СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока биологии по ФГОС в 6 классе "Плоды. Их классификация. Способы распространения в природе"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок я провела в 6 классе в декабре 2016-го года в форме урока-лаборатории, на котором присутствовали родители учащихся. Мной были показаны приёмы и методы работы проведения урока по ФГОС с формированием универсальных учебных действий  при изучении нового материала в результате коллективного исследования.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии по ФГОС в 6 классе "Плоды. Их классификация. Способы распространения в природе"»

Перевалова А.Н., учитель биологии

МКОУ «Верх-Аллакская средняя общеобразовательная школа»

Каменского района

Алтайского края


Тема: Плоды. Их классификация. Способы распространения плодов и семян.

Цель:

Образовательная

– добиться усвоения учащимися понятия плод.

Развивающая

- создать усовия, способствующие развитию следующих умений:

учебно-коммуникативных умений (собственно психологические умения): слушать учителя, адекватно воспринимать разнообразную учебную информацию, запоминать увиденное, услышанное, учебный материал, управлять своим вниманием, владение монологичной и диалогичной речью;

учебно-интеллектуальных умений: анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, существенное, умение классифицировать плоды и определять признаки принадлежности к той или иной группе;

учебно-познавательных (учебно-информационных) умений: практические исследовательские умения (умение работать с натуральными объектами, наблюдать, делать вывод), работать с рисунками учебника;

учебно-организационные учебные умения: работать в команде, сотрудничать при решении учебных задач (объяснять, оказывать и принимать помощь), проводить рефлексию (размышление, самонаблюдение, самопознание, осмысление своих собственных действий, размышление о своём внутреннем состоянии).

Воспитательная

- воспитание любознательности.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-лаборатория.


Результаты:

1. Предметные

В познавательной сфере: организовать деятельность учащихся по изучению строения и функциям плодов, разобрать классификацию и виды плодов; давать определение понятиям: плод, значение плода, строение и виды плодов.

В ценностно-ориентационной сфере:

Понимать ценность научного познания, его практической значимости, достоверности.

2.Метапредметные

Личностные: Умение управлять своей познавательной деятельностью; самоконтроль и самооценка

Регулятивные: Формировать умение ставить перед собой цели и анализировать условия достижения цели; Прогнозировать результат и оценивать уровень достижения результата; выделять и осознавать того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения

Познавательные: Формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, выделять главное, делать самостоятельные выводы; устанавливать взаимосвязь

Коммуникативные: развитие коммуникативной культуры; осознание ценности совместной деятельности


Методы: 1. По источнику изложения учебного материала:словесные, наглядные, практические.

2. По характеру учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковый, проблемный.

Средства:

Печатные учебники, рабочие тетради на печатной основе. карточки с заданиями.

Электронные образовательные ресурсы (слайд-шоу для физкультминутки, презентация)

Учебные приборы (препаровальные ванночки, набор препаровальных инструментов из микролаборатории)

Натуральные объекты (плоды и корнеплод моркови, видоизменённого побега - лука)

Учебник: Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений /Пасечник В.В.– 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 207: ил.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

  1. Организационно-целевой.





















Слайд №2







Слайд №3

Слайд №4



Создает условия для подготовки обучающихся к продуктивной работе, формирует положительный эмоциональный настрой. Приветствует обучающихся ( мотивационный настрой на работу).

Добрый день, ребята! Я рада видеть вас. Отмечаю и ваше хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу, расправим плечи, глубоко вдохнем и настроимся на интересный урок. Всё ли у нас готово для продуктивной работы?

(приветствие детей)

-Прежде,чем перейти к изучению нового материала, давайте выполним небольшой тест по предыдущей теме. (Приложение №1)

- Так что же происходит после того, как цветок отцветёт? Может. Кто-нибудь знает?

Ребята, послушайте чудесное стихотворение Николая Рыленкова, в котором скрыта тема нашего урока:

Цветок всю ночь готовит мед–

Пчелу сластену в гости ждет

Бери мол, но, как другу,

Мне окажи услугу,

Пыльцу мучную эту

Перенеси соседу

Пчела несет ее, и вот –

Цветок увял и зреет …

Учитель: Что зреет?

Учитель: Это и есть тема нашего урока

Учитель: Ребята, какие цели вы поставите перед собой сегодня на уроке? (можно изобразить кластер на доске)

А может вы, что-нибудь знаете по данной теме? Я думаю, что ваши знания вам пригодятся на этом уроке.

- Спасибо!

Учитель: Ребята, а как вы предлагаете достичь этих задач? Что для этого вам нужно делать? Спасибо, ребята!

Ребята, чтобы выполнить данные задачи, я предлагаю вам сегодня выступить в роли научных сотрудников ботанической лаборатории, руководителем которой буду я. Вы согласны с моим предложением? Тогда, мы сегодня с вами - коллеги!

Проводить исследования мы будем в 1 научной группе (т.к. в классе 5 человек). Руководителя группы выберите сами.

Удачной, вам работы!


(приветствуют друг друга и учителя), проверяют готовность к уроку)














(ответы детей)













Плод



высказывают предположения: узнать, что такое плод; из чего образуется плод; из чего состоит плод; какое значение имеют плоды и какие бывают плоды и как распространяются плоды))


(рассмотреть, прочитать текст параграфа, исследовать плоды)






Регулятивные – самоконтроль учебной деятельности


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

умение организовать выполнение заданий учителя







Познавательные: Формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное; устанавливать взаимосвязь





Познавательные: выделение и формирование познавательной цели,

Регулятивные: постановка цели и анализирование условий достижения цели.

Личностные: Умение управлять своей познавательной деятельностью






  1. Процессуально-содержательный.


Слайд №5


























Слайд №6






























Слайды №№7-18


Физкультминутка

(слайд-шоу)







































Слайд №20










Слайды №№21-24


Слайд №25



















Слайд №26




Слайд №27



Итак, чтобы решить задачи урока, давайте проверим вашу готовность, еще раз обратимся к стихотворению Николая Рыленкова:

- Какой орган растения является обязательным предшественником плода?


Молодцы я вижу, вы хорошо подготовлены, а значит, справитесь с предстоящей работой.


Сотрудники, нам прислали органы растений, которые находятся у вас на столах в препаровальных ванночках. Просили исследовать их и определить, все ли они являются плодами? Если да, то почему? Если нет, то почему?

- А давайте, чтобы развеять наши сомнения заглянем вовнутрь всех этих объектов (разрезать предметы).

Все ли органы являются плодами?

Что лишнее? Почему?

Из чего состоит плод?


Попробуйте сформулировать определение плода

Назовите главное слово в определении, признаки по которым вы сможете отличить его от других органов.

Посмотрите на слайд и скажите, пожалуйста, а из чего образуется плод?

Плод – это орган цветковых растений, содержащий в себе семена. Основные части плода – это наружная оболочка, называемая околоплодником и расположенные внутри неё семена. Околоплодник— это разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи. Часто в образовании околоплодника участвуют и другие части цветка, основания тычинок, лепестков, чашелистиков и цветоложе. Околоплодник обеспечивает сохранность семян во время созревания, и после – их распространение. Из семязачатков, которые расположены в полости завязи, образуются семена.








(цветок).











(ученики размышляют и высказываются от группы,)





Отвечают (Плод состоит из семени, околоплодника).



Это орган, состоящий из семени и околоплодника

Главное слово – орган, признаки – состоящий из семени и околоплодника.

Плод образуется из завязи пестика.

Познавательные: Построение речевого высказывания в устной форме;

Излечение необходимой информации из текста


Коммуникативные:

Участие в совместной деятельности;

Изложение собственных мыслей, диалог, умение слушать и вести дискуссию.


Личностные:

Ответственное отношение к выполнению учебных задач;

Готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма;

Уважительное отношение к другому человеку, его мнению.

Регулятивные:

- Добывают новые знания

- Учатся предвидеть события

Возьмите препаровальную иглу и проколите аккуратно каждый плод.

Все ли плоды удалось проколоть?

Почему?

Что выделяется при прокалывании околоплодника плодов? Как можно назвать такие плоды?

Как можно назвать плоды из которых не вытекает сок?

- На какие группы можно разделить плоды по состоянию околоплодника?

-Послушайте, пожалуйста, какие бывают плоды?



(нет).

(у некоторых плодов оболочка жесткая).

(из одних плодов вытекает сок)

(сочные)

(сухие)

( сухие и сочные)

Познавательные: Формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы

Если на слайде сочный плод – руки вверх хлопок, если на слайде сухой плод – руки в стороны.

Выполняют упражнения.

Личностные:

- Развивают умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения

Регулятивные:

-умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную

Вы отдохнули, и надеюсь, полны сил.

Вы готовы?

Новое задание. Нам нужно выполнить лабораторную работу. Перед вами плоды, которые необходимо исследовать, а результаты исследования, представить в виде таблицы в рабочей тетради (с.26. зад.51). Для того чтобы работу выполнить быстрее, предлагаю работать в парах. Выберите 2-3 плода и исследуйте, можете обратиться к иллюстрациям учебника с. 68-72.

Взаимопроверка. Каждая пара высказывает согласие или не согласие (почему?)

Итак, что вы нового узнали в ходе своего исследования?


Да

Работают в парах.







Проверка по цепочке, приводят аргументы.




Плоды по количеству семян могут быть односемянные и многосемянные.



Коммуникативные: развитие коммуникативной культуры; осознание ценности совместной деятельности




Познавательные:выделение главное, формирование умения делать самостоятельные выводы; устанавливать взаимосвязь

- Вы слышали такое выражение: «Пади туда — не знаю куда» или «Яблоко от яблони недалеко падает». Как вы думаете. О чём это говорится? О чём ещё мы с вами не поговорили? Что же происходит с плодами после их созревания? И почему некоторые растения не имея способов передвигаться заселяют дальние территории?

- А как вы думаете, как они могут распространяться? Какие у них есть приспособления?

- Откройте п.14, давайте распределимся: каждый ученик готовит сообщение об способе распространения семян. Когда будете читать текст, делайте пометочки: если данный факт известен – ставим сверху +, если нет – ставим -?.

- Расскажите, пожалуйста, как же распространяются семена от плодов?



Нам нужно узнать о способах распространения семян в природе.








(Ответы детей)








(Дети сначала рассказывают по порядку, затем - слайд)


Коммуникативные:

- взаимодействие в групповом коллективе;

- умение вести диалог;

- поиск и выбор информации;

- умение слушать


Личностные:

- самостоятельное решение проблем творческого поискового характера;

- умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам;

- умение управлять своей познавательной деятельностью

Давайте обратимся к задачам урока, какой ещё вопрос остался не раскрытым?

Значение плода для растения, человеку и животных?

1 группа определяют значение для человека и животных;

2 группа определяют значение плода для растения.

- Каковы же функции плодов?

Возврат к целям урока. Достигли ли вы поставленной цели? А что вы можете дополнить в определении органа? (репродуктивный орган)

Высказываются.



Выступают и высказывают своё согласие или несогласие, приводят аргументы.


Да, приводят аргументы. Отвечают на вопросы

Репродуктивный орган (орган размножения)

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

личностные: смыслообразование

  1. Рефлексивно-оценочный.









Слайд №28










Домашнее задание — слайд №29

Игра с мячом.

Например:

Учитель - « яблоко» – ученик – «сочный» или
Учитель – «яблоко» – ученик – « многосемянный»
Учитель – «коробочка» – ученик – «сухой» или
Учитель – «коробочка» – ученик – «многосемянный» и т.д.


Прошу вас, ребята, проанализировать свою работу на уроке. Свои высказывания вы можете начать следующими словами:

я узнал ...,

у меня получилось ...,

было непросто …,

я попробую …,

урок дал мне для жизни…,

я себя чувствую ….


Д/З: Ответить на вопросы с.73 и на с.78, заполнить таблицу в тетради – с.27, зад . 53, для желающих - сочинить сказку о любимом плоде

Играют, определяют признаки плодов.









Высказываются.

Личностные:

самоконтроль и самооценка

Регулятивные: прогнозировать результат и оценивать уровень достижения результата; выделять и осознавать того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения

Приложение № 1

Тест

1.Цветок – это:

а) яркий венчик в) видоизменённый побег

б) околоцветник г) столбик и рыльце

2. Главные части цветка:

а) лепестки и чашелистики

б) пестик и тычинки

3. Часто ярко окрашены:

а) чашелистики в) лепестки венчика

б) тычинки г) пестик

4. Раздельнополые цветки, у которых:

а) есть тычинки и пестик в) есть только тычинки

б) есть лепестки и чашелистики г) есть только пестик

5.Функции цветка:

а) образование плодов и семян в) фотосинтез

б) минеральное питание г) дыхание

6. Какое соцветие у подсолнечника:

а) кисть в) корзинка

б) колос г) початок



Ответы: 1-В; 2-Б; 3-В; 4-В, Г; 5-А; 6-В







































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!