СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока экосистемы и их сезонные явления

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактический проект урока биологии в 9 классе на тему Экосистемы и их сезонные явления"

Просмотр содержимого документа
«конспект урока экосистемы и их сезонные явления»


Дата: 27.10.2015

Предмет: Биология

Класс: 9-ый

Тема: «Экосистемы и их сезонные явления»

Тип урока – комбинированный

Ключевые компетенции/трансверсальные

  • Компетенции обучения/научиться учиться

  • Компетенции общения на родном языке

  • Компетенции деятельностно-стратегические

  • Компетенции самопознания и самореализации

  • Межличностные, моральные, гражданские компетенции

Специфические компетенции:

  • Компетенция использования в различных ситуациях общения базовых знаний из области биологии, связанных с жизненными процессами и явлениями, биологическими закономерностями и их ролью в выживании организмов;

  • Компетенция исследования биологических процессов с помощью оборудования;

  • Компетенция применения интерактивных техник накопления, регистрации, представления, интерпретации и презентации информации об организмах, процессах, биологических явлениях и связи между ними.

  • Компетенция по проектированию деятельности по охране биоразнообразия и экосистем.

Субкомпетенции:

  • Идентификация сезонных аспектов некоторых экосистем;

  • Устанавливание связей между условиями среды и сезонными биоритмами организмов.

  • Планирование действий по охране животных и растений в своей местности.

  • Привлечения внимания детей к возможности решения сложных экологических проблем и помочь в осознании ими необходимости личного посильного вклада каждого человека в сохранении окружающей среды.

Операциональные цели урока.

О1 – Создать условия для формирования у учащихся представлений о последствиях воздействий человека на окружающую среду.

О2 – Развить у учащихся чувство сопричастности к природе, личной ответственности за окружающую среду, развивать умение работать в группе.

О3 – Воспитывать ответственное отношение к природе.

О4 – Выявить сезонные изменения экосистемы леса;

О5 – Развить стойкое позитивное отношение к окружающему миру и негативного отношения к вредному воздействию человека на природу.

Методы проведения:

Фронтальная работа, работа в парах , работа с учебником, работа с рисунками, сравнение, анализ, рассуждение, комментирование, дидактические игры, упражнения, вопрос-ответ, поисково-продуктивный метод, демонстрация

Оборудование: учебник, рабочие тетради, карточки- задания для организации самостоятельной работы- конверты с разрезанными картинками, наглядные пособия – иллюстрации,



Этапы урока

Содержание урока

Методы проведения

Оценивание

Организационный момент

1 мин

Приветствие, фиксация отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку.

  • Чтоб природе другом стать,
    Тайны все её узнать,
    Все загадки разгадать,
    Научитесь наблюдать,
    Будем вместе развивать у себя внимательность,
    А поможет всё узнать наша любознательность.

- Я хочу вас спросить: Вы любите преодолевать трудности?

- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями сегодня на уроке.

- Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с приятными мыслями.

- Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы постараемся все вместе его исправить.

Фронтальная работа


Актуализация знаний

6 мин.

Урок хочется начать со слов одной песни, которую вы все знаете

-У природы нет плохой погоды, каждая погода благодать.

-Дождь ли снег, любое время года, надо благодарно принимать.

Действительно, любое время года неповторимо и прекрасно по-своему

нужно только уметь видеть, красоту нашей природы чувствовать ее ценить и беречь.

На прошлом уроке мы завершили изучение модуля «Разнообразие живой природы», успешно написали проверочную работу. Сегодня, начинаем постигать новые знания, но на основании ранее изученных в 7-8 классах. Для того чтобы узнать над каким модулем мы будем работать несколько уроков, я предлагаю вам игру Верно ли что…

1

Б

Верно ли что в тундре всего лишь 2 месяца лета

2

А

Верно ли что в тайге только 2 месяца зимы

3

И

Верно ли что грибы питают деревья

4

О

Верно ли что лиственный лес, это где растут деревья разных пород

5

Л

Верно ли что биотоп это живой компонент природы

6

Р

Верно ли что клест – еловик питается семенами хвойных растений

7

И

Верно ли что камнеломка цветёт под снегом

8

Г

Верно ли что удлинённый хобот пчелы это защита от хищников

9

Т

Верно ли что покровительственная окраска это подражание животных к окружающей среде

10

В

Верно ли что лисица является первичным консументом трофической цепи

11

М

Верно ли что у животных подземной экосистемы зрение слабо развито

12

Ы

Верно ли что пещера «Эмиль Раковицэ» является геологическим памятником

А чтобы узнать тему урока предлагаю вам работу с осколочной картиной

Работа с «Осколочной картиной»,

(зима, весна, лето, осень) (приложение)

У вас на партах конверты с разрезанными картинками.

В конвертах спряталась тема урока. Вам нужно сложить картинку и узнать о чём мы будем говорить на протяжении всего урока.

Вопрос- ответ,





















- Работа с осколочной картиной


Правильность ответов

Объявление темы и целей урока

2 мин.

Рассмотрите иллюстрации. Что вы видите? Обменяйтесь впечатлениями. Определите тему урока

Итак, тема урока: Экосистемы и их сезонные явления.

Запись темы в тетрадь


Ведение нового материала

26 мин.

Прежде чем начать изучение темы, предлагаю вам проследить рубрику «Вспомните» и ответить на вопросы.

Вступительная часть.

Жизнь – самое удивительное и замечательное явление природы. Она превратила когда-то пустынную и мрачную планету Земля в многоцветный и многозвучный мир. Как не счесть звёзд на небе, так же многочисленны обитатели Земли. Всюду кипит жизнь: и в знойных пустынях и в вечных снегах, на суше, в воде и в воздухе.

А мы на нашем необычном уроке поговорим о четырёх временах года, четырёх сезонных циклах, которые сменяются в лесу, ведь в каждом из них природа имеет свой облик, свою красоту.

Лес – не только для нашей забавы
В нём – деревья, ягоды, травы.
Птицы,
И прочие звери
Учёные тоже работают тут,
Лес они сообществом зовут.

Ребята, мы тоже сегодня будем маленькими учёными, понаблюдаем, расследуем, обсудим и поговорим о сезонных изменениях в лесу.

-Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно мысленно отправиться в лес, раскрыть тайны сезонных явлений, что мы сейчас и сделаем.

- А что такое сезонные явления? (ответы учащихся)

- А знаете ли вы, как называется наука, которая занимается именно сезонными изменениями? (читают определение из текста учебника)

Биологическая наука, которая занимается изучением сезонных изменений называется фенология.

А учёные называются – фенологи. Вот и мы сегодня попробуем быть в роли фенолога. Будем исследовать сезонные изменения в лиственном лесу.

Лиственные леса в Республике Молдова являются одной из наиболее разнообразных и удивительных экосистем с точки зрения флоры, фауны и пейзажа. Ни одна экосистема не изменяет так сильно свой облик на протяжении года, как лес, который переходит от фазы «голого, пустынного» биотопа – зимой, до изобилия биоразнообразия – в летнем сезоне.

Предлагает ученикам полюбоваться красотой Кодр Республики Молдова. (презентация) (приложение)

Итак, наше путешествие начинается.

Зима.

По ходу изучения, ученики составляют и заполняют таблицу.

Общая характеристика

Флора

Фауна

Лес становится холодным и пустынным. Растения отдыхают. В лесу остаются самые приспособленные животные.

-Листья деревьев и кустарников опадают, чтобы сэкономить воду.

- однолетние растения погибают, многолетние зимуют в виде луковиц, корневищ.

- некоторые животные меняют свой рацион (волк, ласка, белка, лисица).

- некоторые птицы мигрируют в тёплые края (соловей, горихвостка, дрозд, удод).

- мелкие животные впадают в спячку (земноводные, рептилии, ёж, барсук, соня).

- у насекомых наступает диапауза (бабочки, жуки, клопы).

Весна. Лето. Осень. Учитель предлагает учащимся работу в парах, прочитать информацию из учебника и в крации изложить перед классом.

Далее учитель организует работу по карточкам. Каждая пара получает задание.

1 пара – «Сезонные явления в жизни птиц»

• Что происходит с птицами весной, летом, осенью, зимой? Одинаково ли их поведение? (Ответ учащихся.)

Весна: образование пар, постройка гнезда, размножение.

Лето: обучение птенцов, линька, откормка.

Осень: отлет в теплые края.

Зима: пережидание неблагоприятных условий).

  • Одинаково ли птицы пережидают неблагоприятные условия? (Нет, некоторые улетают на юг, некоторые остаются)

  • Как вы думаете, что послужило основной причиной возникновения перелетов? (В связи с изменением климата в умеренных широтах в холодное время года появился недостаток корма.)

  • Что служит птицам сигналом для перелета? (Уменьшение продолжительности светового дня)

  • Что же делают птицы зимой, которые остались зимовать? (Птицы, которые остались - ищут корм и пытаются выжить.)

2 пара – «Сезонные явления в жизни животных»

  • Что происходит с животными весной, летом, осенью, зимой? Одинаково ли их поведение? (Ответ учащихся.) (В каждый период преимущес­твенное значение приобретает то или иное биологическое явление — спаривание, строительство убежищ, воспитание и уход за потомством, линька, миграции, запасание корма, зимняя спячка)

  • Одинаково ли животные пережидают неблагоприятные условия? (Нет, некоторые впадают в зимнюю спячку, летнее оцепенение, запасают корма, некоторые остаются)

  • Как вы думаете, что послужило основной причиной зимней спячки и летнего оцепенения? (пища становится малодоступн­ой и сохранение высокой активности обмена веществ невозможно, то звери впадают в спячку. Спячка — это состояние пониженной жизнедеятельности, способ пережить сезонные трудности)

  • Чем питаются в зимний период лисица, белка, заяц?(Лисица грызунами и падалью. Белки выживают за счёт запасов орехов и желудей, заготовленных с осени. Зайцы и косули потребляют побеги и кору деревьев.

  • Назовите приспособления к окружающей среде у животных?

  • (Покровительственная окраска, мимикрия)

3 пара – «Сезонные явления в жизни растений»

  • Какие изменения в жизни растений происходят на протяжении всего года? (весной – растения пробуждаются, распускают свои почки, цветут. Летом – растут в полном расцвете сил, плодоносят. Осенью листва опадает. Зимой деревья и кустарники находятся в покое, однолетние погибают, многолетние зимуют в стадии луковиц и корневищ)

  • Какую пользу приносит человеку лес? (красоту, еду, лекарства, жизнь)

  • Зачем лесу человек? (охрана, защита)


Предлагает ученикам выполнить упр.5 стр. 29


- Повторение ране изученного

- Демонстрация

Сравнение


- Чтение стихотворения


- анализ










Чтение информации из текста учебника


Вопрос-ответ







Чтение дополнительной информации



Составление и заполнение таблицы



Анализ рисунков,

Комментирование

Описание












Работа в парах

Работа по карточкам



Формулировка вывода

































Упражнение


Внимательность учащихся














Правильность ответов














Правильность ответов










Анализирование





















Формулировка вывода




Внимательность учеников





Правильность ответов

Высказывания учащихся


Закрепление нового материала

6 мин.



Игра «Назови правило». Рассмотрите внимательно и назовите правила, которые «зашифрованы» этими условными знаками. (приложение)

    1. Нельзя топтать растения.

    2. Нельзя рвать лекарственные растения.

    3. Нельзя рубить деревья

    4. Не рвите цветы.

    5. Не убивайте животных.

Сейчас обсудите и примете решения по одному из заболеваний

Что нужно сделать:

  1. Прописать пациенту по имени «ЛЕС» средство, которое поможет в решение этой проблемы, иначе говоря, что лично я могу сделать? (Приложение 5)

  2. Выбрать эмблему, которая поможет донести ваше видение решения проблемы?

  3. Сочинить девиз, который услышат все и он заставит помнить, что от нас многое зависит. (Приложение 6)

Поскольку на выполнение этого задания у вас всего 3 минуты распределите задания между собой, приготовьтесь их озвучить.

Через 3 минуты ученики озвучивают придуманные ими средства, показывают эмблемы, декламируют девиз (работы вывешиваются на доску).

Лес  – величайшее чудо и он у нас в селе один…

Я предлагаю вам составить синквейн по теме нашего урока со словом ЛЕС.

  1. Синквейн – это в переводе с английского пять строк: . (Приложение 7)

строка 1 – имя существительное,

строка 2 – 2 прилагательных,

строка 3 – 3 глагола,

строка 4 – фраза со смыслом,

строка 5 – резюме – одно главное слово по теме урока.

Пример:

Лес

прекрасный удивительный

охранять оберегать созидать

человек и лес единое целое

Природа


Учитель: Необходимо охранять природу. Давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи. Цвели цветы, летали бабочки. Пели птицы. И чтобы нам не стыдно было перед ними за себя и свои поступки.

Если вы сами будете помнить об этом и напоминать об этих правилах своим родным, близким и друзьям – вы будете молодцы! Хочется надеяться, что вы никогда не станете причиной гибели леса.



Работа в группе











Презентация работы











Составление синквейна











Формулировка вывода


Рассуждения учащихся


Правильность ответов

Высказывания учащихся



Итог урока/

Рефлексия.

  1. мин.

Вот и подошло к концу наше путешествие на этом уроке. Мы с Вами покидаем наш лес.

Рефлексия «Незаконченное предложение»


Да ребята, мы сегодня с вами говорили о сезонных изменения леса, работали по карточкам, отвечали на вопросы, и заслужили оценки.


Вы хорошо поработали, узнали много нового, делились друг с другом своими знаниями. Если вам понравился урок – поднимите руки вверх. Наш урок закончен и хочется пожелать вам, чтобы наше творческое сотрудничество продолжалось.

Незаконченное предложение








Высказывания учащихся

Домашнее задание

1 мин.

Выполнить упр.3 стр.29.

И ещё, у меня к вам будет маленькое домашнее задание, но которое вы должны делать ежедневно, исполняйте, пожалуйста, те самые рецепты, которые вы прописали нашему лесу.

Запись в дневниках













































1

Б

1

Б

1

Б

2

А

2

А

2

А

3

И

3

И

3

И

4

О

4

О

4

О

5

Л

5

Л

5

Л

6

Р

6

Р

6

Р

7

И

7

И

7

И

8

Г

8

Г

8

Г

9

Т

9

Т

9

Т

10

В

10

В

10

В

11

М

11

М

11

М

12

Ы

12

Ы

12

Ы













1

Б

Верно ли что в тундре всего лишь 2 месяца лета

2

А

Верно ли что в тайге только 2 месяца зимы

3

И

Верно ли что грибы питают деревья

4

О

Верно ли что лиственный лес, это где растут деревья разных пород

5

Л

Верно ли что биотоп это живой компонент природы

6

Р

Верно ли что клест–еловик питается семенами хвойных растений

7

И

Верно ли что камнеломка цветёт под снегом

8

Г

Верно ли что удлинённый хобот пчелы это защита от хищников

9

Т

Верно ли что покровительственная окраска это подражание животных к окружающей среде

10

В

Верно ли что лисица является первичным консументом трофической цепи

11

М

Верно ли что у животных подземной экосистемы зрение слабо развито

12

Ы

Верно ли что пещера «Эмиль Раковицэ» является геологическим памятником











Общая характеристика

Флора

Фауна

Общая характеристика

Флора

Фауна







Общая характеристика

Флора

Фауна

Общая характеристика

Флора

Фауна









«Сезонные явления в жизни птиц»



• Что происходит с птицами весной, летом, осенью, зимой? Одинаково ли их поведение?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  • Одинаково ли птицы пережидают неблагоприятные условия?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  • Как вы думаете, что послужило основной причиной возникновения перелетов?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  • Что служит птицам сигналом для перелета?

________________________________________________________________________________________________________________________________


  • Что же делают птицы зимой, которые остались зимовать?

________________________________________________________________________________________________________________________________





















«Сезонные явления в жизни животных»

  • Что происходит с животными весной, летом, осенью, зимой? Одинаково ли их поведение?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Одинаково ли животные пережидают неблагоприятные условия?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Как вы думаете, что послужило основной причиной зимней спячки и летнего оцепенения?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Чем питаются в зимний период лисица, белка, заяц?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Назовите приспособления к окружающей среде у животных?

________________________________________________________________________________________________________________________________









«Сезонные явления в жизни растений»



  • Какие изменения в жизни растений происходят на протяжении всего года?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Какую пользу приносит человеку лес?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Зачем лесу человек?

________________________________________________________________________________________________________________________________







РЕЦЕПТ



Диагноз: исчезновение лесов.

Средство лечения (что могу сделать я, для лечения этой болезни):

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приготовься озвучить свой рецепт!





ДЕВИЗ!

1.Составь девиз из предложенного перечня слов

ЛЕСОВ БЕЗ МЫ ЗАДОХНЕМСЯ

ОХРАНОЙ ДАВАЙ ИХ ЗАЙМЕМСЯ!

2.Запиши девиз:

_______________________________

_______________________________!

3.Выразительно прочитай девиз!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!