СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого занятия "Распределение ролей в интеллектуальной команде"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте представлена характеристика различные ролей, необходимых для успешности  интеллектуальной команды

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия "Распределение ролей в интеллектуальной команде"»

Конспект открытого занятия

« Распределение ролей в интеллектуальной команде».

Цель занятия: обозначить функции каждого игрока в команде, распределить командные роли.

Задачи: - дать понятие об основных разновидностях командных ролей;

- формировать умение концентрироваться на своей роли в команде; - воспитывать чувство командного единства, сплоченности коллектива.

Оборудование и материалы: - ноутбук, проектор, экран, игровой стол «Что? Где? Когда?», пакет вопросов для игры.

Ход занятия

Организационный момент.

Педагог: Добрый день, знатоки клуба «Что? Где? Когда?». Вы успели показать в ходе игр муниципального и республиканского интеллектуальных турниров, что можете добиваться хороших результатов. Вы молодцы! Хорошо подготовились и заняли призовое место .

Сегодня на занятии мы продолжим узнавать новое, что поможет вам добиваться успеха в дальнейших играх «Брэйн-ринг», «Что? Где?Когда?» и «Своя игра»

II. Актуализация знаний. Мы – команда

Педагог: Сегодня я предлагаю начать наше занятие со следующего задания. Для этого вам надо встать. Ваша задача построить карету, состоящую из стен кареты, тройки лошадей, крыши, колес, извозчика, пассажиров, Деталями кареты будете вы сами. На это вам дается 5 минут (обучающиеся выполняют задание)

Педагог: Вы справились с заданием. Как вам удалось построить карету? Что вы для этого сделали? О чем мы сегодня будем говорить на занятии? Какая тема? (ответ «Мы- команда»).

III. Постановка учебной задачи

Педагог: Карета поехала бы без кучера или без лошадей? Можно было построить карету без колес? Для того, чтобы выполнить это задание каждый должен выполнить определенную роль. А в интеллектуальных играх нужны роли? (предполагаемый ответ: да)

Педагог: Какая цель занятия?

Цель: обозначить функции каждого игрока в команде, распределить командные роли (С помощью педагога).

1V. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения - «Что? Где? Когда?» - игра, безусловно, командная. Первое, что нужно сделать, приступая к созданию команды, - понять, какую цель вы ее созданием преследуете. Казалось бы, в чем здесь вопрос? Вы хотите получать от игры удовольствие и как можно дольше при этом выигрывать. Но, оказывается, эти два процесса имеют свойство не совпадать. С приятными вам людьми вы можете проигрывать один турнир за другим, а с теми, кого и видеть не хотите, - одерживать блистательные победы. Поэтому нужно сразу определиться, что из этого для вас важнее.

Однако в «Что? Где? Когда?» простым сложением знаний ничего не добиться. Здесь необходима не только сумма знаний, а приумножение усилий.

Нужны: Генератор идей, Критик идей ,Синтезатор идей, Успешная команда.

Для какой цели мы создаем команду? Для победы. Когда вам задают вопрос, с чего вы начинаете, что у вас появляется? Версия.

Вы сказали много версий, что происходит после этого? Отработка версий, И затем принимается решение.

Мы можем так сказать, что, чем больше версий. Тем больше вероятность найти правильный ответ? Следовательно, необходимо как можно больше версий, включая порой самые нелепые.

Значит нужны в команде люди, которые умеют смело мыслить. Это – генератор идей. Он должен набрасывать как можно больше версий, говорить все, что в данной ситуации ему приходит в голову.

Следующий этап работы над вопросом – отработка версий. В соответствии с этим, какие люди нужны в команде? Как отрабатывают версии? Эти люди называются критиками идей. Критик идей все высказанное генератором ставит под сомнение и пытается опровергнуть.

Следующий и последний этап принятие решения. Как и кто это делает? В нашей классификации этого человека называют синтезатором идей. Он должен выслушать все «за» и «против», взвесить каждую версию, подключить интуицию и принять окончательное решение. Доверие команды такому человеку должно быть безоговорочным, он не может бояться собственной ошибки. А все вместе – это что? (ответ: успешная команда).

Педагог: Есть еще одна классификация. Она основана на психологическом аспекте. Основные функции игроков в ней следующие: Капитан. Его главная функция – цементировать команду, то есть следить за настроением игроков, вселять в них уверенность, брать на себя ответственность в случае неудачи, быть своеобразным командным имиджем. Какова его главная функция?

(обучающиеся отвечают)

Педагог (подводит итог): цементировать команду, то есть следить за настроением игроков, вселять в них уверенность, брать на себя ответственность в случае неудачи, быть своеобразным командным имиджем.

Эрудит –это психологическая функция. Главное, чтобы команда ощущала, что за столом есть настоящий кладезь знаний. Пусть эти знания помогают редко, но они присутствуют, и это добавляет остальным уверенности. ЭРУДИТ. В чем его роль? (обучающиеся отвечают)

Педагог (подводит итог): В большей степени психологическая функция. Главное, чтобы команда ощущала, что за столом есть настоящий кладезь знаний. Пусть эти знания помогают очень редко, но они присутствуют, и это добавляет остальным уверенности.

Шутник Его основная задача – поддерживать эмоциональную стабильность, снимать возникающие очаги напряжения. ШУТНИК. Какова его функция? В чем его роль? (обучающиеся отвечают).

Его основная задача – поддерживать эмоциональную стабильность, снимать возникающие очаги напряжения.

Молчун Также вносит свою долю в создание благоприятного психологического климата. Незаменим в ситуации, когда остальная часть команды вдруг начинает суетиться и впадает в панику

. А сейчас подумайте и решите, какую роль вы чаще всего играете в команде? (обучающиеся выполняют задание

V. Первичное закрепление

Разминка .

Педагог: Сейчас я буду задавать вам обычные вопросы игры «Что? Где? Когда?» а вы после каждой минуты обсуждения вспоминаете, какую роль в этот раз взяли на себя. Записывайте это на отдельном листке (обучающиеся отвечают на вопросы и выполняют задание).

1. Цветок льна цветет всего 3-6 часов, причем ежегодно время его цветения выпадает на один и тот же день. Его распространенность и знание указанного факта дали основание ряду исследователей по- новому расшифровать старую легенду. Какую? Ответ: О цветении папоротника.

2. Это поистине удивительное число, так как, умножив его на любое другое, в итоге можно вернуться к нему же, просто складывая все полученные цифры. Назовите его. Ответ: 9.

3. Персонажи рассказа Курляндского "В зоопарке ремонт" по достоинству оценили лошадей: им не нужен бензин, они не нуждаются в техосмотре и зарядке аккумуляторов, они пришли к выводу, что лошадь лучше грузовика и лучше трактора. Единственным недостатком лошади они видели то, что в ней одна... Закончите их мысль. Ответ: ... лошадиная сила.

4. В 2004 г. на экраны вышел фильм Джона Мура. В нем самолет потерпел крушение посреди Монгольской пустыни, но выжившие пассажиры смогли построить новый самолет и улететь домой. Какое мифологическое существо фигурирует в названии фильма?...Ответ: Феникс.

5. На почтовой марке, посвященной Паулю Кересу, он изображен рядом с конем и слоном, хотя не имеет никакого отношения к зоологии. Дело своей жизни Керес называл "передвижением деревяшек", хотя он не имеет никакого отношения к дендрологии. Что же Керес назвал "деревяшками"? Ответ: Шахматы.

Педагог: Итак, что у вас получилось? Кто брал на себя ответственность? Кому удавалось пошутить? Кто больше всех молчал. Сделайте вывод – какова ваша командная роль.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Следующее задание. Я снова буду задавать вам вопросы, а вы ведете обсуждение в соответствии с определенной для себя ролью. Еще раз вспомните характеристики каждой из них. Старайтесь не отступать (обучающиеся отвечают на вопросы и выполняют задание).

1. Известно, что Карл Брюллов создал портрет первой красавицы Петербурга 1830-х годов Авроры Карловны Шерваль-Демидовой. Известно, что крепостной художник из Нижнего Тагила Иван Худояров сделал копию этой картины. Обе работы сохранились до наших дней. Однако до сих пор специалисты расходятся... В каком именно мнении?...Ответ: Какая из картин принадлежит кисти Карла Брюллова.

2. Однажды Денис Хоуп размышлял, "каким бы он был богатым, если бы у него было много земли". Земли у него не было, но на текущий момент Хоуп заработал более 9 миллионов долларов, распродавая ЕЕ земли. ОНА входит в название последней части известной вам с детства трилогии. Назовите ЕЕ....Ответ: Луна. Комментарий: Хоуп начал распродавать участки на Луне; упомянута книга "Незнайка на Луне".

3. Недавно, зайдя в книжный магазин, я наткнулся на брошюрку с замечательным названием: "1001 факт, чтобы кого-нибудь обломать". В ней оказалось действительно очень много интересных фактов. От известных, типа того, что быки на самом деле не видят красный цвет, до не очень, например, что в Америке на самом деле не 50 штатов, а меньше. Несколько из них официально имеют другой статус. Через одну минуту, учтя юмор авторов книги, назовите первый факт, который они упоминают. Ответ: В этой книге не 1001 факт, а меньше.

4. В область, расположенную на северо-востоке Италии, входят 7 провинций, названных по их главным городам: Верона, Виченца, Беллуно, Падуя, Тревизо, Ровичо и… Какое общее название носят и город, и провинция, и область? Ответ. Венеция.

5. В последнее воскресенье перед Пасхой Православная церковь отмечает один из двунадесятых праздников — «Вход Господень в Иерусалим», когда толпа устилала Его дорогу одеждами и пальмовыми ветвями. В православном названии этого праздника произошла вполне понятная климатическая подмена понятий. Как же его называют в России? Ответ. Вербное воскресенье.

Педагог: Мы попрактиковались в отработке командной роли. Всем ли было комфортно? Если нет – возможно, вы неправильно определились, и есть смысл поменять свою роль. Разминка (приложение 1) Каждый игрок выполняет свою роль. Но все вместе вы команда и должны помогать друг другу. А как это вы сделаете, мы сейчас и посмотрим.

- Следующая игра – «Сеточка». На данной сетке вы встаете на любые 2 клетки. Далее ведущий переставляет вас на любую другую клетку (переступать можно любой ногой). Тот, кто не смог выполнить задание, упал или заступил за черту, выбывает из игры. Вы – противники, но можете помогать друг другу!

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение. 3 4 6 5 7 8 9 10 12 - А сейчас проверим ваши функции в тренировочной игре.

В допетровской Руси так называли иностранные золотые монеты — дукаты, цехины. С 1701 года это же название получила русская золотая монета 3-рублевого достоинства. В 60—80-х годах в нашей стране так называли купюру более высокого достоинства. Что это за название?

2.В архипелаге Норденшельда есть острова Тугут, Корсар и Грозный, названные так экспедицией Толя; там же есть остров Матрос, имя которому дал экипаж судна «Норд» в честь своего друга. На Таймыре мы можем увидеть гору Верти и мыс Дика. Кем же были те, в чью честь названы эти объекты? Ответ . Собаками.

3.В Древней Греции оратор иногда отказывался от выступления на народном собрании или суде. Часто это происходило оттого, что у него начиналось простудное заболевание. Бывало и так, что про какого-либо оратора говорили, что он подхватил серебряную ангину. Что это значило? Ответ. Оратор отказался выступать, так как был под куплен.

4. Его тело находится в Константинополе, голова — в Патрах, а кисть правой руки — в Елоховском Богоявленском соборе Москвы. Какой предмет, связанный с его именем, мы можем увидеть на любом корабле русского военного флота? Ответ . Андреевский флаг.

5. На языке коми: «сил» — глаз; «лыс» — хвоя. Переведите на русский язык с языка коми слово «синлыс».Ответ. Ресница.

6. Английский ученый Стивен Роуз говорит, что это не дает прошлому стать таким же непостижимым, как будущее; иными словами, это придает направленность ходу времени. Что это? Ответ. Память.

7.За свою историю это место было зрелищным предприятием, каменоломней, жилым зданием, мыловарней. Там обжигали известняк и пряли пряжу. Только в 1800 году римский папа объявил это место охраняемым. Назовите это место. Ответ. Колизей.

8.Когда в 384 году студент-теолог увидел миланского епископа Амвросия, делающего это, не произнося вслух ни единого слова, он был так поражен, что сделал запись об этом, сохранившуюся до наших дней. Любой же из вас может легко делать это так, как делал епископ Амвросий. Что же он делал? Ответ. Читал.

9.Самая высокая горная система Западной Европы — Альпы — расположена на территории 7 государств. Я назову 6, а вы — седьмую. Итак: Австрия, Италия, Лихтенштейн, Швейцария, ФРГ, Югославия. Ответ. Франция.

10.Однажды Дионис решил сделать подарок своему любимому другу Ампелу и подвесил его (не Ампела, конечно, а подарок) на высокий вяз. Ампел полез на дерево, не удержался, упал и разбился. Дионис огорчился и назвал несостоявшийся подарок в честь Ампела. Теперь скажите, видами и сортами чего занимается наука ампелография? Ответ. Винограда (виноградная лоза называется «ампелос»).

11. Она царит над всем миром: никто не может избежать ее власти. Лишь на Афину, Гестию и Артемиду не действуют чары дочери Зевса и Дионы. А какова вторая версия ее рождения? Ответ. Афродита родилась из морской пены.

12. Длинные, похожие на огурцы, его плоды едят и люди, и животные. Для обезьян — это излюбленное лакомство. Его древесина не горит, листья спадают не зимой, а летом… Что это за растение? Ответ. Баобаб.

VIII. Рефлексия деятельности (итог занятия). Педагог: Давайте попробуем ответить на три главных вопроса нашего клуба: Что мы сегодня узнали? Где и когда мы сможем это использовать? (обучающиеся отвечают). Благодарю за работу. Занятие прошло особенно продуктивно. До следующей встречи

Список литературы и интернет-ресурсов

. Бурда Б. «Интеллектуальные игры: для знатоков и не только»./ Борис Бурда. – Екатеринбург: У- Фактория; М.: АСТ, 2009.

2. Левин Б.Е. «Что? Где? Когда? Для «чайников» - Д.: Сталкер, 1999.

3. http://chgk.tvigra.ru/ 4. [email protected]


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!