СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урок по литературе в 5 классе. Тема: «Заколдованное место» Реальное и фантастическое в сюжете повести»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урок по литературе в 5 классе. Тема: «Заколдованное место» Реальное и фантастическое в сюжете повести»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урок по литературе в 5 классе. Тема: «Заколдованное место» Реальное и фантастическое в сюжете повести»»

21.11.16 год. Конспект урока по литературе. 5 класс. (32 урок)

Тема: «Заколдованное место» Реальное и фантастическое в сюжете повести»

Цель:

обучающая: в дискуссионной форме проанализировать повесть Н.В.Гоголя «Заколдованное место», выявив в ней элементы жизнеподобия и фантастики; попытаться найти рационалистическое объяснение фантастическим событиям;

развивающая: стимулировать критическое мышление учащихся, сформировать навык публичного выступления, закрепить навык выразительного чтения;

воспитательная: на примере повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место» показать губительность желания лёгкой наживы.

Планируемые результаты:

Личностные: знать определение теоретических понятий: юмор, фантастика

Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, выработать умение выразительного чтения, установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

Предметные: уметь определять роль понятий в повести, выделять смысловые части художественного текста, составлять план, пересказывать по плану, характеризовать речь рассказчика, объяснять, как Гоголь сочетает в повести обыденное и фантастическое, страшное и смешное.


Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

Учитель рассказывает народную легенду о кладе:

Барашек из-под пола

      Жила одна семья спокойно, тихо. Большая была семья. Уходят родители в поле, детей оставляют дома.   В одно прекрасное время приходят родители домой, дети жалуются, что с ними барашек играет.

      — Какой барашек? — спрашивают.
      — Да с-под пола, — отвечают дети.

      Просят дети достать барашка. Но кто поверит?  И пошла легенда по селу. Под страхом деревня стала жить. Дети припухли, играть не стали. А барашек все вылезал и играл с детьми. Золотой шарик вылезал... то золотым человеком, то барашком вновь прикидывался.

      Так шли годы. Из бань стали выходить ведьмы. В пустых домах музыка играла, черти плясали. Молодежь отсиживалась по вечерам дома.

      И дошла эта весть до станичного атамана. Взял он добрых казаков и пришел в деревню проверить, насколько это правда. Пришли в эту семью и начали делать раскопки. И обнаружили на глубине трех метров саблю дамасской стали и корзину с золотом. И оказалось, что тот, кто закопал клад, сделал заклинание и что клад так должен обнаружиться.  И так в этом доме хозяин стал богатым купцом. Все это было завещано предками потомству.

  1. Беседа:

  • О чем эта легенда? (О заговоренном кладе)

  • Как вы думаете, почему люди считали, что клад охраняет нечистая сила?

  • Где еще нам встречается информация о заговоренном кладе? (Ответ: у Н.В. Гоголя «Заколдованное место»)


Проверка домашнего задания

- Что вы знаете о Н.В. Гоголе?

- Назовите произведения, которые прославили Н.В. Гоголя.

- Коротко перескажите повесть Н.В. Гоголя «Заколдованное место».


3. Целеполагание.

Как  известно,  истина  рождается  в  споре.  Давайте  же  и  мы  поспорим  о  том,  чего больше же в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место», фантастики или жизнеподобия, попытаемся дать разумное объяснение фантастическим событиям.  Для  этого  мы заполним таблицу.

Фантастическое для Николая Васильевича – одна из важнейших сторон народного мировоззрения. Реальность и фантастика причудливо переплетаются в представлениях народа о прошлом и настоящем, о добре зле. У Гоголя очень много произведений, содержащих мистику и фантастику.

В этом произведении использованы народные легенды и сказки о заколдованных местах (т.е. «обманных местах»).



4. Изучение нового материала.

Обратимся к тексту

- С чего начинается произведение, прочитайте.

(«Быль рассказанная дьячком ***ской церкви)

- Кто такой дьячок? Посмотрите словарь? (ответы)

- А что такое быль? по-другому реальность (попробуйте дать определение, посоветуйтесь). Быль – рассказ о действительном происшествии.

- А что такое фантастика? Как бы вы определили? (попробуйте поработать в парах)

Фантастика – (гр. способность воображать, - разновидность художественной литературы, в которой авторский замысел простирается до создания вымышленного, нереального «чудесного» мира) прочитайте!

- Близки мы были в определении?

- А сейчас давайте разберемся, что здесь было в повести реально?

- Мог ли дьячок рассказывать быль? Найдите момент в тексте, когда он начинает свой рассказ, прочитайте.

- Найдите отрывок, где дьячок (рассказчик) обиделся на своих слушателей? А почему? Что нужно рассказчику, чтобы он смог начать свое повествование?

- А найдите в тексте момент, в котором рассказывается о чумаках? Кто это такие? Реально это?

- Посмотрите внимательно, что я вам показываю (огурец, лук). А как лук назван в повести? Найдите, прочитайте, какое выражение автор использует, чтобы описать состояние человека, когда он наестся за целый день этих овощей?



5.Физкультминутка.

Для начала мы с тобой

Крутим только головой.

Корпусом вращаем тоже-

Это  мы, конечно,  можем

Напоследок потянулись,

Вверх и в стороны прогнулись.

От разминки раскраснелись

И за парты снова сели.



6.Закрепление материала.

  • Какое любимое занятие было у деда? (Послушать разные байки от проезжих.)

  • Чем решил развлечь дед знакомых чумаков? (танцами внуков)

  • А что неожиданно случилось с самим дедом во время танца внуков? (ноги неожиданно задергались, сами пустились в пляс)

  • Что необычного случилось с дедом во время его танца? (На одном месте руки-ноги слушаться отказывались, а потом очутился с гладком поле)

  • Где горела свечка? (На кладбище, это верный знак, что припрятан клад)

  • Что задумал дед сделать наутро? (вернуться и выкопать клад, но не нашел это место в поле)

  • Как дед попал в нужное место во второй раз? (Ударил в сердцах по «заколдованному месту», где не плясалось)

  • Какой клад откопал дед? (Котел с мусором)

  • Что росло на заколдованном месте? (Ничего доброго там не росло: «Арбуз – не арбуз, тыква – не тыква, черт знает что такое!»)

- На что похожа эта повесть (на рассказ, сказку, легенду, предание)?



Запись понятий в тетрадь.

Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.

Рассказ – небольшое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

Легенда – произведение созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.

Предание – устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических лицах, событиях прошлых лет.

  • Где происходит действие повести? В некотором царстве? Место действия реальное или фантастическое ?(Украина)

  • О какое время происходят события? В незапамятные времена? Подтвердите это цитатами из текста. (в детстве рассказчика, весна )

  • От чьего имени ведется рассказ? Кто является рассказчиком повести? Назовите других действующих лиц.   Они реальные или фантастические?    

  • А предметы обихода, окружающие их, реальны или нет? Приведите пример из домашнего задания?

  • А одежда героев? Посмотрите нашу табличку?

  • Какие события описываются?

  • О каком месте рассказывает дьячок в этой повести?

Составление таблицы

Материал для сравнения

Реальность

Фантастика

Место действия

+ Украина, Крым


Время

+ весна


Герои

+дьячок, дед, чумаки, внуки,


Быт и жизнь людей

+баштан, гумно, курень


Одежда

+ жупан, свитка




- Реальности или фантастике уделяет писатель главное внимание? Почему? (Повесть «Заколдованное место» имеет подзаголовок быль. Все события изображены реалистично и правдиво. Подробно даны описания одежды, быта и жизни людей.)

- Почему он пишет в слякотном чужом Петербурге о событиях украинской жизни, показывает образы своих земляков? (Это выражение любви.. Это рассказ о родной Украине, она дорога ему. Тоскует вдали)

- Подумаем, случайно ли в описание реальных событий жизни обычных людей вводит он элементы фантастики? Ведь фантастика, то есть сказочность в первую очередь привлекают внимание читателей. Литературовед Н. Л. Степанов считает, что у Гоголя «фантастика переплетается с жизненными, бытовыми подробностями»

- Так для чего же писателю нужно было соединять в одном произведении быль и сказку? Подумаем (возможно, Гоголь хочет нас чему-то важному научить, предупредить о чем-то)

7. Итог урока.

- Какой же урок дает нам Гоголь?

Запись под диктовку:

      «Заколдованное место» — повесть, где автор говорит с читателями о призрачности нечистым путем добытого богатства.      Гоголь разоблачает жажду обогащения, губительную страсть к деньгам, приводящую в конце концов к катастрофе.

Чего будете ждать от будущих встреч с Гоголем?



Рефлексия.

Чем запомнится вам сегодняшний урок?

Закончите предложения:

 Сегодня на уроке я понял… 
- Мне было трудно … 
- Мне понравилось… 
- Я доволен

- Чью работу на уроке вы хотите похвалить?

Моё настроение похоже на: солнышко,

солнышко с тучкой,

тучку.





8. Домашнее задание: приготовьте пересказ запомнившегося эпизода или

прочитайте другую повесть Гоголя «Майская ночь, или утопленница».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!