СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по обществознанию "Нации и межнациональные отношения" (8 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели  урока: создать на уроке условия для

- изучения учащимися таких понятиях, как этническая группа, национальность;  рассмотрения на исторических примерах причин и сути межнациональных  конфликтов и пути их разрешения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по обществознанию "Нации и межнациональные отношения" (8 класс)»

Конспект открытого урока по обществознанию

Автор - Огиенко Яна Викторовна

ГОУ ЛНР Семейкинская СОШ – ДС № 31

simeykino@rambler.ru

8 класс

Тема: Нации и межнациональные отношения

Цели урока: создать на уроке условия для

- изучения учащимися таких понятиях, как этническая группа, национальность; рассмотрения на исторических примерах причин и сути межнациональных конфликтов и пути их разрешения;

 - развития умения анализировать ситуации и факты, выражать собственную позицию по проблеме, а так же умения формулировать правила поведения при общении между представителями различных этнических групп.

 – воспитания уважительного отношения к людям другой национальности, в тоже время патриотических чувств к своей Родине.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок-практикум.

Новые понятия: этносы, племя, народность, нация, дифференциация, интеграция, межнациональные отношения, межнациональные конфликты.

Ход урока

  1. Организационная часть: приветствие, позитивный настрой на работу на уроке.

Эпиграф:

Бывать в обществе просто скучно.

А быть вне общества — уже трагедия.

Оскар Уайльд

Общественное мнение правит людьми.

Блез Паскаль


  1. Мотивация учебной деятельности

Учитель: Притча «Пять мудрецов заблудились в лесу»

Первый сказал: «Я пойду влево — так подсказывает моя интуиция». Второй сказал: «Я пойду вправо — недаром считается, что «право» от слова «прав». Третий сказал: «Я пойду назад — мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из лесу». Четвертый сказал: «Я пойду вперед — надо двигаться дальше, лес непременно закончится, и откроется что-то новое». Пятый сказал: «Вы все не правы. Есть лучший способ. Подождите меня». Он нашел самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись — каждый в свою сторону. Сверху он увидел, куда надо идти, чтобы быстрее выйти из лесу. Теперь он даже мог сказать, в какой очередности доберутся до края леса другие мудрецы. Он поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь. Он оказался над проблемой и решил задачу лучше всех! Он знал, что все сделал правильно. А другие — нет. Они были упрямы, они его не послушали. Он был настоящим мудрецом!

Но это не все — потому что…

Он ошибался.

  1. Проверка домашнего задания:

Учитель: Дома вы изучали параграф 11 о социальных статусах и ролях

Фронтальный опрос:

Проверка знаний и умений:

  1. Что такое социальный статус?

  2. Что обозначает социальный статус личности?

  3. Какие виды социальных статусов существуют?

  4. Что такое социальная роль?

  5. Что такое поколение?

  6. В чем вы видите причины конфликтов между поколениями?

Предполагаемые ответы:

  • Социальный статус – это социальна позиция человека в обществе с характерными для нее правами и обязанностями. Национальность, возраст, пол, образование, место работы, доход и т.д.

  • Приписываемые и приобретенные. Первые даны от рождения (пол), вторые приобретаются в результате действий человека

  • Социальная роль - это ожидаемая модель поведения человека, зависящая от статуса. 

Поколение – группа людей примерно в рамках тридцатилетнего периода. Влияние технического прогресса, возросла социальная мобильность, более сложная общественная жизнь. Человек не может понять социальную роль до тех пор, пока сам в ней не окажется.

2. Вопрос для обсуждения в группах: На примере жизни своих родителей, дедушек и бабушек по­кажите, как изменялось их социальное положение. С какими об­стоятельствами были связаны эти изменения?

3. Ответьте «да» или «нет».

1)   Социальная стратификация - совокупность статусов и ролей. (Нет.)

2)   Социальный состав населения - совокупность больших со­циальных групп. (Да.)

з) В социальной стратификации все статусы равны и связаны между собой функционально. (Нет.)

4)   Социальная структура возникает по поводу общественного разделения труда. (Нет.)

5)   Институт собственности относится к экономическим инсти­тутам. (Да.)

4. Дома вы подготовили примеры социальных конфликтов и пути их решения. Учащиеся по желанию анализируют выбранные ими ситуации.

IV. Актуализация опорных знаний

На основе межпредметных связей с историей Древнего мира (эволюция человека и общества).

IV. Изучение нового материала.

Учитель: Откроем тетради и запишем тему нашего урока: «Нации и межнациональные отношения».

Объяснение учителя:

Этносы — большие группы людей, выделяемые на основе общности культуры, языка, сознания нерасторжимости исторической судьбы. Социальные общности, выделяемые по этническому признаку, многообразны. Прежде всего, это племена, народности и нации.

Племя – этническая и социальная общность людей, связанных родовыми отношениями, культурой, языком и самоназванием.

Народность – общность людей, исторически сложившаяся в процессе разложения племенных отношений на базе единства языка и территории и развивающейся общности экономической жизни и культуры.

Нация - этническое образование, возникшее на основе языковой, территориальной, культурной, экономической, социально-психологической общности. Нации наи­более характерны для современ­ного мира, в котором существует не менее двух тысяч различных этносов.

Характер национальных отношений определяют две взаимосвязанные тенденции: к дифференциации и к интеграции. Каждая нация стремится к саморазвитию, к сохранению национального своеобразия, языка, культуры. Эти стремления реализуются в процессе их дифференциации (разделения), которая может принимать норму борьбы за национальное самоопределение и создание самостоятельного национального государства. С другой стороны, саморазвитие наций в условиях современного мира невозможно без их тесного взаимодействия, сотрудничества, обмена культурными ценностями, преодоления отчуждения, поддержания взаимовыгодных контактов. Тенденция к интеграции (объединению) усиливается в связи с необходимостью решения глобальных проблем, стоящих   перед   человечеством,   с успехами научно-технической  революции. Необходимо иметь в виду, эти тенденции взаимосвязаны: многообразие национальных культур не ведет к их изоляции, а сближение наций не означает исчезновения различий между ними. Межнациональные отношения  материя особенно тонкая. Нарушение или ущемление национальных интересов, дискриминация (умаление прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола и т.п.) отдельных наций порождают чрезвычайно сложные проблемы и конфликты.
Определения и схемы учащиеся записывают в тетрадь

Объяснение учителя:

История отношений между народностями и нациями сложна и драматична. Нередко между ними возникали кровавые распри. Какие национальные конфликты вам известны?

Говоря об отношении к истории и традициям других народов, следует привести исторический пример – фашистская Германия. Немецкие нацисты задумали истребить целые народы или значительную их часть (русские, украинцы, евреи, поляки). Преступные действия нацистов поломали судьбы миллионов семей, принесли несчастье бесчисленному множеству людей.

Межнациональные отношения  материя особенно тонкая. Нарушение или ущемление национальных интересов, дискриминация (умаление прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола и т.п.) отдельных наций порождают чрезвычайно сложные проблемы и конфликты. В современном мире, в том числе и в России, существуют межнациональные конфликты, вызванные различными причинами:  территориальными спорами  исторически   возникшей   напряженностью в отношениях между народами;  политикой    дискриминации проводимой  господствующей нацией в отношении малых наций народов;  попытками национальных политических элит использовать национальные чувства в целях собственной популярности;  стремлением народов к выходу из многонационального государства и к созданию собственной государственности. Следует иметь в виду, что международное сообщество при решении межнациональных конфликтов исходит из:  приоритета государственной целостности,  нерушимости сложившихся границ,   недопустимости сепаратизма и связанного с ним насилия. При решении межнациональных конфликтов необходимо соблюдение гуманистических принципов политики в области  национальных отношений:  отказа от насилия и принуждения  поиска согласия на основе консенсуса (согласия без формального голосования) всех участников;  признания прав и свобод человека важнейшей ценностью;  готовности к мирному урегулированию спорных проблем.

Определения и схемы учащиеся записывают в тетрадь

VI. Обобщение и систематизация знаний.

  1. Какие национальные традиции вы знаете? Можно привести пример любой страны.

  2. На основе изученного материала попробуйте сформулировать правила, которых следует придерживаться в отношениях между людьми разных национальностей.

Ответ:

  • Равноправие сторон

  • Толерантное отношение к оппоненту

  • Уважение к традициям и обычаям нации, к которой принадлежи оппонент.

Задания для закрепления вгруппах.

  • 1-    я            группа - с. 134, вопрос 3.

  • 2-    я            группа - с. 134, вопрос 5.

  • 3-    я            группа - с. 134, вопрос 6.

  • 4-    я            группа - с. 134, вопрос 9.


VII. Подведение итогов урока. Оценки за урок.

VIII. Д/З: § 12 читать, заучить определения и схемы, подготовить примеры межнациональных конфликтов.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!