Актуализация знаний 6 мин. | Урок хочется начать со слов одной песни, которую вы все знаете -У природы нет плохой погоды, каждая погода благодать. -Дождь ли снег, любое время года, надо благодарно принимать. Действительно, любое время года неповторимо и прекрасно по-своему нужно только уметь видеть, красоту нашей природы чувствовать ее ценить и беречь. На прошлом уроке мы завершили изучение модуля «Разнообразие живой природы», успешно написали проверочную работу. Сегодня, начинаем постигать новые знания, но на основании ранее изученных в 7-8 классах. Для того чтобы узнать над каким модулем мы будем работать несколько уроков, я предлагаю вам игру Верно ли что… 1 | Б | Верно ли что в тундре всего лишь 2 месяца лета | 2 | А | Верно ли что в тайге только 2 месяца зимы | 3 | И | Верно ли что грибы питают деревья | 4 | О | Верно ли что лиственный лес, это где растут деревья разных пород | 5 | Л | Верно ли что биотоп это живой компонент природы | 6 | Р | Верно ли что клест – еловик питается семенами хвойных растений | 7 | И | Верно ли что камнеломка цветёт под снегом | 8 | Г | Верно ли что удлинённый хобот пчелы это защита от хищников | 9 | Т | Верно ли что покровительственная окраска это подражание животных к окружающей среде | 10 | В | Верно ли что лисица является первичным консументом трофической цепи | 11 | М | Верно ли что у животных подземной экосистемы зрение слабо развито | 12 | Ы | Верно ли что пещера «Эмиль Раковицэ» является геологическим памятником | А чтобы узнать тему урока предлагаю вам работу с осколочной картиной Работа с «Осколочной картиной», (зима, весна, лето, осень) (приложение) У вас на партах конверты с разрезанными картинками. В конвертах спряталась тема урока. Вам нужно сложить картинку и узнать о чём мы будем говорить на протяжении всего урока. | Вопрос- ответ, - Работа с осколочной картиной | Правильность ответов |
Ведение нового материала 26 мин. | Прежде чем начать изучение темы, предлагаю вам проследить рубрику «Вспомните» и ответить на вопросы. Вступительная часть. Жизнь – самое удивительное и замечательное явление природы. Она превратила когда-то пустынную и мрачную планету Земля в многоцветный и многозвучный мир. Как не счесть звёзд на небе, так же многочисленны обитатели Земли. Всюду кипит жизнь: и в знойных пустынях и в вечных снегах, на суше, в воде и в воздухе. А мы на нашем необычном уроке поговорим о четырёх временах года, четырёх сезонных циклах, которые сменяются в лесу, ведь в каждом из них природа имеет свой облик, свою красоту. Лес – не только для нашей забавы В нём – деревья, ягоды, травы. Птицы, И прочие звери Учёные тоже работают тут, Лес они сообществом зовут. Ребята, мы тоже сегодня будем маленькими учёными, понаблюдаем, расследуем, обсудим и поговорим о сезонных изменениях в лесу. -Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно мысленно отправиться в лес, раскрыть тайны сезонных явлений, что мы сейчас и сделаем. - А что такое сезонные явления? (ответы учащихся) - А знаете ли вы, как называется наука, которая занимается именно сезонными изменениями? (читают определение из текста учебника) Биологическая наука, которая занимается изучением сезонных изменений называется фенология. А учёные называются – фенологи. Вот и мы сегодня попробуем быть в роли фенолога. Будем исследовать сезонные изменения в лиственном лесу. Лиственные леса в Республике Молдова являются одной из наиболее разнообразных и удивительных экосистем с точки зрения флоры, фауны и пейзажа. Ни одна экосистема не изменяет так сильно свой облик на протяжении года, как лес, который переходит от фазы «голого, пустынного» биотопа – зимой, до изобилия биоразнообразия – в летнем сезоне. Предлагает ученикам полюбоваться красотой Кодр Республики Молдова. (презентация) (приложение) Итак, наше путешествие начинается. Зима. По ходу изучения, ученики составляют и заполняют таблицу. Общая характеристика | Флора | Фауна | Лес становится холодным и пустынным. Растения отдыхают. В лесу остаются самые приспособленные животные. | -Листья деревьев и кустарников опадают, чтобы сэкономить воду. - однолетние растения погибают, многолетние зимуют в виде луковиц, корневищ. | - некоторые животные меняют свой рацион (волк, ласка, белка, лисица). - некоторые птицы мигрируют в тёплые края (соловей, горихвостка, дрозд, удод). - мелкие животные впадают в спячку (земноводные, рептилии, ёж, барсук, соня). - у насекомых наступает диапауза (бабочки, жуки, клопы). | Весна. Лето. Осень. Учитель предлагает учащимся работу в парах, прочитать информацию из учебника и в крации изложить перед классом. Далее учитель организует работу по карточкам. Каждая пара получает задание. 1 пара – «Сезонные явления в жизни птиц» • Что происходит с птицами весной, летом, осенью, зимой? Одинаково ли их поведение? (Ответ учащихся.) Весна: образование пар, постройка гнезда, размножение. Лето: обучение птенцов, линька, откормка. Осень: отлет в теплые края. Зима: пережидание неблагоприятных условий). Одинаково ли птицы пережидают неблагоприятные условия? (Нет, некоторые улетают на юг, некоторые остаются) Как вы думаете, что послужило основной причиной возникновения перелетов? (В связи с изменением климата в умеренных широтах в холодное время года появился недостаток корма.) Что служит птицам сигналом для перелета? (Уменьшение продолжительности светового дня) Что же делают птицы зимой, которые остались зимовать? (Птицы, которые остались - ищут корм и пытаются выжить.) 2 пара – «Сезонные явления в жизни животных» Что происходит с животными весной, летом, осенью, зимой? Одинаково ли их поведение? (Ответ учащихся.) (В каждый период преимущественное значение приобретает то или иное биологическое явление — спаривание, строительство убежищ, воспитание и уход за потомством, линька, миграции, запасание корма, зимняя спячка) Одинаково ли животные пережидают неблагоприятные условия? (Нет, некоторые впадают в зимнюю спячку, летнее оцепенение, запасают корма, некоторые остаются) Как вы думаете, что послужило основной причиной зимней спячки и летнего оцепенения? (пища становится малодоступной и сохранение высокой активности обмена веществ невозможно, то звери впадают в спячку. Спячка — это состояние пониженной жизнедеятельности, способ пережить сезонные трудности) Чем питаются в зимний период лисица, белка, заяц?(Лисица грызунами и падалью. Белки выживают за счёт запасов орехов и желудей, заготовленных с осени. Зайцы и косули потребляют побеги и кору деревьев. Назовите приспособления к окружающей среде у животных? (Покровительственная окраска, мимикрия) 3 пара – «Сезонные явления в жизни растений» Какие изменения в жизни растений происходят на протяжении всего года? (весной – растения пробуждаются, распускают свои почки, цветут. Летом – растут в полном расцвете сил, плодоносят. Осенью листва опадает. Зимой деревья и кустарники находятся в покое, однолетние погибают, многолетние зимуют в стадии луковиц и корневищ) Какую пользу приносит человеку лес? (красоту, еду, лекарства, жизнь) Зачем лесу человек? (охрана, защита) Предлагает ученикам выполнить упр.5 стр. 29 | - Повторение ране изученного - Демонстрация Сравнение - Чтение стихотворения - анализ Чтение информации из текста учебника Вопрос-ответ Чтение дополнительной информации Составление и заполнение таблицы Анализ рисунков, Комментирование Описание Работа в парах Работа по карточкам Формулировка вывода Упражнение | Внимательность учащихся Правильность ответов Правильность ответов Анализирование Формулировка вывода Внимательность учеников Правильность ответов Высказывания учащихся |
Закрепление нового материала 6 мин. |
Игра «Назови правило». Рассмотрите внимательно и назовите правила, которые «зашифрованы» этими условными знаками. (приложение) Нельзя топтать растения. Нельзя рвать лекарственные растения. Нельзя рубить деревья Не рвите цветы. Не убивайте животных. Сейчас обсудите и примете решения по одному из заболеваний Что нужно сделать: Прописать пациенту по имени «ЛЕС» средство, которое поможет в решение этой проблемы, иначе говоря, что лично я могу сделать? (Приложение 5) Выбрать эмблему, которая поможет донести ваше видение решения проблемы? Сочинить девиз, который услышат все и он заставит помнить, что от нас многое зависит. (Приложение 6) Поскольку на выполнение этого задания у вас всего 3 минуты распределите задания между собой, приготовьтесь их озвучить. Через 3 минуты ученики озвучивают придуманные ими средства, показывают эмблемы, декламируют девиз (работы вывешиваются на доску). Лес – величайшее чудо и он у нас в селе один… Я предлагаю вам составить синквейн по теме нашего урока со словом ЛЕС. Синквейн – это в переводе с английского пять строк: . (Приложение 7) строка 1 – имя существительное, строка 2 – 2 прилагательных, строка 3 – 3 глагола, строка 4 – фраза со смыслом, строка 5 – резюме – одно главное слово по теме урока. Пример: Лес прекрасный удивительный охранять оберегать созидать человек и лес единое целое Природа Учитель: Необходимо охранять природу. Давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи. Цвели цветы, летали бабочки. Пели птицы. И чтобы нам не стыдно было перед ними за себя и свои поступки. Если вы сами будете помнить об этом и напоминать об этих правилах своим родным, близким и друзьям – вы будете молодцы! Хочется надеяться, что вы никогда не станете причиной гибели леса.
| Работа в группе Презентация работы Составление синквейна Формулировка вывода | Рассуждения учащихся Правильность ответов Высказывания учащихся |