СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по русскому языку пот теме: "Ударение" (2 класс УМК "Перспектива").

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект по русскому языку пот теме: "Ударение" (2 класс УМК "Перспектива").

Просмотр содержимого документа
«Конспект по русскому языку пот теме: "Ударение" (2 класс УМК "Перспектива").»

ТЕМА:  Ударение.

ЦЕЛИ:  1. Содействовать формированию чувства языка, формированию

                умений и навыков необходимых для грамотного письма.

           

              2. Развивать мышление, творческие способности, интерес к изучению

              русского языка.

              3. Воспитывать аккуратность,  внимательное отношение к слову, как

              значимой единице речи.

ХОД УРОКА:

1.  Организационный момент.

 Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадка?   (садитесь)

 Все ли правильно сидят?

 Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
Начинаем наш урок.

2. Чистописание.

У: .

     - Начинаем минутку чистописания.

     - Сегодня у нас дежурит буква   Я.  Посмотрите и скажите, на что похожа

     буква Я? Почему их четыре?

Д: …

    (на доске печатные и прописные буквы, строчная и заглавная буква Яя)

У: - Чем отличаются печатные и прописные буквы?

У: - Пропишите строчку букв Яя. (во время работы поощряются лучшие

    работы).

3. Актуализация знаний учащихся.

У: - Ребята, вы любите загадки?

Д: - Да!

У: - Отгадайте одну из них. Слушайте внимательно.

       Всегда во рту, а не проглотишь?

Д: - язык.

У: - Как вы догадались?

Д: - …

У: - Что означает это слово?

Д: - орган вкуса.

У: - Какое еще значение имеет слово язык?

Д: - Как предмет: русский язык, немецкий язык.

У: - Послушайте, что она говорит о себе.  

       Всем на свете буква Я

       Доложить готова:

       А вы знаете, кто Я?

       Вы не знаете, кто Я?

       Я не только буква  Я –

       Буква, слог и слово.

У: - Сейчас мы будем решать с вами задачи, но не такие, как на уроках

    математики, а лингвистические или языковые. Ведь лингва (по-латыни) –

    язык. Постарайтесь ответить на вопросы:

    - Исполняет ли буква Я в слове язык роль буквы?

Д: - Да, мы ее видим и пишем.

У: - Работает ли как слог в этом слове?

Д: - Да.

У: - Сколько слогов в слове язык? Как узнать?

Д: - Сколько в слове гласных, столько и слогов.

У: - Является ли буква Я в слове язык отдельным словом?

Д: - Нет.

У: - Когда эта буква является словом, приведите пример?

Д: - Когда каждый говорит о себе.

У: - Какой секрет имеет эта буква, если стоит в начале слова?

Д: - Обозначает два звука.

У: - Молодцы! Придумайте три слова с буквой Я, чтобы она стояла в начале

     слова и запишите.

4. Сообщение темы и целей урока.

У: - Внимание!  

     - Что вы услышали?

Д: - Звук.

У: - Почему бубен зазвучал?

Д: - Был удар по нему.

У: - Послушайте, одинаковый ли звук  от удара ложек? (учитель ударяет

      деревянными ложками сильнее – слабее)

Д: - Нет. Сначала громко. Потом  тихо.

У: - А почему? От чего зависит сила звука?

Д: - От силы удара.

У: - Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?  (об ударении)

    - Сегодня на уроке мы  узнаем, почему наша речь звучит по-разному, пого-

     ворим о значении ударения.

5. Работа над новым материалом.

У: - Ударить можно не только в бубен или ложки, но ударить можно голосом.

     - Как вы это понимаете?

Д: - Значит что-то выделить силой голоса.

У: - Мы говорили, что в слове язык 2 слога. Обозначим их условно двумя

     кружочками.

У: - Попробуйте произнести слово и выделить ударный слог. Какой слог выделим голосом?

Д: - Второй.

У: - Говорят, что второй слог ударный. Про ударный слог поэт Александр   Шибаев сочинил стихи. Послушайте их.

        А теперь про ударенье мы прочтем стихотворение:

        Ударный слог, ударный слог!

        Он назван так недаром.

        Эй, невидимка – молоток –

        Отметь его ударом.

У: - А слог, на который ударение не падает, называют безударным.

        /                       /                               /

   ЛЕС            ШКОЛА             МАШИНА


Д: - Потому, что в слове ЛЕС 1 слог, в слове ШКОЛА – 2 слога, в слове МАШИНА – 3 слога.

У: - А сейчас я произнесу слова и выделю голосом ударный слог. (произношу слово – машина)

Д: - Вывод: На ударном слоге больше выдыхается воздуха. Он произносится с большей силой.

У: - Давайте поиграем в игру и будем барабанщиками, попробуем выделять ударный слог. Итак, возьмите ручку и карандаш, они будут нашими барабанными палочками. Приготовиться! Палочки настроить! Ударение найти легко, надо только быть внимательными.

           КОТ                       ПАРТА                   ЛИНЕЙКА

- Запишите слова в тетрадь и поставьте ударение.   (записывают), (проверка)

6. Работа с учебником.


У: - Давайте попробуем выполнить упражнение  упр.83

У: , Откройте страницу 45 рабочей тетради упр.-80. У нас с вами сейчас будет маленькое соревнование. Кто быстрее и правильнее расставит в словах ударение.

7. Физкультминутка.


8. Закрепление.

У: - Немного поиграем. Придумайте и запишите слова по условным схемам.

             /                      /                     /                                      /

У: - Посмотрите на придуманные слова и сделайте вывод о том, какой слог в слове может быть ударным?

Д: - Любой.

У: - Давайте будем исследователями и поработаем со словом замок.

       - Шутник он невидимка –

         Молоток

         Тук и ударил в безударный слог…

         И сразу же исчез огромный

         Замок и появился маленький замок. 

У: - Чем отличается написание этих слов?

Д: - Только ударением.

У: - А теперь допишите нужное слово и обозначьте ударение.

        На горе стоит……

        На двери висит….

У: - С какими словами шутило ударение? Выходит нам без ударения не обойтись. Ему приходится много трудиться.

У: - Назовите имена сказочных котов.

Д: - Леопольд, Матроскин.

У: - Сколько слогов в слове кот?  ( 1)

     - Нужно ли обозначать ударение, можем ли мы ошибиться при произнесении слов такой структуры?   (нет)

     - Какой сделаем вывод?

Д: - Вывод: если в слове 1 слог, ударение обозначать не обязательно.

У: - Молодцы!              

.

У: - Запишите название этих животных и обозначьте ударение в словах.   (котёнок, телёнок, жеребёнок)

      - Что заметили?

Д: - Ударная ё.

У: - Верно, буква эта особенная. Какой вывод можно сделать?

Д: - Вывод: в словах, где есть эта буква она всегда ударная.

У: - Есть такое стихотворение.

          Расскажи-ка,

          Буква Ё, как твоё житьё – бытьё?

          Буква Ё даёт отчёт:

          «Ничего житьё течёт,

          Я ударная всегда»

          Ой, ёй, ёй,

          Вот это да!

У: - Вот и получил знак ударения два выходных. Только не таких, как у пап и мам на работе. Эти выходные не суббота и воскресение. А особые слова, которым знак ударения не нужен.

9. Обобщение и подведение итогов.

У: - Что мы изучали на уроке?

     - Как определить ударение в словах?

     - Когда ударение отдыхает?

Домашнее задание с.45 упр.-81




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!