СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект - план урока «А.П. Чехов. "Рассказ "Толстый и тонкий"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: знакомство с творчеством А. П. Чехова.

Задачи: дать понятие о героях – антиподах;

повторить литературные термины: сатира, юмор, псевдоним, рассказ;

развивать умение анализа художественного произведения с опорой на текст;

воспитывать у детей положительные качества на примерах литературных героев, на примерах жизни писателей.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Конспект - план урока «А.П. Чехов. "Рассказ "Толстый и тонкий"»

Тема урока: «А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий»

Цель урока: знакомство с творчеством А. П. Чехова.

Задачи: дать понятие о героях – антиподах;

повторить литературные термины: сатира, юмор, псевдоним, рассказ;

развивать умение анализа художественного произведения с опорой на текст;

воспитывать у детей положительные качества на примерах литературных героев, на примерах жизни писателей.

Оборудование: книги с рассказом «Толстый и тонкий», раздаточные карточки для работы, тетради, ПК, презентация.

Ход урока.

I. Организация класса.

- Сегодняшний урок мне хочется начать следующими слова: «..Он – несравненный художник. ДА, да, именно: несравненный … Художник жизни. И достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродни не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное.. Он брал из жизни то, что видел.. и если брал что – нибудь, то передавал удивительно образно и понятно до последних чёрточек.»

- Как вы думаете, о ком эти слова?

- Правильно, это всё сказано о великом таланте русской литературы – А.П. Чехове.

- Вам предстоит сегодня познакомиться с его жизнью и творчеством. Вы сами постараетесь открыть для себя творчество писателя, работая в 3 группах, выполняя предложенные мною задания, анализируя произведение.

- Вы готовы работать? Оцените свою работоспособность: выберите любой цвет.

Красный - «у меня нет настроя на работу, мне сегодня будет тяжело работать с учителем»; синий – « мне хочется работать, я постараюсь, но не уверен, что все удастся»; зеленый – «я настроен на работу, буду работать в полную силу. Хочу узнать и научиться новому».

(цвета – полоски на столе перед каждым ребенком; значения на плакате, на доске.

- Я рада, что вы готовы со мною работать, желаю вам успехов.

II. Изучение нового материала.

1. Подготовьте небольшие рассказы о жизни и творчестве А.П. Чехова, используя материалы:



1 группа: Антон Павлович Чехов родился 29 января 1860 года в Таганроге. Дед и отец писателя были крепостными крестьянами. Деду, человеку способному и волевому, удалось выкупить себя и свою семью из крепостной неволи. Отец был владельцем бакалейной лавки.

Но в 1867 году дела пошатнулись, лавка была закрыта, семья переехала в Москву. В Таганроге остался Антон вместе с братом Иваном. Будущий писатель учился в гимназии и одновременно зарабатывал на жизнь частными уроками.



2группа: В 1879 году Чехов окончил гимназию, переехал к семье в Москву и поступил в Московский университет на медицинский факультет, который окончил в 1884 году.

Первая публикация его произведений осуществилась в начале 1880 года в журнале «Стрекоза». Далее он сотрудничает в журналах: «Будильник», «Зритель», «Сверчок», «Русский сатирический листок». Талантливыми были названы его рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника», «Лошадиная фамилия», «Злоумышленник».



3 группа: Это его ранние рассказы, а затем он много пишет пьес для постановки на сценах различных театров. Пьесы имели успех не только в России, но и за ее пределами. Известность к Чехову пришла при жизни. Его считали «Пушкиным в прозе». В произведениях он был всегда искренен. Язык его произведений удивителен.

Однако, он прожил недолгую жизнь, в 1904 году писателя не стало.

- Отвечает один человек от группы.

  1. Ответы – рассказы групп.

  2. Беседа по прочитанному:

- Какое произведение А.П. Чехова вычитали дома?

- Какое это произведение по жанру?

- Что такое рассказ?

(Найдите определение в задании № 2 раздаточного материала).

- Каким вам кажется рассказ: смешным, грустным, смешным и грустным одновременно?

- В литературе существуют понятия : юмор и сатира. Давайте с ними разберемся. (задание №2 Р/М).

- Что такое юмор?

- Что такое сатира?

- Вспомните: мы с вами говорили: «смех может быть добрый» и «смех может быть злой»?

- Как это соотносится с понятиями юмор и сатира?

- Мы должны будем в конце урока сделать вывод: это юмористический рассказ или сатирический.

- Ещё раз скажите, как называется рассказ?

- Какой прием использован Чеховым в названии?

- Что такое антитеза?

(Найдите определение в задании №2)

  1. Определите, о ком из героев данное описание:

1 группа: А) «… Только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем.»

2 группа: Б) «Только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей.»

3 группа: В) « Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею..»



- Встречается ли антитеза в этих отрывках? Где? Приведите примеры.

(Р/М задание 3)

5. «Узнай новое!»

- Когда герои изображаются такими, какими вы их назвали сейчас, их называют герои – антиподы.

- Что такое герои - антиподы?

- Выясните в задании №4. Р/М.

- Антиподы - герои, противопоставленные друг другу в произведении.

Запишите определение в тетради.

6. Работа с текстом.

1 группа: А) Приятная и неожиданная встреча. Докажите текстом.

2 группа: Б) Разговор о жизни. Изменения в поведении героев. Докажите текстом.

3 группа: В) Расставание «друзей». Поведение героев. Докажите текстом.



7. К кому из героев вы бы отнесли следующие характеристики?

А) «- привычка гнуть шею перед начальством;

- инстинкт лакейства;

- угодничество.»

Б) «– искренне рад встрече, для него не важно, кем служит его друг;

- важно для него то, что это друг детства;

- дороги воспоминания о прошлом.»

8. Словарная работа.

- Чехов – мастер слова. Употребленные им слова помогают передать изображаемую эпоху, характер героев. Согласны Вы с этим? Давайте докажем. Выполним задание 6.

- Прочитайте и расскажите, что означают новые для нас слова:

Лютеранка – последовательница лютеранства (лютеранство – крупнейшее направление протестантизма, на основе учения Лютера).

Флёрдоранж – настойка из цветов померанцевого дерева (померанец – цитрусовое дерево, а также сочный ароматный плод), использовалась как туалетная вода.

Департамент – отдел министерства, высшего государственного учреждения.

Вельможа – знатный и богатый сановник, то есть крупный чиновник, занимающий высокое положение.

Херес – сорт крепкого виноградного вина.

Душунок– милый, приятный человек.

  1. Проверка выполнения индивидуальных заданий.

- Соотнесите стрелками слова и их значения:

Николаевская железная дорога Человек, любящий наряжаться,

нарядно одетый, франт

Казённый Военная или гражданская форменная

одежда

Щёголь Почитание старших по чину, по

служебному положению

Мундир Первая железная дорога между

Москвой и Петербургом

ЧинопочитаниеГосударственный

Благоговение Глубочайшее почтение



- Индивидуальное задание.

Найди объяснение каждому глаголу из рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий».



9. «Внимательный ли ты читатель!»

1 группа: А)

- Как звали тонкого?

- Как звали толстого?

- Имя жены тонкого?

- Имя сына тонкого?

- Прозвище тонкого в гимназии?

- Прозвище толстого в гимназии?



2 группа: Б) - Кто такой Герострат?

- Почему и за что толстого так дразнили в школе?

3 группа: В) – Кто такой Эфиальт?

- За что тонкий получил такое прозвище?

10. Сделаем вывод:

- Сатирическое или юмористическое произведение?

- Что высмеивает рассказ?

III. Домашнее задание: подготовиться к внеклассному чтению: Чехов «Смерть чиновника», чтение по ролям.

IV. Итоги урока.

- Любой рассказ А.П. Чехова воспитывает. Чехов говорил: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, в душа, и мысли,» Для этого человек должен воспитывать себе хорошие качества. В письме брату Николаю они писал, что значит быть «воспитанными людьми». Выберите, что больше всего важно с вашей точки зрения:

(Р/М)



Воспитанные люди (из письма А.П. Чехова брату Николаю)

  1. «Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступительные…»

  2. «Они состарадательны не к одним нищим и кошкам. Они болеют душой.»

  3. «Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.»

  4. «Они чистосердечны и боятся лжи, как огня»

  5. «Они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать вдругом сочувствие.»

  6. «Они не суетны.»

  7. «Если они имеют в себе талант, то уважают его.

  8. «Они воспитывают в себе эстетику.»

Рефлексия- Выберите то, что вы думаете о сегодняшнем уроке.

 На уроке я работал активно / пассивно

 Своей работой на уроке я доволен / не доволен

 Урок для меня показался коротким / длинным

 За урок я не устал / устал

 Мое настроение стало лучше / стало хуже

 Материал урока мне был понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен легким



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя