СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект + самоанализ открытого урока. Предмет: Окружающий мир. Класс: подготовительный. Учитель: Сидорова Анна.Викторовна. Тема урока: «Мы – друзья природы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данного урока является формирование экологических знаний у учащихся поготовительного класса,воспитание гуманного и бережного  отношения к природе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект + самоанализ открытого урока. Предмет: Окружающий мир. Класс: подготовительный. Учитель: Сидорова Анна.Викторовна. Тема урока: «Мы – друзья природы»»

Предмет: Окружающий мир

Класс: подготовительный. Учитель: Сидорова А.В.

Тема урока: «Мы – друзья природы»

Цель урока: Формировать экологические знания учащихся, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить учащихся с Красной Книгой Ставропольского края, с моделью Земного шара – глобусом.

- Развивать у детей экологическое мышление, способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде

- Формировать знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту.

Личностные УУД:  учится проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на поставленные вопросы.

Развивающие:

- способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения;

- Привлекать учащихся к разноплановой творческой деятельности экологического содержания.

Воспитательные: 

- Воспитывать бережное отношение к миру природы, эстетические чувства, умение видеть красоту природы, восхищаться ею.

Оборудование: Глобус, природоохранительные знаки; карточки с изображением домашних и диких животных, Красная Книга, карточки с редкими видами животных и птиц из Красной книги,

Организационный момент:

Дети встают в круг:

Собрались все дети в круг,

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И гостям мы улыбнёмся:

«Здравствуйте, гости!»

 

Ход урока: 

1.Актуализация. Беседа:

-Ребята, скажите, в какой стране мы живем? Но на свете есть и другие страны. Там живут такие же, как вы, мальчики и девочки. А все вместе мы живем на одной большой планете.

- Как называется планета – наш общий дом? - Да, ребята, Земля! Человек на Земле не одинок. В небе летают птицы, в воде плавают рыбы, на Земле обитает множество животных. – Посмотрите, это модель земного шара или уменьшенная копия нашей планеты.

– Вы догадались, о чем мы будем говорить на уроке?

2. Игра: «Назови одним словом»
1) Волк, лиса, медведь, заяц – это (животные) 
2) Клубника, черника, малина, калина – это… (ягоды) 
3) Ель, сосна, берёза, ива – это… (деревья) 
4) Воробей, соловей, дятел, синичка – это… (птицы) 
5) Дождь, снег, град, иней – это… (явления природы) 
6) Тарань, щука, сом, акула, лещ – это… (рыбы) 


Писатель Михаил Пришвин говорил: «Я, ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. Мы хозяева нашей природы».

Вслушайтесь в это слово – «хозяева». Но всегда ли по-хозяйски мы относимся к окружающей нас природе?

3. Рассказ учителя:

- Давным-давно на планете Земля обитали животные, птицы и рыбы, которых сейчас уже не найти. Были и растения, которые теперь на Земле не растут. Так случилось в большинстве своем из-за жадности человека. Заводы и фабрики отравляют воду и воздух. Звери, обладающие красивым мехом или кожей, переловлены. Есть виды рыб и виды птиц, полностью исчезнувшие с лица Земли, т. к. человек решил обогатиться за счет их вкусного мяса или за счет других превосходных качеств. Например, за счет красивого оперения. Леса вырубаются из-за добычи древесины.

Тогда защитники природы решили объединиться и начать борьбу с обидчиками нашей планеты. Они создали Красную книгу.

Ребята, скажите, почему же выбрали именно красный цвет? Правильно, потому что Красный цвет — это цвет опасности. В эту книгу заносятся названия видов животных и растений, которых на Земле осталось очень мало, и поэтому они нуждаются в особой защите. Кроме Красной Книги люди придумали заповедники.  Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость. В заповеднике охраняется все: травы, грибы, птицы, рыбы и все живое. 

Но сегодня мы поговорим о животных. Зимой животных занесенных в Красную книгу, люди подкармливают. Летом спасают от жажды. Если животные заболели, то их стараются вылечить. Люди создали для них специальные парки и заповедники. В них категорически запрещается охотиться. Красный цвет, как на светофоре, предупреждает об опасности. Как бы говоря нам остановитесь! Опасно истреблять этих животных, они могут совсем исчезнуть! Ведь животные и птицы не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, то на планете мы останемся одни. 

  1. Игра «ЗООПАРК»

Ученики – экскурсоводы выбирают картинку животного из «Красной книги» и рассказывают о нем.



  1. Физминутка. «Прогулка в лесу»

  2. Беседа.

Международный день Земли отмечается ежегодно 22 апреля. Этот день, призван объединять людей планеты в деле защиты окружающей среды. Все желающие в это день принимают участие в благоустройстве и озеленении своих дворов и улиц, различных экологических мероприятиях.

- Ребята, в нашей жизни мы встречаем много животных и растений. У многих из вас есть домашние животные. Давайте вспомним, какие живые существа живут вместе с человеком в домах и в квартирах? (Ответы детей)

- Ребята, скажите жизнь каких животных диких или домашних зависит от человека?

- Завести  питомца - большая ответственность. Прежде чем взять домой котенка или щенка, нужно быть уверенным, что человек сможет о нем заботиться. К сожалению, многие люди поступают безответственно: берут домой собаку или кошку, и по каким-либо причинам выгоняют на улицу. Так во дворах появляется много бездомных животных. 



7. Сценка «Разговор с кошкой»  (А. Дмитриев)

 

Мальчик: Однажды я встретил бездомную кошку.

                 -Как ваши дела?

Девочка: - Ничего, понемножку.

М:           - Я слышал, что вы тяжело заболели?

Д:            - Болела.

М:           - Так значит, лежали в постели?

Д:            - Бездомной, мне некуда ставить постель.

М: - Как странно, - я думал, -

        Что в мире огромном,

        Нет места собакам и кошкам бездомным.

        Вы слышите, кошка, пойдемте со мной,

        Темнеет, и, значит, пора нам домой!

Мы шли с ней по улице гордо, и смело – (дети идут по залу, кошка мурлычет)

Я молча, а кошка тихонечко пела.

О чем она пела? Возможно, о том,

Что каждому нужен свой собственный дом.

 

 

Учитель: Ребята, а вы согласны с тем, что каждому нужен свой дом?

Ученик:

Сегодня всем хочу сказать –

Животным надо помогать,

Делиться с ними пищей,

А лучше приютить!

Четвероногий друг нас будет

Всю жизнь свою любить!

  1. Игра: «Если я приду в лесок».

Учитель читает предложение. Если дети согласны – хлопают в ладоши, если нет – топают ногами.

• Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет) 
• Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет) 
• Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да) 
• Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да) 
• Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет) 
• Если сильно насорю и убирать не буду? (нет) 
• Если мусор уберу, банку закопаю? (да) 
• Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да) 
- Давайте мы сами никогда не будем обижать животных и птиц, не дадим их другим в обиду. 

Экология - греч. oikos - дом, местообитание, убежище, жилище; logos – наука.

-Ребята, скажите, в каком городе вы бы хотели жить?( В зеленом или в задымленном)

- Я предлагаю нарисовать экологические знаки, поясняющие, что нельзя делать в природе, чтобы не навредить животным.

Подскажите, что можно изобразить на таких знаках?

Д: Не разорять птичьи гнёзда, не уносить детёнышей животных из леса, не бросаться  палками в животных и т.д.

9. Дети рисуют знаки. Показ и обсуждение.

Учитель: Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Ему хочется жить и сделать свою Родину ещё краше. Природа учит человека мудрости, терпению, труду, справедливости, правдивости, чистоте, скромности, доброте и крепкой дружбе.  Берегите всё, что есть на Земле! Люди должны жить в дружбе с природой, никого не обижать, никому не причинять зла. Чтобы человек стал другом природы, он должен быть добрым. А быть добрым помогает  улыбка, подаренная  ласковому ветерку, цветам, солнцу, друг другу, птицам и бабочкам.



10. Рефлексия. Итог урока:

- Что вы сегодня узнали нового на занятии? Что больше понравилось? Какое правило вы сообщите своим знакомым?

– Ребята, а мы с вами можем называться друзьями природы?

- Я хочу вручить вам экологические эмблемы. Это значит, что вы – защитники природы!

Ученик:

– Здравствуй, планета! Здравствуй, Земля!
Знай, что мы дети твои и друзья!
Отныне мы вместе – большая семья –
Цветы и деревья, птицы и я!

Учитель:

- Я предлагаю, нарисованные вами знаки подарить вашим друзьям и близким, чтобы они помнили о бережном отношении к природе.




Самоанализ урока.

Предмет: Окружающий мир

Класс: подготовительный. Учитель: Сидорова А.В.

Тема урока: «Мы – друзья природы»

Тип урока: комбинированный урок.

Цель урока: Формировать экологические знания учащихся, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить учащихся с Красной Книгой Ставропольского края, с моделью Земного шара – глобусом.

- Развивать у детей экологическое мышление, способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде

- Формировать знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту.

Развивающие:

- способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения;

- Привлекать учащихся к разноплановой творческой деятельности экологического содержания.

Воспитательные: 

- Воспитывать бережное отношение к миру природы, эстетические чувства, умение видеть красоту природы, восхищаться ею.

Методы: проблемный, частично-поисковый, наглядный.

Формы: фронтальная работа, индивидуальная работа.

Технологии: технология деятельностного метода обучения, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии.
Ресурсы: Компьютер, презентация, раздаточный материал (карточки для индивидуальной работы). Глобус, природоохранительные знаки; Красная Книга, карточки с редкими видами животных и птиц из Красной книги,


Тип урока определяет структуру урока, поэтому урок состоял из следующих этапов:

  1. Организация начала урока. Включал в себя эмоциональный настрой.

  2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

  3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. При помощи наводящих вопросов была поставлена проблемная ситуация. Дети самостоятельно определили тему и цель урока.

  4. Повторение включало в себя первичные знания учащихся о планете Земля, описание некоторых видов животных, занесенных в Красную Книгу.

  5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания). Были розданы карточки, на которых нужно было нарисовать экологические знаки, объяснить их актуальность. Эта работа нацелена на внимание и избирательность внимания. Короткие рассказы учащихся о редких видах животных способствовали развитию устной речи, умению выступать перед аудиторией.

  6. Рефлексия (подведение итогов урока). Учащиеся самостоятельно формулируют правила поведения в природе.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей. Мною были достигнуты предметные результаты:

- познакомить учащихся с Красной Книгой Ставропольского края, с моделью Земного шара – глобусом.

- Развивать у детей экологическое мышление, способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде

- Формировать знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту.

Так же на уроке были сформированы следующие универсальные учебные действия у учащихся:

Личностные:  учится проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на поставленные вопросы.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!