ТЕМА: Ударение.
ЦЕЛИ: 1. Содействовать формированию чувства языка, формированию
умений и навыков необходимых для грамотного письма.
2. Развивать мышление, творческие способности, интерес к изучению
русского языка.
3. Воспитывать аккуратность, внимательное отношение к слову, как
значимой единице речи.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадка? (садитесь)
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
Начинаем наш урок.
2. Чистописание.
У: .
- Начинаем минутку чистописания.
- Сегодня у нас дежурит буква Я. Посмотрите и скажите, на что похожа
буква Я? Почему их четыре?
Д: …
(на доске печатные и прописные буквы, строчная и заглавная буква Яя)
У: - Чем отличаются печатные и прописные буквы?
У: - Пропишите строчку букв Яя. (во время работы поощряются лучшие
работы).
3. Актуализация знаний учащихся.
У: - Ребята, вы любите загадки?
Д: - Да!
У: - Отгадайте одну из них. Слушайте внимательно.
Всегда во рту, а не проглотишь?
Д: - язык.
У: - Как вы догадались?
Д: - …
У: - Что означает это слово?
Д: - орган вкуса.
У: - Какое еще значение имеет слово язык?
Д: - Как предмет: русский язык, немецкий язык.
У: - Послушайте, что она говорит о себе.
Всем на свете буква Я
Доложить готова:
А вы знаете, кто Я?
Вы не знаете, кто Я?
Я не только буква Я –
Буква, слог и слово.
У: - Сейчас мы будем решать с вами задачи, но не такие, как на уроках
математики, а лингвистические или языковые. Ведь лингва (по-латыни) –
язык. Постарайтесь ответить на вопросы:
- Исполняет ли буква Я в слове язык роль буквы?
Д: - Да, мы ее видим и пишем.
У: - Работает ли как слог в этом слове?
Д: - Да.
У: - Сколько слогов в слове язык? Как узнать?
Д: - Сколько в слове гласных, столько и слогов.
У: - Является ли буква Я в слове язык отдельным словом?
Д: - Нет.
У: - Когда эта буква является словом, приведите пример?
Д: - Когда каждый говорит о себе.
У: - Какой секрет имеет эта буква, если стоит в начале слова?
Д: - Обозначает два звука.
У: - Молодцы! Придумайте три слова с буквой Я, чтобы она стояла в начале
слова и запишите.
4. Сообщение темы и целей урока.
У: - Внимание!
- Что вы услышали?
Д: - Звук.
У: - Почему бубен зазвучал?
Д: - Был удар по нему.
У: - Послушайте, одинаковый ли звук от удара ложек? (учитель ударяет
деревянными ложками сильнее – слабее)
Д: - Нет. Сначала громко. Потом тихо.
У: - А почему? От чего зависит сила звука?
Д: - От силы удара.
У: - Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (об ударении)
- Сегодня на уроке мы узнаем, почему наша речь звучит по-разному, пого-
ворим о значении ударения.
5. Работа над новым материалом.
У: - Ударить можно не только в бубен или ложки, но ударить можно голосом.
- Как вы это понимаете?
Д: - Значит что-то выделить силой голоса.
У: - Мы говорили, что в слове язык 2 слога. Обозначим их условно двумя
кружочками.
У: - Попробуйте произнести слово и выделить ударный слог. Какой слог выделим голосом?
Д: - Второй.
У: - Говорят, что второй слог ударный. Про ударный слог поэт Александр Шибаев сочинил стихи. Послушайте их.
А теперь про ударенье мы прочтем стихотворение:
Ударный слог, ударный слог!
Он назван так недаром.
Эй, невидимка – молоток –
Отметь его ударом.
У: - А слог, на который ударение не падает, называют безударным.
/ / /
ЛЕС ШКОЛА МАШИНА
Д: - Потому, что в слове ЛЕС 1 слог, в слове ШКОЛА – 2 слога, в слове МАШИНА – 3 слога.
У: - А сейчас я произнесу слова и выделю голосом ударный слог. (произношу слово – машина)
Д: - Вывод: На ударном слоге больше выдыхается воздуха. Он произносится с большей силой.
У: - Давайте поиграем в игру и будем барабанщиками, попробуем выделять ударный слог. Итак, возьмите ручку и карандаш, они будут нашими барабанными палочками. Приготовиться! Палочки настроить! Ударение найти легко, надо только быть внимательными.
КОТ ПАРТА ЛИНЕЙКА
- Запишите слова в тетрадь и поставьте ударение. (записывают), (проверка)
6. Работа с учебником.
У: - Давайте попробуем выполнить упражнение упр.83
У: , Откройте страницу 45 рабочей тетради упр.-80. У нас с вами сейчас будет маленькое соревнование. Кто быстрее и правильнее расставит в словах ударение.
7. Физкультминутка.
8. Закрепление.
У: - Немного поиграем. Придумайте и запишите слова по условным схемам.
/ / / /
У: - Посмотрите на придуманные слова и сделайте вывод о том, какой слог в слове может быть ударным?
Д: - Любой.
У: - Давайте будем исследователями и поработаем со словом замок.
- Шутник он невидимка –
Молоток
Тук и ударил в безударный слог…
И сразу же исчез огромный
Замок и появился маленький замок.
У: - Чем отличается написание этих слов?
Д: - Только ударением.
У: - А теперь допишите нужное слово и обозначьте ударение.
На горе стоит……
На двери висит….
У: - С какими словами шутило ударение? Выходит нам без ударения не обойтись. Ему приходится много трудиться.
У: - Назовите имена сказочных котов.
Д: - Леопольд, Матроскин.
У: - Сколько слогов в слове кот? ( 1)
- Нужно ли обозначать ударение, можем ли мы ошибиться при произнесении слов такой структуры? (нет)
- Какой сделаем вывод?
Д: - Вывод: если в слове 1 слог, ударение обозначать не обязательно.
У: - Молодцы!
.
У: - Запишите название этих животных и обозначьте ударение в словах. (котёнок, телёнок, жеребёнок)
- Что заметили?
Д: - Ударная ё.
У: - Верно, буква эта особенная. Какой вывод можно сделать?
Д: - Вывод: в словах, где есть эта буква она всегда ударная.
У: - Есть такое стихотворение.
Расскажи-ка,
Буква Ё, как твоё житьё – бытьё?
Буква Ё даёт отчёт:
«Ничего житьё течёт,
Я ударная всегда»
Ой, ёй, ёй,
Вот это да!
У: - Вот и получил знак ударения два выходных. Только не таких, как у пап и мам на работе. Эти выходные не суббота и воскресение. А особые слова, которым знак ударения не нужен.
9. Обобщение и подведение итогов.
У: - Что мы изучали на уроке?
- Как определить ударение в словах?
- Когда ударение отдыхает?
Домашнее задание с.45 упр.-81