Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа г. Бодайбо». |
Константин Паустовский «Заячьи лапы» |
Урок чтения в 6 классе (1 урок) |
|
Гринеева Татьяна Викторовна |
|
Цель: Ознакомление с содержанием рассказа К. Паустовского «Заячьи лапы». (1 урок)
Задачи:
- образовательные: познакомить с произведением К.Г.Паустовского «Заячьи лапы», с биографией писателя.
- коррекционно - развивающие: развивать навыки выразительного чтения, связную речь учащихся, коррекция воображения, памяти,
- воспитательные: воспитывать умение сопереживать героям рассказа, чувства доброты и сострадания.
Тип урока: урок изучения нового материала
Ход урока.
1.Организационный момент.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок,
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Девиз урока:
«Способность видеть в обыкновенном чудесное – признак мудрости!»
Я думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
- У каждого мастера есть особые инструменты, с помощью которых он работает. У чтеца тоже есть особенные «инструменты», помогающие ему радовать слушателей своим чтение. Это дыхание, голос и дикция.
2. Дыхательная гимнастика
3. Речевая разминка. Чистоговорки. Скороговорки.
4.Проверка домашнего задания
- Полина! Какой рассказ мы читали на прошлом уроке?
- Мы читали рассказ «Звонкие ключи».
- Назови автора рассказа, Алексей!
- Рассказ написал Александр Белорусец
- Данил, спроси у Василия, что было задано на домашнее задание?
-Было задано ответить на вопрос с кем мальчик встретился в лесу?
В помощь Василию даются картинки.
- Максим, спроси у Николая, что было задано на домашнее задание?
- Мне было задано показать, как повёл себя мальчик при встрече с лесными жителями.
5. Оценивание домашнего задания.
6. Сообщение темы и задач урока
Подготовка к изучению темы
Работа в группах. Задание. У каждой группы на столе лежат карточки с загадкой.
- Составьте из слов загадку и отгадайте ее
за Это зверь что лесной
Это что за зверь лесной
как сосной? столбик, под Встал,
Встал, как столбик, под сосной?
стоит И травы -среди
И стоит среди травы -
головы больше Уши
Уши больше головы.
(Заяц)
Взаимопроверка: группы друг у друга проверяют работу.
На интерактивной доске появляется загадка с картинкой. Ребята сверяют и анализируют работу.
Интересные факты о зайцах. А знаете ли вы, что…
Презентация
- Зайцев можно встретить в любой стране на земле, так как они обитают по всему земному шару;
- в летнюю жару зайцам помогают спасаться от перегрева уши. Они активно выводят тепло из организма;
- во время дождя зайцы подгибают уши, чтобы в них не попадала вода и они не простудились;
- зайцы могут несколько километров подряд пружинить на своих лапках со скоростью 50 километров в час, при этом совершая немыслимы виражи. Можно сказать, что у них в лапах настоящие пружины;
- зубы у зайцев растут всю жизнь. Они стираются, когда зайцы грызут еду, но расти никогда не прекращают;
- зайцы являются территориальными животными. Даже когда этот зверек убегает от охотника или хищника, то перемещается в пределах своей территории;
- многие заблуждаются, полагая, что зайцы являются вегетарианцами. На самом деле эти животные едят не только капусту и морковку, но и мясо.
- для общения между сородичами зайцы используют свою «барабанную дробь», которую они выбивают лапками. Также как слоны, зверьки топают ногами по земле, предупреждая других зверей, что территория занята;
зайцев часто называют косыми, хотя на самом деле косоглазия у этих зверьков нет. А называют их так, из-за умения зайчика петлять во время бега. Таким способом заяц старается запутать своего преследователя и уйти от погони. Зверек все время петляет еще и из-за ассиметрично развитых левых и правых лапок;
- зимой у зайцев на брюшке шерсть удлиняется на пару миллиметров, чтобы животное не заморозило животик. Отрастают волоски и вокруг носика, защищая его от мороза;
- известен случай, когда зайца воспитала домашняя собака. Зверек перенял от своего "воспитателя" манеру поведения: бросался на других собак и даже кусал их;
- раньше зайцев относили к отряду грызунов, однако теперь для них выделили отдельный отряд зайцеобразных;
-в хорошую погоду, когда зайцу грозит опасность, он ставит уши вертикально, а сам прильнув к земле, обследует все вокруг, при этом оставаясь незаметным.
- живут зайцы не более 9 лет, а самцы и того меньше – около 5. Однако были зафиксированы случаи, когда заяц доживал и до 13,5 лет.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением К Паустовского «Заячьи лапы».
- Как вы думаете, о ком или о чем говорится в произведении? Почему? (Ответы детей)
- Но сначала мы поговорим о самом писателе.
- Какие его рассказы вы читали раньше? (Выставка книг)
Работа с учебником: Библиографический словарь
Презентация о писателе.
Родился Константин Георгиевич Паустовский в Москве, в семье железнодорожника.
В его семье любили театр, много пели, играли на рояле. Паустовский сменил множество профессий: был водителем трамвая, санитаром, учителем, журналистом. Он написал много рассказов для детей. Давайте вспомним. Выставка книг.
Рассматривание обложки книги.
- Как вы думаете, о ком и о чем говорится в рассказе? Почему?
7. Словарная работа
- Так как произведение было написано давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения. Назовите слова, значение которых для вас непонятно.
Работа в группах
- Но объяснить значение слов постарайтесь сами, опираясь на подсказку.
Сейчас мы проведём игру «Объяснялки»
У вас на столах лежат карточки, вам нужно соединить слово с его значением.
Оголец Онучи Суховей Пенсне Кратер Шамкать Коновал Ураган | Углубление в вершине вулкана, похожее на воронку Знахарь, лечащий лошадей Говорить невнятно, пришепётывая (беззубым ртом) Озорной мальчишка Ветер разрушительной силы Обмотки, портянки Очки без дужек, укреплённые на переносице Сухой горячий ветер |
Ветеринар - врач, который лечит животных.
Выбери правильный ответ
пожжённые ( лапы)
обожжённые
обмороженные
отрезанные
Выходит –
Найди значение слова в словаре.
- Откройте тетради и запишите словарь в тетрадь.
8.Работа с текстом. Освоение и осмысление содержания рассказа.
Чтение с остановками.
Чтение рассказа от начала до слов …под засаленной курткой.
- Почему лапы зайца пожженные? - Кого называют ветеринаром?
- Почему ветеринар прогнал Ваню?
- Какие чувства испытывал Ваня. – Как вел себя заяц?
-Что означает слово оголец? (Ответы детей)
- Расскажите продолжение рассказа. Что будет дальше, как вы думаете? (Ответы детей)
Чтение рассказа до слов …под маленький кратер.
- Что такое маленький кратер?
- Кого встретил мальчик у ветеринара? - Что рассказал ей Ваня?
-Что она посоветовала ему? Как вы думаете, зачем? Какие слова употребляла в своей речи Анисья? Какие это слова? Как Ваня дошел до своего дома?
- Какие чувства испытывал Ваня, когда нес зайца домой?
- Куда и зачем пошли дед и Ваня?
- Как вы думаете, поможет ли им Карл Петрович?
9.Физминутка.
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале:
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поклонись.
Лапки вверх и лапки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку
- Молодцы, мои зайчишки!
Чтение рассказа до конца.
-Как бы вы назвали этот рассказ?
- Какое стихийное бедствие послужило началом этой истории?
- Кто участвовал в спасении зайца? Зачем? - Каким вы представляете зайца?
- Назовите положительных и отрицательных героев.
- Как заяц спас деда?
-Как бы вы поступили, если бы к вам попал этот заяц?
- Какая основная мысль этого рассказа?
Вывод: Добро, которое мы делаем другим, может послужить и нам.
Рефлексия
Составить синквейн о зайце
Обобщение прочитанного.
- Что хотел сказать автор своим произведением?
10. Итог урока. Оценивание.
11.Домашнее задание.
Прочитать текст, ответить на вопросы учебника, приготовить по 2 пословицы о доброте и добрых делах.