21.11.16 год. Конспект урока по литературе. 5 класс. (32 урок)
Тема: «Заколдованное место» Реальное и фантастическое в сюжете повести»
Цель:
обучающая: в дискуссионной форме проанализировать повесть Н.В.Гоголя «Заколдованное место», выявив в ней элементы жизнеподобия и фантастики; попытаться найти рационалистическое объяснение фантастическим событиям;
развивающая: стимулировать критическое мышление учащихся, сформировать навык публичного выступления, закрепить навык выразительного чтения;
воспитательная: на примере повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место» показать губительность желания лёгкой наживы.
Планируемые результаты:
Личностные: знать определение теоретических понятий: юмор, фантастика
Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, выработать умение выразительного чтения, установление ассоциативных связей с произведениями живописи.
Предметные: уметь определять роль понятий в повести, выделять смысловые части художественного текста, составлять план, пересказывать по плану, характеризовать речь рассказчика, объяснять, как Гоголь сочетает в повести обыденное и фантастическое, страшное и смешное.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
Учитель рассказывает народную легенду о кладе:
Барашек из-под пола
Жила одна семья спокойно, тихо. Большая была семья. Уходят родители в поле, детей оставляют дома. В одно прекрасное время приходят родители домой, дети жалуются, что с ними барашек играет.
— Какой барашек? — спрашивают.
— Да с-под пола, — отвечают дети.
Просят дети достать барашка. Но кто поверит? И пошла легенда по селу. Под страхом деревня стала жить. Дети припухли, играть не стали. А барашек все вылезал и играл с детьми. Золотой шарик вылезал... то золотым человеком, то барашком вновь прикидывался.
Так шли годы. Из бань стали выходить ведьмы. В пустых домах музыка играла, черти плясали. Молодежь отсиживалась по вечерам дома.
И дошла эта весть до станичного атамана. Взял он добрых казаков и пришел в деревню проверить, насколько это правда. Пришли в эту семью и начали делать раскопки. И обнаружили на глубине трех метров саблю дамасской стали и корзину с золотом. И оказалось, что тот, кто закопал клад, сделал заклинание и что клад так должен обнаружиться. И так в этом доме хозяин стал богатым купцом. Все это было завещано предками потомству.
Беседа:
О чем эта легенда? (О заговоренном кладе)
Как вы думаете, почему люди считали, что клад охраняет нечистая сила?
Где еще нам встречается информация о заговоренном кладе? (Ответ: у Н.В. Гоголя «Заколдованное место»)
Проверка домашнего задания
- Что вы знаете о Н.В. Гоголе?
- Назовите произведения, которые прославили Н.В. Гоголя.
- Коротко перескажите повесть Н.В. Гоголя «Заколдованное место».
3. Целеполагание.
Как известно, истина рождается в споре. Давайте же и мы поспорим о том, чего больше же в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место», фантастики или жизнеподобия, попытаемся дать разумное объяснение фантастическим событиям. Для этого мы заполним таблицу.
Фантастическое для Николая Васильевича – одна из важнейших сторон народного мировоззрения. Реальность и фантастика причудливо переплетаются в представлениях народа о прошлом и настоящем, о добре зле. У Гоголя очень много произведений, содержащих мистику и фантастику.
В этом произведении использованы народные легенды и сказки о заколдованных местах (т.е. «обманных местах»).
4. Изучение нового материала.
Обратимся к тексту
- С чего начинается произведение, прочитайте.
(«Быль рассказанная дьячком ***ской церкви)
- Кто такой дьячок? Посмотрите словарь? (ответы)
- А что такое быль? по-другому реальность (попробуйте дать определение, посоветуйтесь). Быль – рассказ о действительном происшествии.
- А что такое фантастика? Как бы вы определили? (попробуйте поработать в парах)
Фантастика – (гр. способность воображать, - разновидность художественной литературы, в которой авторский замысел простирается до создания вымышленного, нереального «чудесного» мира) прочитайте!
- Близки мы были в определении?
- А сейчас давайте разберемся, что здесь было в повести реально?
- Мог ли дьячок рассказывать быль? Найдите момент в тексте, когда он начинает свой рассказ, прочитайте.
- Найдите отрывок, где дьячок (рассказчик) обиделся на своих слушателей? А почему? Что нужно рассказчику, чтобы он смог начать свое повествование?
- А найдите в тексте момент, в котором рассказывается о чумаках? Кто это такие? Реально это?
- Посмотрите внимательно, что я вам показываю (огурец, лук). А как лук назван в повести? Найдите, прочитайте, какое выражение автор использует, чтобы описать состояние человека, когда он наестся за целый день этих овощей?
5.Физкультминутка.
Для начала мы с тобой
Крутим только головой.
Корпусом вращаем тоже-
Это мы, конечно, можем
Напоследок потянулись,
Вверх и в стороны прогнулись.
От разминки раскраснелись
И за парты снова сели.
6.Закрепление материала.
Какое любимое занятие было у деда? (Послушать разные байки от проезжих.)
Чем решил развлечь дед знакомых чумаков? (танцами внуков)
А что неожиданно случилось с самим дедом во время танца внуков? (ноги неожиданно задергались, сами пустились в пляс)
Что необычного случилось с дедом во время его танца? (На одном месте руки-ноги слушаться отказывались, а потом очутился с гладком поле)
Где горела свечка? (На кладбище, это верный знак, что припрятан клад)
Что задумал дед сделать наутро? (вернуться и выкопать клад, но не нашел это место в поле)
Как дед попал в нужное место во второй раз? (Ударил в сердцах по «заколдованному месту», где не плясалось)
Какой клад откопал дед? (Котел с мусором)
Что росло на заколдованном месте? (Ничего доброго там не росло: «Арбуз – не арбуз, тыква – не тыква, черт знает что такое!»)
- На что похожа эта повесть (на рассказ, сказку, легенду, предание)?
Запись понятий в тетрадь.
Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.
Рассказ – небольшое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.
Легенда – произведение созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.
Предание – устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических лицах, событиях прошлых лет.
Где происходит действие повести? В некотором царстве? Место действия реальное или фантастическое ?(Украина)
О какое время происходят события? В незапамятные времена? Подтвердите это цитатами из текста. (в детстве рассказчика, весна )
От чьего имени ведется рассказ? Кто является рассказчиком повести? Назовите других действующих лиц. Они реальные или фантастические?
А предметы обихода, окружающие их, реальны или нет? Приведите пример из домашнего задания?
А одежда героев? Посмотрите нашу табличку?
Какие события описываются?
О каком месте рассказывает дьячок в этой повести?
Составление таблицы
Материал для сравнения | Реальность | Фантастика |
Место действия | + Украина, Крым | |
Время | + весна | |
Герои | +дьячок, дед, чумаки, внуки, | |
Быт и жизнь людей | +баштан, гумно, курень | |
Одежда | + жупан, свитка | |
- Реальности или фантастике уделяет писатель главное внимание? Почему? (Повесть «Заколдованное место» имеет подзаголовок быль. Все события изображены реалистично и правдиво. Подробно даны описания одежды, быта и жизни людей.)
- Почему он пишет в слякотном чужом Петербурге о событиях украинской жизни, показывает образы своих земляков? (Это выражение любви.. Это рассказ о родной Украине, она дорога ему. Тоскует вдали)
- Подумаем, случайно ли в описание реальных событий жизни обычных людей вводит он элементы фантастики? Ведь фантастика, то есть сказочность в первую очередь привлекают внимание читателей. Литературовед Н. Л. Степанов считает, что у Гоголя «фантастика переплетается с жизненными, бытовыми подробностями»
- Так для чего же писателю нужно было соединять в одном произведении быль и сказку? Подумаем (возможно, Гоголь хочет нас чему-то важному научить, предупредить о чем-то)
7. Итог урока.
- Какой же урок дает нам Гоголь?
Запись под диктовку:
«Заколдованное место» — повесть, где автор говорит с читателями о призрачности нечистым путем добытого богатства. Гоголь разоблачает жажду обогащения, губительную страсть к деньгам, приводящую в конце концов к катастрофе.
Чего будете ждать от будущих встреч с Гоголем?
Рефлексия.
Чем запомнится вам сегодняшний урок?
Закончите предложения:
Сегодня на уроке я понял…
- Мне было трудно …
- Мне понравилось…
- Я доволен
- Чью работу на уроке вы хотите похвалить?
Моё настроение похоже на: солнышко,
солнышко с тучкой,
тучку.
8. Домашнее задание: приготовьте пересказ запомнившегося эпизода или
прочитайте другую повесть Гоголя «Майская ночь, или утопленница».