СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по литературному чтению (4 класс) Тема: «Образ героя – животного в авторской сказке В. М. Гаршина «Лягушка – путешественница»».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока обобщения и систематизации знаний по сказке М.Гаршина "Лягушка  путешественница". 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Лягушка - путешественница»

МБОУ СОШ №43







Конспект открытого урока

по литературному чтению (4 класс)

Тема: «Образ героя – животного в авторской сказке

В. М. Гаршина  «Лягушка – путешественница»».   





Подготовила : учитель начальных классов Борадзова К.И.























Владикавказ

1.ФИО Борадзова Карина Игоревна

2.Место работы                       МБОУ СОШ №43

3.Должность                             Учитель начальных классов

4.Предмет                                  Литературное чтение

5.Класс         4

6.Тема: «Образ героя – животного в авторской сказке В. М. Гаршина  «Лягушка – путешественница».   

7.Базовый учебник          Литературное чтение, Л.А. Ефросинина

8.Цель урока:       формировать представление учащихся об особенностях жанра  литературной  сказки о животных

9.Задачи:

- обучающие                  учить давать характеристику герою сказки,

                                         используя метод шести шляп

-развивающие              развитие творческих способностей, связной

                                       речи, памяти;

-воспитательные     содействовать воспитанию нравственных качеств:

                                      находчивости сообразительности, смелости,

                                      правдивости.

10.Тип урока                 урок обобщения и систематизации знаний

11.Формы работы учащихся:   групповая, индивидуальная, в парах

12.Необходимое техническое оборудование: мультимедийная презентация, индивидуальные карточки для теста, картинки утки и лягушки, конверты с индивидуальным заданием.



























































  1. Организационный момент.

Дети заходят в класс.

- Добрый день, всем! Для начала давайте встанем по кругу.

(дети становятся по кругу)

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Карина Игоревна. А для того, чтобы познакомиться с вами я предлагаю каждому из вас на счёт 3-4 громко произнести своё имя. Готовы? Три-четыре!

(дети называют свои имена)

- Отлично. А сейчас прошу вас повторять всё за мной.

Начинаем ровно в срок

Увлекательный урок

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Пусть сегодня для нас всех

На урок придёт успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей.

Я желаю всем удачи

И успешности в придачу!


- Ну, что ж, ребята, сегодня мы проведём вместе урок литературного чтения. Работать будем в группах. Я уверена, что каждый из вас уже обратил внимание на расположение столов и на то, что на каждом столе лежат шляпы определённого цвета.

- Сейчас я предлагаю вам определить группу, в которой вы будете работать. В этом вам поможет волшебная шляпа. В ней находятся ленточки четырёх цветов. Опустите руку в шляпу и вытащите одну ленточку. Затем, займите место за тем столом, на котором находится шляпа того же цвета. (дети достают ленточки и садятся за столы).

- Я вижу, что все заняли свои места. По правилам групповой работы, каждой группе необходимо выбрать командира, т.е. человека, который будет контролировать действия всей группы, и следить за дисциплиной. Готовы ли вы отправиться в путешествие за новыми знаниями?

Стадия «Вызов»

Приём «Ассоциации»

- Ребята, а какие ассоциации у вас возникают при слове «путешествие»?

- Подберите синонимы к слову «путешественник»? (ответы детей)

- Внимание на экран! (синонимы)

- Как вы думаете, путешествовать могут только люди?

- На чём можно отправиться в путешествие?

Определение темы урока.

- Предлагаю вашему вниманию загадку, которая поможет назвать интересного путешественника с необычным способом передвижения, а так же тему урока.

В это сказке ради шутки

Замечательные утки

Понесли с собой на юг

Позабывшую испуг.

Как зовётся их подружка?

Да, конечно же (лягушка)

- Итак, какому произведению мы посвятим урок?

(Лягушка – путешественница)

- Знакомо ли вам это произведение?

- Тогда, выберите наиболее подходящую цель сегодняшнего урока. (обобщить знания)

- Назовите автора произведения. (Всеволод Гаршин)

- Назовите действующих лиц. (утки и лягушки)

- Внимание! Задание для командиров белой и чёрной шляп. Прошу выйти вас к доске.

Ваша задача: собрать как можно больше информации о лягушках. Для этого уберите в сторону все неверные утверждения. Верные утверждения вы должны будете прочитать. (Аналогично про уток.) См.приложение 1.

-Командиры красной и жёлтой шляп, ваше задание находится на карточках (Назовите какими связями (положительными или негативными) связаны лягушки и утки в сообществе). Прочитайте внимательно вопрос и через 1 минуту попробуйте дать на него ответ. См. Приложение 2.

Остальной класс работает с сигнальными табличками.

- У вас на столах лежат сигнальные карточки трех цветов. Для данной работы вам понадобятся два цвета – красный и зелёный. Возьмите их в руки. Я буду читать вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли вы…». Если верите – поднимите зелёную карточку, если не верите – красную. Задание всем понятно?

Верите ли вы:

  • Что история с лягушкой произошла осенью?

  • Что утки не стали есть лягушку, потому что она была слишком велика?

  • Лягушка пришла в восторг, когда утки рассказали ей про юг?

  • Что лягушка отправилась в путешествие с утками?

  • Верите ли вы, что идея взять с собой на юг лягушку придумали утки?

  • Что лягушка, держась лапками за прутик, полетела вместе с утками в теплые края?

  • Что путешественница долетела до юга вместе с утками?

- Как вы думаете, эта история произошла на самом деле? Почему?

- К какому жанру отнесем это произведение?

- Вы отлично справились с заданием. Сейчас слово нашим командирам групп.

- Какие утверждения о жизни лягушек вы посчитали «верными»?

- Какие утверждения о жизни уток вы посчитали «верными»?

- Командир красной шляпы прочитайте вопрос. Так как связаны лягушки и утки в сообществе?

- Как на этот же вопрос ответил командир жёлтой шляпы?

Физминутка.

Мы весёлые лягушки

мы зелёные подружки

рано утром умывались

полотенцем обтирались

ручками хлопали

ножками топали

влево, вправо наклонялись

и обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет

Всем друзьям: « Физкульт – привет»!

Стадия «Осмысления»

- Ну что ж, пришло время надеть шляпы, которые лежат на ваших столах. Существует легенда о том, что надевая шляпу определённого цвета, мы принимаем на себя ту роль, которую она предполагает. Таким образом, задание для групп :

Белая шляпа – собирает только факты, т.е.ваша задача найти описание лягушки в тексте, составить словесный портрет, перечислить все факты о её жизни и о том, какая история с ней произошла.

Жёлтая шляпа – позитив. Ваша задача: выделите положительные черты характера лягушки, найдите в тексте выражения и слова, которые автор использует для того, чтобы показать своё положительное отношение к лягушке, а также положительное отношение уток к ней и самой лягушки к себе.

Чёрная шляпа – критика. Ваша задача: выделите все отрицательные черты характера лягушки, найдите в тексте слова, которые подчёркивают негативное отношение автора к лягушке. Объясните, как характеризуют лягушку слова: шлёпнулась, бултыхнулась, полетела вверх тормашками.

Красная шляпа – чувства и эмоции. Ваша задача: Рассказать о том, какие чувства и эмоции испытывает автор к героине в различных ситуациях, какие чувства испытывают к ней утки, люди, лягушки на болоте, и, конечно же, какие чувства и эмоции вызывает лягушка у вас.

См. приложение 3.

- На выполнение этого задания я даю вам 6 минут. Можете приступать. Если у вас возникнут вопросы, вы можете обраться ко мне. Время пошло.

(дети работают в группах).

- Время вышло. На сообщение даю каждой команде по одной минуте. Начнём с белой шляпы. Пожалуйста, какую информацию нашли вы. (аналогично остальные шляпы).

- Ну, что ж ребята, вы отлично поработали. Сейчас, я предлагаю вам снять свои шляпы и надеть зелёные. Зелёная шляпа – творческая. Она приготовила для вас сюрприз, но, чтобы его заслужить, необходимо поработать.

Задание для всех групп: придумайте своё окончание сказки. (2-3 минуты). Чья группа придумает самый интересный финал сказки и заберёт подарок. Время пошло.

Выслушиваются ответы детей.

Стадия «Рефлексия».

- Скажите ребята, какие отрицательные черты характера хотел показать нам автор?

- Чему научила вас эта сказка?

- К сожалению, наш урок подходит к концу. Оценим нашу работу. Для этого нам понадобятся таблички.

Красный цвет - группа работала отлично.

Зелёный цвет - группа работала не очень хорошо.

Синий цвет - группа вообще не справилась с заданиями.

Дайте оценку своей работе в группе:

«!» - я работал очень хорошо, всё было понятно;

«?» - я работал плохо, многие задания были непонятны;

«…» - я хочу продолжения.

- Придумаем стихотворение для оценки урока. Стихотворение должно состоять из пяти строк:

УРОК

1 – существительное

2 – 2 прилагательных

3 – 3 глагола

4 – ваше отношение к уроку

5 – синоним













Дополнительный материал для учителя.

Белая шляпа (факты)

Найдите описание лягушки в тексте. Составьте словесный портрет лягушки. (лакированная спинка, большая и толстая (утки не станут её есть, большую и толстую квакушку), лупоглазая ( высунула из воды свою лупоглазую голову), осторожная ( спросила, потому что была осторожна), уверенная в себе (я, наверное, придумаю что-нибудь хорошее),

- где жила лягушка? ( в болоте)

- как жилось лягушке в болоте? (благополучно)

- что делала лягушка, живя на болоте? (ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами)

- чем наслаждалась лягушка, сидя однажды на сучке высунувшейся коряги? (наслаждалась тёплым мелким дождём)

- о чём думала лягушка, сидя на сучке коряги? («Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода»)

- кого однажды лягушка увидела на болоте? (Лягушка увидела уток)

- Куда летели утки? (утки летели на юг)

- Что интересного утки рассказали лягушке про юг? (Хорошо на юге! Теперь там тепло! Там есть такие славные болота! Какие там червяки! Что там целые тучи комаров и мошек!)

- Что решила сделать лягушка, после рассказа уток о юге? (решила полететь с ними «Возьмите меня с собой»)

- Что придумала лягушка для того, чтобы отправиться с утками на юг? (она предложила двум уткам взять в клювы прутики, а она прицепилась за него)

- Что придумала лягушка, чтобы видеть всё вокруг? (Лягушка прицепилась головой и спинкой вперед, а брюшком назад)

























Жёлтая шляпа (позитив)

- Найдите в тексте выражения и слова, которые автор использует для того, чтобы передать своё положительное отношение к лягушке.

Автор любит её, он ею восхищается, она ему нравится

Доказательством являются слова:

«наслаждалась, какая прекрасная, восхитительно, приятно нежилась, пришла в восторг

- Как вы относитесь к лягушке? Почему?

- Какие положительные черты характера вы бы отметили у лягушки? (находчивость, сообразительность, жизнерадостная, любопытная)

- Как относятся утки в лягушке? (они восторгаются её умом «Её ум привёл уток в такой восторг, что они единодушно согласились нести её, хвалят её: «удивительно умная голова наша лягушка, даже между утками мало таких найдётся)

- как лягушка относится сама к себе? (она радуется и гордится «Она смотрела назад и немного вверх, но кое-что всё-таки видела и радовалась и гордилась: Вот как я превосходно придумала)



Чёрная шляпа (негатив, критика)

Как относитесь к ней вы?

Какие отрицательные черты видит автор в лягушке? Найдите в тексте слова.

Как характеризуют лягушку слова: шлёпнулась, бултыхнулась, полетела вверх тормашками?



Какие чувства испытывает автор к героине?

Какие чувства испытывает лягушка к самой себе?

Какие чувства испытываете к лягушке вы?

Какие чувства испытывает утки?

Какие чувства испытывает люди?

Какие чувства испытывают лягушки на болоте ?











Просмотр содержимого документа
«приложение»

Приложение 3.

Сухой воздух для лягушек очень полезен.

При понижении температуры лягушка становится более активна.

Тон окраса лягушки зависит от погоды.

Если пищи становится недостаточно, лягушка мигрирует в другие места.

Лягушки, которые живут во влажных зарослях травы, леса имеют более тёмный окрас, чем те, которые живут на открытых сухих местностях.

Зимуют лягушки в ямах, норках грызунов, кучах листвы, под камнями, в старых пнях, подвалах.


С наступлением осенних холодов лягушки прячутся под воду.

Молодые лягушки могут стать жертвами других более крупных видов лягушек.

Лягушки питаются мухами, комарами, оводами.


Лягушки – это бесхвостые земноводные.



Дикие утки относятся к семейству утиных.

Утки населяют водоёмы только с пресной водой.

Утки— птицы с широким, обтекаемым телом, горизонтально сплюснутым клювом и лапами с ластообразными перепонками.

Оперение у уток плотное и снаружи полностью водонепроницаемое. 

Утки, которых несколько дней насильно держат без купания, могут утонуть при первом же попадании на воду либо будут плавать неэффективно.

Стряхнув с перьев воду, утки смазывают их жиром, выдавливая его из копчиковой железы и затем клювом наносят по всему телу.

Хорошо развитые грудные мышцы, придающие телу приземистый вид, позволяют птицам очень быстро летать, делая частые взмахи крыльями.

Утки питаются только растительностью.




Задание:

Как вы думаете, какими связями (позитивными или негативными) связаны лягушки и утки в сообществе?



Задание:

Как вы думаете, какими связями (позитивными или негативными) связаны лягушки и утки в сообществе?





















Белая шляпа.

Опишите внешность лягушки.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Где жила лягушка? __________________________________________

- Как жилось лягушке в болоте? _________________________________

- Что делала лягушка, живя на болоте? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Чем наслаждалась лягушка, сидя однажды на сучке высунувшейся коряги? ______________________________________________________

- О чём думала лягушка, сидя на сучке коряги? __________________________________________________________________________________________________________________________

- Кого однажды лягушка увидела на болоте? ______________________

- Куда летели утки? ___________________________________________

- Что интересного утки рассказали лягушке про юг? __________________________________________________________________________________________________________________________

- Что решила сделать лягушка, после рассказа уток о юге? __________________________________________________________________________________________________________________________

- Что придумала лягушка для того, чтобы отправиться с утками на юг? __________________________________________________________________________________________________________________________

- Что придумала лягушка, во время полёта, чтобы видеть всё вокруг?

- Что произошло с лягушкой из-за её любопытства? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________













Жёлтая шляпа (позитив)

- Автор положительно отношено относится к лягушке. Доказательством являются слова:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Какие положительные черты характера вы бы отметили у лягушки? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Найдите в тексте слова, которые подтверждают, что утки хорошо относились к лягушке.

- Найдите в тексте слова, которые подтверждают, что сама лягушка к себе хорошо относится.











































Чёрная шляпа (негатив, критика)

Какие отрицательные черты видит автор в лягушке? Найдите в тексте слова. Запишите.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Назовите отрицательные черты характера лягушки.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Как характеризуют лягушку слова: шлёпнулась, бултыхнулась, полетела вверх тормашками?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









































Красная шляпа (эмоции и чувства)



Какие чувства испытывает автор к героине?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие чувства испытывает лягушка к самой себе? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие чувства испытывает утки?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие чувства испытывает люди?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие чувства испытывают лягушки на болоте ?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие чувства испытываете к лягушке вы?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!