СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект семинара-практикума по культуре речи. Нормы литературного языка.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Форма урока: урок-практикум

Тема урока: «О терпеливый мой язык!» (культура речи и языковая норма)

обучающий аспект:

закрепить понятие языковая норма;

проследить за изменениями, происходящими в русском языке в связи с развитием общества;

формировать стремление овладеть отточенной и яркой речью;

разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами и культурой речи

(А 1- А 2).

развивающий аспект:

создать условия для овладения обучающимися орфоэпическими, лексическими нормами русского литературного языка;

повысить уровень речевой культуры;

продолжать развивать навыки публичных выступлений.

воспитательный аспект:

привлечь внимание к проблеме чистоты русского языка;

призвать школьников к обогащению своего языка, научить прислушиваться к своей разговорной речи;

воспитывать чувство ответственности за свой язык, чувство уважения к культурному прошлому русского народа.

Методы: метод проектов.

Просмотр содержимого документа
«Конспект семинара-практикума по культуре речи. Нормы литературного языка.»

Конспект семинара-практикума по культуре речи. Нормы литературного языка.

Тип урока по основной дидактической цели: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков учащихся

Форма урока: урок-практикум

Тема урока: «О терпеливый мой язык!» (культура речи и языковая норма)

обучающий аспект:

закрепить понятие языковая норма;

проследить за изменениями, происходящими в русском языке в связи с развитием общества;

формировать стремление овладеть отточенной и яркой речью;

разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами и культурой речи

(А 1- А 2).

развивающий аспект:

создать условия для овладения обучающимися орфоэпическими, лексическими нормами русского литературного языка;

повысить уровень речевой культуры;

продолжать развивать навыки публичных выступлений.

воспитательный аспект:

привлечь внимание к проблеме чистоты русского языка;

призвать школьников к обогащению своего языка, научить прислушиваться к своей разговорной речи;

воспитывать чувство ответственности за свой язык, чувство уважения к культурному прошлому русского народа.

Методы: метод проектов.

Формы работы на уроке: сочетание групповой и фронтальной работы.

Педагогические возможности: стимулирует процесс развития познавательного интереса к учебному предмету.

Оборудование:

мультимедийные презентации,

раздаточный материал (нормы современного русского литературного языка, практикум по культуре речи, самостоятельная работа по материалам ЕГЭ),

компьютер,

интерактивная доска,

проектор,

фонограммы



Фронтальный опрос.

1 Но можно ли считать, что богатства языка, созданного великими предками, неистощимы?

2 Можно ли утверждать, что сегодня речь большинства наших соотечественников отражает богатство и величие национального языка






3Что такое нормы литературного языка?


4Какую функцию выполняют нормы литературного языка?


5 В чём же причина негативных тенденций в развитии русского языка? Большинство исследователей сходится во мнении, что проблема основана на слишком активном проникновении в литературный язык разговорного, просторечного языка. Так ли это?





Слово учителя

Тема нашего разговора сегодня - родной язык. Его называют «великим и могучим».

Эпиграфом к нашему уроку станут слова писателя-фронтовика Бориса Васильева: «Наш язык заслужил право на бережное к себе отношение, на всенародную заботу». Вероятно, пришло время задуматься: имеем ли мы право так бездарно относиться к родной речи.

В Москве состоялась конференция «Языковая культура», целью которой являлась пропаганда правильного русского языка. На ней с тревогой о современном состоянии русского языка выступили многие общественные деятели, писатели, поэты, депутаты, члены правительства. Были оглашены цифры, вызывающие опасение: 61% населения РФ употребляет бранную лексику, 28% говорит на компьютерном языке, и лишь 5% говорит на чистом литературном языке.

Защита проектов, подготовленных учащимися.


1Приходится с сожалением отмечать общее снижение культуры языка средств массовой информации. Газеты, телевидение изобилуют разнообразными отступлениями от литературной нормы.

В прежние времена речь дикторов центрального телевидения была образцом правильной речи, эталоном грамотности, жестко подчинялась правилам русского языка. Что можно сказать о языковой культуре современных телеведущих? (Майдоровская.А)



2Что же, получается, что только на уроках русского языка в школе изучают литературные нормы, но ведь они со временем могут быть забыты. Неужели в средствах массовой информации нет грамотных людей? Что на этот счет могут сказать нам участники проектной группы, исследовавшие речь известных политиков, в задачи которых входит участие в составлении законов, в том числе, касающихся норм русского литературного языка, речевой культуры работников средств массовой информации? (Попадиус Н.)



3Практически все ученые-лингвисты, литературоведы, культурологи, философы обеспокоены состоянием и судьбой русского языка. Вот и мы задумались над вопросом о том, нужно ли вообще говорить грамотно.

(Максимов. Н)

На этот проблемный вопрос попытаются ответить участники проектной группы, исследовавшие молодёжный сленг.




4Восточная мудрость гласит: «Человек познается по его языку так, как плохой орех по своей легкости».

Очевидно, что в последнее время русский язык стал обедняться. Это связано со сложившейся в данный момент языковой ситуацией: в речи многих людей - образованных и необразованных, интеллигентных и малокультурных - встречаются такие разновидности ненормативной лексики, как арго, жаргон, сленг. Данные слова звучат и с экрана телевизора, их можно услышать по радио и прочитать в газетах, журналах, где обсуждаются довольно серьезные темы.

Мы предположили, что именно молодёжный сленг - «виновник» того, что русскому языку грозит умирание.

Поэтому мы решили проанализировать речь современных школьников с точки зрения как количественного, так и качественного использования ими сленговых слов. (Суржикова Е)






К сожалению, сейчас для русского языка настало трудное время. В нём происходят стремительные негативные изменения, он истощается, теряет свой блеск, глубину: Мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем. Это наше зеркало и пусть оно не будет грязным.


Думаю, работа на этом занятии в очередной раз показала вам, КАК ВАЖНО ЗНАТЬ ЯЗЫК, УМЕТЬ ВЛАДЕТЬ ЕГО БОГАТСТВОМ. Если мы соблюдаем правила культуры речи – мы производим благоприятное впечатление на людей, с нами хотят общаться, готовы помочь, выполнить просьбу. Работа над своей речью – очень трудная задача, но это нужно делать,

иначе ваша речь будет такой же бедной, как у одного из героев стихотворения Р.РОЖДЕСТВЕНСКОГО «РАЗГОВОР СО СЛУЧАЙНЫМ ЗНАКОМЫМ». ( Мирзоян. К. Липин .Д.)

Р.РОЖДЕСТВЕНСКОГО «РАЗГОВОР СО СЛУЧАЙНЫМ ЗНАКОМЫМ».

Разговор со случайным знакомым

  • Смотри, как дышит эта ночь,

Звезда, уставшая светить, упала, обожгла плечо...

  • Чо?

  • Смотри, как вкрадчивый туман

Прижался к молодой воде...

  • Где?

  • Он полностью поклялся ей,

Он взял в свидетели луну!..

  • Ну?!

  • Они сейчас уйдут в песок,

Туда, где не видать ни зги...

  • Гы!..

  • И, ощутив побег реки,

В беспамятстве забьётся ёрш...

  • Врёшь!

  • Да нет, я говорю тебе,

Что столько тайн хранит земля, берёзы, ивы и ольха...

  • Ха!..

  • А сколько музыки в степях,

В предутреннем дрожаньи рос...

  • Брось!..

  • Да погоди! Почувствуй ночь,

Крадущийся полёт совы, сопенье медленных лосих...

  • Псих!..

  • Послушай, разве можно так прожить и не узнать весны,

Прожить и не понять снега?..

Ага!..






Практикум по культуре речи

1 Орфоэпические нормы.

Асимметрия, вероисповедание, водопровод , добыча, договор,  завсегдатай , закупорить, ивовый , избаловать, обеспечение, облегчить, приткнутый, премировать, прибывший, принудить, озвучение.



2Морфологические нормы. Укажите пример с ошибкой:

А) Более честный Б) Самый умнейший В) Всех милее Г)Авторы пособий.

А)Нет мест Б) Сладких яблок В)Трое девочек Г) Не реже двух раз.

А)Пять суток Б)Шире реки В)Много дынь Г) Более пятиста ребят



3 Синтаксические нормы. Пунктуационные нормы.

А) Определите тип подчинения придаточных предложений.

1 Пишут мне, что ты, тая тревогу, загрустила шибко обо мне, что ты часто ходишь на дорогу в старомодном ветхом шушуне.
2 Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.

3 Как ни была она взволнована, она не могла не ответить, что немцы не располагают здесь зенитной артиллерией.

4 Особенно мне нравится ночное пение соловья, когда над головой светят звезды и все в лесу примолкает.

5 Он быстрыми шагами спустился в овраг, где протекал небольшой гремучий ручей, который безмолвно сливался с Сурою.
6 Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо, как опускалось на землю мгла и засветились одна за одной звёздочки


Б) Определите позиции придаточных.

1 Когда на темно-красных ветках появляются белые комочки сережек верба особенно красива. 
2 Сознание того что чудесное было рядом с вами приходит поздно.
3 Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы, так как боялись отца, который был тоже несколько смущён.

4 Когда все части снова были оттянуты к шоссе, пришло известие, что командир ранен в голову.









Задание № 4

Заполните пустые ячейки таблицы (для этого вам понадобится обратиться к классификации лексических ошибок). Ваша задача найти ошибку, исправить её, классифицировать.

№ п/п

Пример

Вид ошибки

Правильный вариант

1.

Он был моим коллегой по работе.

семантические плеоназм


2.

Он пристально слушал мой рассказ.

семантические

употребление слова в несвойственном ему значении


3.

Уже сейчас некоторые москвичи драпают в глубинку.

стилистические неоправданное употребление просторечных и диалектных слов


4.

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

семантические

тавтология (употребление рядом или близко однокоренных слов)


5.

Были приняты эффектные меры.

семантические

смешение паронимов


6.

Ввиду отсутствия красной розы сердце принца будет разбито.

стилистические употребление слов иной стилевой окраски


7.

Старик трудился поставить телегу на колеса.

семантические

неразличение оттенков значения синонимов







































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!