Урок внеклассного чтения в 4 классе.
Тема: «Писатели о себе (автобиографические книги).
Цель: ввести в круг детского чтения произведения автобиографического характера.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить с биографией писателей и кратким содержанием их произведений,
- формировать умение учащихся анализировать художественные произведения.
2. Развивающие:
-способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся (умение выслушивать разные точки зрения, высказывать и обосновывать свою точку зрения, выражать свое отношение к прочитанному, к героям),
-развивать связную монологическую речь учащихся,
-развивать умение работать в коллективе.
3.Воспитательные:
-способствовать воспитанию потребности в самостоятельном чтении книг, воспитанию товарищества, взаимопомощи,
-убедить учащихся на примере произведений писателей классиков, что детство – ответственный возраст человеческой жизни.
Основные характеристики урока:
Тип урока: урок обобщения изученного.
Форма проведения: урок- отчет по итогам исследовательской работы о писателе и самостоятельного чтения его произведения.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения).
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.
Методы обучения:
Организации и осуществления учебно - познавательной деятельности учащихся:
а) метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа),
б) метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (иллюстрации),
2. Стимулирования и мотивации учащихся:
а) эмоциональные (поощрения, похвала, создание ситуации успеха для каждого ребёнка),
б) познавательные (знакомство с новым произведением),
в) волевые (предъявление учебных требований),
г) социальные (демонстрация работы учащихся).
3. Контроля и самоконтроля:
а) самооценивание,
б) рефлексия
Ключевые компетенции младших школьников:
Личностные УУД
-эмоциональное отношение к поступкам героев литературных произведений,
-представление об оценке литературного героя по его поступкам,
-первоначальный уровень рефлексии и адекватной самооценки.
Регулятивные УУД
-принимать алгоритм выполнения учебной задачи,
- работать с книгой,
-воспринимать смысл слов в процессе предварительного чтения,
-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом,
- осознавать роль названия произведения.
Коммуникативные УУД
-слушать чтение,
-фиксировать тему и ключевые слова произведения,
-отвечать на вопросы по содержанию текста.
Предметные УУД
-находить в тексте с помощью учителя простые средства изображения и выражения чувств героя, формулировать несложные выводы,
-сравнивать иллюстрации и содержание произведений,
-пользоваться понятиями: портрет героя.
Оборудование: компьютер, презентация к уроку учителя, детские презентации о писателе и его творчестве, выставка книг, рисунки отдельных эпизодов из книг, смайлики для самооценки.
Ход урока
1.Организационный момент
Занимаем свои места. Садитесь поудобнее, правильно.
Начинаем урок внеклассного чтения. Наш урок пройдёт в сельской библиотеке.(Слайд 1)
2.Актуализация знаний.
-Что дают нам уроки внеклассного чтения и почему для нас эти уроки важны?
(Мы знакомимся с новыми литературными произведениями, с новыми интересными писателями, учимся общаться друг с другом и другими людьми, развиваем речь, повышаем словарный запас, узнаем новые слова).
3.Мотивация учебной деятельности.
Сегодня мы совершим новые читательские открытия.
Глаза смотрят и видят,
Уши слушают и слышат,
Сначала думаю, а потом говорю.
Помню, что в классе я не один,
Умею слушать мнение других
-Давайте вспомним, что такое эпиграф?
(Цитата, строки из произведения, созвучные теме урока).
Прочитайте эпиграф к нашему уроку. (Слайд 2).
И детства милые виденья
В усталом, томном вдохновении,
Волнуясь лёгкою толпой,
Несутся над моей главой!...
А.С.Пушкин.
-О чём говорит нам эпиграф?
(А.С.Пушкин вспоминает эпизоды из своего детства, ему нравятся воспоминания, ему приятно вспоминать о детстве).
-Значит, на уроке мы будем говорить о воспоминаниях.
4. Работа с выставкой книг.
-Посмотрите на выставку книг к уроку.
-Произведения каких писателей вы видите? Назовите фамилии.
(А.Н.Толстой, Л.Н.Толстой, С.Т.Аксаков, Н.Г.Гарин-Михайловский).
-Что объединяет всех этих писателей?
(Они все писали о детстве).
-Из чего мы делаем такой вывод?
(Из названий, во всех названиях есть слово «детство»).
5. Сообщение темы урока.
Тема нашего урока: «Писатели о себе (автобиографические книги)». (Слайд 3).
6. Словарная работа.(Слайд 4)
-Объясните значение слов.
Биография- описание чьей-то жизни.
Библиография- перечень книг по какому-то вопросу.
Автобиография- описание своей жизни.
Автобиографические книги- художественные произведения, в которых кроме достоверных фактов из жизни писателя есть вымысел, чувства, мысли, переживания автора.
7.Определяем главную задачу урока.
(Больше узнать о самих писателях, о их детстве, о их внутреннем мире, как они росли, как формировался их характер, какие поступки совершали, что им нравилось в детстве).
8.Отчёт групп.
-Итак, тема известна, задача поставлена, начинаем работу. Нас 4 группы. Каждая группа к уроку провела небольшое исследование о жизни писателя и его творчестве, и сегодня вы сами будете знакомить нас с интересными открытиями.
-Угадайте, о каком из писателей пойдет речь.
Николай Александрович с Игорем и Олей побывали у него в усадьбе, когда совершали второй полёт во времени, будущему писателю тогда было 7 лет. Нас интересовала детская литература того времени.
Сергей Тимофеевич Аксаков. (Детская презентация).
Группа «Сердечко»
1.Гунко Сергей.- презентация, биография (презентация)
2.Ялаев Сергей.- история написания повести «Детские годы Багрова- внука»
3.Понамарёва Елена.- краткое содержание повести «Детские годы Багрова- внука»
4.Камловва Кристина.- библиография (работа с выставкой книг)
- Итак, мы узнали о писателе…(о Сергее Тимофеевиче Аксакове) , о главном герое повести…(«Детские годы Багрова- внука» Сергее)
-Оцените свою работу и степень участия в работе группы.(смайлики)
-А в усадьбе этого писателя мы с вами тоже бывали в гостях, называется она «Ясная…(поляна)»
Лев Николаевич Толстой. (Детская презентация).
Группа «Звёздочка»
1.Камалов Аскар.- презентация, биография
2.Галиуллина Наталья.- история написания повести «Детство»
3.Габидова Нинель- краткое содержание повести «Детство»
4.Мухадиева Кристина.- библиография (работа с выставкой книг)
-Итак, мы узнали о писателе …( Льве Николаевиче Толстом), о главном герое повести…(«Детство» Николеньке)
Самооценка.
-С этим писателем мы тоже немного знакомы, он написал для детей очень хорошую сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
Алексей Николаевич Толстой. (Детская презентация).
Группа «Солнышко»
1.Хамидуллин Марсель.- презентация, биография
2.Садыкова Виолетта.- история написания повести «Детство Никиты»
3.Чтение по ролям отрывка из повести «Детство Никиты»-« Последний вечер»
3.Набиев Влад.- библиография(работа с выставкой книг)
Итак, мы узнали о писателе…( Алексее Николаевиче Толстом) , о главном герое повести… (« Детство Никиты» Никите)
Самооценка.
-А с творчеством этого писателя мы ещё не знакомились на страницах учебника.
Николай Георгиевич Гарин-Михайловский. «Детская презентация»
Группа «Улыбка»
1.Узкова Арина, Кременец Евгения, Шураков Евгений, Давлетшина Алина, Кочкин Алексей- презентация.
2. Ускова Арина.- краткое содержание повести «Детство Тёмы»
3. Кочкин Алексей.- об отце
4. Сантимиров Данил.- библиография
5.Шураков Евгений, Кременец Евгения, Кочкин Алексей, Ускова Арина, Давлетшина Алина- пересказ рассказа «Тёма и Жучка»
6.Обсуждение рассказа «Тёма и Жучка» по вопросам:
-В какое время суток происходит действие рассказа?(ночью. на рассвете)
-Какие чувства испытал Тема после сообщения няни?(ужас)
-Почему так спешил к колодцу?(Жучка уже сутки сидела в колодце и могла погибнуть)
-Почему план Темы «потерпел непредвиденное фиаско»? Что ему пришлось предпринять?(Увидев спасательную петлю, Жучка сделала попытку схватиться за неё лапами. Этого прикосновения было достаточно, чтобы петля бесполезно соскочила, а Жучка, потеряв равновесие, свалилась в грязь.)
-Что было бы с Жучкой, если бы Тёма её не спас?(Она погибла бы.)
-Как вы считаете, смелый – это тот, кто не боится или тот, кто может побороть свой страх? Можно ли Тему назвать смелым?( Смелый – это тот, кто может побороть свой страх)
( -«с ужасом вслушивался в слова няни»
-«опять вздрогнул»
-«содрогнулся»
-«в его душу закрадывается страх»
-«сердце его сжимается тоской»
-«страх охватывает его»)
-Можно ли Тему назвать героем?(Да)
-Какой момент рассказа был для вас самым волнующим?
-О чем тебе хотелось бы спросить Тему, когда он поправится?
-Выводы из прочитанного рассказа: Животным трудно выбираться из опасной ситуации – они надеятся на доброту и отзывчивость своих хозяев.
Итак, мы узнали о писателе …( Николае Георгиевич Гарин-Михайловской), о главном герое повести…(«Детство Тёмы» Тёме)
Самооценка
-Что общего во всех этих произведениях?
(Это автобиографические повести, в них есть правда и есть вымысел)
9.Физминутка. (Слайд)
Потрудились- отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Вправо, влево поворот.
Всем улыбки подарили.
10.Анализ произведений.
-Вы заметили, что все герои произведений очень любили читать? Книги для них имели большое значение.
Дети нашего времени тоже любят читать. Для многих детей, особенно маленьких, книга начинается с картинок, которые непременно заинтересуют, и захочется прочитать книгу. Мне хочется, чтобы у вас тоже возникло такое желание.
-Перед вами рисунки к книгам, с которыми мы сегодня познакомились. Узнайте, что за эпизод изображён и из какой книги. (Слайд – картинки к книгам)
1.Н.Г.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Страшно ли было Тёме? (ДА, но он поборол свой страх, он –смелый мальчик)
2.С.Т.Аксаков. Семейный вечер
3.Л.Н.Толстой. Николенька обиделся на учителя. Анализ своих поступков.
4.А.Н.Толстой. Скворчонок Желтухин. Любовь к животным.
-Посмотрите, какая природа окружала в детстве будущих писателей.(Слайд- 9-17фото пейзажей)
Как можно не любить такую красоту! Ведь любить природу, значит- любить Родину.(Слайд 18)
11.Работа с пословицами.
-Можем ли мы сказать, что писатели делятся с нами самыми сокровенными переживаниями? (ДА)
-А с кем вы можете поделиться такими тайными переживаниями? (С мамой.)
-Для каждого из нас мама- самый дорогой и любимый человек. И не зря, наверное, в народе говорят, что: (Слайд- 19 пословицы о маме)
При солнышке тепло, а при матери …добро.
Нет друга лучше, чем …родная матушка.
Птица рада весне, а младенец …матери.
-Мне хочется, чтобы вы любили своих мам также, как и герои наших произведений, и как можно меньше расстраивали их своими проступками.
-На протяжении многих лет произведения этих писателей с удовольствием читают и взрослые и дети.
-Что на ваш взгляд помогло им стать такими интересными, талантливыми людьми?
(Семья, добрые, заботливые отношения, мама, любовь к близким и окружавшим их людей, природа, животные, друзья, книги, учёба. Всё это повлияло на воспитание мальчиков, на формирование положительных черт их характеров.)
12.Вывод.
Чтобы вырасти хорошим человеком нужно:
- много читать
-быть добрым внимательным, чутким, отзывчивым человеком
-любить природу
-стремиться стать ещё лучше, для этого обдумывать свои поступки
Детство- ответственная пора в жизни каждого человека.
Всегда можно исправиться, если этого захочешь.
13. Итог.
-Наш урок подходит к концу. Выполнили мы поставленные перед собой задачи? ( Да, мы узнали о писателях и их детстве из книг и рассказов детей).
-Был ли полезен нам урок? Где и как пригодятся эти знания?
(На уроках чтения, истории, географии, рисования, в жизни расскажем тем, кто этого не знает).
14.Домашнее задание.(Слайд 20)
-Многие писатели обращались в своих произведениях к теме детства. Список автобиографических книг можно продолжить: М. Горький «Детство», А. Гайдар «Школа», И. Бунин «Детство».
Дома вы продолжите чтение автобиографических произведений.
15.Рефлексия.(Слайд 21)
-Мне очень хотелось бы узнать, с какими впечатлениями вы уйдете с урока. Выберите ту строку, которая созвучна вашему настроению и продолжите предложение:
На уроке я узнал…
После урока мне хотелось бы…
-Спасибо всем, кто принимал участие в нашей творческой работе. Оценки за урок вы поставили себе сами.
А закончить наш урок мне хотелось бы словами писателя Михаила Шолохова(Слайд 22): «Любите книгу всей душой, она не только ваш лучший друг, но и верный спутник.»
16.Урок закончен.(Слайд 23)