ТЕМА. Разряды местоимений по значению и грамматическим свойствам. Личные местоимения, их значение, изменение и роль в предложении
Цели урока:
познакомить обучающихся с разрядом личных местоимений, показать особенности их склонения, их значение; формировать умения употреблять личные местоимения в нужной форме, обогащать словарный запас обучающихся, совершенствовать орфографические и грамматические умения;
развивать умения правильного употребления личных местоимений в устной и письменной речи, развивать внимание и логическое мышление, развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
формировать мотивацию к обучению, воспитывать уважение к русскому языку, бережное отношение к слову, взаимоуважение и взаимопомощь.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков анализа, конструирования, проектной работы по алгоритму с перспективой самодиагностики результатов.
Метапредметные:
Коммуникативные:использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования разрядов местоимений.
Предметные: формировать умение правильно употреблять и склонять личные местоимения.
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Формы работы обучающихся: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в группах, творческая работа.
Оборудование: таблица склонения личных местоимений, словарь; учебник для 5 класса под ред. Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А., Баранова М.Т..
Сценарий урока
1. Мотивационный этап.
Речь культурного человека отличается лаконичностью и красотой. Для того чтобы красиво и грамотно разговаривать и писать, необходимо не только развивать свой словарный запас, но и следить за построением предложений, фраз. Скажите мне, почему следующий рассказ нельзя назвать грамотным и красивым.
- Жила-была одна девочка. Девочка любила ходить в школу. Каждый день девочка утром собиралась в школу и шла учиться. А вечером девочка, выпив чаю, начинала делать уроки. Сделав все задания, девочка шла гулять.
Учитель: Частое употребление слова «девочка» режет слух. С помощью каких средств можно исправить положение, сделав рассказ более корректным? (Подставив вместо слова «девочка» имя девочки или слово «она»). Благодаря таким словам, как «она», «он», «я», «ты» речь становится более лаконичной и грамотной.
2. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление пробного действия.
2.1. Проверка домашнего задания.
2.2. Фронтальный опрос-беседа.
1. Что называется местоимением?
2. Как изменяются местоимения?
3. Какими членами предложения могут быть местоимения?
2.3.Орфографическая минутка.
Ребятки в палатке, исправьте ошибки, повис вниз, нести редиску, в повозке кувшин, рассек бровь, на тележке ложки и чашки, на вкус сладкий, гладкая шерстка.
3. Выявление затруднения. Определение темы и задач урока.
– Найдите местоимения в словах: семья, тыква, телефон, ворона, выбор, любимый.
– На какие группы их можно разделить?
- На кого указывают эти местоимения? К какому разряду они относятся?
- Так о чем конкретно мы будем говорить на уроке? Какая же тема нашего урока?
- Открываем тетради, записываем число, классная работа, тему урока.
4. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения.
Определение темы и задач урока.
- Какие цели вы для себя ставите на уроке? Что вы должны усвоить? Что для этого нам необходимо сделать?
5. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.
Работа с правилом на с. 66-67, упр.437.
– Назовите личные местоимения единственного числа.
– Назовите личные местоимения множественного числа.
– Назовите местоимения 1-го лица, 2-го лица, 3-го лица.
– Какие имена заменяют местоимения: он; она; оно?
– Давайте заполним таблицу в тетради.
Учитель записывает опорные слова:
Личные местоимения
Ед. ч. Мн. ч.
1-е лицо … …
2-е лицо … …
3-е лицо … …
Физкультминутка.
6. Первичное закрепление.
Выполнение упражнения 438 (утно).
Выполнение упражнения 439 (коллективно).
7. Самостоятельная работа и проверка по эталону.
Самостоятельная работа – упражнение 440.
Выполнение упражнения 441 (по вариантам)
8. Включение в систему знаний.
Цель: проверить степень освоения нового материала. Давайте проверим, как мы усвоили тему урока. Выполните задания.
Напишите номера местоимений:
К л ю ч: 3, 5, 6, 8, 10, 12, 15.
9. Домашнее задание: пар.77, ср.66 – 68; упр.442 или 443.
10.Рефлексия:
- На этом уроке я узнал, что...
- Мне было сложно, когда... - Я удивился, когда …
-Чему научился? -Как работал?
-Достиг ли цели?-Как исправить недочеты?
- С каким настроением вы работали сегодня на уроке? Поднимите один из листочков: если вам было интересно и легко – зелёный, если сложновато и что-то не поняли – жёлтый, если ничего не поняли и от этого настроение плохое – красный.