Предмет: Окружающий мир
Класс: подготовительный. Учитель: Сидорова А.В.
Тема урока: «Мы – друзья природы»
Цель урока: Формировать экологические знания учащихся, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с Красной Книгой Ставропольского края, с моделью Земного шара – глобусом.
- Развивать у детей экологическое мышление, способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде
- Формировать знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту.
Личностные УУД: учится проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные УУД: Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на поставленные вопросы.
Развивающие:
- способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения;
- Привлекать учащихся к разноплановой творческой деятельности экологического содержания.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к миру природы, эстетические чувства, умение видеть красоту природы, восхищаться ею.
Оборудование: Глобус, природоохранительные знаки; карточки с изображением домашних и диких животных, Красная Книга, карточки с редкими видами животных и птиц из Красной книги,
Организационный момент:
Дети встают в круг:
Собрались все дети в круг,
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И гостям мы улыбнёмся:
«Здравствуйте, гости!»
Ход урока:
1.Актуализация. Беседа:
-Ребята, скажите, в какой стране мы живем? Но на свете есть и другие страны. Там живут такие же, как вы, мальчики и девочки. А все вместе мы живем на одной большой планете.
- Как называется планета – наш общий дом? - Да, ребята, Земля! Человек на Земле не одинок. В небе летают птицы, в воде плавают рыбы, на Земле обитает множество животных. – Посмотрите, это модель земного шара или уменьшенная копия нашей планеты.
– Вы догадались, о чем мы будем говорить на уроке?
2. Игра: «Назови одним словом»
1) Волк, лиса, медведь, заяц – это (животные)
2) Клубника, черника, малина, калина – это… (ягоды)
3) Ель, сосна, берёза, ива – это… (деревья)
4) Воробей, соловей, дятел, синичка – это… (птицы)
5) Дождь, снег, град, иней – это… (явления природы)
6) Тарань, щука, сом, акула, лещ – это… (рыбы)
Писатель Михаил Пришвин говорил: «Я, ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. Мы хозяева нашей природы».
Вслушайтесь в это слово – «хозяева». Но всегда ли по-хозяйски мы относимся к окружающей нас природе?
3. Рассказ учителя:
- Давным-давно на планете Земля обитали животные, птицы и рыбы, которых сейчас уже не найти. Были и растения, которые теперь на Земле не растут. Так случилось в большинстве своем из-за жадности человека. Заводы и фабрики отравляют воду и воздух. Звери, обладающие красивым мехом или кожей, переловлены. Есть виды рыб и виды птиц, полностью исчезнувшие с лица Земли, т. к. человек решил обогатиться за счет их вкусного мяса или за счет других превосходных качеств. Например, за счет красивого оперения. Леса вырубаются из-за добычи древесины.
Тогда защитники природы решили объединиться и начать борьбу с обидчиками нашей планеты. Они создали Красную книгу.
Ребята, скажите, почему же выбрали именно красный цвет? Правильно, потому что Красный цвет — это цвет опасности. В эту книгу заносятся названия видов животных и растений, которых на Земле осталось очень мало, и поэтому они нуждаются в особой защите. Кроме Красной Книги люди придумали заповедники. Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость. В заповеднике охраняется все: травы, грибы, птицы, рыбы и все живое.
Но сегодня мы поговорим о животных. Зимой животных занесенных в Красную книгу, люди подкармливают. Летом спасают от жажды. Если животные заболели, то их стараются вылечить. Люди создали для них специальные парки и заповедники. В них категорически запрещается охотиться. Красный цвет, как на светофоре, предупреждает об опасности. Как бы говоря нам остановитесь! Опасно истреблять этих животных, они могут совсем исчезнуть! Ведь животные и птицы не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, то на планете мы останемся одни.
Игра «ЗООПАРК»
Ученики – экскурсоводы выбирают картинку животного из «Красной книги» и рассказывают о нем.
Физминутка. «Прогулка в лесу»
Беседа.
Международный день Земли отмечается ежегодно 22 апреля. Этот день, призван объединять людей планеты в деле защиты окружающей среды. Все желающие в это день принимают участие в благоустройстве и озеленении своих дворов и улиц, различных экологических мероприятиях.
- Ребята, в нашей жизни мы встречаем много животных и растений. У многих из вас есть домашние животные. Давайте вспомним, какие живые существа живут вместе с человеком в домах и в квартирах? (Ответы детей)
- Ребята, скажите жизнь каких животных диких или домашних зависит от человека?
- Завести питомца - большая ответственность. Прежде чем взять домой котенка или щенка, нужно быть уверенным, что человек сможет о нем заботиться. К сожалению, многие люди поступают безответственно: берут домой собаку или кошку, и по каким-либо причинам выгоняют на улицу. Так во дворах появляется много бездомных животных.
7. Сценка «Разговор с кошкой» (А. Дмитриев)
Мальчик: Однажды я встретил бездомную кошку.
-Как ваши дела?
Девочка: - Ничего, понемножку.
М: - Я слышал, что вы тяжело заболели?
Д: - Болела.
М: - Так значит, лежали в постели?
Д: - Бездомной, мне некуда ставить постель.
М: - Как странно, - я думал, -
Что в мире огромном,
Нет места собакам и кошкам бездомным.
Вы слышите, кошка, пойдемте со мной,
Темнеет, и, значит, пора нам домой!
Мы шли с ней по улице гордо, и смело – (дети идут по залу, кошка мурлычет)
Я молча, а кошка тихонечко пела.
О чем она пела? Возможно, о том,
Что каждому нужен свой собственный дом.
Учитель: Ребята, а вы согласны с тем, что каждому нужен свой дом?
Ученик:
Сегодня всем хочу сказать –
Животным надо помогать,
Делиться с ними пищей,
А лучше приютить!
Четвероногий друг нас будет
Всю жизнь свою любить!
Игра: «Если я приду в лесок».
Учитель читает предложение. Если дети согласны – хлопают в ладоши, если нет – топают ногами.
• Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
• Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
• Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
• Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
• Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)
• Если сильно насорю и убирать не буду? (нет)
• Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
• Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
- Давайте мы сами никогда не будем обижать животных и птиц, не дадим их другим в обиду.
Экология - греч. oikos - дом, местообитание, убежище, жилище; logos – наука.
-Ребята, скажите, в каком городе вы бы хотели жить?( В зеленом или в задымленном)
- Я предлагаю нарисовать экологические знаки, поясняющие, что нельзя делать в природе, чтобы не навредить животным.
Подскажите, что можно изобразить на таких знаках?
Д: Не разорять птичьи гнёзда, не уносить детёнышей животных из леса, не бросаться палками в животных и т.д.
9. Дети рисуют знаки. Показ и обсуждение.
Учитель: Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Ему хочется жить и сделать свою Родину ещё краше. Природа учит человека мудрости, терпению, труду, справедливости, правдивости, чистоте, скромности, доброте и крепкой дружбе. Берегите всё, что есть на Земле! Люди должны жить в дружбе с природой, никого не обижать, никому не причинять зла. Чтобы человек стал другом природы, он должен быть добрым. А быть добрым помогает улыбка, подаренная ласковому ветерку, цветам, солнцу, друг другу, птицам и бабочкам.
10. Рефлексия. Итог урока:
- Что вы сегодня узнали нового на занятии? Что больше понравилось? Какое правило вы сообщите своим знакомым?
– Ребята, а мы с вами можем называться друзьями природы?
- Я хочу вручить вам экологические эмблемы. Это значит, что вы – защитники природы!
Ученик:
– Здравствуй, планета! Здравствуй, Земля!
Знай, что мы дети твои и друзья!
Отныне мы вместе – большая семья –
Цветы и деревья, птицы и я!
Учитель:
- Я предлагаю, нарисованные вами знаки подарить вашим друзьям и близким, чтобы они помнили о бережном отношении к природе.
Самоанализ урока.
Предмет: Окружающий мир
Класс: подготовительный. Учитель: Сидорова А.В.
Тема урока: «Мы – друзья природы»
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока: Формировать экологические знания учащихся, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с Красной Книгой Ставропольского края, с моделью Земного шара – глобусом.
- Развивать у детей экологическое мышление, способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде
- Формировать знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту.
Развивающие:
- способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения;
- Привлекать учащихся к разноплановой творческой деятельности экологического содержания.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к миру природы, эстетические чувства, умение видеть красоту природы, восхищаться ею.
Методы: проблемный, частично-поисковый, наглядный.
Формы: фронтальная работа, индивидуальная работа.
Технологии: технология деятельностного метода обучения, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии.
Ресурсы: Компьютер, презентация, раздаточный материал (карточки для индивидуальной работы). Глобус, природоохранительные знаки; Красная Книга, карточки с редкими видами животных и птиц из Красной книги,
Тип урока определяет структуру урока, поэтому урок состоял из следующих этапов:
Организация начала урока. Включал в себя эмоциональный настрой.
Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. При помощи наводящих вопросов была поставлена проблемная ситуация. Дети самостоятельно определили тему и цель урока.
Повторение включало в себя первичные знания учащихся о планете Земля, описание некоторых видов животных, занесенных в Красную Книгу.
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания). Были розданы карточки, на которых нужно было нарисовать экологические знаки, объяснить их актуальность. Эта работа нацелена на внимание и избирательность внимания. Короткие рассказы учащихся о редких видах животных способствовали развитию устной речи, умению выступать перед аудиторией.
Рефлексия (подведение итогов урока). Учащиеся самостоятельно формулируют правила поведения в природе.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей. Мною были достигнуты предметные результаты:
- познакомить учащихся с Красной Книгой Ставропольского края, с моделью Земного шара – глобусом.
- Развивать у детей экологическое мышление, способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде
- Формировать знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту.
Так же на уроке были сформированы следующие универсальные учебные действия у учащихся:
Личностные: учится проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные УУД: Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на поставленные вопросы.