СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "ДОБРО И ЗЛО"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок «Добро и зло» прививает детям и подросткам  навыки нравственной рефлексии по отношению к   добру и злу. Обогащает нравственный опыт поведения, развивает умения, навыки вести беседу, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Воспитывает у учащихся положительные черты характера.  Расширяет и углубляет представления детей о добре и зле. Помогает учащимся осознать важность в жизни человека стремления к добру. Стимулирует совместную деятельность родителей и детей. Объединяет учащихся разных возрастов.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "ДОБРО И ЗЛО"»

Модуль «Основы светской этики»


Конспект урока по теме: «Добро и зло»


Автор: Букурова Елена Анатольевна – педагог дополнительного образования МАУДО «Дом детского творчества»

МО Староминский район Краснодарский край


Цели:
1. Прививать подросткам навыки нравственной рефлексии по отношению к добру и злу.

  1. Обогащение нравственного опыта поведения, развития умений, навыков вести беседу, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

  2. Воспитать у учащихся положительные черты характера.

Задачи: 
1. Расширить и углубить представления детей о добре и зле.

  1. Помочь учащимся осознать важность в жизни человека стремления к добру и избегать зла.

  2. Стимулировать совместную деятельность родителей и детей.

  3. Объединить учащихся разных возрастов.


Оборудование:  презентация, мультимедийный проектор, карточки с пословицами, карточки с сюжетом будущей сказки, альбомные листы, фломастеры, карандаши, фонограмма песни «Дорогою добра» из мультфильма «Маленький Мук»


Тип урока: Интегрированный (этика, ИЗО).


Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.

Виды деятельности: чтение стихотворений, беседа, словарная работа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с пословицами, подготовка к творческой беседе с членами семьи, экскурс в историю происхождения Древа Познания Добра и Зла, рисование Деревьев Добра и Зла, сочинение синквейна, сочинение сказки, коллективное исполнение песни.



Ход урока


1. Вступительное слово учителя.

- На уроке будем говорить об основных этических понятиях – добро и зло. Вы узнаете: что такое добро, что такое зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла. Недаром эпиграфом нашего урока стали слова Ключевского6 «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». Даже старинные буквицы образуют очень важный призыв: «Земля, люди мыслете добро». Слайд 2 -3.

2. Беседа.

- Издавна люди воспевали всё, отчего человеку было хорошо, тепло, радостно. В народных сказаниях, легендах, песнях воспевалось всё доброе, сделанное во имя людей, их счастья. Люди старались не допустить зла и боролись с ним. Слайд 4
- Как вы понимаете слово «добро»? (Ответы детей).
- Как вы понимаете слово «зло»? (Ответы детей).


3. Словарная работа. Слайд 5-6 .

- Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И. Ожегова.
С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».
С.И.Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».


4. Очень много писатели и поэты размышляли о добре и зле в своих произведениях. Давайте вместе с вами «перевернём» добрую поэтическую страницу и узнаем, какие же есть стихи о добре. Это было вашим домашним заданием. Приложение 1 Чтение стихотворений о добре учащимися.

Учитель. Спасибо ребята. После таких стихотворений становится тепло и светло на душе, и хочется совершать только добрые дела.


5. Чтение учителем рассказа «Три товарища» (по В.Осеевой). Слайд 7.

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
- Почему ты не ешь? - спросил его Коля.
- Завтрак потерял...
- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок
белого хлеба.
- До обеда далеко еще!
- А ты где его потерял? - спросил Миша.
- Не знаю... - тихо сказал Витя и отвернулся.
- Ты, наверное, в кармане нес, а надо в сумку класть, - сказал Миша.
А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
- Бери, ешь!

6. Беседа по прочитанному. Слайд 8

- Что показалось вам в рассказе самым главным? (Ответы детей).
- Были ли у Володи корыстные мысли получить за это похвалу или награду? (Ответы детей).
- Нужно ли совершать добрые поступки только тогда, когда вас кто-то видит и может за это похвалить? (Ответы детей).

7.Чтение учителем фельетона «Черёмуха» В. Суслова. Слайд 9

Возвращались ребята в свою деревню. Из школы домой
шли. Как раз в субботу. И видят: черёмуха расцвела.
Как-то вся вдруг! То просто зелёная стояла, а тут 
— белая! Красивая! Пахучая! Побросали ребята портфели
и — на черёмуху: ура-а!!!
В понедельник учительница Мария Викентьевна сказала, что они поступили нехорошо. И заставила писать сочинение на тему: "Добрый ли я человек?".
Лёша Скворцов написал: "Я человек добрый. Черёмуху я маме отдал. Огромный букет!"
Наташа Познанская написала: "Я очень люблю природу. Она красивая и полезная. Черёмуху я поставила в ведро, и в комнате сразу стало красиво. В человеке тоже всё должно быть красиво. Тот, кто любит красоту, не может быть злым человеком".
Люся Телегина написала: "Быть добрым — это значит хорошо относиться к младшим и к старшим. К животным, птицам и разным растениям тоже. И ещё любить природу. Великий русский учёный Иван Владимирович Мичурин сказал, что нам нечего ждать милости от природы, мы сами должны её брать. Своими руками".
Миша Гусаков написал: "Добрый человек всегда должен помогать другому человеку, потому что тот другой человек тоже будет помогать другому человеку. Когда мы ломали черёмуху, я залез выше всех, потому что девочкам было не достать, и помог нагнуть макушку, и они очень испугались, потому что макушка сломалась. А я совсем не испугался, потому что я смелый".
Олег Рыбин написал: "Я самый добрый. Все ломали черёмуху, а я не ломал. Я в школе остался. Дежурить. Домой я один шёл. И черёмуху не ломал. На ней уже нечего было ломать. Разве это по-товарищески: сами всё обломали и мне ничего не оставили? Я человек добрый. Я бы им оставил". 


8.Беседа по прочитанному. Слайд 10

- Кто из ребят действительно был добрым? (Ответы детей).
- А как бы вы поступили на месте героев фельетона? (Ответы детей).

9. Вывод. Слайд 11
- Какой вывод можно сделать: что такое добрый поступок (добро)?
- Это поступки, которые помогают нам жить дружно, утверждают нашу гуманность – взаимопонимание и взаимоуважение.


10. Учитель. А сейчас участникам студии «Молодые голоса» я предлагаю вспомнить, что такое синквейн. Это своеобразное стихотворение-миниатюра. Слайд 12

  • Алгоритм написания синквейна:

  • 1-я строка Кто? Что? 1 существительное

  • 2-я строка Какой? 2 прилагательных

  • 3-я строка Что делает? 3 глагола

  • 4-я строка Что автор думает о теме

  • Фраза из 4 слов

  • 5-я строка Кто? Что?(Новое звучание темы)

  • 1существительное

Учитель. Вспомнили? А теперь я предлагаю вам написать два синквейна, где первыми словами будут «добро» и «зло».


11. Размышляем.

- Иногда большее значение имеет не делать добро, а не допустить совершения зла. В чём же проявляется зло? Это унижение, предательство, оскорбление, насилие, неуважение, нетерпимость)
- Что приносят злые поступки людям? (Ответы детей).
- Расскажите о злых поступках, которые вы наблюдали. (Рассказы детей).
- Какие из следующих примеров являются добрыми делами, а какие – злыми? Объясните ваше мнение.
Играть в футбол на газонах; рисовать на стенах в школе; посадить растения возле школы; метко плюнуть жвачкой в товарища; поиграть с младшей сестрой, пока мама сходит в магазин; дать списать контрольную работу однокласснику.
- Как проверить, добрые мы дети или злые?
Можно рассказать о добрых делах, можно написать в газету… 
Что же лучше? Совершить доброе дело. Какое доброе дело мы можем совершить? (Ответы детей)
Как здорово, что у вас есть доброта. Она нужна и вам самим, и близким вам людям, друзьям, просто тем, кто вас окружает.

12. Оздоровительная минутка «Волшебный цветок добра». Слайд 13.


Спал цветок и вдруг проснулся! (Дети присели и закрыли глаза, потом их открыли)

Потянулся, улыбнулся, (Встают медленно, тянутся руками вверх).

Все расправил лепестки. (Руки в стороны).

До чего ж они легки! (Машут руками)

В дивном танце закружился, (Кружатся).

С облаками подружился. (Берут друг друга за руки и образуют несколько небольших хороводов).

- Здравствуй, облако, мой друг.

Как же чуден мир вокруг!

Мы шагаем по простору – (Хороводы останавливаются, дети шагают)

Как же всё приятно взору! (Руку подносят к бровям, разворачиваются вправо, влево, как будто смотрят по сторонам).

Вот и солнышко взошло – (Расставляют ноги в стороны и руки – в стороны, как лучи солнца).

Нашим рученькам тепло. (Проводят одной ручкой по другой).

Будем землю мы копать (Имитируют работу с лопатой).

И ещё цветы сажать, (Приседают и как будто сыплют семена).

Чтоб жилось на всей планете (Поднимают руки и хлопают).

Лучше, краше добрым детям.

Облако с цветком взлетели, (Машут руками, как будто летят).

Ну, а мы на место сели. (Садятся на места).


13.Самостоятельное чтение учащимися притчи о Добре и Зле. Слайд 14 .


Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.


Учитель. - Кто победил в притче? Почему? (Ответы детей).
- Добро всегда сильнее зла. Люди ценят и долго помнят добрых людей, помогают им в трудную минуту. А злые люди всегда одиноки.

14. Работа с пословицами.
Учитель.- Народная мудрость воплощена во многих пословицах и поговорках. Я хотела вас с ними познакомить, но ко мне пробрался Бяка-забияка и перепутал все пословицы. Помогите мне, пожалуйста, составить их заново .У вас на парте лежат листочки с пословицами. Соедините стрелками слова первого и второго столбиков, чтобы получилась пословица. (Учащиеся делятся на две группы по 5-7 человек. Им раздаются карточки.) Приложение 2

1. Доброе слово лечит, а злое калечит.

2. Добро творить - себя веселить.

3. Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
4. Худо тому, кто добра не делает никому.
5. Добро помни, а зло забывай.

6. Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

7. Доброго держись, а от худого удались.

8. Кто добро творит: того бог благословит.

9. Доброе слово доходит до сердца. 

10. Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок. 

Проверка выполненной работы.

12. Задание на дом.
- Чего на земле больше: добра или зла?
- Как вы думаете, всегда ли понятия о добре и зле были такими же как сейчас? Почему?
- Поговорите дома с членами семьи и друзьями о добре и зле, о том как развивались представления людей о добре и зле. Попробуйте найти ответы на эти вопросы.

13. А сейчас вы познакомитесь с Древом Познания Добра и Зла. Узнаете о его происхождении. Слушайте внимательно, так как вам потом надо будет изобразить Дерево добра и Дерево зла. Слайд 15.
А помогут мне в этом участники студии «Молодые голоса». Они будут вашими экскурсоводами

Рассказ первого ученика. Древо познания Добра и Зла — согласно библейской книге Бытие, особое дерево, посаженное Богом посреди Эдемского сада. Символизирует познание, прежде всего, этических категорий, способность осознанно выбирать между Добром и Злом. В Библии Пятикнижие сообщает о природе и облике Дерева познания следующее: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла». (Быт. 2:9) Первый человек был предупреждён, что вкушение плодов с Дерева познания Добра и Зла ведёт к смерти: «От дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт. 2:17) Слайд 16.


Рассказ второго ученика. ГРЕХОПАДЕНИЕ Первое время «И были они оба наги, Адам и его жена, и не стыдились» (Быт. 2:25). Но коварный и мудрый змей уловками и хитростью убеждал Еву попробовать запретный плод, ибо, говорил он — «ведает Господь, что в тот день, когда вы вкусите от него, раскроются глаза ваши, и вы станете подобны Богу, зная добро и зло» (Быт. 3:5). Женщина сначала колебалась, но любопытство и желания - быть как Бог, взяли над собой верх, и она поддалась уговорам змея, нарушив волю Господа: « И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; » (Быт. 3:6). После чего дала попробовать плод и Адаму (Быт. 3:6). В результате, «открылись глаза их обоих», они осознали свою наготу и спрятались от Бога (Быт. 3:1-7). Тогда они сшили вместе несколько листьев смоковницы и сделали себе из них опоясания. За проступком последовало наказание: Змей был проклят, лишен крыльев и лап, а также обречён ползать на животе и питаться прахом (Быт. 3:14-15); женщине было определено «в болезни рождать детей» и находиться в подчинении у мужа; мужчине было назначено со скорбью и в поте лица трудиться во все дни жизни его на земле, которая «проклята за него» (Быт. 3:16-19). Вечная вражда воцарилась между змеем и человеком. После этого Бог сделал людям «одежды кожаные и одел их» и выслал человека из Эдемского сада «чтобы возделывать землю, из которой он взят». Чтобы люди не смогли вкусить плодов Древа жизни и не творить беззакония вечно, у входа был поставлен херувим и«пламенный меч обращающийся» (Быт. 3:23,24). Слайд 17-18


Рассказ третьего ученика. ПРИРОДА ДРЕВА ПОЗНАНИЯ. Наверняка известно лишь то, что эти два дерева должны были быть единственными в своем роде, ведь будь они такими же, как все остальные, страстное желание Евы вкусить от Древа Познания и стремление попробовать плоды Древа Жизни могли бы быть удовлетворены вкушением фруктов любых других деревьев. С другой стороны, судя по тому, что Адам и Ева не умерли на месте, плоды этих деревьев были так же хороши для еды, как и любые другие. Что это были за плоды — неизвестно. По святоотеческой трактовке св. Ефрема Сирина Древо было самим Богом, а его плоды — причастием. Слайд 19

В западной христианской традиции на основании схожести латинских слов «peccatum» («грех») и «роmum» («яблоко») Древо Познания обычно символически изображается яблоней, что заимствовано, по-видимому, из греческой мифологии (зпос о яблоке раздора).


Рассказ четвёртого ученика. Древо познания в мифологии разных народов. Древо жизни существовало у вавилонян. Не упоминается древо познания в семитических, в частности ассиро-вавилонских, преданиях, в то время как представление о древе жизни приняло в них несколько иной характер, чем у евреев. В земном вавилонском раю были «вода жизни» и «растение, которое превращало старца в молодого», причем Утнапиштимy и его жене вовсе не было запрещено пользоваться живой водою и плодами от этого растения. Однако другой весьма древний вавилонский миф о герое Адапе сообщает, что Адапе позволено было созерцать все тайны земли и неба, но ему же было запрещено божественным отцом его Эа вкушать от «пищи жизни» и пить «воду жизни». «Когда ты явишься пред лицо Ану, — говорит Эа своему сыну Адапе, — они поднесут тебе пищу смерти, но ты не ешь; они поднесут тебе воду смерти, но ты не пей». Адапа повинуется, но впоследствии оказывается, что бог Ану предлагал ему пищу жизни и воду жизни, Адапа же, не зная этого, отказался от этих драгоценных даров, вследствие чего человечество лишилось бессмертия. Слайд 20

 

Рассказ пятого ученика. Древо в христианских апокрифах. «Смерть Адама» (на заднем плане Сиф получает от ангела райскую ветвь), Пьеро дел ла Франческа, Базилика Сан-Франческо в Ареццо.

В  апокрифическом «Евангелии от Никодима» (IV век) рассказывается история происхождения материала для  Животворящего Креста. Согласно данного источника, когда Адам был при смерти, его сын Сиф пошёл к вратам Р ая  с целью получить масло прощения и помазать им тело своего отца. Однако явившийся архангел Михаил сообщил, что масло прощения всему миру будет даровано через 5500 лет (пророчество о пришествии Христа) и дал Сифу ветвь от древа познания Добра и Зла, плод с которого вкусил Адам во время  грехопадения. Вручив ветвь, архангел сказал: «Если сможешь оживить сей сухой плод, то быть ему исцеленным».

Вернувшись домой, Сиф нашёл Адама мертвым и вложил сухую ветку в его рот (по другим версиям, на голову Адама Сиф надел венок, сплетённый из этой ветви, или это сделал сам Адам, который был ещё жив к моменту возвращения Сифа). Затем из неё проросло дерево из трёх сросшихся стволов, из которого и был впоследствии сделан крест для распятия  Иисуса Христа.

Исследователи считают, что целью такого предания было показать происхождение  христианства (бывшего на тот момент ещё «молодой» религией) от древнейшей традиции, буквально «от Адама». Слайд 21


Рассказ шестого ученика. Таким образом, идея древа познания, в которую полнее всего вылилось вековечное стремление человечества из слепого раба бессознательных стихий сделаться их господином исключительно силою своего «познания» принадлежит всецело евреям. Ввиду того, что библейский рассказ о райских деревьях резко отличается от всех других аналогичных повествований, библейские критики Будде и Гункель полагали, что в первоначальном рассказе Быт. 2—3 фигурировало только одно дерево, а именно древо познания, так как первоначальный автор этого рассказа ни в коем случае не мог бы допустить, чтобы первому человеку было разрешено пользоваться плодами от древа жизни наравне с плодами других деревьев. Слайд 22



14. Учитель. - А сейчас посмотрите, как изображали Древо Познания Добра и Зла другие художники. Показ изображений. Слайды 23-32


15. Рассказ седьмого ученика. Слайд 33 - 35

Бахрейнэто самое маленькое государство, а если точнее королевство, в Юго-Западной Азии. В этом королевстве находится огромное количество достопримечательностей, на которые едут посмотреть тысячи туристов. Так среди достопримечательностей есть Древо жизни. Это самая интригующая и интересная достопримечательность на всей Земле. Известно, что Древо жизни растет на самой высокой точке королевства уже почти 400 лет. Существует масса легенд рассказывающих о том, как оно смогло сохраниться на протяжении такого промежутка. Местные жители верят, что ранее на данном месте располагался Эдемский Сад. А вот исследователи и по сей день бьются в догадках, откуда дерево питается, какой источник воды использует. А все из-за того что дерево находится в пустыне, и на многие мили вокруг нет ни единого источника. Ученые предполагают, что под землей есть источник, но в таком случае непонятно какие корни у этого растения. Дерево имеет огромные размеры и то, как оно существует в условиях, в которых нет ни единого шанса на жизнь, оно олицетворяет жизнь.


16. Рисование Деревьев Добра и Зла. Слайд 36

Учитель. - Вы узнали, что такое Древо познания добра и зла. А теперь я хочу, чтобы вы взяли лист бумаги, сложили его пополам. У вас получилась граница между добром и злом. На одной половине листа вы рисуете Дерево добра, каким его представляете, а на другой половине листа – Древо зла. Включайте всю вашу фантазию, приводите в рабочее состояние ваше воображение и творите.


17. Чтение сочинённых синквейнов.

Учитель. - А пока младшие девочки рисуют, участники студии «Молодые голоса» прочтут синквейны, которые у них получились. Слайд 37


18. Коллективный рассказ.

Учитель. - Мы с вами иногда составляем коллективный рассказ по заданному мною сюжету. Каждый говорит по одному предложению, слушая партнёров, которые высказывались раньше, а сегодня мы так попробуем сочинить сказку о добре. Сюжет её таков. Приложение 3

Как-то раз Алёнка и Ванечка пошли на прогулку в добрый лес. (Что они там делали?) Вдруг вышли ребята на полянку, на которой раньше никогда не были и увидели, что стоит там маленький хорошенький домик. Там жил Федя – очень добрый гном. (Рассказать, какими добрыми делами он был занят в лесу). Тут Федя вышел из домика, и они с ним познакомились. Он пригласил их в гости. В один из первых осенних деньков Алёнка и Ванечка пошли в лес за грибами. Собирая сыроежки и лисички, брат с сестрой сами не заметили, как тропинка привела их к домику Феди.  Алёнка постучала в маленькую дверку, но Федя им сам не открыл, а только пригласил войти. Оказалось, что гном сломал ногу (Как он её сломал? Кто помог ему добраться до дома и оказал первую медицинскую помощь?) Ребята посочувствовали ему и предложили свою помощь. Федя сказал, что он не один, а все звери ему помогают (Как и в чём звери ему помогают?) Но он переживал за лес, который остался без присмотра. И попросил ребят пройти по лесу и посмотреть, как там дела, не случилось ли чего? Ребята попрощались с гномиком и пообещали, что обязательно выполнят его просьбу. Они пошли по лесу. (Что дети там увидели, кому помогли?) Алёнка и Ванечка вернулись домой уже ближе к вечеру, с полупустыми корзинками. Но бабушка, узнав всё, их похвалила. (Что конкретно сказала им бабушка?) Ваня предложил каждый день ходить в лес, пока Федя не выздоровеет. (Как Алёнка его поддержала?)


19. Рисование окончено. Дети показывают свои рисунки и поясняют, что они нарисовали. Коллективное фото с рисунками – «галерея» «Деревьев добра и зла».


20. Подведение итогов урока. 
- Что нового узнали о добре и зле? (Ответы детей).
- Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке? (Ответы детей).
- Почему важно бороться со злом? (Ответы детей).
- Давайте сформулируем вместе правила доброты. Слайд 38

1) Помогать людям.
2) Защищать слабого.
3) Делиться последним с другом.
4) Не завидовать.
5) Прощать ошибки другим.


21. Исполнение песни «Дорогою добра» (из м/ф «Маленький Мук») всем коллективом. Слайд 39

Учитель. - Спасибо, вам, ребята, за сегодняшнюю встречу, за добрые мысли и умные слова. Пусть вашу дорогу добра освещает наше солнышко. До свидания! Слайд 40



Источники

  1. http://ozhegov.org/

  2. http://detochki-doma.ru/dobro-moyo-dusha-moya-poslovitsyi-o-dobre/

  3. http://ped-kopilka.ru/stihi-dlja-detei/stihi-o-dobre-dobrote-dlja-mladshih-shkolnikov.html

  4. http://luntiki.ru/blog/chtenie/1543.html

  5. http://lukoshko.net/book/b_os3.shtml

  6. http://ruslita.ru/chto-pochitat/309-chitaem-feletony

  7. https://ru.wikipedia.org/wiki/

  8. http://cinquain.ru/vidy-sinkvejnov-s-primerami/





Приложение 1


Т. Кузовлева «Твори добро» 

Твори добро –
Нет большей радости.
И жизнью жертвуй,
И спеши
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь, судьбой
униженный,
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой.
Остынь.
Поверь – действительно,
Все встанет на свои места.
Ты сильный.
Сильные не мстительны.
Оружье сильных – доброта.


***

Выходя поутру из ворот,

Понимаешь, у каждого в жизни,

Предостаточно бед и забот…

Разве любы нам хмурые лица,

Или чья та сердитая речь

Ты улыбкой сумей поделиться,

И ответную искру зажечь.



***

Как бы жизнь не летела-

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле

Делай доброе дело-

Тем живём на земле.

* * *

Мой подарок – доброта,
Солнце в небе синем,
Счастья ясная звезда,
Радость в целом мире!
Ручеек тепла, любви
Радугой украшен,
Васильковые стихи
В белизне ромашек!
Паутинки лепестков,
Утро в нежном свете,
И в кудряшках облаков
Все улыбки детям!!!


*** 
Я хочу, чтоб все смеялись,
Чтоб мечты всегда сбывались,
Чтобы детям снились радостные сны. 
Чтобы утро добрым было,
Чтобы мама не грустила,
Чтобы в мире больше не было войны. 


*** 
Нарисуй ДОБРОТУ
В всплесках солнечных радуг,
Подари ТЕПЛОТУ,
Все, что детям так надо!
Вмиг развеется грусть,
И улыбка природы
Озарит лица пусть
Лучезарным восходом!
Нарисуй ДОБРОТУ -
Эту светлую сказку,
Как ЛЮБОВЬ и МЕЧТУ
МИРОТВОРЧЕСТВА КРАСКОЙ!!!




*** 

Доброту не купишь на базаре.
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу
Не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?..
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
А. Дементьев



* * *
Нам ЖИЗНЬ дана на ДОБРЫЕ ДЕЛА,
Она - судья. кармический наставник!
А человек - Вселенское Дитя,
Он - грешник на Земле, Святой и Странник!
Он в поисках и СЧАСТЬЯ и ЛЮБВИ,
Он ищет смысл земных противоречий,
Считая годы, месяцы и дни,
А время пролетает быстротечно!
ДОБРО и ЗЛО всем суждено узнать,
И пережить РАЗЛУКУ и УТРАТУ,
И у СУДЬБЫ на краешке стоять,
И как ХРИСТУ быть на кресте распятым...
Но ЖИЗНЬ одна. Мы все по ней идем,
И каждый ждет ТЕПЛА, ДОБРА, УЧАСТИЯ,
Нам ЖИЗНЬ дана на ДОБРЫЕ ДЕЛА,
И в этом - человеческое СЧАСТЬЕ!!!







Приложение 2

Карточка для первой группы





1.Доброе слово лечит, а


себя веселить.

2. Добро творить -


кто добра не делает никому.

3. Кто любит добрые дела,

доходит до сердца. 


4. Худо тому,

тому и жизнь мила.

5. Доброе слово

Доброе слово



Карточка для второй группы



1.Добро помни, а

от худого удались.


2.Доброму человеку и

того бог благословит.


3.Доброго держись, а

а злому и мясное не впрок. 


4.Кто добро творит:


чужая болезнь к сердцу.

5.Доброму и сухарь на здоровье,

зло забывай.













Приложение 3


Как-то раз Алёнка и Ванечка пошли на прогулку в добрый лес. (Что они там делали?) Вдруг вышли ребята на полянку, на которой раньше никогда не были и увидели, что стоит там маленький хорошенький домик. Там жил Федя – очень добрый гном. (Рассказать, какими добрыми делами он был занят в лесу). Тут Федя вышел из домика, и они с ним познакомились. Он пригласил их в гости. В один из первых осенних деньков Алёнка и Ванечка пошли в лес за грибами. Собирая сыроежки и лисички, брат с сестрой сами не заметили, как тропинка привела их к домику Феди.  Алёнка постучала в маленькую дверку, но Федя им сам не открыл, а только пригласил войти. Оказалось, что гном сломал ногу (Как он её сломал? Кто помог ему добраться до дома и оказал первую медицинскую помощь?) Ребята посочувствовали ему и предложили свою помощь. Федя сказал, что он не один, а все звери ему помогают (Как и в чём звери ему помогают?) Но он переживал за лес, который остался без присмотра. И попросил ребят пройти по лесу и посмотреть, как там дела, не случилось ли чего? Ребята попрощались с гномиком и пообещали, что обязательно выполнят его просьбу. Они пошли по лесу. (Что дети там увидели, кому помогли?) Алёнка и Ванечка вернулись домой уже ближе к вечеру, с полупустыми корзинками. Но бабушка, узнав всё, их похвалила. (Что конкретно сказала им бабушка?) Ваня предложил каждый день ходить в лес, пока Федя не выздоровеет. (Как Алёнка его поддержала?)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!