СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока «Полифонизм романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-исследование предполагает познание себя, своего места в мире, творение себя. Цель  урока – постичь сердцем великие тайны Закона Слова, выявить скрытый смысл каждой детали. Это постижение возможно только на основе активной исследовательской деятельности: увидеть – удивиться, понять – реализовать.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока «Полифонизм романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»»»

Конспект открытого урока

«Полифонизм романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»»

Урок-исследование

Цели: формирование исследовательских компетентностей;

развитие духовной личности учащихся;

воспитание гражданина сочувстующего, сопереживающего.

Оборудование: книжная выставка, портрет Достоевского со свечой, стихотворение Арсения Тарковского, эпиграф, инструментальная музыка Поля Мориа, музыка Бетховена, духовные песнопения (Великий прокимен «Не отврати лица твоего…»), презентация «Евангельский свет на страницах романа М.Достоевского «Преступление и наказание»»

Ход урока.

I этап. Оргмомент

  1. Приветствие.

  2. Домашнее задание: 1) в исследовательском ключе прочитать «Кроткую» Достоевского, «Анну Каренину» и «Воскресенье» Толстого (по выбору);

2) написать сочинение-размышление «Женская судьба в произведениях Толстого и Достоевского»

II этап. Работа по теме.

Совместное формулирование темы, цели и формы урока

Учитель: Урок-исследование предполагает познание себя, своего места в мире, творение себя. Цель сегодняшнего урока – постичь сердцем великие тайны Закона Слова, выявить скрытый смысл каждой детали. Это постижение возможно только на основе активной исследовательской деятельности: увидеть – удивиться, понять – реализовать.

(На фоне музыки звучат стихи Арсения Тарковского в качестве эпиграфа к уроку)

- Я свеча, я сгорел на пиру,

Соберите мой воск поутру,

И подскажет вам эта страница,

Как вам плакать и чем вам гордиться,

Как веселья последнюю треть

Раздарить и легко умереть,

И под сенью случайного крова

Загореться посмертно как Слово.

Учитель: Почему перед началом разговора на предмет темы урока я предложила вашему вниманию именно эти стихи Тарковского?

(Обмен мнениями)

Учитель: Великий профессор литературы – чтение. Живое чтение. Живое звучащее Слово…

Итак, какие же страницы романа нашли отклик в вашей душе?

(Учащиеся выразительно читают понравившиеся эпизоды, используя прием художественного чтения, комментируя свой выбор, а также синтезируя Слово, Музыку и Живопись)

Учитель: Сегодня мы исследуем Слово писателя через призму цвета, света, запаха, звука, чисел, интерьера, портрета двойников и, наконец, евангельского свет на страницах романа.

Итак, вам Слово, уважаемые Исследователи.

(Свои материалы предлагает группа, исследующая цвет, свет, запах, звук и числа на страницах романа. Статистика – и вывод)

Учитель: Особое место в романе занимает лестница.

(Выступает ученик, исследующий «образ лестницы» на страницах романа. Статистика – и вывод)

Учитель: Лестница элемент интерьера. Какую же роль играет интерьер в романе?

(Выступление исследователя)

Учитель: Интерьер, таким образом, по утверждению Исследователя, позволяет, составить хотя бы самое общее представление о склонностях, вкусах, условиях жизни и характерах действующих лиц.

Итак, от интерьера к литературному портрету.

(Выступление исследователей. Представление авторских (ученических) иллюстраций)

Учитель: Родион Раскольников не просит Соню прочитать ему Евангелие, а настойчиво требует, чуть ли не заставляет. Почему? В чём смысл евангельского воскрешения Лазаря?

Итак, евангельский свет на страницах романа.

(Выступление исследователя, сопровождающееся презентацией)

Звучит фрагмент духовных песнопений

На фоне колокольного звона звучат слова-свидетельство:

«Помнится у Гёте в «Фаусте» главный герой хочет наложить на себя руки, но слышит пасхальный звон колоколов, и (!) мысль о самоубийстве уходит. Кто знает, сколько страшных мыслей этот звон прогонит от тех, кто пребывает в состоянии отчаяния и уныния». (Из Михаила Дунаева «Православие и русская литература»)

III этап. Заключение

Учитель: Постигнув глубину романа и значимость героев, помня о том, что цель творчества и смысл бытия Достоевского – «найти в человеке Человека», ответьте на вопрос, определившись с выбором: если бы вы оказались на судебном процессе по делу Раскольникова, в качестве кого бы вы там были? В качестве адвоката? Прокурора? Судьи? Присяжного? Почему?

(Обмен мнениями)

(На фоне музыки звучит итог урока с обращением к эпиграфу, записанному на доске или спроецированному на экран)

Учитель: Мы все понемногу начинаем говорить по Достоевскому и, главное, учимся его глазами видеть. Когда мы совсем научимся, вокруг нас станет светлее и проще. (Штейнберг)

Говорят, что «самый тёмный час – перед рассветом»… До встречи!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!