СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по русскому языку в старших классах на тему «Работа с текстом в рамках подготовки к ЕГЭ»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вид урока: интегрированный урок развития речи по русскому языку, литературе.

Цель урока: совершенствование умений и навыков работы над текстом (работать с проблемой, набрать рабочий материал для сочинения)

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по русскому языку в старших классах на тему «Работа с текстом в рамках подготовки к ЕГЭ»»

Конспект открытого урока по русскому языку в старших классах

на тему «Работа с текстом в рамках подготовки к ЕГЭ»

Вид урока: интегрированный урок развития речи по русскому языку, литературе.

Цель урока: совершенствование умений и навыков работы над текстом (работать с проблемой, набрать рабочий материал для сочинения)

Задачи:

Образовательные:  формирование навыков определять тип и стиль речи и умений находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка, характерных для публицистического стиля, подготовка к написанию сочинения - рассуждения по прочитанному тексту.

Развивающие: развивать интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, критически анализировать информацию, аргументировать собственную позицию; развивать речевые навыки учащихся, их творческие способности, интеллект.

Воспитательные: формирование гражданской позиции по общественно важным проблемам современности; воспитание чувства сопричастности и ответственности за мир вокруг нас; воспитывать патриотизм, чувство национальной достоинства

Структура урока:

I. Организационный момент. Презентация темы, цели и задач урока. Создание положительного эмоционального настроя.

II. Актуализация полученных ранее знаний.

III. Смысловой, языковой анализ текста.

IV. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия

ХОД УРОКА.

Здравствуйте, ребята. Подготовиться к написанию сочинения на основе прочитанного текста. При работе с предложенным текстом собрать как можно больше рабочего материала, который пригодится при написании сочинения. Откройте тетради, запишите число классная работа.

Словарная работа

Сегодня мы познакомимся с новым словом СИНКВЕЙН

В течение урока каждый попробует в тетради составить свой синквен по тексту, посвященному интересной и очень важной теме. А какой, вы узнаете по эпиграфу:

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям.

Давайте, люди, никогда об этом не забудем. (А. Т. Твардовский)

- Итак, как вы думаете, на какую тему у нас сегодня пойдет разговор? Да, о войне.

В далёкое прошлое уходят суровые годы войны, и в наши дни можно часто услышать вопрос: «Зачем снова говорить о войне, которая была более чем 70 лет назад?» Но правы ли мы будем, забыв об уроках войны, о тех, кто защищал Родину?

Память о войне. Она не стирается, не тускнеет с годами. Вот почему эпиграфом к уроку стали строки стихотворения А. Твардовского:

- Какой вы представляете себе войну? (страшной, жестокой, ужасной)

- По каким источникам знаете о ней? (по фильмам и книгам, рассказам прадедушек)

Самая жестокая и кровопролитная война в истории человечества. И память о всех погибших и выживших как святыню пронесут в своих книгах писатели-фронтовики. Почему же многие писатели продолжают рассказывать о ней?

Ответ на этот вопрос даёт писатель Юрий Бондарев. Прочитайте его высказывание: «Книги о войне неотразимо воздействует на нашу память, как кровоточащие зарубки высокого духа».

Одной из них стала его книга «Мгновения». Сегодня мы будем работать с текстом из этой книги. Несколько слов о Юрии Бондареве (1924 – жив по н. вр.)

Герой Соц. труда, лауреат Ленинской премии, лауреат Гос. премий СССР и РСФСР, член Академии российской словесности, почетный член Пушкинской академии. В годы ВОв писатель в качестве артиллериста прошёл длинный путь от Сталинграда до Чехословакии. После войны он учился в Литер. институте.Широкую известность принесли писателю книги о войне: "Батальоны просят огня", "Горячий снег" (1969 год), "Берег" (1975 год), "Выбор" (1980 год), сборник рассказов"Мгновения" (1978 год).

Знакомство с текстом Ю. Бондарева из книги “Мгновения”.

Важнейшим условием успешного написания сочинения является правильное понимание исходного текста. Если вы правильно поймете текст – это уже 50 % успеха

Вспомним основной признак текста - информативность.

Любой текст содержит информацию:1) каком-либо факте, событии, человеке;

2) цели его создания;

3)об авторе (его отношении к поднятым проблемам)

Если вы сумеете научится «вычитывать» эту информацию, то правильно поймете текст.

- О чем же этот текст? Какова тема этого текста?

1.война- это безумие

2. что мы должны помнить о тех, кто защищал нас с вами

3. мечта вернуться в мирное время.

Выделим ключевые слова: война, память, мир, героизм.

Работаем над синквейном

1 строка – война

2строка – кровопролитная

3строка –

4 строка – я ненавижу войну

5строка – ужас, страдание, безумие

.Формулировка проблемы

Итак, мы определили тему текста и выделили значимую для понимания текста информацию. Теперь нам необходимо отобрать информацию необходимую для написания сочинения и первый наш шаг «Формулирование одной из проблем, поставленных автором текста».

  • Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить проблемы, задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор? Так какие же проблемы поднимает автор? Сформулируйте их

проблема о войне: влияние войны на судьбы людей

проблема памяти

проблема героизма

Составление комментария проблемы.

Давайте вспомним, что такое комментарий?

  • Комментарий должен опираться на текст. Для автора эта проблема важна (пр.№ 21)

- На каком жизненном материале строится текст? (Автор делится увиденным им во время В.О. войны)

-Каково авторское отношение к проблеме? Как выражено отношение автора к проблеме? (Он старается привлечь внимание читателя к проблеме, используя ряд риторических вопросов. Его волнует то, о чем он пишет)

Формулировка позиции автора.

 Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы

Справка «Как может быть выражена авторская позиция»

-Какова же авторская позиция? (война – жесточайшая школа)

-В каком предложении авторская точка зрения звучит отчетливо?

Формулировка собственной позиции.

Аргументация собственной позиции ( трудная часть работы)

Трудность объясняется не тем, что вы мало знаете, а отсутствием умения собрать воедино свои знания и преобразовать их в стройную и убедительную аргументацию.

- Какие аргументы в подтверждении позиции автора вы можете использовать?

Прочитанные книги о ВОвойне…Невозможно даже перечислить все произведения, воспевавшие героизм народа в Великой Отечественной войне. На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». Книги о войне – тоже памятник погибшим. Оружие писателя – его перо, его книги – вклад в общее дело борьбы за мир.

Работа по группам:

Виталий Закруткин «Матерь человеческая»

Борис Васильев «В списках не значился»

Борис Васильев «А зори здесь тихие»

Михаил Шолохов «Судьба человека»

Александр Твардовский «Василий Тёркин»

Помните, что высказанное вами мнение должно соотноситься с проблематикой текста.

Тему урока мы обозначили строчкой из стихотворения А.Т. Твардовского: «Боль взывает к людям». Кто напомнит всё четверостишие?

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!

Так давайте же помнить, «какою ценой завоёвано счастье», будем бережно относиться к живущим рядом с нами пожилым людям, будем вспоминать об участниках войны не только в дни юбилейных торжеств… И в светлый и горький («со слезами на глазах») праздник Победы поклонимся их светлой памяти!

Домашнее задание. Написать сочинение по прочитанному тексту.



Отзыв



















Отзыв

об уроке литературы,  разработанном и проведённом учителем русского языка и литературы 24.11.2016 г.

      Урок был проведен в 8 классе по теме:  «М.Ю.Лермонтов. Слово о писателе.  История создания поэмы «Мцыри».

Тип урока:   комбинированный урок повторения и обобщения знаний, изучения нового материала с использованием ИКТ.

Цель:

- повторить и обобщить знания о жизни и творческом пути М.Ю.Лермонтова;

- подготовить к восприятию поэмы «Мцыри».

Урок дан в соответствии с тематическим планированием. Основная технология, выбранная учителем  для подготовки и проведения  урока – технология групповой проектно-исследовательской деятельности – применялась на этапе повторения биографического материала и при изучении нового: рассказ об истории создания произведения. Все учащиеся хорошо подготовлены. Выразительно читались стихотворения. Речь выступающих эмоциональная.  Презентация отражает  основные этапы жизни М.Лермонтова, она создана с соблюдением основных требований к текстам, иллюстрациям и анимации. Компьютер позволил сделать урок динамичным, что способствует здоровьесбережению. В то же время работа с использованием компьютера заняла  примерно 15 минут урока, то есть нагрузка на зрение дозированная.

С целью мотивации учащихся, повышения их познавательного интереса учителем использованы высказывания известных людей о М.Лермонтове. Оживляет урок и создает правильный эмоциональный настрой удачно подобранная разнохарактерная музыка в качественном исполнении.  

На уроке осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе, сочетались разные формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная. Успешно решались метапредметные и личностные  задачи. Учащиеся умеют слушать, выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить; работать коллективно и самостоятельно; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей   и условиями её  реализации. Учащиеся показали умение строить монологическое высказывание и выступать перед аудиторией.

За счет применения технологий проблемного диалога, критического мышления, групповой и игровой  технологий поддерживалась активность учащихся в течение всего урока и осуществлялась обратная связь. Кроссворд и перепутанные строфы стихотворений вызвали интерес учащихся.

        Успешно реализована  технология продуктивного чтения 1-2 глав поэмы «Мцыри». Это очень важный вид работы, т.к. правильно понимать прочитанное и  извлекать из текста важную  информацию – главнейшее метапредметное умение.

Корректно и ярко  учитель ввел в урок сравнение христианских и мусульманских религиозных обрядов. Для этого класса характерны дружеские межнациональные отношения, и такие моменты укрепляют взаимоотношения.

Все этапы урока были последовательными и логически связанными. Структура урока во всех аспектах: по распределению времени на этапы урока, по дозировке умственной нагрузки на протяжении всего урока, по смене видов деятельности в течение урока – соответствует возрастным особенностям данной возрастной группе и современным требования к уроку. Перегрузки учащихся на уроке не наблюдалось.

На уроке царила доброжелательная атмосфера, и учащиеся чувствовали себя достаточно свободно.

Речь учителя была грамотной, точной и эмоциональной.   Учащиеся были  активны и организованны на разных этапах урока, были доброжелательны к учителю, показали умения творческого применения знаний, умений и навыков.

Цели и задачи урока выполнены полностью.  Урок проведен на высоком методическом уровне.    




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!