Конспект урока истории в 9 классе
Тема: Экономический и политический кризис начала 20-х гг.
Учитель: Платонова Мария Сергеевна
Программное содержание: Кризис советской власти. Крестьянские восстания 1920 — 1921-х гг. Кронштадтское восстание.
Цель урока: сформировать историческое сознание через осмысление
Образовательные результаты: по окончанию изучения темы, каждый ученик может:
объяснить понятия «антоновщина», «малая Гражданская война», «денационализация»;
характеризовать и анализировать обстановку в стране, сложившуюся после окончания гражданской войны;
давать описания исторических событий на основе текста, фрагментов исторических источников;
определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
работать в группе, выступать публично, высказывать собственное суждение к событям.
Мировоззренческая идея:
Основные даты: август 1920г. - начало крестьянского восстания в Центральной России под руководством А.С.Антонова;
28 февраля — 18 марта 1922г. - выступление кронштадских матросов
Основные понятия: «антоновщина», «малая Гражданская война», «денационализация»
Имена исторических личностей: А.С.Антонова, М.Тухачевский, М.Фрунзе, С.Буденный
Основные географические объекты: Тамбовская губерния, Кронштадт
План изучения нового материала:
«Малая Гражданская война».
Кронштадское восстание.
Причины поражения белых и победы красных.
Оснащение, оборудование:
Мизансцена урока: мизансцена урока групповая — 4 группы по 7 человек
Тип урока: комбинированный
Форма урока: урок-работа в группах
Технология обучения: технология интерактивного обучения
Конспект урока
№ | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. 1. 2. 3. 4. 5. | Организационный момент. Приветствие Проверка готовности к уроку Отметка отсутствующих Форма работы на уроке Психологический настрой на урок | Стоя перекличка |
II. | Вводный этап Создание проблемной ситуации Вводное слово учителя Заканчивался 1920-й год. Смешанные чувства овладевали большинством партийно-государственного руководства. Казалось, что есть поводы для оптимизма. С эвакуацией врангелевских войск из Крыма окончательно разгромлено «белое движение». В стране прочно установилась однопартийная система. Внутри самой большевистской партии после дискуссий с «военной оппозицией» установилась атмосфера деловых споров и сотрудничества. Повсеместное распространение и упрочение распределительных, военно-коммунистических отношений, казалось бы, означило перспективы быстрого перехода к бесклассовому обществу, основанного на равенстве и братстве. Однако «маленькие недостатки большого механизма» вдруг стали выходить на первый план и ломать стройную схему ускоренного развития к коммунистической перспективе. Крестьянские восстания, глухон недовольство рабочих, рост спекуляции, нехватка продуктов — все это первначально приписывалось проискам идейных противников, прежде всего эсеров и меньшевиков. Но следы их удавалось находить все реже, а массовое недовольство все чаще выходило наружу. Что же происходило в нашей стране в 1920-х годах? Об этом пойдет речь на сегодняшнем уроке. | |
III. | Основной этап Класс делится на 4 творческие группы. 1ое задание общее, для всех групп. Работа с таблицей 4 года Первой мировой войны. Революция. Гражданская война. Интервенция. Политика «военного коммунизма». | Потери: Промышленность: По общему уровню отброшена на десятилетия назад. По добычи угля — к концу XIXв. По добычи чугуна — в 2 раза меньше, чем в 1857г. По производству х/б тканей — к 1857г. По производсву сахара - в 45 раз меньше довоенного периода. Транспорт: С/х продукция: Последствия: Рвались связи между городом и деревней. Весной и летом 1921г. в Поволжье страшный голод, погибло 5млн. чел. | О чем свидетельствуют эти статистические данные? Подтвердите свои выводы цифрами и примерами. Слово учителя Т.о. окончание Гражданской войны поставило на повестку дня вопрос о восстановлении народного хозяйства. Экономический кризис в стране сопровождался политическим кризисом. Итак, нам следует определить, кто и чем был не доволен в 1920-е гг. Каждая группа, работая с рабочим материалом, характеризует и анализирует недовольство и деятельность определенных слоев населения России и ответьте на поставленные вопросы таким образом, чтобы остальные группы смогли разобраться в сложной обстановке 20-х гг. На выполнения заданий отводится 20 минут 1 группа — волнение крестьян Изучить и проанализировать представленные рабочие материалы, ответить на вопросы (см.приложение 1): Когда началась волна крестьянских волнений? Где наблюдались особо опасные выступления? Какое выступление крестьян считается наиболее наиболее значительным? Охарактеризуйте и проанализируйте программу А.С.Антонова. Почему постепенно социальная база расширялась, не смотря на то, что руководители восстания делали ставку на кулаков? Когда началось восстание А.С.Антонова? Под какими лозунгами действовали восставшие? Прокомментируйте их? О чем они свидетельствуют? Какие методы они использовали в борьбе с Советской властью? Какие меры были предприняты Советской властью для подавления восстания? Каковы итоги подавления восстания? 2 группа — недовольство рабочих. Проанализировать данные, выяснить причины для выступления рабочих (см. приложение 2) Охарактеризовать и проанализировать положение рабочих после Гражданской войны, ответить на вопросы: Что же можно было сделать, чтобы коренным образом улучшить положение пролетариата? Чего больше всего опасался В.И.Ленин? 3 группа — Кронштадский мятеж Изучить и проанализировать предательственные рабочие материалы. Практическая работа с учебником: Познакомьтесь с резолюцией участников мятежа на Якорной площади Кронштадта 1 марта 1921 года и ответьте на вопросы: Практическая работа с раздаточным материалом: Когда началось восстание в Кронштадте? Под какими лозунгами действовали моряки? Можно ли их считать антисоветскими? Какую версию вы считатете правильной и почему? 4 группа — причины поражения белых и победы красных Практическая работа с учебником | На размышление дается 5 минут. Один человек от группы высказывает предположения работа в группе из 7 человек составляют схему работа в группе из 7 человек составляют таблицу работа в группе из 7 человек учебник стр.127 отвечают на вопросы письменно работа в группе из 7 человек учебник стр.129 составляют таблицу |
IV. | Заключительный этап Каждая группа предоставляет продукт деятельности в виде схем, таблиц и общих выводов. По мере представления результатов, каждой группе могут задаваться вопросы из других групп. 1 группа примерная схема на вопрос «почему расширялась социальная база?»: Почему? продразверстка Частые мобилизации Нарушение законности Отсутствие промтоваров Выводы: т.о. Ситуация складывалась критическая. Налицо было недовольство громадной части крестьянства. 2 группа Презентую свой ответ в виде таблицы: улучшения | ухудшения | - вырос объем натуральных выплат; - бесплатный паек; - бесплатный транспорт; - бесплатные коммунальные услуги; - была отменена квартплата. | - нехватка продовольствия, топлива, сырья; - закрывались предприятия, люди оставались без работы; - снижение з/п; - рост цен на хлеб. | | 1917г. | 1920г. | 1921г. | З/п рабочего | 18руб. | 50коп. | 16 — 21коп. | Цена на хлеб(за фунт) | | 370руб. | 2625руб. | Вывод: после окончания Гражданской войны, после изгнания интервентов все население ждало улучшения своего положения, улучшений ждал и рабочий класс, пролетариат, который был избран главной движущей силой революции. Но, исходя из данных, мы видим, что улучшений не было, все это приводило к выступлению рабочих. И этого Ленин боялся больше всего. 3 группа Один человек от группы высказывает мнение группы и ответы на вопросы. 4 группа Презентуют свой ответ в виде таблицы Белое движение | Красное движение | 1. Не сумели предложить народу привлекательной программы. 2. Отсутствие единого общероссийского военно-политического руководства. 3. Оттолкнула национальная политика белого движения: «единая и неделимая Россия», антисемитизм. 4. Моральное разложение армии. 5. В самом белом стане не было единства ни в политической, ни в военной области. | 1. Сумели выдвинуть понятные для народа лозунги. 2. Создали центральное правительство, местные органы власти, централизованное военное управление. 3. Осуждение интервенции, выступали как единственные защитники национальной независимости России. | Выводы: не смотря на первоначальные успехи белого движения в Гражданской войне, они не смогли одержать победу над большевиками. | 1 человек от группы 2 человека от группы 1 человек от группы 1 человек от группы 2 человека от группы |
Приложение 1
Рабочий материал для первой группы
Волнения крестьян
В конце 1920 - начале 1921 гг. бушевали по стране крестьянские восстания. В Западной Сибири, на Урале, на Дону, Кубани, в Поволжье и центральных губерниях против Советской власти выступили крестьяне, еще вчера воевавшие против белых и интервентов. Масштабы выступлений были огромны. Например, мятеж в Западной Сибири охватил территорию почти всей Тюменской области и соседние уезды Челябинской, Екатеринбургской и Омской губерний. Именно здесь против Колчака поднимались кулаки, а теперь... Самое значительное выступление крестьян состоялось в Тамбовской губернии, названное в истории «антоновщина» (по имени руководителя мятежа - А. С. Антонова).
Антонов Александр Степанович (1888-1922 гг.), член партии эсеров с 1906 г., за свою революционную деятельность был отправлен в ссылку и только после победы Февральской революции вернулся на родину в Тамбов. Здесь он избран в губернский комите! партии эсеров, входил в руководство Тамбовской городской милиции, а с октября 1917 г. - начальник уездной милиции в Кирсанове. С' начала 1918 г. Антонов и его товарищи ведут агитационную работу против власти большевиков. Первыми их требованиями были создание правительства из представителей различных антибольшевистских партий и союзов, созыв Учредительного собрания. К началу восстания была подготовлена политическая программа Союза трудового крестьянства:
Основной и конечной целью Союз трудового крестьянства ставит свержение власти большевиков, для чего организует добровольческие партизанские отряды.
Политическое равенство всех граждан, за исключением дома Романовых.
Установление прочного мира с иностранными державами.
Созыв Учредительного собрания.
Установление выборной власти до созыва Учредительного собрания на местах и в центре, причем власть избирается партиями, участвующими в борьбе с коммунистами.
Свобода слова, союзов и собраний.
Удовлетворение всех граждан продовольствием и прочими предметами через кооперативы.
Свобода всех классов.
Регулирование цен на труд и продукты.
Частичная денационализация фабрик и заводов.
Рабочий контроль и государственный надзор за производством.
Допущение русского и иностранного капитала для восстановления хозяйства и экономики страны.
Свободное самоопределение народностей.
Мятежники в ходе подготовки восстания основную ставку делали на зажиточных крестьян, которые больше всего страдали от политики властей. Но постепенно социальная база восставших расширилась.
Восстание началось 15 августа 1920 г. в селе Хитрово Тамбовского уезда, где один из комитетов Союза трудового крестьянства разоружил и арестовал прибывший туда продотряд. Через 3 дня восставшие захватили с. Каменку, объявив его своей столицей, и провозгласили лозунги: «Долой продразверстку!», «Да здравствует свободная торговля!».
Вскоре восстание охватило почти всю Тамбовскую и часть Воронежской области, к маю 1921 г. их было ~ 50 тыс., из которых 8-10 тыс. находились в регулярных вооруженных отрядах. О серьезных намерениях восставших свидетельствовало создание двух армий и отдельной бригады во главе со своим оперативным штабом. Они активно использовали партизанские методы, препятствовали вывозу хлеба в центральные районы, разгоняли совхозы и коммуны, убивали видных партийных и советских работников (более 2 тыс. человек).
Хотя зачастую восстания возглавляли кулаки, но в рядах повстанцев было огромное количество середняков и даже беднота. В Тамбовской губернии 20-30 % населения участвовали в боях, т.е. иочти все мужское население ушло к Антонову.
В августе 1920 г. в Тамбовской губернии было введено осадное положение. В октябре СНК поручил Дзержинскому ускорить разгром антоновщины. В январе 1921 г. обсудили меры борьбы с ним и была направлена комиссия во главе с Антоновым-Овсеенко.
Предпринятые меры: досрочное прекращение взимания продразверстки; мобилизация более 300 коммунистов Москвы, Петрограда.
Но результатов нет...
И тогда пришли военные кровавые меры. Против Антонова воевали под командованием Тухачевского до 40 тыс. бойцов с 60 орудиями и 500 пулеметами. Использовались специальные кавалерийские отряды, которые неотступно преследовали отряды Антонова. После отмены продразверстки в рядах антоновцев началось дезертирство. Кроме того, решили прекратить судебные дела против крестьян.
Итоги:
1. Как само восстание, так и методы его подавления имели трагические последствия для населения Тамбовской губернии — десятки тысяч погибших крестьян.
2. Жестокость стала нормой.
Приложение 2.
Рабочий материал для второй группы
Недовольство рабочих
«В 1921 г., - говорил Ленин, - мы наткнулись на большой, я полагаю, на самый большой, внутренний политический кризис Советской России. Этот внутренний кризис обнаружил недовольство не голько значительной части крестьянства, но и рабочих».
В Петрограде, Москве, Иваново-Вознесенске, Туле и других городах прошли забастовки на предприятиях.
Зимой 1920-21 гг. обострилась нехватка продовольствия, топлива, сырья. Только в Питере было закрыто 93 предприятия. Среди них Путиловский завод «Треугольник», без работы осталось 30 тыс. рабочих, т.е. треть питерских рабочих. 150 заводов продолжали работать, но царила тревога и недовольство.
Страшная, нечеловеческая усталость навалилась на людей, разбивших белогвардейцев, прогнавших интервентов, сносивших все лишения и невзгоды, изголодавшихся, ждавших почти 6 лет мира и надеявшихся, что, как только он наступит, придет и незамедлительное улучшение жизни. Никаких улучшений не было.
В 1917 г. квалифицированный рабочий получал 18 руб. в месяц, а в 1920 г. - только 50 коп. В 1921 г. - 16-21 коп.! Правда, вырос .объем натуральных выплат: с 2 до 6 руб. Был бесплатным паек, с конца 1920 г. бесплатными стали транспорт, коммунальные услуги, была отменена квартплата. Зато фунт хлеба в сентябре 1920 г. стоил 370 руб., а в марте 1921 г. - 2625 руб.!
Представьте себе образ: «Беззаветно преданный революции, прошедший фронтами Гражданской войны, израненный, голодный и оборванный, строит Павел Корчагин железную дорогу. Зимой группа Корчагина освобождала от снежных заносов свой участок. Старый пиджачок не грел его, а в калошу набился снег. Он не раз терял ее. Сапог на другой ноге грозил совсем развалиться. Вместо шарфа на шее полотенце». С трудом узнала в этом оборванце свою первую любовь Тоня Туманова: «Я не ожидала увидеть тебя таким. Неужели ты у власти ничего не заслужил? Как это неудачно у тебя жизнь сложилась». (Островский Н. Как закалялась сталь. - М., 1961.)
Но больше всего Ленина ужасал факт «размывания» пролетариата, единственного класса, который верой и правдой служил большевикам в большинстве своем.
Приложение 3
Рабочий материал для третьей группы
Кронштадтский мятеж
Как все происходило?
На Якорной площади Кронштадта 1 марта 1921 г. было шумно. Собралось не менее 15 тыс. человек. Ждали, что скажет председатель ВЦИК Калинин. Братва встретила Калинина аплодисментами - не побоялся, приехал.
Знал всероссийский староста, что на общем собрании команда линкора «Петропавловск» приняла резолюцию за перевыборы в Советы, но без коммунистов, за свободу торговли.
Резолюцию поддержал и второй линкор «Севастополь», и весь гарнизон крепости.
И вот Калинин в бурлящем Кронштадте. Но недолго слушали военморы речь председателя ВЦИК. «Кончай старые песни! Хлеба давай!» - орали тысячи глоток. Голоснули еще раз и приняли резолюцию — за свободу всех левых партий, политическую амнистию, выборы в новые Советы, против борьбы со спекуляцией.
Калинин кричал: «Ваши сыновья будут стыдиться вас! Они никогда не простят вам сегодняшний день, этот час: когда вы по собственной воле предали рабочий класс». Но уже не слушали Калинина.
В ночь с 1 на 2 марта мятежники арестовали руководителей Кронштадского Совета и около 600 коммунистов, в том числе и комиссара Балтфлота Кузьмина. Так первоклассная крепость, прикрывавшая подступы к Петрограду, оказалась в руках восставших.
Почему же восстали матросы, которые всегда были верной опорой революции? Порассуждайте.
Версия первая: может быть, им действительно не хватало хлеба?
Вот красноармейский паек зимы 1921 г.: 1,5-2 фунта хлеба (1 фунт - 400 г), четверть фунта мяса, четверть фунта рыбы, четверть - крупы, сахара - 60-80 г.
И все это на один день!
Питерский рабочий имел в 2 раза меньше, а в Москве за самый тяжелый физический труд рабочие получали в день 225 г хлеба, 7 г мяса или рыбы и 10 г сахара.
Версия вторая: может быть, моряки поддались на агитацию эсеров, анархистов и просто белогвардейцев?
Но почему же раньше матросы освистывали антибольшевистскую агитацию? Да и Калинин говорил «по собственной воле»; а накануне восстания начальник политотдела флота сообщал: «Влияние правых эсеров и меньшевиков ничтожно».
Версия третья: программные установки выработали матросы.