СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Экономический и политический кризис в начале 20-х гг. XX в." в технологии интерактивного обучения

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена технологическая карта урока, но каждый учитель может сам дописать достижения и самоанализ урока.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Экономический и политический кризис в начале 20-х гг. XX в." в технологии интерактивного обучения»

Конспект урока истории в 9 классе

Тема: Экономический и политический кризис начала 20-х гг.

Учитель: Платонова Мария Сергеевна

Программное содержание: Кризис советской власти. Крестьянские восстания 1920 — 1921-х гг. Кронштадтское восстание.

Цель урока: сформировать историческое сознание через осмысление

Образовательные результаты: по окончанию изучения темы, каждый ученик может:

  • объяснить понятия «антоновщина», «малая Гражданская война», «денационализация»;

  • характеризовать и анализировать обстановку в стране, сложившуюся после окончания гражданской войны;

  • давать описания исторических событий на основе текста, фрагментов исторических источников;

  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • работать в группе, выступать публично, высказывать собственное суждение к событям.

Мировоззренческая идея:

Основные даты: август 1920г. - начало крестьянского восстания в Центральной России под руководством А.С.Антонова;

28 февраля — 18 марта 1922г. - выступление кронштадских матросов

Основные понятия: «антоновщина», «малая Гражданская война», «денационализация»

Имена исторических личностей: А.С.Антонова, М.Тухачевский, М.Фрунзе, С.Буденный

Основные географические объекты: Тамбовская губерния, Кронштадт

План изучения нового материала:

  1. «Малая Гражданская война».

  2. Кронштадское восстание.

  3. Причины поражения белых и победы красных.

Оснащение, оборудование:

Мизансцена урока: мизансцена урока групповая — 4 группы по 7 человек

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-работа в группах

Технология обучения: технология интерактивного обучения










Конспект урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.

1.

2.

3.

4.

5.

Организационный момент.

Приветствие

Проверка готовности к уроку

Отметка отсутствующих

Форма работы на уроке

Психологический настрой на урок


Стоя


перекличка

II.

Вводный этап

Создание проблемной ситуации

Вводное слово учителя

Заканчивался 1920-й год. Смешанные чувства овладевали большинством партийно-государственного руководства. Казалось, что есть поводы для оптимизма. С эвакуацией врангелевских войск из Крыма окончательно разгромлено «белое движение». В стране прочно установилась однопартийная система. Внутри самой большевистской партии после дискуссий с «военной оппозицией» установилась атмосфера деловых споров и сотрудничества. Повсеместное распространение и упрочение распределительных, военно-коммунистических отношений, казалось бы, означило перспективы быстрого перехода к бесклассовому обществу, основанного на равенстве и братстве.

Однако «маленькие недостатки большого механизма» вдруг стали выходить на первый план и ломать стройную схему ускоренного развития к коммунистической перспективе. Крестьянские восстания, глухон недовольство рабочих, рост спекуляции, нехватка продуктов — все это первначально приписывалось проискам идейных противников, прежде всего эсеров и меньшевиков. Но следы их удавалось находить все реже, а массовое недовольство все чаще выходило наружу.

Что же происходило в нашей стране в 1920-х годах? Об этом пойдет речь на сегодняшнем уроке.


III.

Основной этап

Класс делится на 4 творческие группы.

1ое задание общее, для всех групп.

Работа с таблицей

4 года Первой мировой войны.

Революция.

Гражданская война.

Интервенция.

Политика «военного коммунизма».

Потери:

  • 20 млн.чел.

  • Лишились ¼ всего богатства

Промышленность:

  • По общему уровню отброшена на десятилетия назад.

  • По добычи угля — к концу XIXв.

  • По добычи чугуна — в 2 раза меньше, чем в 1857г.

  • По производству х/б тканей — к 1857г.

  • По производсву сахара - в 45 раз меньше довоенного периода.

Транспорт:

  • Прекратилось движение на 30 дорожных линиях.

С/х продукция:

  • Уменьшилась в 2 раза.

Последствия:

  • Рвались связи между городом и деревней.

  • Весной и летом 1921г. в Поволжье страшный голод, погибло 5млн. чел.

О чем свидетельствуют эти статистические данные?

Подтвердите свои выводы цифрами и примерами.

Слово учителя

Т.о. окончание Гражданской войны поставило на повестку дня вопрос о восстановлении народного хозяйства.

Экономический кризис в стране сопровождался политическим кризисом. Итак, нам следует определить, кто и чем был не доволен в 1920-е гг. Каждая группа, работая с рабочим материалом, характеризует и анализирует недовольство и деятельность определенных слоев населения России и ответьте на поставленные вопросы таким образом, чтобы остальные группы смогли разобраться в сложной обстановке 20-х гг.


На выполнения заданий отводится 20 минут

1 группа — волнение крестьян

Изучить и проанализировать представленные рабочие материалы, ответить на вопросы (см.приложение 1):

  • Когда началась волна крестьянских волнений?

  • Где наблюдались особо опасные выступления?

  • Какое выступление крестьян считается наиболее наиболее значительным?

Охарактеризуйте и проанализируйте программу А.С.Антонова.

  • Почему постепенно социальная база расширялась, не смотря на то, что руководители восстания делали ставку на кулаков?

  • Когда началось восстание А.С.Антонова?

  • Под какими лозунгами действовали восставшие? Прокомментируйте их? О чем они свидетельствуют?

  • Какие методы они использовали в борьбе с Советской властью?

  • Какие меры были предприняты Советской властью для подавления восстания?

  • Каковы итоги подавления восстания?


2 группа — недовольство рабочих.

Проанализировать данные, выяснить причины для выступления рабочих (см. приложение 2)


Охарактеризовать и проанализировать положение рабочих после Гражданской войны, ответить на вопросы:

  • Что же можно было сделать, чтобы коренным образом улучшить положение пролетариата?

  • Чего больше всего опасался В.И.Ленин?


3 группа — Кронштадский мятеж

Изучить и проанализировать предательственные рабочие материалы.

Практическая работа с учебником:

Познакомьтесь с резолюцией участников мятежа на Якорной площади Кронштадта 1 марта 1921 года и ответьте на вопросы:

  • Чего хотят восставшие матросы?

  • Как вы оцениваете их требования?

Практическая работа с раздаточным материалом:

  • Когда началось восстание в Кронштадте?

  • Под какими лозунгами действовали моряки? Можно ли их считать антисоветскими?

  • Какую версию вы считатете правильной и почему?


4 группа — причины поражения белых и победы красных

Практическая работа с учебником

  • Назовите причины поражения белых и победы красных.
















На размышление дается 5 минут. Один человек от группы высказывает предположения






























работа в группе из 7 человек










составляют схему













работа в группе из 7 человек



составляют таблицу







работа в группе из 7 человек




учебник стр.127




отвечают на

вопросы письменно





работа в группе из 7 человек

учебник стр.129


составляют таблицу

IV.

Заключительный этап

Каждая группа предоставляет продукт деятельности в виде схем, таблиц и общих выводов. По мере представления результатов, каждой группе могут задаваться вопросы из других групп.


1 группа

примерная схема на вопрос «почему расширялась социальная база?»:

Почему?



продразверстка

Частые

мобилизации




Нарушение

законности


Отсутствие

промтоваров





Выводы: т.о. Ситуация складывалась критическая. Налицо было недовольство громадной части крестьянства.


2 группа

Презентую свой ответ в виде таблицы:

улучшения

ухудшения

- вырос объем натуральных выплат;

- бесплатный паек;

- бесплатный транспорт;

- бесплатные коммунальные услуги;

- была отменена квартплата.

- нехватка продовольствия, топлива, сырья;

- закрывались предприятия, люди оставались без работы;

- снижение з/п;

- рост цен на хлеб.


1917г.

1920г.

1921г.

З/п рабочего

18руб.

50коп.

16 — 21коп.

Цена на хлеб(за фунт)


370руб.

2625руб.


Вывод: после окончания Гражданской войны, после изгнания интервентов все население ждало улучшения своего положения, улучшений ждал и рабочий класс, пролетариат, который был избран главной движущей силой революции. Но, исходя из данных, мы видим, что улучшений не было, все это приводило к выступлению рабочих. И этого Ленин боялся больше всего.


3 группа

Один человек от группы высказывает мнение группы и ответы на вопросы.


4 группа

Презентуют свой ответ в виде таблицы

Белое движение

Красное движение

1. Не сумели предложить народу привлекательной программы.

2. Отсутствие единого общероссийского военно-политического руководства.

3. Оттолкнула национальная политика белого движения: «единая и неделимая Россия», антисемитизм.

4. Моральное разложение армии.

5. В самом белом стане не было единства ни в политической, ни в военной области.

1. Сумели выдвинуть понятные для народа лозунги.

2. Создали центральное правительство, местные органы власти, централизованное военное управление.

3. Осуждение интервенции, выступали как единственные защитники национальной независимости России.

Выводы: не смотря на первоначальные успехи белого движения в Гражданской войне, они не смогли одержать победу над большевиками.













1 человек от группы
















2 человека от группы





1 человек от группы















1 человек от группы








2 человека от группы










Приложение 1


Рабочий материал для первой группы

Волнения крестьян

В конце 1920 - начале 1921 гг. бушевали по стране крестьян­ские восстания. В Западной Сибири, на Урале, на Дону, Кубани, в По­волжье и центральных губерниях против Советской власти выступи­ли крестьяне, еще вчера воевавшие против белых и интервентов. Масштабы выступлений были огромны. Например, мятеж в За­падной Сибири охватил территорию почти всей Тюменской области и соседние уезды Челябинской, Екатеринбургской и Омской губер­ний. Именно здесь против Колчака поднимались кулаки, а теперь... Самое значительное выступление крестьян состоялось в Тамбовской губернии, названное в истории «антоновщина» (по имени руководи­теля мятежа - А. С. Антонова).

Антонов Александр Степанович (1888-1922 гг.), член партии эсеров с 1906 г., за свою революционную деятельность был отправ­лен в ссылку и только после победы Февральской революции вернулся на родину в Тамбов. Здесь он избран в губернский комите! партии эсеров, входил в руководство Тамбовской городской мили­ции, а с октября 1917 г. - начальник уездной милиции в Кирсанове. С' начала 1918 г. Антонов и его товарищи ведут агитационную работу против власти большевиков. Первыми их требованиями были созда­ние правительства из представителей различных антибольшевист­ских партий и союзов, созыв Учредительного собрания. К началу восстания была подготовлена политическая программа Союза трудового крестьянства:

  1. Основной и конечной целью Союз трудового крестьянства ставит свержение власти большевиков, для чего организует добровольческие партизанские отряды.

  2. Политическое равенство всех граждан, за исключением дома Романовых.

  3. Установление прочного мира с иностранными державами.

  4. Созыв Учредительного собрания.

  5. Установление выборной власти до созыва Учредительного собрания на местах и в центре, причем власть избирается партиями, участвующими в борьбе с коммунистами.

  6. Свобода слова, союзов и собраний.

  7. Удовлетворение всех граждан продовольствием и прочими предметами через кооперативы.

  8. Свобода всех классов.

  9. Регулирование цен на труд и продукты.

  10. Частичная денационализация фабрик и заводов.

  11. Рабочий контроль и государственный надзор за производством.

  12. Допущение русского и иностранного капитала для восстановления хозяйства и экономики страны.

  13. Свободное самоопределение народностей.


Мятежники в ходе подготовки восстания основную ставку делали на зажиточных крестьян, которые больше всего страдали от политики властей. Но постепенно социальная база восставших расширилась.

Восстание началось 15 августа 1920 г. в селе Хитрово Тамбовского уезда, где один из комитетов Союза трудового крестьянства разоружил и арестовал прибывший туда продотряд. Через 3 дня восставшие захватили с. Каменку, объявив его своей столицей, и провозгласили лозунги: «Долой продразверстку!», «Да здравствует свободная торговля!».

Вскоре восстание охватило почти всю Тамбовскую и часть Воронежской области, к маю 1921 г. их было ~ 50 тыс., из которых 8-10 тыс. находились в регулярных вооруженных отрядах. О серьезных намерениях восставших свидетельствовало создание двух армий и отдельной бригады во главе со своим оперативным штабом. Они активно использовали партизанские методы, препятствовали вывозу хлеба в центральные районы, разгоняли совхозы и коммуны, убивали видных партийных и советских работников (более 2 тыс. человек).

Хотя зачастую восстания возглавляли кулаки, но в рядах повстанцев было огромное количество середняков и даже беднота. В Тамбовской губернии 20-30 % населения участвовали в боях, т.е. иочти все мужское население ушло к Антонову.

В августе 1920 г. в Тамбовской губернии было введено осадное положение. В октябре СНК поручил Дзержинскому ускорить разгром антоновщины. В январе 1921 г. обсудили меры борьбы с ним и была направлена комиссия во главе с Антоновым-Овсеенко.

Предпринятые меры: досрочное прекращение взимания продразверстки; мобилизация более 300 коммунистов Москвы, Петрограда.

Но результатов нет...

И тогда пришли военные кровавые меры. Против Антонова воевали под командованием Тухачевского до 40 тыс. бойцов с 60 орудиями и 500 пулеметами. Использовались специальные кавалерийские отряды, которые неотступно преследовали отряды Антонова. После отмены продразверстки в рядах антоновцев началось дезертирство. Кроме того, решили прекратить судебные дела против крестьян.

Итоги:

1. Как само восстание, так и методы его подавления имели трагические последствия для населения Тамбовской губернии — десятки тысяч погибших крестьян.

2. Жестокость стала нормой.









Приложение 2.

Рабочий материал для второй группы

Недовольство рабочих

«В 1921 г., - говорил Ленин, - мы наткнулись на большой, я полагаю, на самый большой, внутренний политический кризис Советской России. Этот внутренний кризис обнаружил недовольство не голько значительной части крестьянства, но и рабочих».

В Петрограде, Москве, Иваново-Вознесенске, Туле и других городах прошли забастовки на предприятиях.

Зимой 1920-21 гг. обострилась нехватка продовольствия, топлива, сырья. Только в Питере было закрыто 93 предприятия. Среди них Путиловский завод «Треугольник», без работы осталось 30 тыс. рабочих, т.е. треть питерских рабочих. 150 заводов продолжали работать, но царила тревога и недовольство.

Страшная, нечеловеческая усталость навалилась на людей, разбивших белогвардейцев, прогнавших интервентов, сносивших все лишения и невзгоды, изголодавшихся, ждавших почти 6 лет мира и надеявшихся, что, как только он наступит, придет и незамедлительное улучшение жизни. Никаких улучшений не было.

В 1917 г. квалифицированный рабочий получал 18 руб. в месяц, а в 1920 г. - только 50 коп. В 1921 г. - 16-21 коп.! Правда, вырос .объем натуральных выплат: с 2 до 6 руб. Был бесплатным паек, с конца 1920 г. бесплатными стали транспорт, коммунальные услуги, была отменена квартплата. Зато фунт хлеба в сентябре 1920 г. стоил 370 руб., а в марте 1921 г. - 2625 руб.!

Представьте себе образ: «Беззаветно преданный революции, прошедший фронтами Гражданской войны, израненный, голодный и оборванный, строит Павел Корчагин железную дорогу. Зимой группа Корчагина освобождала от снежных заносов свой участок. Старый пиджачок не грел его, а в калошу набился снег. Он не раз терял ее. Сапог на другой ноге грозил совсем развалиться. Вместо шарфа на шее полотенце». С трудом узнала в этом оборванце свою первую любовь Тоня Туманова: «Я не ожидала увидеть тебя таким. Неужели ты у власти ничего не заслужил? Как это неудачно у тебя жизнь сложилась». (Островский Н. Как закалялась сталь. - М., 1961.)

Но больше всего Ленина ужасал факт «размывания» пролетариата, единственного класса, который верой и правдой служил большевикам в большинстве своем.











Приложение 3

Рабочий материал для третьей группы

Кронштадтский мятеж

Как все происходило?

На Якорной площади Кронштадта 1 марта 1921 г. было шумно. Собралось не менее 15 тыс. человек. Ждали, что скажет председатель ВЦИК Калинин. Братва встретила Калинина аплодисментами - не побоялся, приехал.

Знал всероссийский староста, что на общем собрании команда линкора «Петропавловск» приняла резолюцию за перевыборы в Советы, но без коммунистов, за свободу торговли.

Резолюцию поддержал и второй линкор «Севастополь», и весь гарнизон крепости.

И вот Калинин в бурлящем Кронштадте. Но недолго слушали военморы речь председателя ВЦИК. «Кончай старые песни! Хлеба давай!» - орали тысячи глоток. Голоснули еще раз и приняли резолюцию — за свободу всех левых партий, политическую амнистию, выборы в новые Советы, против борьбы со спекуляцией.

Калинин кричал: «Ваши сыновья будут стыдиться вас! Они никогда не простят вам сегодняшний день, этот час: когда вы по собственной воле предали рабочий класс». Но уже не слушали Калинина.

В ночь с 1 на 2 марта мятежники арестовали руководителей Кронштадского Совета и около 600 коммунистов, в том числе и комиссара Балтфлота Кузьмина. Так первоклассная крепость, прикрывавшая подступы к Петрограду, оказалась в руках восставших.

Почему же восстали матросы, которые всегда были верной опорой революции? Порассуждайте.

Версия первая: может быть, им действительно не хватало хлеба?

Вот красноармейский паек зимы 1921 г.: 1,5-2 фунта хлеба (1 фунт - 400 г), четверть фунта мяса, четверть фунта рыбы, четверть - крупы, сахара - 60-80 г.

И все это на один день!

Питерский рабочий имел в 2 раза меньше, а в Москве за самый тяжелый физический труд рабочие получали в день 225 г хлеба, 7 г мяса или рыбы и 10 г сахара.

Версия вторая: может быть, моряки поддались на агитацию эсеров, анархистов и просто белогвардейцев?

Но почему же раньше матросы освистывали антибольшевистскую агитацию? Да и Калинин говорил «по собственной воле»; а накануне восстания начальник политотдела флота сообщал: «Влияние правых эсеров и меньшевиков ничтожно».

Версия третья: программные установки выработали матросы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!