Перевалова А.Н., учитель биологии
МКОУ «Верх-Аллакская средняя общеобразовательная школа»
Каменского района
Алтайского края
Тема: Плоды. Их классификация. Способы распространения плодов и семян.
Цель:
Образовательная
– добиться усвоения учащимися понятия плод.
Развивающая
- создать усовия, способствующие развитию следующих умений:
учебно-коммуникативных умений (собственно психологические умения): слушать учителя, адекватно воспринимать разнообразную учебную информацию, запоминать увиденное, услышанное, учебный материал, управлять своим вниманием, владение монологичной и диалогичной речью;
учебно-интеллектуальных умений: анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, существенное, умение классифицировать плоды и определять признаки принадлежности к той или иной группе;
учебно-познавательных (учебно-информационных) умений: практические исследовательские умения (умение работать с натуральными объектами, наблюдать, делать вывод), работать с рисунками учебника;
учебно-организационные учебные умения: работать в команде, сотрудничать при решении учебных задач (объяснять, оказывать и принимать помощь), проводить рефлексию (размышление, самонаблюдение, самопознание, осмысление своих собственных действий, размышление о своём внутреннем состоянии).
Воспитательная
- воспитание любознательности.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок-лаборатория.
Результаты:
1. Предметные
В познавательной сфере: организовать деятельность учащихся по изучению строения и функциям плодов, разобрать классификацию и виды плодов; давать определение понятиям: плод, значение плода, строение и виды плодов.
В ценностно-ориентационной сфере:
Понимать ценность научного познания, его практической значимости, достоверности.
2.Метапредметные
Личностные: Умение управлять своей познавательной деятельностью; самоконтроль и самооценка
Регулятивные: Формировать умение ставить перед собой цели и анализировать условия достижения цели; Прогнозировать результат и оценивать уровень достижения результата; выделять и осознавать того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения
Познавательные: Формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, выделять главное, делать самостоятельные выводы; устанавливать взаимосвязь
Коммуникативные: развитие коммуникативной культуры; осознание ценности совместной деятельности
Методы: 1. По источнику изложения учебного материала:словесные, наглядные, практические.
2. По характеру учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковый, проблемный.
Средства:
Печатные учебники, рабочие тетради на печатной основе. карточки с заданиями.
Электронные образовательные ресурсы (слайд-шоу для физкультминутки, презентация)
Учебные приборы (препаровальные ванночки, набор препаровальных инструментов из микролаборатории)
Натуральные объекты (плоды и корнеплод моркови, видоизменённого побега - лука)
Учебник: Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений /Пасечник В.В.– 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 207: ил.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
Организационно-целевой. Слайд №2 Слайд №3 Слайд №4 | Создает условия для подготовки обучающихся к продуктивной работе, формирует положительный эмоциональный настрой. Приветствует обучающихся ( мотивационный настрой на работу). Добрый день, ребята! Я рада видеть вас. Отмечаю и ваше хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу, расправим плечи, глубоко вдохнем и настроимся на интересный урок. Всё ли у нас готово для продуктивной работы? (приветствие детей) -Прежде,чем перейти к изучению нового материала, давайте выполним небольшой тест по предыдущей теме. (Приложение №1) - Так что же происходит после того, как цветок отцветёт? Может. Кто-нибудь знает? Ребята, послушайте чудесное стихотворение Николая Рыленкова, в котором скрыта тема нашего урока: Цветок всю ночь готовит мед– Пчелу сластену в гости ждет Бери мол, но, как другу, Мне окажи услугу, Пыльцу мучную эту Перенеси соседу Пчела несет ее, и вот – Цветок увял и зреет … Учитель: Что зреет? Учитель: Это и есть тема нашего урока Учитель: Ребята, какие цели вы поставите перед собой сегодня на уроке? (можно изобразить кластер на доске) А может вы, что-нибудь знаете по данной теме? Я думаю, что ваши знания вам пригодятся на этом уроке. - Спасибо! Учитель: Ребята, а как вы предлагаете достичь этих задач? Что для этого вам нужно делать? Спасибо, ребята! Ребята, чтобы выполнить данные задачи, я предлагаю вам сегодня выступить в роли научных сотрудников ботанической лаборатории, руководителем которой буду я. Вы согласны с моим предложением? Тогда, мы сегодня с вами - коллеги! Проводить исследования мы будем в 1 научной группе (т.к. в классе 5 человек). Руководителя группы выберите сами. Удачной, вам работы! | (приветствуют друг друга и учителя), проверяют готовность к уроку) (ответы детей) Плод высказывают предположения: узнать, что такое плод; из чего образуется плод; из чего состоит плод; какое значение имеют плоды и какие бывают плоды и как распространяются плоды)) (рассмотреть, прочитать текст параграфа, исследовать плоды) | Регулятивные – самоконтроль учебной деятельности Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение организовать выполнение заданий учителя Познавательные: Формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное; устанавливать взаимосвязь Познавательные: выделение и формирование познавательной цели, Регулятивные: постановка цели и анализирование условий достижения цели. Личностные: Умение управлять своей познавательной деятельностью |
Процессуально-содержательный. Слайд №5 Слайд №6 Слайды №№7-18 Физкультминутка (слайд-шоу) Слайд №20 Слайды №№21-24 Слайд №25 Слайд №26 Слайд №27 | Итак, чтобы решить задачи урока, давайте проверим вашу готовность, еще раз обратимся к стихотворению Николая Рыленкова: - Какой орган растения является обязательным предшественником плода? Молодцы я вижу, вы хорошо подготовлены, а значит, справитесь с предстоящей работой. Сотрудники, нам прислали органы растений, которые находятся у вас на столах в препаровальных ванночках. Просили исследовать их и определить, все ли они являются плодами? Если да, то почему? Если нет, то почему? - А давайте, чтобы развеять наши сомнения заглянем вовнутрь всех этих объектов (разрезать предметы). Все ли органы являются плодами? Что лишнее? Почему? Из чего состоит плод? Попробуйте сформулировать определение плода Назовите главное слово в определении, признаки по которым вы сможете отличить его от других органов. Посмотрите на слайд и скажите, пожалуйста, а из чего образуется плод? Плод – это орган цветковых растений, содержащий в себе семена. Основные части плода – это наружная оболочка, называемая околоплодником и расположенные внутри неё семена. Околоплодник— это разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи. Часто в образовании околоплодника участвуют и другие части цветка, основания тычинок, лепестков, чашелистиков и цветоложе. Околоплодник обеспечивает сохранность семян во время созревания, и после – их распространение. Из семязачатков, которые расположены в полости завязи, образуются семена. | (цветок). (ученики размышляют и высказываются от группы,) Отвечают (Плод состоит из семени, околоплодника). Это орган, состоящий из семени и околоплодника Главное слово – орган, признаки – состоящий из семени и околоплодника. Плод образуется из завязи пестика. | Познавательные: Построение речевого высказывания в устной форме; Излечение необходимой информации из текста Коммуникативные: Участие в совместной деятельности; Изложение собственных мыслей, диалог, умение слушать и вести дискуссию. Личностные: Ответственное отношение к выполнению учебных задач; Готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма; Уважительное отношение к другому человеку, его мнению. Регулятивные: - Добывают новые знания - Учатся предвидеть события |
Возьмите препаровальную иглу и проколите аккуратно каждый плод. Все ли плоды удалось проколоть? Почему? Что выделяется при прокалывании околоплодника плодов? Как можно назвать такие плоды? Как можно назвать плоды из которых не вытекает сок? - На какие группы можно разделить плоды по состоянию околоплодника? -Послушайте, пожалуйста, какие бывают плоды? | (нет). (у некоторых плодов оболочка жесткая). (из одних плодов вытекает сок) (сочные) (сухие) ( сухие и сочные) | Познавательные: Формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы |
Если на слайде сочный плод – руки вверх хлопок, если на слайде сухой плод – руки в стороны. | Выполняют упражнения. | Личностные: - Развивают умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения Регулятивные: -умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную |
Вы отдохнули, и надеюсь, полны сил. Вы готовы? Новое задание. Нам нужно выполнить лабораторную работу. Перед вами плоды, которые необходимо исследовать, а результаты исследования, представить в виде таблицы в рабочей тетради (с.26. зад.51). Для того чтобы работу выполнить быстрее, предлагаю работать в парах. Выберите 2-3 плода и исследуйте, можете обратиться к иллюстрациям учебника с. 68-72. Взаимопроверка. Каждая пара высказывает согласие или не согласие (почему?) Итак, что вы нового узнали в ходе своего исследования? | Да Работают в парах. Проверка по цепочке, приводят аргументы. Плоды по количеству семян могут быть односемянные и многосемянные. | Коммуникативные: развитие коммуникативной культуры; осознание ценности совместной деятельности Познавательные:выделение главное, формирование умения делать самостоятельные выводы; устанавливать взаимосвязь |
- Вы слышали такое выражение: «Пади туда — не знаю куда» или «Яблоко от яблони недалеко падает». Как вы думаете. О чём это говорится? О чём ещё мы с вами не поговорили? Что же происходит с плодами после их созревания? И почему некоторые растения не имея способов передвигаться заселяют дальние территории? - А как вы думаете, как они могут распространяться? Какие у них есть приспособления? - Откройте п.14, давайте распределимся: каждый ученик готовит сообщение об способе распространения семян. Когда будете читать текст, делайте пометочки: если данный факт известен – ставим сверху +, если нет – ставим -?. - Расскажите, пожалуйста, как же распространяются семена от плодов? | Нам нужно узнать о способах распространения семян в природе. (Ответы детей) (Дети сначала рассказывают по порядку, затем - слайд) | Коммуникативные: - взаимодействие в групповом коллективе; - умение вести диалог; - поиск и выбор информации; - умение слушать Личностные: - самостоятельное решение проблем творческого поискового характера; - умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам; - умение управлять своей познавательной деятельностью |
Давайте обратимся к задачам урока, какой ещё вопрос остался не раскрытым? Значение плода для растения, человеку и животных? 1 группа определяют значение для человека и животных; 2 группа определяют значение плода для растения. - Каковы же функции плодов? Возврат к целям урока. Достигли ли вы поставленной цели? А что вы можете дополнить в определении органа? (репродуктивный орган) | Высказываются. Выступают и высказывают своё согласие или несогласие, приводят аргументы. Да, приводят аргументы. Отвечают на вопросы Репродуктивный орган (орган размножения) | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; личностные: смыслообразование |
Рефлексивно-оценочный. Слайд №28 Домашнее задание — слайд №29 | Игра с мячом. Например: Учитель - « яблоко» – ученик – «сочный» или Учитель – «яблоко» – ученик – « многосемянный» Учитель – «коробочка» – ученик – «сухой» или Учитель – «коробочка» – ученик – «многосемянный» и т.д. Прошу вас, ребята, проанализировать свою работу на уроке. Свои высказывания вы можете начать следующими словами: я узнал ..., у меня получилось ..., было непросто …, я попробую …, урок дал мне для жизни…, я себя чувствую …. Д/З: Ответить на вопросы с.73 и на с.78, заполнить таблицу в тетради – с.27, зад . 53, для желающих - сочинить сказку о любимом плоде | Играют, определяют признаки плодов. Высказываются. | Личностные: самоконтроль и самооценка Регулятивные: прогнозировать результат и оценивать уровень достижения результата; выделять и осознавать того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения |
Приложение № 1
Тест
1.Цветок – это:
а) яркий венчик в) видоизменённый побег
б) околоцветник г) столбик и рыльце
2. Главные части цветка:
а) лепестки и чашелистики
б) пестик и тычинки
3. Часто ярко окрашены:
а) чашелистики в) лепестки венчика
б) тычинки г) пестик
4. Раздельнополые цветки, у которых:
а) есть тычинки и пестик в) есть только тычинки
б) есть лепестки и чашелистики г) есть только пестик
5.Функции цветка:
а) образование плодов и семян в) фотосинтез
б) минеральное питание г) дыхание
6. Какое соцветие у подсолнечника:
а) кисть в) корзинка
б) колос г) початок
Ответы: 1-В; 2-Б; 3-В; 4-В, Г; 5-А; 6-В