СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект-урок ИЗО 6 кл. "Объёмные изображения в скульптуре"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для учащихся 6 класса по программе Б. М. Неменского "Объёмные изображения в скульптуре" (ФГОС)

Просмотр содержимого документа
«Конспект-урок ИЗО 6 кл. "Объёмные изображения в скульптуре"»

Схема плана урока

Тема урока: «Объёмные изображения в скульптуре»

(6 класс, программа под руководством Б.М.Неменского)

Тип урока: урок «открытия», нового знания.

Цель урока: (для учителя): сформировать у учащихся представление о скульптуре и её видах, о художественных материалах применяемых в скульптуре, о выразительных возможностях объёмного изображения.

Планируемый образовательный результат (для учащихся):

Предметные: изучат выразительные возможности объемного изображения; научатся классифицировать по заданным основаниям (виды скульптуры); пользоваться художественными материалами и инструментами, организовывать рабочее место.

Метапредметные: научатся определять цель, проблему в учебной деятельности, осознавать недостаточность своих знаний; самостоятельно различать художественные материалы и искать способы работы с ними; понимать учебную задачу урока; отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения учебной деятельности; осознанно использовать речевые средства в соответствии с учебной ситуацией.

Личностные: понимают значение знаний для человека, стремятся к приобретению новых знаний, приобретают мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков; учатся критически оценивать свою деятельность

Универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные: организация своей деятельности, коррекция - внесение необходимых изменений.

Познавательные: умение структурировать свои знания, применение методов поиска, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с помощью изобразительных средств, умение слушать и вступать в диалог, строить продуктивное воздействие и сотрудничество (со сверстниками и взрослыми)

Личностные: воспитание гражданской идентичности (знание культуры, истории), интерес к изобразительному искусству, положительное отношение к школе и учебной деятельности, интерес к учебному труду, основные моральные нормы поведения.





Описание хода урока

Название технологических этапов урока, их содержания

Конспект урока

  1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности:

Данный этап процесса обучения предполагает осознание вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе учителем организуется для учащихся мотивирование к учебной деятельности (определение целей и задач, которых учащиеся могут достичь на данном этапе урока, описание методов организации учебной деятельности):

  • Актуализация требований к нему со стороны учебной деятельности (надо):

  • Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу);

  • Устанавливаются тематические рамки (могу).

Добрый день ребята!


Я прошу вас проверить как организованно ваше рабочее место.

А теперь посмотрите на столах у вас лежат карточки с изображением «мордашек» весёлой, грустной, безразличной.

Поднимете вверх ту карточку, которая показывает ваше настроение и отношение к сегодняшнему уроку.

Молодцы, все пришли с хорошим настроением на урок.

Начинаем наш урок.

  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения:

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения:

Данный этап включает следующие шаги:

  • Актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщения и знаковую фиксация;

  • Актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

  • Мотивацию к пробному учебному действию (надо-могу-хочу) и его самостоятельное осуществление

  • Фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обоснования. Аттестуемый обосновывает выбор заданий и логическую связь между ними на основании методики обучения данному предмету на каждом шаге данного этапа

Сейчас мы немного поиграем.

Представьте себе, что вы художники живописцы!

Какую картину бы вы написали?

(Ответы детей)

При помощи каких выразительных средств и материалов передали бы свои впечатления от увиденного?

(Ответы детей)

Хорошо, а теперь вы художники графики!

При помощи каких выразительных средств вы выполняли бы графическую работу? Какими материалами работали бы?

(Ответы детей)

Молодцы!

А теперь вы скульпторы! Пожалуйста, приступайте к работе!



  1. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

Аттестуемый анализирует и доказывает выбор соответствующих методов и содержания учебных заданий для выявления учащимися места и причины затруднения.

Основные методы мотивации для создания успешной ситуации. Для этого учитель учит учащихся:

  • Восстанавливать выполненные операции и фиксировать (вербально или знаково) мето-шаг, операцию, где возникло затруднение;

  • Соотносить свои действия с используемым способом действия (алгоритм, понятием и т.д.) на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные задачи, умения или способности, которых не достается для решения исходной задачи.

Вы смогли выполнить моё задание? Что вызвало у вас затруднение? Какие вопросы у вас возникли?

(Вопросы детей - что такое скульптура?

Какая бывает скульптура?

Из чего делают скульптуру?)

Итак, что же такое скульптура?

Обратимся к словарю художественных терминов

Скульптура – (от латинского «skulpo» - высекать, вырезать, пластика) – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют трёхмерный объём

Откройте тетради по искусству и запишите это определение.

А что вы ещё знаете о скульптуре?

Хотите узнать больше и научиться создавать скульптурное произведение?

  1. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

Аттестуемый демонстрирует методику организации проектной деятельности. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме (фронтально, в группе, в паре) обдумывают проект будущих учебных действий по алгоритму:

  • Ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения)

  • Согласовывают тему урока

  • Строят план достижения цели

  • Определяют средства – алгоритмы, модели

Этим процессом руководит учитель: на первых порах при помощи подводящего диалога, а затем – побуждающего, затем с помощью исследовательских методов.


Сформулируйте, пожалуйста, тему и цель нашего урока.

(Учащиеся формулируют тему и цель урока)

Чтобы достичь цель урока нужно составить план достижения цели.

Из словаря мы узнали, что такое скульптура.

А что является главным средством выражения в скульптуре, вы знаете? (Ответы детей) Это первый вопрос.

А какие виды скульптуры бывают знаем? (Ответы детей) Значит второе, что нам надо узнать, какие виды скульптуры бывают.

А из каких материалов делают скульптуры? (Ответы детей)

Вот и третий вопрос.

И последнее наше действие – это выполнение самой скульптуры

План достижения цели

1. Что является главным средством выражения в скульптуре?

2. Виды скульптуры.

3. Материалы из которых выполняют скульптурные произведения.

4. Выполнить скульптуру.

  1. Реализация построения проекта

Аттестуемый описывает формы и методы организации контроля и корректировки деятельности учащихся в рамках реализации построения проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта:

  • Обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися

  • Выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково

  • Построенные способ действия используется для решения сходной задачи, вызвавшей затруднения.

Первые скульптуры появились давно, ещё в глубокой древности.

Скульптура отличается от других видов изобразительного искусства. В отличие от живописи скульптура имеет настоящий, реальный, не изображаемый объём.

Главное средство выражения в скульптуре - это объём.

Возьмите в руки предметы мелкой пластики, которые у вас находятся на столах. Рассмотрите их со всех сторон. У скульптур, которые можно рассмотреть со всех сторон, есть название, как вы думаете, какое?

(Ответы детей). Круглые!

Ещё у вас на столах лежат монеты - это тоже своего рода скульптура, только расположенная на плоскости. Рассмотрите монеты, проведите рукой по поверхности, что вы ощущаете.

(Ответы детей) Изображение шероховатое, выпуклое.

Правильно изображение на монетах выпуклое, ещё можно сказать рельефное.

Так к какому выводу мы можем прийти? На какие два вида разделим скульптурные изображения?

(Ответы детей)

Абсолютно верно! Существует два основных вида пластики: круглая скульптура и рельеф. Их возможности и особенности очень сильно отличаются. Круглая скульптура «живёт» в свободном пространстве, её можно обойти и рассмотреть со всех сторон. Существует несколько видов круглой скульптуры.

Монументальная скульптура - (от латинского moneo – «напоминаю») – это памятники, воздвигнутые в честь исторического события или изображающие выдающегося человека.

Парковая скульптура – служит для украшения природной среды, это

мраморные и бронзовые статуи которые встречают нас на аллеях , в парках, украшают фонтаны.

Скульптура малых форм - предназначена для жизни в интерьере.

Рельеф (от латинского rilievo – «выступ, выпуклость, подъём») подобен объемному рисунку. Он может выступать над плоскостью фона и углубляться в него. При этом изображение остаётся связанным с фоном.

Рельеф также имеет несколько разновидностей.

Барельеф – низкий, достаточно плоский рельеф. Используют на медалях и монетах, для украшения архитектурных сооружений.

Горельеф – высокий рельеф, скульптурное изображение отступает от фона и даётся почти в полный объём. В горельефе фигуры кажутся очень выпуклыми, почти круглыми. Иногда они выглядят как статуи, приставленные к плоскости гладкого фона.

Живописный рельеф – по своим особенностям напоминающий живописную картину.

Врезанный рельеф – изображение в таком рельефе не выступает над фоном, а наоборот, уходит вглубь. Контуры и изображения словно процарапаны скульптором на поверхности камня.

Геммы – рельефы на драгоценных и полудрагоценных камнях, украшениях. Заглубленное изображение, врезанное вглубь твёрдого минерала, называется «инталия», а выпуклое, выступающее над поверхностью камня – «камея».

Материал для скульптуры можно использовать разный – глина, гипс, камень, металл, дерево, стекло, песок, лёд.

А сейчас я расскажу вам легенду о древнегреческом скульпторе, которого звали Пигмалеон.
Однажды Пигмалион решил изваять фигуру девушки, которую рисовало ему воображение. Многие дни и ночи не выходил он из мастерской, как будто действительно торопился освободить девушку из плена своих фантазий. Статуя вышла на диво хороша. Молодая красавица стояла посредине мастерской и будто слегка улыбалась своему творцу. Скульптор назвал ее Галатеей. Мастер был уверен, что его рукой водила сама богиня любви Афродита.
Когда пришло время праздников в честь великой богини, решил Пигмалион попросить у нее счастья. На закате дня он подошел к ее статуе в храме, стал перед нею на колени и сказал: «О великая богиня любви, прекрасная Афродита! Не напрасно зажгла ты огонь в моем сердце и дала мне силы вырезать в твою честь девушку, чья красота может украсить мир. Прошу тебя, оживи ее, и будет она самой любимой и желанной для меня женщиной». Пигмалиону показалось - лицо богини озарила улыбка. В радостном ожидании он возвратился домой, купив в подарок Галатее дорогие одежды, браслеты и другие украшения. На пороге дома его встретила живая возлюбленная.
 


  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания в новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Аттестуемый демонстрирует форму организаций учебной деятельности, выбор заданий с целью закрепления новых знаний с использованием алгоритма решения.

Сегодня каждому из вас придётся побывать в роли скульптора и создать своё произведение искусства.

Материал для создания скульптуры используют разный – глину, гипс, камень, металл, дерево, стекло, песок, лёд.

А мы будем сегодня выполнять скульптуру из бумаги.

Наша задача превратить этот лист в фигуру человека.

Маршрутный лист.

1 шаг - лист бумаги, сжимаем в комок, затем аккуратно разворачиваем складываем пополам, а затем делим при помощи пальцев на две части.

2 шаг - берём одну половину листа и обжимаем сверху четыре пальца своей правой руки. Получилась нижняя часть фигуры.

3 шаг - вторую половину листа складываем ещё пополам и опять делим на две части.

4 шаг - одной частью обжимаем сверху три пальца правой руки. Получим туловище, устанавливаем его на нижнюю часть.

5 шаг - третью часть опять дели пополам.

6 шаг - Одной из частей обжимаем два пальца правой руки, формируя голову.

7 шаг - четвёртую часть листа делим пополам, из них делаем руки, обжимая мизинец правой руки.

8 шаг - формируем фигуру, согласно задуманного образа.

9 шаг - все детали фигуры скрепляем при помощи клея ПВА. Дополнить образ можно при помощи дополнительных деталей из отдельных кусочков бумаги.


  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного типа используется индивидуальная форма работы:

Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагового оценивания с эталоном. Организуется рефлексия реализации построенного проекта учебных действий. Организуется для учащихся ситуации успешности.

Аттестуемый демонстрирует и обосновывает задания, формы контроля и оценки самостоятельной работы.

Перед тем как начать выполнять работу, задумайте, что за персонаж у вас будет, может это Снежная королева, Баба Яга, барышня, присевшая в реверансе или даже монах, идущий навстречу ветру. При помощи движения, передайте характер, настроение вашего персонажа. На столах у вас лежат «Маршрутные листы», которые пошагово рассказывают, как делать работу.

Молодцы с работой все справились!

Скажите мне пожалуйста, к какому виду скульптуры принадлежит наша работа? (Ответы детей – малая скульптура)

Давайте сделаем выставку и посмотрим на получившиеся скульптуры.

Кто хочет рассказать о своей скульптуре?

(Дети рассказывают о своих работах)

Выставление оценок.


  1. Включение в систему знаний и повторение

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала (базовый уровень), в том числе и как промежуточный шаг, для введения в последующем обучении новых способов действий (повышенный уровень).

Аттестуемый в рамках этого этапа демонстрирует качество усвоения нового знания учащихся, обосновывает выбор и цель учебных заданий.

А теперь давайте немного поиграем. Разделимся на три команды. Я раздам вам конверты с разрезанными картинками. Соберите эти картинки, назовите вид скульптуры и материал, из которого она сделана.

(Учащиеся работают самостоятельно по группам, затем отвечают на поставленные вопросы).

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке. Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности (цель обучения , способы достижения цели, результат)

Аттестуемый демонстрирует эффективные способы самооценки и самоконтроля учебной деятельности

Вот и подошёл наш урок к концу.

Что нового вы узнали на уроке?

Что вам понравилось больше всего?

Что удалось, а что нет?

(Ответы детей)

У вас на столах лежат карточки с изображением лесенки знаний, возьмите в руки карандаш и покажите любым значком на каком уровне вы находитесь после сегодняшнего урока.

Ступеньки обозначают:

5-я ступенька - я всё понял на уроке,

4-я ступенька - тему понял, но есть затруднения,

3-я ступенька - тему понял, но на практике применить не смог,

2-я ступенька - ничего не понял, не запомнил, применить не смог,

1-я ступенька - я вообще ничего не понял.

Спасибо, карточки верните мне.

Запишите домашнее задание.

Домашнее задание: учебник стр. 48-51 читать, отвечать на вопросы. Найти изображения разных видов скульптур вклеить в тетрадь по искусству, красочно оформить и подписать.

Наш урок окончен. Спасибо за сотрудничество.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!