СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по статье К.Д. Ушинского «Родное слово»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект по статье К.Д. Ушинского «Родное слово»

Просмотр содержимого документа
«Конспект по статье К.Д. Ушинского «Родное слово»»

Конспект по статье К.Д. Ушинского «Родное слово»

Люди долго пользуются родным языком, но не всегда обращают внимание на его красоту, глубину, сложность и многозначность. Начало языка каждого народа идет из далекого прошлого, но, тем не менее, каждый народ думает, что он сам создал свой язык, а не кто - другой.

Появляется вопрос: неужели все, что выразилось в языке народа, скрывается в самом народе?

Сложно поверить в то, что эта серая масса, столь далекая от прекрасного и философского, создала столь гармоничный и прекрасный язык. В ответ на это сомнение льется народная песня, вдохновляющая художников, поэтов, музыкантов и даже ученых.

«Язык народа — лучший, никогда не увядающий извечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории».

В языке одухотворяется народ и его родина. Язык глубок, полон мысли и чувства, в нем слышится голос родной природы. В глубинах народного языка отражается не только природа страны, но и история духовной жизни народа. Поколения сменяются, наполняя язык новым глубоким смыслом, который переходит другим поколениям. В родное слово каждое поколение вкладывает плоды переживаний, исторических событий, верования, гори и радости. Язык – самая прочная связь между поколениями. Язык не просто выражает жизненность народа, он сам – жизнь. Если нет языка - нет народа. «Отнимите у народа все — и он все может воротить; но отнимите язык, и он никогда более уже не создаст его; новую родину даже может создать народ, но языка — никогда: вымер язык в устах народа — вымер и народ».

Язык, являясь народной летописью, в то же время является народным наставником, который учил людей до появления книг, школ, до нашего времени. Усваивая родной язык, человек усваивает мысли и чувства прошлых поколений.

Ребенок в 5-6 лет начинает правильно говорить на родном языке. Язык, созданный народом, развивает в человеке дух.

Усваивая родной язык, ребенок усваивает не только слова, но и множество понятий, чувств, художественных образов многое другое.

Но почему же мы говорим родное? Язык – создание народной мысли и чувства, в котором выражаются результаты духовной жизни народа. Поэтому язык является лучшей характеристикой народа. Единственный способ понять характер народа – усвоить его язык.

Для духовного развития ребенка важно, на каком языке он говорит в детстве. На душу ребенка, на направление ее развития влияет окружающая природа, люди, игрушки, с какими он играет. Язык народа – первый истолкователь природы, жизни и отношения к людям, это атмосфера, через которую ребенок все понимает и чувствует.

От родителей к детям переходят генетические особенности, а так же национальная особенность характера. То, что соответствует нашим врожденным наклонностям, мы легко усваиваем, то, что противоречит наклонностям, мы принимаем с трудом. То же самое с языком. Если язык, на котором говорит ребенок, противоречит его национальному характеру, то он никогда не окажет влияние на духовное развитие ребенка.

Язык народа – лучший истолкователь окружающего мира для ребенка. Если же чужой язык заменит ребенку родное слово, ребенок будет намного труднее входить в понимание жизни, а так же будет медленнее развиваться.

Иностранные гувернеры и прислуги – попытка завести в квартире «кусочек» другой страны, что является абсолютно бесполезным. Мы знаем только вершины языка, но, не спускаясь ниже, мы не увидим источника, из которого происходит язык, мы не сможем в полной мере понять и выучить чужой язык. Если мы заменим родной язык ребенка на чужой, оставшись в России, мы вместо богатого истинного источника скудный и поддельный источник.

Но, если кому-то удастся перенести в свой дом обрывок другой страны, вместе с верованиями и традициями, то ребенок вместе с языком впитает в себя характер этого самого чужого языка, отказавшись от духовного наследия своего родного народа.



Даже если человек, воспитанный таким образом, преуспеет в жизни, он все равно останется чужим для своего народа.

Еще хуже, если ребенок сразу заговорит на нескольких языках, то ни один из них не займет место природного языка. При смешении языков слово не окажет влияния на развитие ребенка, без помощи слова-педагога, никакие педагоги не смогут ничего сделать.

Иностранные языки учат с разными целями.

С целью ознакомления с литературой другого народа, для логического развития ума, для общения с людьми другой нации, а так же для того, чтобы общаться с земляками, которые обладают такими же знаниями.

Цель, с которой мы изучаем иностранные языки, важна, так как она определяет метод изучения.

Если цель – изучить литературу, то метод – чтение писателей. Если цель – умственная гимнастика, то метод – введение в логику языка. Если же целью является практическое обладание языком, то все внимание обращено на практический навык, произношение и грамматику.

Цель также определяет выбор учителя, учебника и возраста ребенка. Для литературной и логической цели не нужно начинать учить рано, нужно, чтобы ребенок укрепился в родном языке. Для разговорного языка важно как можно раньше начинать учить, чтобы родной язык не испортил выговор.

В России иностранной литературой занимаются самоучки, которые даже не смогли бы сказать и пары предложений на чужом языке.

Люди, изучившие с детства несколько языков, редко превращают свое знание в что-то полезное. Главная причина – родной язык не имел влияния на развитие духовной природы этих людей.

Знание иностранного языка может дать человеку возможность полного разностороннего развития.

Главной целью изучения иностранных языков – знакомство с литературой, умственная гимнастика и практическое обладание изучаемым языком.

Изучение иностранных языков должно начинаться только тогда, когда родной язык пустит корни в духовную природу ребенка.

Иностранные языки не стоит учить одновременно. К изучению второго нужно приступать, когда человек обрел свободу в первом.

Изучение иностранного языка должно идти быстро, нужно постоянно упражняться и повторять.

Чем больше занимаются с детьми изучением иностранного языка, тем больше нужно заниматься родным языком. Только так можно предотвратить вред от усиленных занятий иностранным языком. Приобретенные знания нужно проектировать на родной язык (например, при переводе текстов).

«И для кого правильное умственное развитие, полнота духовной жизни, развитие мысли, чувства, поэзии в душе, национальность человека, годность его приносить пользу отечеству, нравственность и даже религия детей ничто в сравнении с хорошим парижским выговором — те напрасно трудились читать нашу статью».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!