.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по биологии на тему "Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц"»


ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ


В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ :



«ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ

ФОРМИРОВАНИЯ СКЕЛЕТА И МЫШЦ».

























МОБУСОШ № 4 г.о. РОШАЛЬ

ДАТА: 15.12.2011 г.

УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ И ХИМИИ : КОРОТКОВАМ.Е.


УМК: В.Б. Захаров , М.Р.Сапин, Н.И. Сонин.


ТИП УРОКА: изучение нового материала.


ЦЕЛЬ УРОКА: Раскрыть влияние физических упражнений на формирование системы опоры и движения.


ЗАДАЧИ УРОКА:

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ : закрепить знания о строении мышц и костей, о механизмах , регулирующих двигательную активность, познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки, разъяснить отрицательные последствия гиподинамии, плоскостопия и нарушения осанки.


  1. РАЗВИВАЮЩИЕ : развивать умения работать в группах, развивать творческие способности учащихся ( размышления над проблемными вопросами), развивать умение извлекать информацию из проводимого эксперимента, умения ответить на поставленный вопрос, развивать интерес к знаниям.



  1. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитывать сознательное, бережное отношение к своему здоровью, воспитывать привычку к ЗОЖ, воспитывать чувство ответственности за свой труд.


ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

  1. личностно – ориентированные

  2. здоровьесберегающие

  3. игровые

  4. информационно - коммуникационные

  5. проблемно – поисковые.


МЕТОДЫ : адаптационно – развивающие , мотивационно – стимулирующие, частично – поисковые, исследовательские, диалогические, самопроверки результативности овладения знаниями.


ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ :

фронтальная , индивидуальная , работа в малых группах.









ПЛАН УРОКА :

  1. Организационный момент. Приветствие, сообщение темы урока, выявление цели и задач урока, ознакомление с планом урока.

  2. Актуализация знаний( фронтальный опрос, экспериментальная исследовательская работа, выполнение теста ).

  3. Изучение нового материала.

  4. Подведение итогов , рефлексия.

  5. Домашнее задание.


  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.


  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.


Фронтальный опрос. Слайды.

  1. Из чего состоит опорно – двигательный аппарат?

  2. Какие функции выполняет скелет?

  3. Какие ткани образуют скелет ?

  4. Как кости растут в длину и толщину?

  5. Из каких отделов состоит скелет верхней конечности ?

  6. Мышцы опорно – двигательной системы какой тканью образованы ?

  7. Каков химический состав костей ?

  8. Какие бывают соединения костей ?

Экспериментальная исследовательская работа « Работа мышц».


Тест.

1 . Скелет человека образован тканью

А) хрящевой

Б) костной , хрящевой +

В) костной , мышечной.

  1. Лопатка относится к

А) поясу верхних конечностей +

Б)свободной верхней конечности

В) грудной клетке

Г) осевому скелету.

  1. Функцию питания и роста кости в толщину выполняет

А) губчатое вещество

Б) желтый костный мозг

В) надкостница +

Г) красный костный мозг.

  1. Для возникновения мышечного сокращения необходим металл

А) магний

Б) калий

В)кальций +

Г) железо.

  1. При длительной физической работе в последнюю очередь расходуется

А) белок +

Б)глюкоза

В)гликоген

Г) жир.

  1. Скелетная мускулатура образована тканью

А) хрящевой и гладкой мышечной

Б) хрящевой и поперечно – полосатой

В) поперечно – полосатой мышечной +

Г) гладкой мышечной.

  1. Гибкость и упругость костям придают

А) волокна

Б) органические вещества +

В) неорганические вещества

Г) костные пластинки. Что

  1. Влияет на уменьшение трения при движениях в суставах

А) мышцы сустава

Б) связки

В) суставная жидкость +

Г ) жировая ткань.

9. Двуглавая мышца плеча обеспечивает движение в суставе

А) плечевом

Б) локтевом +

В) лучезапястном

Г) плечевом и локтевом.

  1. К суставам относится соединение

А) теменных костей

Б) бедренной и тазовой костей +

В) позвонков

Г) ребер с грудиной.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Рассказ учителя с элементами беседы.Слайды.

Тиссо : «Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все средства мира не в состоянии заменить действие движения».

Аристотель : « Ничто так сильно не разрушает человека , как продолжительное физическое бездействие».

Древние греки высекли на камне : «Хочешь быть здоровым – бегай. Хочешь быть красивым – бегай. Хочешь быть умным – бегай».

Вопрос классу ( работа в малых группах) :

Что же происходит в организме при физической работе ?

Какова роль движения в гармоничном развитии человека ?

Постоянные упражнения удлиняют мышцы , вырабатывают способность лучше растягиваться . При работе масса мускулатуры увеличивается, мышцы становятся сильнее, нервные импульсы вызывают сокращение мышц большой силы. К активно работающим мышцам притекает больше крови, так усиливается питание и газообмен в мышцах, отток вредных веществ от них. В процессе работы мышц улучшается их нервная регуляция.

Сила мышц и прочность костей взаимосвязаны. При длительной и систематической нагрузке мышц изменяются не только мышцы , но и скелет. Сухожилия работающей мышцы раздражают надкостницу. Это вызывает усиленное формирование кости в местах прикрепления к ней мышцы. Вследствие этого кости становятся толще, крепче, на них возникает бугристость. Развитые мышцы будут иметь достаточную опору.


Слайды с фото спортсменов.


Улучшения в строении и деятельности организма физически развитых людей :

  1. Костный аппарат более прочный.

  2. Возрастает мышечная масса , повышается сила.

  3. Уменьшается количество жировой ткани и улучшается телосложение.

  4. В мышцах увеличивается количество капилляров и улучшается кровоснабжение.

  5. Стенки кровеносных сосудов становятся эластичными.

  6. ЖЕЛ возрастает.

  7. Сердечная мышца более тренированная.

  8. Улучшаются обменные процессы.

  9. ЦНС лучше координирует все нервные процессы.

  10. Мышечная работа , особенно после нервных перегрузок, позволяет снять стресс.

  11. Работающие мышцы улучшают работу вен.

  12. Улучшается настроение.


Вопрос классу :

К чему может привести малая двигательная активность?

ГИПОДИНАМИЯ .


Последствия гиподинамии :

  1. Ослабление деятельности сердца.

  2. Нарушение обмена веществ ( ожирение и дистрофия мышечной ткани )

  3. Кости становятся хрупкими.

  4. Увеличивается возбудимость нервной системы.

В результате всего этого снижается устойчивость организма к инфекциям и психическому напряжению, падает работоспособность, ускоряется процесс старения. В конечном итоге развиваются такие сердечно – сосудистые заболевания, как атеросклероз, гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда и другие болезни, а также сахарный диабет.


Какие заболевания опорно – двигательной системы сейчас очень распространены из – за внедрения в нашу жизнь компьютеров и малой двигательной активности ?


  1. Искривления позвоночника :

А)Лордоз – искривление в поясничном отделе ( деформация позвоночника, боли, тело отклоняется назад , перегибаясь в пояснице, происходит опущение почек , желудка, кишечника.)

Б)Сколиоз – боковое искривление( изменяется осанка, форма грудной клетки, плечо и лопатка на выпуклой стороне искривленного грудного отдела позвоночника выше, чем на вогнутой, подвижность позвонков уменьшается – физическое напряжение утомительно)

В) Кифоз : дугообразный – сутулость.

Угловой - горб.

  1. Деформация стопы – плоскостопие :

А) Поперечное - уплощается поперечный свод стопы т.е. её передний отдел опирается на все 5 плюсневых костей, а не на 1 и 5 как положено.

Б) продольное – уплощается продольный свод стопы и стопа соприкасается с полом почти всей площадью стопы.







Проблемная ситуация № 1 :


Ученик Т. в 7 классе увлекся биологией : много работал на компьютере, читал большое количество литературы, которую постоянно носил с собой в рюкзаке , причем чаше в правой руке. Однажды на занятиях физкультуры Т. пожаловался на боль в спине . Осмотрев ученика , преподаватель отметил , что правое плечо и лопатка у него значительно ниже левых, и порекомендовал Т. обратиться к врачу.


Вопрос1. Как вы считаете , какой вид искривления позвоночника отметил врач у подростка ?

А) лордоз

Б) кифоз

В) сколиоз. +


Вопрос 2. Что в данном случае стало причиной искривления позвоночника такого вида ?

А) нерациональное питание

Б) переутомление

В) постоянное ношение тяжестей в одной руке. +


Вопрос 3. Что помогает избежать такого искривления позвоночника ?

А)избавление от вредной привычки постоянно нагружать одну часть тела +

Б) пребывание на свежем воздухе

В) усиленное питание.


Вопрос 4. Что в данном случае может помочь в лечении ?

А) Различные виды физической работы

Б) Специальные упражнения , рекомендованные врачом +

В) Усиленные самостоятельные занятия спортом.



Проблемная ситуация № 2.


Одиннадцатиклассница А. на улице встретилась со своей старой школьной подругой М. , которую не видела 3 года. М. шла на согнутых ногах усталой, шаркающей походкой . Грустное выражение лица, голова опущена, плечи сведены, спина сгорблена, пальто висит мешком… М. так изменилась , что А. её не узнала сразу.


Вопрос 1.Что такое осанка ?

А) положение туловища и головы при движении

Б) навык , обеспечивающий сохранение правильного положения тела +

В) постановка ног при движении.


Вопрос 2. По каким признакам в данной ситуации можно судить о неправильной осанке ?

А) грустное выражение лица и шаркающая походка

Б) висящее мешком пальто

В) сгорбленная спина, сведенные плечи, согнутые ноги, опущенная голова. +


Вопрос 3. Необходимо ли соблюдать правильную осанку и походку для нормального развития костно – мышечной системы ?

А) желательно

Б) обязательно +

В) не обязательно.


Вопрос 4.Влияет ли неправильная осанка на внешность человека ?

А) нет, не влияет

Б) влияет несущественно

В) ухудшает фигуру, походку, делает человека малопривлекательным. +


РЕФЛЕКСИЯ.

1) Какие сказочные персонажи страдали кифозом ?


1. - - - - - - - - ( БАБА - ЯГА )


2. - - - - - - - - - ( КАРЛИК НОС )


3. - - - - - - - - - ( КВАЗИМОДО )


2) У кого есть косточки , но нет скелета? ( ВИШНЯ, СЛИВА ….)


3) У кого есть рёбра , но нет позвоночника ? ( КУБ, ПИРАМИДА …)


4) У кого есть ручки , но нет ножек ? ( ДВЕРИ, ОКНА , СУМКИ )


  1. У кого есть ножки , но нет ручек и головы ? ( СТУЛ, ТАБУРЕТ )


  1. У кого есть кисти , но нет рук ? ( ВИНОГРАД , РЯБИНА )


  1. По фразе опознайте пословицу :


Самец непарнокопытного животного семейства лошадиных с нескладной фигурой приравнивается к самке домашнего жвачного парнокопытного животного семейства полорогих. ( Без осанки конь – корова ).


Одинок, как отделенная от других четырёх подвижная часть кисти руки. ( Один как перст)


В нижних конечностях истины нет. ( В ногах правды нет )


ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

Ещё раз задумайтесь о пользе физических упражнений. Они являются первейшим условием здоровья , силы, выносливости человека.


В древности говорили : ДВИЖЕНИЕ СТРОИТ.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Стр. 112 - 115.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!