СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Бактерии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Бактерии. Многообразие бактерий".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Бактерии"»

Бактерии: строение и жизнедеятельность           2015 год

Бактерии: строение и жизнедеятельность

2015 год

Вспомните У каких организмов тело не состоит из клеток? На какие царства организмов делят живой мир? Какому учёному удалось увидеть мир микроскопических организмов, прежде скрытый от глаз человека? Что вам известно о бактериях? Подумайте Почему бактерии широко распространены на Земле и легко выживают в неблагоприятных условиях?

Вспомните

  • У каких организмов тело не состоит из клеток?
  • На какие царства организмов делят живой мир?
  • Какому учёному удалось увидеть мир микроскопических организмов, прежде скрытый от глаз человека?
  • Что вам известно о бактериях?

Подумайте

Почему бактерии широко распространены на Земле и легко выживают в неблагоприятных условиях?

 Общая характеристика бактерий Выполните задания Кто такие бактерии? Какая наука их изучает? Бактерии – это примитивные одноклеточные организмы, в цитоплазме которых нет оформленного ядра. Ядерное вещество распределено по всей цитоплазме. Бактериология – раздел микробиологии, занимающийся изучением бактерий.

Общая характеристика бактерий

Выполните задания

  • Кто такие бактерии?
  • Какая наука их изучает?
  • Бактерии – это примитивные одноклеточные организмы, в цитоплазме которых нет оформленного ядра. Ядерное вещество распределено по всей цитоплазме.
  • Бактериология – раздел микробиологии, занимающийся изучением бактерий.
Можно ли увидеть бактерии? Есть среди бактерий и настоящие гиганты, например пурпурная серобактерия – длиной до 1/20 мм. Пару таких бактерий вполне можно увидеть невооружённым глазом.

Можно ли увидеть бактерии?

  • Есть среди бактерий и настоящие гиганты, например пурпурная серобактерия – длиной до 1/20 мм. Пару таких бактерий вполне можно увидеть невооружённым глазом.
Общая характеристика бактерий  Форма клеток Проанализируйте ЭОР «Общая характеристика бактерий. Разнообразие форм бактерий»  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/41bc632e-9777-40f5-9975-8eaeeb6e96d0/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_01%5D.htm Заполните в тетрадях схему «Формы бактерий» и зарисуйте их.

Общая характеристика бактерий Форма клеток

  • Проанализируйте ЭОР «Общая характеристика бактерий. Разнообразие форм бактерий» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/41bc632e-9777-40f5-9975-8eaeeb6e96d0/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_01%5D.htm
  • Заполните в тетрадях схему «Формы бактерий» и зарисуйте их.
Формы бактерий Одиночные округлые – кокки (две округлые бактерии, заключённые в одной слизистой капсуле – диплококки , четыре округлые бактерии в одной слизистой капсуле – тетракокки ,цепочки из кокков – стрептококки , грозди кокков (наподобие виноградной грозди) – стафилококки ) Палочковидные – бациллы Спиралевидные – спириллы Изогнутые в виде запятой – вибрионы

Формы бактерий

Одиночные округлые – кокки

(две округлые бактерии, заключённые в одной слизистой капсуле – диплококки , четыре округлые бактерии в одной слизистой капсуле – тетракокки ,цепочки из кокков – стрептококки , грозди кокков (наподобие виноградной

грозди) – стафилококки )

Палочковидные – бациллы

Спиралевидные – спириллы

Изогнутые в виде запятой – вибрионы

Строение бактериальной клетки Ворсинки Жгутик Капсула Цитоплазма Ядерное вещество Клеточная стенка

Строение бактериальной клетки

Ворсинки

Жгутик

Капсула

Цитоплазма

Ядерное вещество

Клеточная стенка

Прокариоты и эукариоты Найдите информацию на с. 41 о прокариотах и эукариотах, сформулируйте определения этих понятий. Прокариоты – организмы, не имеющие оформленного ядра, молекула органического вещества не отделена от цитоплазмы, а прикреплена к клеточной мембране. Бактерии относятся к этой группе. Эукариоты – организмы, имеющие оформленное ядро с ядерной оболочкой. В группу эукариот входят растения, грибы, животные, в том числе человек.

Прокариоты и эукариоты

  • Найдите информацию на с. 41 о прокариотах и эукариотах, сформулируйте определения этих понятий.
  • Прокариоты – организмы, не имеющие оформленного ядра, молекула органического вещества не отделена от цитоплазмы, а прикреплена к клеточной мембране. Бактерии относятся к этой группе.
  • Эукариоты – организмы, имеющие оформленное ядро с ядерной оболочкой. В группу эукариот входят растения, грибы, животные, в том числе человек.
Способы питания бактерий Проанализируйте текст учебника с. 41 о типах питания бактерий, рассмотрите рисунок 34 «Цианобактерии в водоёме», изучите особенности строения цианобактерий, содержащих хлорофилл, познакомьтесь с особенностями питания фотосинтезирующих бактерий, используя ЭОР «Питание бактерий».  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bf2ccee8-4e8c-4b20-b14c-65a4970d577f/%5BBI6RA_14-01%5D_%5BAN_03%5D.swf  Проанализируйте таблицу ЭОР «Типы питания бактерий». http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5b585ae7-42ad-462f-817e-3bb8f53c83c8/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_02%5D.htm

Способы питания бактерий

  • Проанализируйте текст учебника с. 41 о типах питания бактерий, рассмотрите рисунок 34 «Цианобактерии в водоёме», изучите особенности строения цианобактерий, содержащих хлорофилл, познакомьтесь с особенностями питания фотосинтезирующих бактерий, используя ЭОР «Питание бактерий».
  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bf2ccee8-4e8c-4b20-b14c-65a4970d577f/%5BBI6RA_14-01%5D_%5BAN_03%5D.swf
  • Проанализируйте таблицу ЭОР «Типы питания бактерий».
  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5b585ae7-42ad-462f-817e-3bb8f53c83c8/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_02%5D.htm
Условия жизни бактерий В ЭОР «Общая характеристика бактерий» изучите условия жизни бактерий из соответствующей таблицы http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/41bc632e-9777-40f5-9975-8eaeeb6e96d0/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_01%5D.htm

Условия жизни бактерий

  • В ЭОР «Общая характеристика бактерий» изучите условия жизни бактерий из соответствующей таблицы
  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/41bc632e-9777-40f5-9975-8eaeeb6e96d0/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_01%5D.htm
Размножение бактерий Проанализируйте анимацию ЭОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000337-1000-4ddd-3b5e-010046bb2fd1/0024.swf Бактерии размножаются простым делением клетки надвое. При благоприятных условиях деление клеток у некоторых бактерий может происходить через каждые 20-30 минут.

Размножение бактерий

  • Проанализируйте анимацию ЭОР
  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000337-1000-4ddd-3b5e-010046bb2fd1/0024.swf
  • Бактерии размножаются простым делением клетки надвое. При благоприятных условиях деление клеток у некоторых бактерий может происходить через каждые 20-30 минут.
 Как бактерии переносят неблагоприятные условия среды? Проанализируйте анимацию ЭОР «Приспособленность бактерий к неблагоприятным условиям» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000338-1000-4ddd-4de3-040046bb2fd1/0025.swf В ЭОР «Общая характеристика бактерий» найдите сведения о значении спор в жизни бактерий http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/41bc632e-9777-40f5-9975-8eaeeb6e96d0/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_01%5D.htm  В неблагоприятных условиях бактерии способны образовывать споры, благодаря чему они  длительно сохраняются; переживают неблагоприятные условия; распространяются.

Как бактерии переносят неблагоприятные условия среды?

  • Проанализируйте анимацию ЭОР «Приспособленность бактерий к неблагоприятным условиям»
  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000338-1000-4ddd-4de3-040046bb2fd1/0025.swf
  • В ЭОР «Общая характеристика бактерий» найдите сведения о значении спор в жизни бактерий
  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/41bc632e-9777-40f5-9975-8eaeeb6e96d0/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_01%5D.htm
  • В неблагоприятных условиях бактерии способны образовывать споры, благодаря чему они
  • длительно сохраняются;
  • переживают неблагоприятные условия;
  • распространяются.
Физкульминутка Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши 3 хлопка, Головою 3 кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парту сесть опять.

Физкульминутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши 3 хлопка,

Головою 3 кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту сесть опять.

Выполните интерактивные задания «Составление схемы строения бактериальной клетки»  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000033b-1000-4ddd-73a0-0d0046bb2fd1/0028.swf  «Формы бактериальных клеток» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000339-1000-4ddd-ccea-070046bb2fd1/0029.swf «Составление схемы «Питание цианобактерий» Выполните контролирующее задание по двум вариантам

Выполните интерактивные задания

«Составление схемы строения бактериальной клетки»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000033b-1000-4ddd-73a0-0d0046bb2fd1/0028.swf

«Формы бактериальных клеток»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000339-1000-4ddd-ccea-070046bb2fd1/0029.swf

«Составление схемы «Питание цианобактерий»

Выполните контролирующее задание по двум вариантам

Рефлексивная мишень Моя деятельность Моё настроение 0 5 10 Работа в группе Деятельность учителя

Рефлексивная мишень

Моя деятельность

Моё настроение

0

5

10

Работа в группе

Деятельность учителя

Домашнее задание Изучить текст § 11, ответить на вопросы параграфа. По выбору: - изучить дополнительный текст со с. 38; - либо индивидуально, либо в паре, либо группой: - выполните модель бактериальной клетки; - подготовьте сообщения по материалам Интернет и дополнительной литературы на темы: «Клубеньковые бактерии», «Цианобактерии», «Молочнокислые бактерии», «Болезнетворные бактерии»; - придумайте научно-популярный рассказ, в котором бактерии играли бы важную роль. попробуйте оформить своё произведение как сценарий фильма или мультфильма; - заложите опыт, доказывающий необходимость мыть руки перед едой.

Домашнее задание

  • Изучить текст § 11, ответить на вопросы параграфа.
  • По выбору:
  • - изучить дополнительный текст со с. 38;
  • - либо индивидуально, либо в паре, либо группой:
  • - выполните модель бактериальной клетки;
  • - подготовьте сообщения по материалам Интернет и дополнительной литературы на темы: «Клубеньковые бактерии», «Цианобактерии», «Молочнокислые бактерии», «Болезнетворные бактерии»;
  • - придумайте научно-популярный рассказ, в котором бактерии играли бы важную роль. попробуйте оформить своё произведение как сценарий фильма или мультфильма;
  • - заложите опыт, доказывающий необходимость мыть руки перед едой.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!