СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по литературе в 6 классе. Тема: Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по  литературе в 6 классе на тему "Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина "Дубровский"

Просмотр содержимого документа
«Конспект по литературе в 6 классе. Тема: Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский"»


16.10.17 год. Литература. 6 класс. (19 урок)

Тема: «Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский» Цель: знакомство с понятием «роман», с историей создания романа «Дубровский», с историческими особенностями того времени, развитие т/ч: грамотность, выразительность, беглость.

Задачи: учить выделению этапов развития сюжета; вырабатывать навык анализа эпизода; учить сравнительной характеристике героев.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование у учащихся навыков взаимодействия в группе по алгоритму при консультативной помощи учителя;

Метапредметные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь планировать алгоритм ответа.

Предметные: научиться анализировать эпизод.

Техническое обеспечение урока: учебник русского языку под ред. В.Я.Коровиной, ноутбук, проектор, интерактивная доска, индивидуальный раздаточный материал.



Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент

Приветствие; проверка готовности к уроку, организует внимание

Готовят рабочее место

2. Актуализация опорных знаний

1. Проверка д/з

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)


2. Беседа

-Имя Александра Сергеевича Пушкина вам, ребята, хорошо знакомо. Взрослея, вы открываете для себя снова и снова удивительный мир произведений писателя. Его поэзия и проза будят в душе самые лучшие чувства. Именно чувства и любовь. Как к самому писателю, так и к слову в его произведениях.

-Мы с вами понимаем, что сегодня на уроке разговор предстоит о произведении А.С.Пушкина «Дубровский», понимаем, что предстоит заново встретиться с его героями.

3. Фронтальный опрос

- Что общего у всех этих пословиц? Поясните их смысл.

От одного слова – да навек ссора.

Одна задириха, а другая неспустиха.

Нелады да свары хуже пожара.

Разгорелся сыр-бор из-за сосенки.



- Приходилось ли вам ссориться с кем-либо? По какой причине? Чем закончилась ссора?

- Почему люди ссорятся? (Из-за разных характеров и взглядов на жизнь).

- Как можно избежать ссоры?

Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р


















Записывают пословицы в тетрадь, определяют что общего у этих пословиц. Отвечают на вопросы учителя.





3. Постановка цели и темы урока.

Изучение нового материала

Ставит перед учащимися проблему.

Подумайте,  как эти пословицы связаны с содержанием романа  и определите тему  нашего урока.

- На какие вопросы мы должны будем ответить?

- Что нужно будет сделать, чтобы получить ответы на эти вопросы?

- Итак, ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока. Какие цели вы перед собой сегодня поставите?

Запишите тему сегодняшнего урока.

- Сегодня мы попытаемся разобраться в причинах ссоры между двумя помещиками, а для этого необходимо понять их характеры, взгляды на жизнь


 О создании романа «Дубровский» 
В 1826 году, в сентябре, Пушкин был вызван царем Николаем II в Москву. После беседы с поэтом царь заявил, что разговаривал с «умнейшим человеком России». Пушкину разрешено было жить в Москве и даже работать в архивах. В начале тридцатых годов поэт начинает писать прозаические произведения. Над романом «Дубровский» Пушкин работает с октября 1832 года по февраль 1833 года. При жизни создателя этот роман не был напечатан: Пушкин считал его незаконченным.
В основу романа легло сообщение Нащокина А. С. Пушкину «об одном небогатом дворянине по фамилии Островский... который имел процесс с соседом за землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить...» (П. И. Бартенев). О подобных делах Пушкин слышал и раньше. Эти факты были творчески осмыслены А. С. Пушкиным в романе «Дубровский»


Беседа.

1.Как и когда создавался роман?

- Роман написан в 1832-1833годах. Образ Дубровского имел несколько прототипов. Нащокин рассказал Пушкину о помещике Островском, который «имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, потом других.

- Пушкин знал о деле нижегородского помещика (фамилия та же, что и у героя), у которого в 1802 г. незаконно было отнято имение его родственника.

- Типичность ситуации несправедливой потери имения позволила Пушкину включить в текст романа подробный документ на нескольких страницах: решение суда об отнятии у отца Дубровского имения в пользу Троекурова.

Пушкина интересовала судьба русского дворянина, ставшего жертвой несправедливости.



Анализируют данные предложения, объясняют, чем схожи предложения, пытаются сказать определение, формулируют тему и цель урока.












Слушают учителя, анализируют текст.

















Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.

4. Первичное закрепление

Организует работу учащихся, консультирует их, осуществляет контроль за выполнением заданий.


Теория литературы.

Определите жанр этого произведения.

- Что же такое роман?

Роман – большое повествовательное произведение, со множеством действующих лиц и развитым сюжетом.

Запись в тетради:

1. Большое повествовательное произведение;

2. разветвлённый сюжет;

3. значительный объём.



Беседа.

- Какие признаки романа мы находим в «Дубровском»?

В названии романа вынесена фамилия - Дубровский.

- Как вы думаете, кто за ней скрывается Андрей Гаврилович Дубровский или Владимир Дубровский? Найдите доказательства в тексте романа.

- Каков же сюжет романа?

глава 3: Но пора читателя познакомить с настоящим героем нашей повести.

Владимир Дубровский - офицер, сын родовитого, но обедневшего помещика. После потери родового имения Дубровский из мщения и ненависти поджигает усадьбу, уходит со своими крестьянами в лес и становится разбойником. Полюбив дочь виновника всех несчастий Троекурова – Марию Кирилловну, Дубровский под видом французского учителя Дефоржа проникает в дом своего врага, демонстрирует незаурядную храбрость и решительность: оказавшись в клетке с медведем, убивает его, чем покоряет сердце Марии Кирилловны. Но бежать с Дубровским Маша соглашается, только когда ей грозит брак со старым князем Верейским. Герой опаздывает освободить Машу до венца. Дубровский со своей шайкой нападает на карету, в которой возвращаются из церкви обвенчанные Маша и князь. Маша отказывается от помощи Дубровского. В последней главе Дубровский распускает шайку и уезжает за границу.

Сюжет – последовательность и связь событий в художественном произведении.

Беседа.
С помощью вопросов активизируем уже имеющиеся знания детей об этой эпохе. Прочитаем первую строку романа.
— Когда происходит действие романа? (действие происходит в первой половине XIX века)
— Каким было общество тех времен? (самодержавие, крепостное право. Царь; сословия: дворяне, чиновники, крестьяне — крепостные и вольные. (Общие представления.)
— Какое произведение о крепостном праве мы изучали в 5 классе? (вспомним «Муму» И. С. Тургенева)
— Каким было отношение барыни к своим крепостным? Какими были отношения между крепостными? Вспомните, как вели себя приживалки старой барыни.
— Вспомните рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». К какому сословию принадлежали Жилин и Костылин? Обратим внимание детей, что оба офицера были дворянами, но Костылин был богат, а Жилин беден. Дворянство было неоднородным. Дворянин владел имением, которое состояло из земли и крепостных крестьян. Некоторые дворяне владели обширными землями (поместьями) и большим количеством крестьян, владения других были небольшими.
Дворяне могли выходить замуж и жениться только на людях из своего сословия. Большинство дворян считали крепостное право нормальным и распоряжались своим имуществом, как считали нужным (вспомним самодурство барыни в «Муму»). Людей, не принадлежавших к дворянским фамилиям, они не считали достойными внимания и уважения. Дворяне жили в основном в своих поместьях, занимались хозяйством и ездили друг к другу в гости. Крестьяне называли своего хозяина словом «барин», хозяйку — барыней, детей — барчуками и барчатами.


Знакомство с определением этого термина по словарю литературоведческих терминов и по учебнику. Запись определения в тетрадь.
















Анализируют 1 главу романа. Знакомство с героями.














Определяют сюжет романа.









Слушают учителя, отвечают на вопросы.






















.











5. Физкультминутка

Организует смену деятельности.

Сейчас мы будем приседать

И колени разминать

Ноги до конца сгибать,

Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.)

Напоследок пошагаем,

Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.) 

Выполняют физкультминутку

6. Первичный контроль

Организует работу по применению новых знаний.

Словарная робота:

Подобострастие – льстивость, угодливость.

Тщеславились – хвалились, кичились.

Надменный – высокомерный.

Генерал – аншеф – высший генеральский чин.

Стремянный – конюх – слуга.

Штаб – лекарь – главный лекарь.

Холоп – крепостной слуга.

Купчая – документ на приобретённое, купленное имущество



Работа в паре.

  • В какое время происходят события?

  • Кто был у власти?

  • Как было устроено российское общество?

  • Какими были отношения между сословиями? Как они отражены в романе?



Анализ 1 и 2 главы.

-С кем знакомимся мы в 1-ой главе? (С Кирила Петровичем Троекуровым и Андреем Гавриловичем Дубровским)

-В каких поместьях они живут? (село Покровское, деревня Кистенёвка)

-Что мы узнаём о Троекурове? ( старинный русский барин; богатый, из знатного рода; большой вес в губерниях)

-Что давало Троекурову большой вес в соседних губерниях? (его богатство, знатный род, связи)

-Как к нему относились соседи? губернские чиновники? («…они были ему преданы: они тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе многое в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство»)

-Каков он был в домашнем быту?

-Как Кирила Петрович обходился с крестьянами и дворовыми?

--Как автор характеризует дворовых Троекурова?

- что является гордостью Троекурова? (( псарный двор, где более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле)

-Кто был его старинным другом? Что мы о нём узнаём? (Андрей Гаврилович Дубровский, отставной поручик гвардии, владел семьюдесятью душами)

Работа в группах.

Составление таблицы «Сходства и различия героев романа»

Сходство:

Ровесники, рождены в одном сословии, воспитаны одинаково, сходствовали отчасти и в характерах и в наклонностях

Различия:

Троекуров:

«Выказывал пороки человека необразованного», «привык волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума», «надменный … с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно».

Дубровский:

«нетерпеливость и решительность характера», «беден и независим», горд – отказался от предложения Троекурова поженить Машу и Владимираю

- Из-за чего возникла ссора между помещиками? Каково душевное состояние Андрея Гавриловича при осмотре псарни? (Дубровский молчал и хмурился… он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения… », «отвечал сурово», «побледнел и не сказал ни слова»).

-Что отвечает Дубровский Кирила Петровичу на вопрос? («…псарня чудная, вряд людям вашим житьё такое ж, как вашим собакам»)

-Обидел ли он своими словами Троекурова? (Нет, реакции не последовало).

-А мог ли обидеть его «тщеславных» холопов? (Мог. И тут же последовал ответ псаря Парамошки: «…иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку»).

-Холоп ответил дворянину не просто как равному, а дерзко. Подумайте, только ли ответ Парамошки оскорбил Андрея Гавриловича? (Не только, сразу после слов псаря раздался смех, смеялись все: и Троекуров, и его гости, и, видимо, слуги)

-Как ведёт себя Троекуров в этой ситуации? (Он расхаживал по псарне, громко засмеялся при «дерзком замечании» своего холопа. Он не придал значения тому, что его Парамошка оскорбил и унизил Андрея Гавриловича)

-Дубровского не просто унизили, оскорбили, задета дворянская честь, а мы с вами говорили, что Дубровский – человек гордый и независимый. Принимает ли близко к сердцу этот инцидент Троекуров? (Нет, он даже не заметил, что Дубровский уехал, о том, что было в душе Дубровского, он просто не думал)

-Как дальше развиваются события? (Заметив наконец отсутствие Дубровского, Троекуров, который «отроду не выезжал на охоту без Дубровского, опытного и тонкого ценителя псовых достоинств и безошибочного решителя всевозможных охотничьих споров» дважды посылает за ним, но получает отказ и письмо с требованием выдать ему Парамошку для наказания).

- Троекуров не просил Дубровского вернуться. Он «велел тотчас его догнать и воротить непременно». Отказ же Дубровского осердил Троекурова, который привык ко всеобщей покорности. Письмо Дубровского еще больше рассердило его. Троекуров счел себя оскорбленным тем, что от него кто-то смеет требовать извинений. Как себя чувствует Троекуров на охоте? (Охота не удалась, обед не удался, Кирила Петрович прибил повара, разбранил гостей)

-Как показал автор Троекурова после охоты? («Андрей Гаврилович не возвращался в Покровское – Кирила Петрович без него скучал, и досада его громко изливалась в самых оскорбительных выражениях, которые, благодаря усердию тамошних дворян, доходили до Дубровского исправленные и дополненные»)

Пересказ сцен «Троекуров и Шабашкин», «Суд».

-Чего хотел добиться Троекуров, отняв Кистенёвку у Дубровского? (Сломить гордость Андрея Гавриловича)

- Удалось ли ему это? Почему его торжество было отравлено? (Такого исхода – сумасшествия Дубровского – он не ожидал)


Работа в парах.

Составление плана 1 и 2

План 1 главы «Дубровского» 1.      Близкие друзья

2.      Ссора

3.      Сговор Троекурова с Шабашкиным

Глава 2.

1.      А.Г. Дубровский проигрывает суд

2.      Старый Дубровский заболевает

Выполнят задания самостоятельно, организуют взаимопроверку.

Обучающиеся делятся на пары и работают с предложенным им материалом, отвечают на вопросы.















Отвечают на вопросы учителя, анализируют 1 и 2 действие романа.


































Работают в группах.

Составляют таблицу о сходстве и различиях героев романа.





















Участвуют в беседе с учителем. Отвечают на вопросы.





























































Составляют план 1 главы романа «Дубровский»

Записывают план в тетрадь.



7. Инф-я о д/з

Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения д/р:

На выбор:

Подготовить рассказ об одном из помещиков по плану:

1 группа: рассказ о помещике Кириле Петровиче Троекурове;

2 группа – о помещике Андрее Гавриловиче Дубровском.


1. Социальное положение
2. Занятия
3. Отношение соседей
4. Отношение к крестьянам
5. Общее в судьбах
6. Качества характера

Прочитать 3-4 главы.

Записывают д/р

8. Подведение итогов, рефлексия

Организует ситуацию итоговой рефлексии. Оценивает обучающихся, выставляет отметки

Рефлексия «Лестница успеха»

Попробуйте определить, насколько хорошо вы усвоили новое знание по «Лестнице успеха:

Вы выбираете:

- красный цвет, если испытываете затруднение;

-жёлтый цвет, если усвоили новое знание, но затрудняетесь применить его на практике;

- зелёный цвет, если усвоили новое знание и научились применять его на практике.

Анализируют свою деятельность





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!