СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Час мужества"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по литературе. Данный урок позволяет ознакомить учащихся с лирикой о Великой Отечественной войне.  

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Час мужества"»


Час мужества.

Урок литературы, 7 класс.

(УМК под ред. В.Я.Коровиной)

Автор: Гурских Марина Викторовна


Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: смешанный.

Форма урока: Час Мужества

Цель урока: знакомство учащихся с лирикой о Великой отечественной войне, имеющей огромное значение для патриотического воспитания молодого поколения.

Задачи урока:

Обучающая: через сравнительный анализ стихотворений о Великой отечественной войне формировать представления о лирике военного и послевоенного периодов, помочь понять значение этой лирики в воспитании чувств патриотизма и формировании такого качества личности истинного патриота, как мужество.

Развивающая: развивать умения выразительно читать и анализировать лирическое произведение, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать связную речь, зрительную и слуховую память учащихся.

Воспитательная: воспитывать чувства патриотизма.

Оборудование: экран, проектор, На протяжении всего урока с первого его момента демонстрируется презентация.

Ход урока

Слайд 1 Учитель: Почти 70 лет отделяет нас от времен Великой Отечественной войны. Все меньше остается среди нас ветеранов, которые могут как очевидцы и участники рассказать о том, чем была война для нашей страны. К сожалению, Великая Отечественная не была последней войной. Поэтому переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, к потере близких, к тревоге за судьбу своих детей и своей страны. Эти чувства сохраняет и передает, прежде всего , поэзия. Сегодня мы хотим отдать дань уважения поэтам и писателям, защищавшим родную землю пером и автоматом, поднимавшим боевой дух соотечественников своим творчеством в трагические дни. Более 1000 поэтов и писателей ушли на фронт и свыше 400 не вернулись назад.

Уже на третий день войны была создана песня «Священная война» на стихи Василия Лебедева Кумача, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом.

(Звучит песня на стихи В. Лебедева-Кумача «Священная война») На фоне

О Война! Мы навеки
Злые силы отрубим тебе.
Будь же мир в человеке!
Земля! Обратись в колыбель.

О.Шираз

- Почему война названа священной? (Это война за правое дело, за свою Родину, не наступательная, захватническая, а оборонительная. Такая война – за свободу родины, против захватчиков – оправданна. Она народная, потому что объединяет устремления всего народа, она священная, потому что защита Отечества, своей семьи – святой долг каждого человека. )

Поэзия Великой Отечественной войны – поэзия мужества. Война родила многих поэтов, ведь экстремальные условия создают такой душевный напор, который тотчас смог реализоваться лишь в таком непосредственном жанре, как стихи. Поэзия прославляла дела ратные, звала на бой с врагом.

Слайд № 5 Как вы понимаете эти слова, которые можно взять эпиграфом.? (Когда наступил год войны, 1941 год, на борьбу, защищать Отечество поднялись все – и поэты тоже.)

Слайд № 6 В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Александр Фадеев, автор «Молодой гвардии», заявил: «Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером.» Что значит сражаться пером? (писать)

Слайд №7 Поэты ВОВ

Слайд № 8 Поэт Алексей Сурков, автор знаменитой «Землянки», писал: «Пожалуй никогда за время существования поэзии не было написано столько лирических стихов.» Почему?

Поэзия поддерживала, помогала, вдохновляла. Отражала необыкновенную душу нашего человека. Вслушайтесь в суровую музыку стихотворения

Слайд № 9 А.А.Ахматовой «Мужество» чтение наизусть

Слайд №10 Час Мужества пробил на наших сердцах! Итак, сегодня мы проводим Час Мужества, в рамках которого мы прикоснёмся к лирике о Великой отечественной войне. Анализируя стихотворения известных поэтов, подумаем, что общего и различного в стихотворениях о войне, написанных во время войны и послевоенный период, а также попытаемся понять, каково значение этой лирики для поколения, живущего сегодня. Запишем тему урока в тетради.

Начать наш разговор мне бы хотелось с определения слова МУЖЕСТВО. Дома я вас просила продолжить данное начало; «Мужество – это…» давайте посмотрим, что у каждого из вас получилось?

- так или иначе, но каждый из вас, ребята, по-своему, дал определение понятию мужество. Это действительно качество личности, способной в ответственный момент на подвиг ради других людей. И именно это качество было так необходимо во время войны.

Раздаю распечатанные стихотворения «В землянке» А. Суркова и «Я знаю…» А. Твардовского. Предлагаю прочитать два стихотворения.

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко, далеко,

Между нами снега и снега...

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти — четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови!

Мне в холодной землянке тепло

От моей негасимой любви.

1942

Задаю вопросы:

Как вы думаете, какое из этих стихотворений написано в то время, когда шла война. Почему вы так думаете? Какие слова и строчки доказывают правоту ваших слов?

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В то, что они - кто старше, кто моложе -

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но все же, все же, все же...

1966

А когда, по вашему мнению, написано второе стихотворение: во время войны или уже после? Подтвердите свои ответы словами или строчками из стихотворения.

- Подвожу итоги сказанного учащимися: эти стихотворения действительно написаны в разное время: в одном мы видим реалии войны (холодная землянка, смерть рядом, далёкая любимая), в другом – время послевоенное (лирический герой- вернувшийся с войны солдат, испытывает чувство вины перед теми, кто остался там).

Вся лирика о Великой отечественной войне делится на военную и послевоенную. Обратимся к таблице Слайд № 11









Военная

Послевоенная

(1941 – 1945)

Стихи, написанные во время войны (в передышке между боями, в дороге, бессонной ночью) под впечатлением от увиденного на войне, прочувствованного. Основной мотив – душевный настрой на борьбу с врагом, на победу, на веру в любовь и поддержку близких, за которых можно и жизнь отдать

(1945 - наши дни)

Стихи, написанные после войны под впечатлением анализа военных событий, раздумий о войне, рассказов фронтовиков, посещений мест боевой славы. Основной мотив – обращение к потомкам, чтобы помнили ту войну, вина перед теми, кто не вернулся, не дожил до Победы, ушёл, унеся с собою целый уникальный мир; вина перед матерями и вдовами


Раздаю учащимся готовые таблицы и прошу ещё раз обратиться к стихотворениям Суркова (1942 год) и Твардовского (1966 год).

- Найдите особенности лирики военной и послевоенной и основные мотивы стихотворений.

- Корректирую высказывания учащихся (если понадобится коррекция).

Особенности военной (землянка, форме настоящего времени: вьётся, поёт) и послевоенной лирики (другие не пришли с войны – прошедшее время глаголов. Остались там, мог, но не сумел сберечь).

Мотив веры в любимую (тепло от негасимой любви), мотив вины за то, что вернулись не все. Молодцы! (словесно поощряю работу учащихся).

Слайд № 12 -Юлия Друнина.

Что вы знаете о ней?

В семнадцать лет добровольцем ушла на фронт, была батальонным санинструктором. Дважды ранена. Демобилизовалась сержантом медицин­ской службы. Окончила Литературный институт. Автор стихотворных сборников и автобиографи­ческой повести. Награждена орденом Красной Звезды, дважды – орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За отвагу», «За оборону Москвы», «За Победу над Германией».

- «Я ушла из детства в грязную теплушку, в эшелон пехоты, в санитарный взвод. Дальние разрывы слушал и не слушал ко всему привыкший 41-й год. Я пришла из школы в блиндажи сырые. Потому что имя ближе, чем Россия не могла сыскать…», так она сказала о себе в 1942 году. А в 1944 году она напишет стихотворение о погибшей подруге «Зинка!» Стихотворение «Зинка» посвящено памяти однополчанки — Героя Советского Союза
Зины Самсоновой. Однополчанка – служили в одном роде войск, в пехоте. Юлия Друнина была дважды ранена. Воевала в звании «Старшина медслужбы». В основу её творчества лёг опыт войны.

Чтение наизусть стихотворения «Зинка»

-Есть одно военное стихотворение необычной судьбы. Константин Симонов «Жди меня».

Слайд № 13 К.Симонов с первых дней Отечественной войны находился на Западном фронте. Был корреспондентом газеты «Красная звезда». Закончил войну в Берлине. Огромную известность ему принесла "военная лирика", среди которой такие стихи, как "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины", "Жди меня»...

На фронте стихотворение «Жди меня» вырезали из газеты, переписывали и с ним шли в бой. В тылу женщины плакали над этими стихами. В то время всё было общим: страдание и горе, надежды и радости, вера в победу.

Слайд № 14 «Жди меня».Чтение стихотворения.

Слайд № 15 Ольга Берггольц. Во время войны она жила в Ленинграде. Её голос звучал по радио в осажденном городе, внушал веру в победу. В стихотворении «Твой путь» она говорит о силе любви, которая сильнее н енависти, войны и смерти.

Что может враг? Разрушить и убить,

И только-то? А я могу любить,

А мне не счесть души моей богатства,

А я затем хочу и буду жить,

Чтоб всю её как дань людскую братству

На жертвенник всемирный положить.

Слайд № 16 Юрий Георгиевич Разумовский - русский поэт, публицист. Представитель «фронтового поколения» в русской поэзии. Долгое время публиковался в периодике под псевдонимом Феликс Разумовский.

Прошёл всю Великую Отечественную войну. В 2000 году, незадолго до смерти, Юрий Разумовский закончил и успел издать свой вариант поэтического перевода «Слова о полку Игореве». Литературовед Виктор Калугин отмечает, что Юрий Разумовский завершил свой перевод к юбилею «Слова» и юбилею Победы.

В год 20-летия победы поэт Юрий Георгиевич Разумовский написал стихотворение о тяжком бое, о солдатском долге, о смысле жизни. И стихотворение это называется “Я обращаюсь к молодым”

Чтение наизусть

- А какой высоте говорит автор?(Высота духа, моральная высота, о которой нужно помнить нам всегда).

Учитель. Война закончилась, оставив на поле битвы миллионы погибших. Некоторые из них так и остались неизвестными. Но они живут в наших сердцах. Об этом не помнить нельзя.

Слайд № 16 Чувство неизъяснимой вины перед теми, кто погиб, чувство благодарности можно увидеть в стихотворении А. Твардовского “Я знаю, никакой моей вины”. Послушайте его.

- Чтение стихотворения. Слово об авторе.

Александр Трифонович Твардовский - первый из поэтов, кто затронул тему ответственности живых перед павшими. Той высокой ответственности, без которой жизнь вообще теряет свой смысл, ибо каково человеку переносить все невзгоды бытия, если знать, что потомки никак не оценят сделанное им и его поколением, и не только предадут их забвению, но могут даже растоптать все их завоевания, как это, увы, не раз бывало за многовековую историю человечества... “Нет, погибающий должен хотя бы за мгновение до смерти увидеть, пусть мысленно, тех, “кто из рук наших знамя подхватил на бегу. А иначе даже мертвому - как?”.

Слайд № 18 Поэма «Василий Тёркин» (1941—1945), «книга про бойца без начала и конца» — самое известное произведение Твардовского; это цепь эпизодов из Великой Отечественной войны. Поэма отличается простым и точным слогом, энергичным развитием действия. Эпизоды связаны друг с другом только главным героем — автор исходил из того, что и он сам, и его читатель могут в любой момент погибнуть. Поэма стала одним из атрибутов фронтовой жизни, в результате чего Твардовский сделался культовым автором военного поколения.

Слайд № 19

Поэзия Твардовского - образец самобытного творчества народного художника, для которого служение народу было смыслом всей жизни, единственным подлинным счастьем. В своем творчестве Твардовский правдиво и страстно запечатлел важнейшие, ключевые этапы жизни народа. Народность, доступность его поэзии достигаются богатыми и разнообразными средствами художественной выразительности. Поэзия А.Твардовского - это искусство в самом высоком смысле слова. Она еще ждет подлинного прочтения и понимания.

До конца дней Александр Трифонович пронес чувство смущения своей судьбой и судьбой тех, кто вернулся живыми из страшной круговерти войны.

- И всё же во время войны писали не только о сражениях. Солдаты тянулись к душевному теплу, к лирическим исповедальным стихотворениям.

- Не случайно молодёжь включает в свои выступления песни о войне, о памяти и совести, которые проверялись в жестокие годы военных лет.

Слайд № 20 Различны стихотворения Анатолия Жигунова и Владимира Высоцкого, но одинаково скорбная нота в них о павших бойцах.

«Калина» А. Жигулин.

...Окопы старые-

Закрыты пашнями. Друзьями павшими,

Осколки острые, Но память полнится

И сны тревожные

Давно поржавели. Нас не оставили...

Владимир Высоцкий «Братские могилы»:

У братских могил нет заплаканных вдов,—

Сюда ходят люди покрепче.

На братских могилах не ставят крестов,

Но разве от этого легче?..

Вопрос: А каково значение этих стихов о войне в наше мирное время?

Особое свойство художественной литературы заключается в том, что мы, читая, сопереживаем героям, сравниваем себя с ними, «примериваем» на себя их жизнь, задаемся вопросом: «Как бы я поступил в подобном случае?» В этом смысле стихи о войне - это школа мужества. И вам легко поставить себя на место этих людей: они — почти ваши ровесники, ведь они уходили на фронт со школьной скамьи. А некоторые из них в полном смысле – ваши ровесники — я имею в виду сыновей полка.

Кроме того, война, как всякое трагическое событие, создает такие невероятные ситуации, которые требуют необычайно ответственных решений. Это колоссальное испытание, испытание сил духа, нравственности, совести. А значит, эта поэзия несет в себе нравственное начало. Мы осознаем лучше историю через искусство и литературу.

Вывод:

- Поэзия в годы Великой Отечественной войны становиться основным и важнейшим жанром литературы. Стихотворения военных лет своей сравнительно малой формой и хорошей запоминаемостью благодаря рифме по праву заслужили всеобщую популярность. Затронутые в них темы защиты Родины, мужества, единения, долга, подвига, патриотизма, справедливости, верности, близкой победы поддерживали в русском народе боевой дух и веру в свои силы.

Наш урок закончился, но говорить о войне, о подвиге народа на войне, о поэтах мы еще будем не раз. Об этом нельзя молчать. Об этом не помнить нельзя.

Река времени всё и дальше и дальше уносит от нас события той страшной войны. Но память колючей льдинкой живет у нас под сердцем.

И когда наступает опять долгожданный май, когда каждая травинка и любая пташка поёт гимн всепобеждающей жизни, мы встречаем праздник Победы “со слезами на глазах” и приносим на могилы павших букеты цветов. И так будет всегда, пока будут биться сердца тех, для кого слова “Родина” и “Память” священны. 6.Подведение итогов:

6.1. Рефлексия:

Слайд 21- Выполните письменно в тетради следующие задания:

1.Назовите, какое из прозвучавших стихотворений понравилось вам больше всего; объясните, чем оно вам понравилось.

2. Объясните, какая тематика стихотворений вам кажется наиболее важной в годы ВОВ.

3. Перечислите, какие еще стихотворения (песни) военных и послевоенных лет вы еще знаете.

Слайд № 22,23 3вучит песня “День Победы.



Приложения к уроку

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко, далеко,

Между нами снега и снега...

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти — четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови!

Мне в холодной землянке тепло

От моей негасимой любви.


Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В то, что они - кто старше, кто моложе -

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но все же, все же, все же...






Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко, далеко,

Между нами снега и снега...

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти — четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови!

Мне в холодной землянке тепло

От моей негасимой любви.


Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В то, что они - кто старше, кто моложе -

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но все же, все же, все же...















































Военная

Послевоенная

(1941 – 1945)

Стихи, написанные во время войны (на передовой, в передышке между боями, в дороге, бессонной ночью) под впечатлением от увиденного на войне, прочувствованного.

Основной мотив – душевный настрой на борьбу с врагом, на победу, на веру в любовь и поддержку близких, за которых можно и жизнь отдать

(1945 - наши дни)

Стихи, написанные после войны под впечатлением анализа военных событий, раздумий о войне, рассказов фронтовиков, посещений мест боевой славы.

Основной мотив – обращение к потомкам, чтобы помнили ту войну, вина перед теми, кто не вернулся, не дожил до Победы, ушёл, унеся с собою целый уникальный мир; вина перед матерями и вдовами



Военная

Послевоенная

(1941 – 1945)

Стихи, написанные во время войны (на передовой, в передышке между боями, в дороге, бессонной ночью) под впечатлением от увиденного на войне, прочувствованного.

Основной мотив – душевный настрой на борьбу с врагом, на победу, на веру в любовь и поддержку близких, за которых можно и жизнь отдать

(1945 - наши дни)

Стихи, написанные после войны под впечатлением анализа военных событий, раздумий о войне, рассказов фронтовиков, посещений мест боевой славы.

Основной мотив – обращение к потомкам, чтобы помнили ту войну, вина перед теми, кто не вернулся, не дожил до Победы, ушёл, унеся с собою целый уникальный мир; вина перед матерями и вдовами



7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!