СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по окружающему миру по теме: "Народные праздники в пору осеннего равноденствия" (2 класс УМК "Перспектива").

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект по окружающему миру по теме:  "Народные праздники в пору осеннего равноденствия" (2 класс УМК "Перспектива").

Просмотр содержимого документа
«Конспект по окружающему миру по теме: "Народные праздники в пору осеннего равноденствия" (2 класс УМК "Перспектива").»

09.11.2016 г.

Урок №18.

Тема: Народные праздники в пору осеннего равноденствия

  Задачи урока: познакомить детей с обрядами и обычаями поры осеннего равноденствия у разных народов России; научить детей различать общее и особенное в этих праздниках, соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с особенностями природы и хозяйственной жизни этих народов; воспитывать в детях чувство благодарности к природе за ее дары людям. 

      Планируемые результаты: уметь в обрядах и обычаях осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов; называть общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл — благодарность природе; творчески проявить благодарность природе в условиях современной жизни.


Ход урока

      Учитель начинает урок: «Ребята, посмотрите на наш стол. На нем фрукты, овощи, орехи, крупы. Какие из этих даров природы вы можете назвать? (Дети называют дары природы, описывают их по форме, цвету, вкусу; рассказывают, что можно приготовить из них.) Каким одним словом можно назвать такое изобилие съедобных припасов? (Урожай.) А откуда же берется урожай? Кто нам его дарит? Какое время года называют урожайным? (Дети предлагают свои объяснения.) И еще, ребята, подумайте, пожалуйста, почему праздник урожая приходится на время осеннего равноденствия. Что такое равноденствие? Кто помнит, когда бывает осеннее равноденствие? Что происходит в природе после этого дня?»
      После ответов детей учитель обращает их внимание на фотографию кукол «День — ночь» рядом с темой урока на с. 62 учебника, показывает этих кукол. Вместе с детьми выясняет, почему они выполнены из контрастных по цвету тканей; как можно с помощью этих кукол обозначать изменение долготы светового дня в течение года начиная от дня осеннего равноденствия. (Для этого можно в течение года в соответствующем сегменте заранее подготовленного годового круга с помощью булавки прикреплять кукол таким образом, чтобы они располагались рядом друг с другом на одном уровне во время равноденствий. Затем можно постепенно передвигать на тесемке светлую или темную куклу вверх или вниз в зависимости от того, увеличивается или уменьшается долгота дня.)
      Прикрепляя кукол в равновесном положении в сентябрьском сегменте годового круга, учитель подытоживает высказывания детей: «В конце сентября, а именно 22 сентября, день и ночь уравниваются по времени. Помните, какие короткие ночи летом... Как много света в это время, как жарко греет солнце. Как высоко оно на небе. Потому и одаривает нас природа урожаем, что свет, тепло, да еще и дождь помогают расти плодам. К осени солнышко уже не так высоко восходит на небе, лучи его не так греют землю, ночи становятся все длиннее. Земля готовится к зимнему отдыху». Учитель зачитывает первое предложение текста на с. 62 учебника и продолжает обсуждение: «Крестьяне благодарили матушку-землю. Давайте представим себе, что мы стоим на хлебородном поле, и глубоким поклоном до земли поблагодарим нашу кормилицу землю. (Дети встают из-за парт и вслед за учителем кланяются.) Ребята, подождите садиться. Как вы думаете, кого еще мы с вами должны благодарить за это изобилие на нашем столе? Конечно, те работящие руки, что вырастили для нас эти овощи, фрукты, хлеб. Давайте поблагодарим и тружеников, которые возделывают землю и растят урожай. А третий поклон — тем людям, которые сохраняют урожай на целую зиму». Ученики еще раз кланяются и садятся за парты. Учитель делает вид, что прислушивается, и говорит: «Что это там у нас на столе происходит? Уж не мышь ли забежала? (Подходит к столу, разглядывает его, достает куклу-зернушку.) Нет, не мышь. А очень славная гостья. Рассмотрите ее. Как вам хотелось бы ее назвать? Как вы думаете, что внутри этой куклы? (Выслушивает ответы детей. Дает куклу каждому ученику по очереди.) Теперь давайте почитаем учебник. И найдем имя нашей гостьи». Ученики читают первый абзац текста на с. 62—63 учебника (включая и первое, уже прочитанное учителем предложение). Каждый читает по одному предложению. Очередность определяет учитель, передавая куклу-зернушку.
      Учитель: «Вот, оказывается, какое у нее имя — зернушка. (Учитель берет кукол-помощников.) Ребята, как вы думаете, о чем могли бы побеседовать наши друзья и кукла-зернушка? Давайте пофантазируем. Кто хочет попробовать разыграть сценку? (Если находится желающий, учитель дает ему возможность выступить.) Ребята, предлагаю вам дома придумать короткие диалоги для этих кукол. Мы устроим кукольный театр. У этой куклы есть еще одно имя — Крупеничка. Если вы хотите узнать историю о ней, то попросите взрослых или сами прочитайте сказку Николая Дмитриевича Телешова «Крупеничка».
    Физминутка

  Далее учитель предлагает детям узнать, что еще делали люди в пору осеннего равноденствия, и продолжает чтение текста на с. 63 учебника. После прочтения этого текста учитель говорит: «Давайте попробуем себе представить, трудно ли добывать огонь трением. Мы попросим двоих ребят постараться добыть для нас искорку огня, чтобы зажечь свечу. А потом они расскажут нам о своих впечатлениях». Учитель вызывает ребят, дает им набор палочек и предлагает извлечь огонь. Через некоторое время останавливает ребят: «К сожалению, у нас нет времени ждать появления искры. Придется остановить наш опыт. Расскажите, пожалуйста, трудно ли вам было. Давайте проверим, нагрелись ли хотя бы ваши инструменты. (Дает возможность ученикам потрогать палочки.) Вот если бы мы сейчас перенеслись в далекое прошлое, долго бы нам пришлось сидеть без света. Но у нас есть прекрасная возможность „зажечь новый огонь“ в лампаде и в светце и украсить последний сноп в честь окончания жатвы. Для этого раскройте свои рабочие тетради на с. 40 и выполните задание № 1. Мальчики с помощью цветных карандашей или фломастеров пусть „зажгут“ огонь, а девочки украсят сноп в честь окончания жатвы. Потом поменяйтесь тетрадями так, чтобы девочки помогли мальчикам, а мальчики помогли девочкам». Дети выполняют работу в рабочих тетрадях. Во время выполнения задания учитель может включить музыкальную запись.
      Затем учитель читает классу текст о праздниках охотников и оленеводов на с. 64—65 учебника. Чтение можно сопровождать показом иллюстраций природы описываемых областей, изображениями упоминаемых в тексте животных, народных костюмов. После прочтения учитель разбивает класс на группы. Каждой группе дает для ответа один из вопросов рубрик «Обсудим» и «Проверим себя» на с. 65 учебника. Уточняет у детей, понимают ли они, что значит поститься (ограничивать себя в удовольствиях, чтобы таким образом приготовиться к празднику). Затем предлагает выполнить задания № 3 и № 4 на с. 41 рабочей тетради.
      В завершение занятия учитель спрашивает у ребят, что им показалось особенно интересным на данном уроке, что удивило, что осталось непонятным. В конце урока один из учеников читает вывод на с. 65 учебника.      

Домашнее задание: теоретический материал на с. 62—65 учебника, задание № 2 на с. 40 рабочей тетради.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!