МБОУ СОШ №43
Конспект открытого урока
по литературному чтению (4 класс)
Тема: «Образ героя – животного в авторской сказке
В. М. Гаршина «Лягушка – путешественница»».
![](https://fhd.multiurok.ru/5/3/2/532f99cdde1897dea364d417358604570c777171/phpdx2WQi_Konspekt-uroka-Lyagushka---puteshestvennica_0_1.jpeg)
Подготовила : учитель начальных классов Борадзова К.И.
Владикавказ
1.ФИО Борадзова Карина Игоревна
2.Место работы МБОУ СОШ №43
3.Должность Учитель начальных классов
4.Предмет Литературное чтение
5.Класс 4
6.Тема: «Образ героя – животного в авторской сказке В. М. Гаршина «Лягушка – путешественница».
7.Базовый учебник Литературное чтение, Л.А. Ефросинина
8.Цель урока: формировать представление учащихся об особенностях жанра литературной сказки о животных
9.Задачи:
- обучающие учить давать характеристику герою сказки,
используя метод шести шляп
-развивающие развитие творческих способностей, связной
речи, памяти;
-воспитательные содействовать воспитанию нравственных качеств:
находчивости сообразительности, смелости,
правдивости.
10.Тип урока урок обобщения и систематизации знаний
11.Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, в парах
12.Необходимое техническое оборудование: мультимедийная презентация, индивидуальные карточки для теста, картинки утки и лягушки, конверты с индивидуальным заданием.
Организационный момент.
Дети заходят в класс.
- Добрый день, всем! Для начала давайте встанем по кругу.
(дети становятся по кругу)
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Карина Игоревна. А для того, чтобы познакомиться с вами я предлагаю каждому из вас на счёт 3-4 громко произнести своё имя. Готовы? Три-четыре!
(дети называют свои имена)
- Отлично. А сейчас прошу вас повторять всё за мной.
Начинаем ровно в срок
Увлекательный урок
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Пусть сегодня для нас всех
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей.
Я желаю всем удачи
И успешности в придачу!
- Ну, что ж, ребята, сегодня мы проведём вместе урок литературного чтения. Работать будем в группах. Я уверена, что каждый из вас уже обратил внимание на расположение столов и на то, что на каждом столе лежат шляпы определённого цвета.
- Сейчас я предлагаю вам определить группу, в которой вы будете работать. В этом вам поможет волшебная шляпа. В ней находятся ленточки четырёх цветов. Опустите руку в шляпу и вытащите одну ленточку. Затем, займите место за тем столом, на котором находится шляпа того же цвета. (дети достают ленточки и садятся за столы).
- Я вижу, что все заняли свои места. По правилам групповой работы, каждой группе необходимо выбрать командира, т.е. человека, который будет контролировать действия всей группы, и следить за дисциплиной. Готовы ли вы отправиться в путешествие за новыми знаниями?
Стадия «Вызов»
Приём «Ассоциации»
- Ребята, а какие ассоциации у вас возникают при слове «путешествие»?
- Подберите синонимы к слову «путешественник»? (ответы детей)
- Внимание на экран! (синонимы)
- Как вы думаете, путешествовать могут только люди?
- На чём можно отправиться в путешествие?
Определение темы урока.
- Предлагаю вашему вниманию загадку, которая поможет назвать интересного путешественника с необычным способом передвижения, а так же тему урока.
В это сказке ради шутки
Замечательные утки
Понесли с собой на юг
Позабывшую испуг.
Как зовётся их подружка?
Да, конечно же (лягушка)
- Итак, какому произведению мы посвятим урок?
(Лягушка – путешественница)
- Знакомо ли вам это произведение?
- Тогда, выберите наиболее подходящую цель сегодняшнего урока. (обобщить знания)
- Назовите автора произведения. (Всеволод Гаршин)
- Назовите действующих лиц. (утки и лягушки)
- Внимание! Задание для командиров белой и чёрной шляп. Прошу выйти вас к доске.
Ваша задача: собрать как можно больше информации о лягушках. Для этого уберите в сторону все неверные утверждения. Верные утверждения вы должны будете прочитать. (Аналогично про уток.) См.приложение 1.
-Командиры красной и жёлтой шляп, ваше задание находится на карточках (Назовите какими связями (положительными или негативными) связаны лягушки и утки в сообществе). Прочитайте внимательно вопрос и через 1 минуту попробуйте дать на него ответ. См. Приложение 2.
Остальной класс работает с сигнальными табличками.
- У вас на столах лежат сигнальные карточки трех цветов. Для данной работы вам понадобятся два цвета – красный и зелёный. Возьмите их в руки. Я буду читать вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли вы…». Если верите – поднимите зелёную карточку, если не верите – красную. Задание всем понятно?
Верите ли вы:
Что история с лягушкой произошла осенью?
Что утки не стали есть лягушку, потому что она была слишком велика?
Лягушка пришла в восторг, когда утки рассказали ей про юг?
Что лягушка отправилась в путешествие с утками?
Верите ли вы, что идея взять с собой на юг лягушку придумали утки?
Что лягушка, держась лапками за прутик, полетела вместе с утками в теплые края?
Что путешественница долетела до юга вместе с утками?
- Как вы думаете, эта история произошла на самом деле? Почему?
- К какому жанру отнесем это произведение?
- Вы отлично справились с заданием. Сейчас слово нашим командирам групп.
- Какие утверждения о жизни лягушек вы посчитали «верными»?
- Какие утверждения о жизни уток вы посчитали «верными»?
- Командир красной шляпы прочитайте вопрос. Так как связаны лягушки и утки в сообществе?
- Как на этот же вопрос ответил командир жёлтой шляпы?
Физминутка.
Мы весёлые лягушки
мы зелёные подружки
рано утром умывались
полотенцем обтирались
ручками хлопали
ножками топали
влево, вправо наклонялись
и обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет
Всем друзьям: « Физкульт – привет»!
Стадия «Осмысления»
- Ну что ж, пришло время надеть шляпы, которые лежат на ваших столах. Существует легенда о том, что надевая шляпу определённого цвета, мы принимаем на себя ту роль, которую она предполагает. Таким образом, задание для групп :
Белая шляпа – собирает только факты, т.е.ваша задача найти описание лягушки в тексте, составить словесный портрет, перечислить все факты о её жизни и о том, какая история с ней произошла.
Жёлтая шляпа – позитив. Ваша задача: выделите положительные черты характера лягушки, найдите в тексте выражения и слова, которые автор использует для того, чтобы показать своё положительное отношение к лягушке, а также положительное отношение уток к ней и самой лягушки к себе.
Чёрная шляпа – критика. Ваша задача: выделите все отрицательные черты характера лягушки, найдите в тексте слова, которые подчёркивают негативное отношение автора к лягушке. Объясните, как характеризуют лягушку слова: шлёпнулась, бултыхнулась, полетела вверх тормашками.
Красная шляпа – чувства и эмоции. Ваша задача: Рассказать о том, какие чувства и эмоции испытывает автор к героине в различных ситуациях, какие чувства испытывают к ней утки, люди, лягушки на болоте, и, конечно же, какие чувства и эмоции вызывает лягушка у вас.
См. приложение 3.
- На выполнение этого задания я даю вам 6 минут. Можете приступать. Если у вас возникнут вопросы, вы можете обраться ко мне. Время пошло.
(дети работают в группах).
- Время вышло. На сообщение даю каждой команде по одной минуте. Начнём с белой шляпы. Пожалуйста, какую информацию нашли вы. (аналогично остальные шляпы).
- Ну, что ж ребята, вы отлично поработали. Сейчас, я предлагаю вам снять свои шляпы и надеть зелёные. Зелёная шляпа – творческая. Она приготовила для вас сюрприз, но, чтобы его заслужить, необходимо поработать.
Задание для всех групп: придумайте своё окончание сказки. (2-3 минуты). Чья группа придумает самый интересный финал сказки и заберёт подарок. Время пошло.
Выслушиваются ответы детей.
Стадия «Рефлексия».
- Скажите ребята, какие отрицательные черты характера хотел показать нам автор?
- Чему научила вас эта сказка?
- К сожалению, наш урок подходит к концу. Оценим нашу работу. Для этого нам понадобятся таблички.
Красный цвет - группа работала отлично.
Зелёный цвет - группа работала не очень хорошо.
Синий цвет - группа вообще не справилась с заданиями.
Дайте оценку своей работе в группе:
«!» - я работал очень хорошо, всё было понятно;
«?» - я работал плохо, многие задания были непонятны;
«…» - я хочу продолжения.
- Придумаем стихотворение для оценки урока. Стихотворение должно состоять из пяти строк:
УРОК
1 – существительное
2 – 2 прилагательных
3 – 3 глагола
4 – ваше отношение к уроку
5 – синоним
Дополнительный материал для учителя.
Белая шляпа (факты)
Найдите описание лягушки в тексте. Составьте словесный портрет лягушки. (лакированная спинка, большая и толстая (утки не станут её есть, большую и толстую квакушку), лупоглазая ( высунула из воды свою лупоглазую голову), осторожная ( спросила, потому что была осторожна), уверенная в себе (я, наверное, придумаю что-нибудь хорошее),
- где жила лягушка? ( в болоте)
- как жилось лягушке в болоте? (благополучно)
- что делала лягушка, живя на болоте? (ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами)
- чем наслаждалась лягушка, сидя однажды на сучке высунувшейся коряги? (наслаждалась тёплым мелким дождём)
- о чём думала лягушка, сидя на сучке коряги? («Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода»)
- кого однажды лягушка увидела на болоте? (Лягушка увидела уток)
- Куда летели утки? (утки летели на юг)
- Что интересного утки рассказали лягушке про юг? (Хорошо на юге! Теперь там тепло! Там есть такие славные болота! Какие там червяки! Что там целые тучи комаров и мошек!)
- Что решила сделать лягушка, после рассказа уток о юге? (решила полететь с ними «Возьмите меня с собой»)
- Что придумала лягушка для того, чтобы отправиться с утками на юг? (она предложила двум уткам взять в клювы прутики, а она прицепилась за него)
- Что придумала лягушка, чтобы видеть всё вокруг? (Лягушка прицепилась головой и спинкой вперед, а брюшком назад)
Жёлтая шляпа (позитив)
- Найдите в тексте выражения и слова, которые автор использует для того, чтобы передать своё положительное отношение к лягушке.
Автор любит её, он ею восхищается, она ему нравится
Доказательством являются слова:
«наслаждалась, какая прекрасная, восхитительно, приятно нежилась, пришла в восторг
- Как вы относитесь к лягушке? Почему?
- Какие положительные черты характера вы бы отметили у лягушки? (находчивость, сообразительность, жизнерадостная, любопытная)
- Как относятся утки в лягушке? (они восторгаются её умом «Её ум привёл уток в такой восторг, что они единодушно согласились нести её, хвалят её: «удивительно умная голова наша лягушка, даже между утками мало таких найдётся)
- как лягушка относится сама к себе? (она радуется и гордится «Она смотрела назад и немного вверх, но кое-что всё-таки видела и радовалась и гордилась: Вот как я превосходно придумала)
Чёрная шляпа (негатив, критика)
Как относитесь к ней вы?
Какие отрицательные черты видит автор в лягушке? Найдите в тексте слова.
Как характеризуют лягушку слова: шлёпнулась, бултыхнулась, полетела вверх тормашками?
Какие чувства испытывает автор к героине?
Какие чувства испытывает лягушка к самой себе?
Какие чувства испытываете к лягушке вы?
Какие чувства испытывает утки?
Какие чувства испытывает люди?
Какие чувства испытывают лягушки на болоте ?