ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ
В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ :
«ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ
ФОРМИРОВАНИЯ СКЕЛЕТА И МЫШЦ».
МОБУСОШ № 4 г.о. РОШАЛЬ
ДАТА: 15.12.2011 г.
УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ И ХИМИИ : КОРОТКОВАМ.Е.
УМК: В.Б. Захаров , М.Р.Сапин, Н.И. Сонин.
ТИП УРОКА: изучение нового материала.
ЦЕЛЬ УРОКА: Раскрыть влияние физических упражнений на формирование системы опоры и движения.
ЗАДАЧИ УРОКА:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ : закрепить знания о строении мышц и костей, о механизмах , регулирующих двигательную активность, познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки, разъяснить отрицательные последствия гиподинамии, плоскостопия и нарушения осанки.
РАЗВИВАЮЩИЕ : развивать умения работать в группах, развивать творческие способности учащихся ( размышления над проблемными вопросами), развивать умение извлекать информацию из проводимого эксперимента, умения ответить на поставленный вопрос, развивать интерес к знаниям.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитывать сознательное, бережное отношение к своему здоровью, воспитывать привычку к ЗОЖ, воспитывать чувство ответственности за свой труд.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
личностно – ориентированные
здоровьесберегающие
игровые
информационно - коммуникационные
проблемно – поисковые.
МЕТОДЫ : адаптационно – развивающие , мотивационно – стимулирующие, частично – поисковые, исследовательские, диалогические, самопроверки результативности овладения знаниями.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ :
фронтальная , индивидуальная , работа в малых группах.
ПЛАН УРОКА :
Организационный момент. Приветствие, сообщение темы урока, выявление цели и задач урока, ознакомление с планом урока.
Актуализация знаний( фронтальный опрос, экспериментальная исследовательская работа, выполнение теста ).
Изучение нового материала.
Подведение итогов , рефлексия.
Домашнее задание.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Фронтальный опрос. Слайды.
Из чего состоит опорно – двигательный аппарат?
Какие функции выполняет скелет?
Какие ткани образуют скелет ?
Как кости растут в длину и толщину?
Из каких отделов состоит скелет верхней конечности ?
Мышцы опорно – двигательной системы какой тканью образованы ?
Каков химический состав костей ?
Какие бывают соединения костей ?
Экспериментальная исследовательская работа « Работа мышц».
Тест.
1 . Скелет человека образован тканью
А) хрящевой
Б) костной , хрящевой +
В) костной , мышечной.
Лопатка относится к
А) поясу верхних конечностей +
Б)свободной верхней конечности
В) грудной клетке
Г) осевому скелету.
Функцию питания и роста кости в толщину выполняет
А) губчатое вещество
Б) желтый костный мозг
В) надкостница +
Г) красный костный мозг.
Для возникновения мышечного сокращения необходим металл
А) магний
Б) калий
В)кальций +
Г) железо.
При длительной физической работе в последнюю очередь расходуется
А) белок +
Б)глюкоза
В)гликоген
Г) жир.
Скелетная мускулатура образована тканью
А) хрящевой и гладкой мышечной
Б) хрящевой и поперечно – полосатой
В) поперечно – полосатой мышечной +
Г) гладкой мышечной.
Гибкость и упругость костям придают
А) волокна
Б) органические вещества +
В) неорганические вещества
Г) костные пластинки. Что
Влияет на уменьшение трения при движениях в суставах
А) мышцы сустава
Б) связки
В) суставная жидкость +
Г ) жировая ткань.
9. Двуглавая мышца плеча обеспечивает движение в суставе
А) плечевом
Б) локтевом +
В) лучезапястном
Г) плечевом и локтевом.
К суставам относится соединение
А) теменных костей
Б) бедренной и тазовой костей +
В) позвонков
Г) ребер с грудиной.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Рассказ учителя с элементами беседы.Слайды.
Тиссо : «Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все средства мира не в состоянии заменить действие движения».
Аристотель : « Ничто так сильно не разрушает человека , как продолжительное физическое бездействие».
Древние греки высекли на камне : «Хочешь быть здоровым – бегай. Хочешь быть красивым – бегай. Хочешь быть умным – бегай».
Вопрос классу ( работа в малых группах) :
Что же происходит в организме при физической работе ?
Какова роль движения в гармоничном развитии человека ?
Постоянные упражнения удлиняют мышцы , вырабатывают способность лучше растягиваться . При работе масса мускулатуры увеличивается, мышцы становятся сильнее, нервные импульсы вызывают сокращение мышц большой силы. К активно работающим мышцам притекает больше крови, так усиливается питание и газообмен в мышцах, отток вредных веществ от них. В процессе работы мышц улучшается их нервная регуляция.
Сила мышц и прочность костей взаимосвязаны. При длительной и систематической нагрузке мышц изменяются не только мышцы , но и скелет. Сухожилия работающей мышцы раздражают надкостницу. Это вызывает усиленное формирование кости в местах прикрепления к ней мышцы. Вследствие этого кости становятся толще, крепче, на них возникает бугристость. Развитые мышцы будут иметь достаточную опору.
Слайды с фото спортсменов.
Улучшения в строении и деятельности организма физически развитых людей :
Костный аппарат более прочный.
Возрастает мышечная масса , повышается сила.
Уменьшается количество жировой ткани и улучшается телосложение.
В мышцах увеличивается количество капилляров и улучшается кровоснабжение.
Стенки кровеносных сосудов становятся эластичными.
ЖЕЛ возрастает.
Сердечная мышца более тренированная.
Улучшаются обменные процессы.
ЦНС лучше координирует все нервные процессы.
Мышечная работа , особенно после нервных перегрузок, позволяет снять стресс.
Работающие мышцы улучшают работу вен.
Улучшается настроение.
Вопрос классу :
К чему может привести малая двигательная активность?
ГИПОДИНАМИЯ .
Последствия гиподинамии :
Ослабление деятельности сердца.
Нарушение обмена веществ ( ожирение и дистрофия мышечной ткани )
Кости становятся хрупкими.
Увеличивается возбудимость нервной системы.
В результате всего этого снижается устойчивость организма к инфекциям и психическому напряжению, падает работоспособность, ускоряется процесс старения. В конечном итоге развиваются такие сердечно – сосудистые заболевания, как атеросклероз, гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда и другие болезни, а также сахарный диабет.
Какие заболевания опорно – двигательной системы сейчас очень распространены из – за внедрения в нашу жизнь компьютеров и малой двигательной активности ?
Искривления позвоночника :
А)Лордоз – искривление в поясничном отделе ( деформация позвоночника, боли, тело отклоняется назад , перегибаясь в пояснице, происходит опущение почек , желудка, кишечника.)
Б)Сколиоз – боковое искривление( изменяется осанка, форма грудной клетки, плечо и лопатка на выпуклой стороне искривленного грудного отдела позвоночника выше, чем на вогнутой, подвижность позвонков уменьшается – физическое напряжение утомительно)
В) Кифоз : дугообразный – сутулость.
Угловой - горб.
Деформация стопы – плоскостопие :
А) Поперечное - уплощается поперечный свод стопы т.е. её передний отдел опирается на все 5 плюсневых костей, а не на 1 и 5 как положено.
Б) продольное – уплощается продольный свод стопы и стопа соприкасается с полом почти всей площадью стопы.
Проблемная ситуация № 1 :
Ученик Т. в 7 классе увлекся биологией : много работал на компьютере, читал большое количество литературы, которую постоянно носил с собой в рюкзаке , причем чаше в правой руке. Однажды на занятиях физкультуры Т. пожаловался на боль в спине . Осмотрев ученика , преподаватель отметил , что правое плечо и лопатка у него значительно ниже левых, и порекомендовал Т. обратиться к врачу.
Вопрос1. Как вы считаете , какой вид искривления позвоночника отметил врач у подростка ?
А) лордоз
Б) кифоз
В) сколиоз. +
Вопрос 2. Что в данном случае стало причиной искривления позвоночника такого вида ?
А) нерациональное питание
Б) переутомление
В) постоянное ношение тяжестей в одной руке. +
Вопрос 3. Что помогает избежать такого искривления позвоночника ?
А)избавление от вредной привычки постоянно нагружать одну часть тела +
Б) пребывание на свежем воздухе
В) усиленное питание.
Вопрос 4. Что в данном случае может помочь в лечении ?
А) Различные виды физической работы
Б) Специальные упражнения , рекомендованные врачом +
В) Усиленные самостоятельные занятия спортом.
Проблемная ситуация № 2.
Одиннадцатиклассница А. на улице встретилась со своей старой школьной подругой М. , которую не видела 3 года. М. шла на согнутых ногах усталой, шаркающей походкой . Грустное выражение лица, голова опущена, плечи сведены, спина сгорблена, пальто висит мешком… М. так изменилась , что А. её не узнала сразу.
Вопрос 1.Что такое осанка ?
А) положение туловища и головы при движении
Б) навык , обеспечивающий сохранение правильного положения тела +
В) постановка ног при движении.
Вопрос 2. По каким признакам в данной ситуации можно судить о неправильной осанке ?
А) грустное выражение лица и шаркающая походка
Б) висящее мешком пальто
В) сгорбленная спина, сведенные плечи, согнутые ноги, опущенная голова. +
Вопрос 3. Необходимо ли соблюдать правильную осанку и походку для нормального развития костно – мышечной системы ?
А) желательно
Б) обязательно +
В) не обязательно.
Вопрос 4.Влияет ли неправильная осанка на внешность человека ?
А) нет, не влияет
Б) влияет несущественно
В) ухудшает фигуру, походку, делает человека малопривлекательным. +
РЕФЛЕКСИЯ.
1) Какие сказочные персонажи страдали кифозом ?
1. - - - - - - - - ( БАБА - ЯГА )
2. - - - - - - - - - ( КАРЛИК НОС )
3. - - - - - - - - - ( КВАЗИМОДО )
2) У кого есть косточки , но нет скелета? ( ВИШНЯ, СЛИВА ….)
3) У кого есть рёбра , но нет позвоночника ? ( КУБ, ПИРАМИДА …)
4) У кого есть ручки , но нет ножек ? ( ДВЕРИ, ОКНА , СУМКИ )
У кого есть ножки , но нет ручек и головы ? ( СТУЛ, ТАБУРЕТ )
У кого есть кисти , но нет рук ? ( ВИНОГРАД , РЯБИНА )
По фразе опознайте пословицу :
Самец непарнокопытного животного семейства лошадиных с нескладной фигурой приравнивается к самке домашнего жвачного парнокопытного животного семейства полорогих. ( Без осанки конь – корова ).
Одинок, как отделенная от других четырёх подвижная часть кисти руки. ( Один как перст)
В нижних конечностях истины нет. ( В ногах правды нет )
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
Ещё раз задумайтесь о пользе физических упражнений. Они являются первейшим условием здоровья , силы, выносливости человека.
В древности говорили : ДВИЖЕНИЕ СТРОИТ.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Стр. 112 - 115.