СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока Внеклассное чтение в 4 классе по теме: "Писатели о себе (автобиографические книги)."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока внеклвссного чтения в 4 классе по теме: " Писатели о себе (автобиографические книги)."

Цель: ввести в круг детского чтения произведения автобиографического характера.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока Внеклассное чтение в 4 классе по теме: "Писатели о себе (автобиографические книги)."»

Урок внеклассного чтения в 4 классе.

Тема: «Писатели о себе (автобиографические книги).

Цель: ввести в круг детского чтения произведения автобиографического характера.

Задачи:

  1. Образовательные:

-познакомить с биографией писателей и кратким содержанием их произведений,

- формировать умение учащихся анализировать художественные произведения.

2. Развивающие:

-способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся (умение выслушивать разные точки зрения, высказывать и обосновывать свою точку зрения, выражать свое отношение к прочитанному, к героям),

-развивать связную монологическую речь учащихся,

-развивать умение работать в коллективе.

3.Воспитательные:

-способствовать воспитанию потребности в самостоятельном чтении книг, воспитанию товарищества, взаимопомощи,

-убедить учащихся на примере произведений писателей классиков, что детство – ответственный возраст человеческой жизни.

Основные характеристики урока:

Тип урока: урок обобщения изученного.

Форма проведения: урок- отчет по итогам исследовательской работы о писателе и самостоятельного чтения его произведения.

Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения).

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

Методы обучения:

  1. Организации и осуществления учебно - познавательной деятельности учащихся:

а) метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа),

б) метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (иллюстрации),

2. Стимулирования и мотивации учащихся:

а) эмоциональные (поощрения, похвала, создание ситуации успеха для каждого ребёнка),

б) познавательные (знакомство с новым произведением),

в) волевые (предъявление учебных требований),

г) социальные (демонстрация работы учащихся).

3. Контроля и самоконтроля:

а) самооценивание,

б) рефлексия


Ключевые компетенции младших школьников:

Личностные УУД

-эмоциональное отношение к поступкам героев литературных произведений,

-представление об оценке литературного героя по его поступкам,

-первоначальный уровень рефлексии и адекватной самооценки.

Регулятивные УУД

-принимать алгоритм выполнения учебной задачи,

- работать с книгой,

-воспринимать смысл слов в процессе предварительного чтения,

-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом,

- осознавать роль названия произведения.

Коммуникативные УУД

-слушать чтение,

-фиксировать тему и ключевые слова произведения,

-отвечать на вопросы по содержанию текста.

Предметные УУД

-находить в тексте с помощью учителя простые средства изображения и выражения чувств героя, формулировать несложные выводы,

-сравнивать иллюстрации и содержание произведений,

-пользоваться понятиями: портрет героя.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку учителя, детские презентации о писателе и его творчестве, выставка книг, рисунки отдельных эпизодов из книг, смайлики для самооценки.
























Ход урока

1.Организационный момент

Занимаем свои места. Садитесь поудобнее, правильно.

Начинаем урок внеклассного чтения. Наш урок пройдёт в сельской библиотеке.(Слайд 1)


2.Актуализация знаний.

-Что дают нам уроки внеклассного чтения и почему для нас эти уроки важны?

(Мы знакомимся с новыми литературными произведениями, с новыми интересными писателями, учимся общаться друг с другом и другими людьми, развиваем речь, повышаем словарный запас, узнаем новые слова).


3.Мотивация учебной деятельности.

Сегодня мы совершим новые читательские открытия.


Глаза смотрят и видят,
Уши слушают и слышат,
Сначала думаю, а потом говорю.
Помню, что в классе я не один,
Умею слушать мнение других


-Давайте вспомним, что такое эпиграф?

(Цитата, строки из произведения, созвучные теме урока).

Прочитайте эпиграф к нашему уроку. (Слайд 2).

И детства милые виденья

В усталом, томном вдохновении,

Волнуясь лёгкою толпой,

Несутся над моей главой!...

А.С.Пушкин.


-О чём говорит нам эпиграф?

(А.С.Пушкин вспоминает эпизоды из своего детства, ему нравятся воспоминания, ему приятно вспоминать о детстве).


-Значит, на уроке мы будем говорить о воспоминаниях.


4. Работа с выставкой книг.


-Посмотрите на выставку книг к уроку.


-Произведения каких писателей вы видите? Назовите фамилии.

(А.Н.Толстой, Л.Н.Толстой, С.Т.Аксаков, Н.Г.Гарин-Михайловский).


-Что объединяет всех этих писателей?

(Они все писали о детстве).


-Из чего мы делаем такой вывод?

(Из названий, во всех названиях есть слово «детство»).


5. Сообщение темы урока.

Тема нашего урока: «Писатели о себе (автобиографические книги)». (Слайд 3).

6. Словарная работа.(Слайд 4)

-Объясните значение слов.

Биография- описание чьей-то жизни.

Библиография- перечень книг по какому-то вопросу.

Автобиография- описание своей жизни.

Автобиографические книги- художественные произведения, в которых кроме достоверных фактов из жизни писателя есть вымысел, чувства, мысли, переживания автора.


7.Определяем главную задачу урока.

(Больше узнать о самих писателях, о их детстве, о их внутреннем мире, как они росли, как формировался их характер, какие поступки совершали, что им нравилось в детстве).


8.Отчёт групп.

-Итак, тема известна, задача поставлена, начинаем работу. Нас 4 группы. Каждая группа к уроку провела небольшое исследование о жизни писателя и его творчестве, и сегодня вы сами будете знакомить нас с интересными открытиями.

-Угадайте, о каком из писателей пойдет речь.

Николай Александрович с Игорем и Олей побывали у него в усадьбе, когда совершали второй полёт во времени, будущему писателю тогда было 7 лет. Нас интересовала детская литература того времени.

Сергей Тимофеевич Аксаков. (Детская презентация).

Группа «Сердечко»

1.Гунко Сергей.- презентация, биография (презентация)

2.Ялаев Сергей.- история написания повести «Детские годы Багрова- внука»

3.Понамарёва Елена.- краткое содержание повести «Детские годы Багрова- внука»

4.Камловва Кристина.- библиография (работа с выставкой книг)


- Итак, мы узнали о писателе…(о Сергее Тимофеевиче Аксакове) , о главном герое повести…(«Детские годы Багрова- внука» Сергее)


-Оцените свою работу и степень участия в работе группы.(смайлики)


-А в усадьбе этого писателя мы с вами тоже бывали в гостях, называется она «Ясная…(поляна

Лев Николаевич Толстой. (Детская презентация).

Группа «Звёздочка»

1.Камалов Аскар.- презентация, биография

2.Галиуллина Наталья.- история написания повести «Детство»

3.Габидова Нинель- краткое содержание повести «Детство»

4.Мухадиева Кристина.- библиография (работа с выставкой книг)


-Итак, мы узнали о писателе …( Льве Николаевиче Толстом), о главном герое повести…(«Детство» Николеньке)


Самооценка.


-С этим писателем мы тоже немного знакомы, он написал для детей очень хорошую сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Алексей Николаевич Толстой. (Детская презентация).

Группа «Солнышко»

1.Хамидуллин Марсель.- презентация, биография

2.Садыкова Виолетта.- история написания повести «Детство Никиты»

3.Чтение по ролям отрывка из повести «Детство Никиты»-« Последний вечер»

3.Набиев Влад.- библиография(работа с выставкой книг)


Итак, мы узнали о писателе…( Алексее Николаевиче Толстом) , о главном герое повести… (« Детство Никиты» Никите)


Самооценка.


-А с творчеством этого писателя мы ещё не знакомились на страницах учебника.

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский. «Детская презентация»

Группа «Улыбка»

1.Узкова Арина, Кременец Евгения, Шураков Евгений, Давлетшина Алина, Кочкин Алексей- презентация.

2. Ускова Арина.- краткое содержание повести «Детство Тёмы»

3. Кочкин Алексей.- об отце

4. Сантимиров Данил.- библиография

5.Шураков Евгений, Кременец Евгения, Кочкин Алексей, Ускова Арина, Давлетшина Алина- пересказ рассказа «Тёма и Жучка»

6.Обсуждение рассказа «Тёма и Жучка» по вопросам:

-В какое время суток происходит действие рассказа?(ночью. на рассвете)

-Какие чувства испытал Тема после сообщения няни?(ужас)

-Почему так спешил к колодцу?(Жучка уже сутки сидела в колодце и могла погибнуть)

-Почему план Темы «потерпел непредвиденное фиаско»? Что ему пришлось предпринять?(Увидев спасательную петлю, Жучка сделала попытку схватиться за неё лапами. Этого прикосновения было достаточно, чтобы петля бесполезно соскочила, а Жучка, потеряв равновесие, свалилась в грязь.)

-Что было бы с Жучкой, если бы Тёма её не спас?(Она погибла бы.)

-Как вы считаете, смелый – это тот, кто не боится или тот, кто может побороть свой страх? Можно ли Тему назвать смелым?( Смелый – это тот, кто может побороть свой страх)

  • ( -«с ужасом вслушивался в слова няни»

  • -«опять вздрогнул»

  • -«содрогнулся»

  • -«в его душу закрадывается страх»

  • -«сердце его сжимается тоской»

  • -«страх охватывает его»)

-Можно ли Тему назвать героем?(Да)

-Какой момент рассказа был для вас самым волнующим?

-О чем тебе хотелось бы спросить Тему, когда он поправится?

-Выводы из прочитанного рассказа: Животным трудно выбираться из опасной ситуации – они надеятся на доброту и отзывчивость своих хозяев.


Итак, мы узнали о писателе …( Николае Георгиевич Гарин-Михайловской), о главном герое повести(«Детство Тёмы» Тёме)


Самооценка


-Что общего во всех этих произведениях?

(Это автобиографические повести, в них есть правда и есть вымысел)


9.Физминутка. (Слайд)

Потрудились- отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Вправо, влево поворот.

Всем улыбки подарили.




10.Анализ произведений.


-Вы заметили, что все герои произведений очень любили читать? Книги для них имели большое значение.

Дети нашего времени тоже любят читать. Для многих детей, особенно маленьких, книга начинается с картинок, которые непременно заинтересуют, и захочется прочитать книгу. Мне хочется, чтобы у вас тоже возникло такое желание.

-Перед вами рисунки к книгам, с которыми мы сегодня познакомились. Узнайте, что за эпизод изображён и из какой книги. (Слайд – картинки к книгам)

1.Н.Г.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Страшно ли было Тёме? (ДА, но он поборол свой страх, он –смелый мальчик)

2.С.Т.Аксаков. Семейный вечер

3.Л.Н.Толстой. Николенька обиделся на учителя. Анализ своих поступков.

4.А.Н.Толстой. Скворчонок Желтухин. Любовь к животным.


-Посмотрите, какая природа окружала в детстве будущих писателей.(Слайд- 9-17фото пейзажей)

Как можно не любить такую красоту! Ведь любить природу, значит- любить Родину.(Слайд 18)


11.Работа с пословицами.


-Можем ли мы сказать, что писатели делятся с нами самыми сокровенными переживаниями? (ДА)


-А с кем вы можете поделиться такими тайными переживаниями? (С мамой.)


-Для каждого из нас мама- самый дорогой и любимый человек. И не зря, наверное, в народе говорят, что: (Слайд- 19 пословицы о маме)

При солнышке тепло, а при матери …добро.

Нет друга лучше, чем …родная матушка.

Птица рада весне, а младенец …матери.

-Мне хочется, чтобы вы любили своих мам также, как и герои наших произведений, и как можно меньше расстраивали их своими проступками.


-На протяжении многих лет произведения этих писателей с удовольствием читают и взрослые и дети.

-Что на ваш взгляд помогло им стать такими интересными, талантливыми людьми?

(Семья, добрые, заботливые отношения, мама, любовь к близким и окружавшим их людей, природа, животные, друзья, книги, учёба. Всё это повлияло на воспитание мальчиков, на формирование положительных черт их характеров.)

12.Вывод.

Чтобы вырасти хорошим человеком нужно:

- много читать

-быть добрым внимательным, чутким, отзывчивым человеком

-любить природу

-стремиться стать ещё лучше, для этого обдумывать свои поступки

Детство- ответственная пора в жизни каждого человека.

Всегда можно исправиться, если этого захочешь.


13. Итог.

-Наш урок подходит к концу. Выполнили мы поставленные перед собой задачи? ( Да, мы узнали о писателях и их детстве из книг и рассказов детей).

-Был ли полезен нам урок? Где и как пригодятся эти знания?

(На уроках чтения, истории, географии, рисования, в жизни расскажем тем, кто этого не знает).

14.Домашнее задание.(Слайд 20)


-Многие писатели обращались в своих произведениях к теме детства. Список автобиографических книг можно продолжить: М. Горький «Детство», А. Гайдар «Школа», И. Бунин «Детство».

Дома вы продолжите чтение автобиографических произведений.


15.Рефлексия.(Слайд 21)


-Мне очень хотелось бы узнать, с какими впечатлениями вы уйдете с урока. Выберите ту строку, которая созвучна вашему настроению и продолжите предложение:

На уроке я узнал…

После урока мне хотелось бы…


-Спасибо всем, кто принимал участие в нашей творческой работе. Оценки за урок вы поставили себе сами.

А закончить наш урок мне хотелось бы словами писателя Михаила Шолохова(Слайд 22): «Любите книгу всей душой, она не только ваш лучший друг, но и верный спутник.»


16.Урок закончен.(Слайд 23)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!