СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока физики в 9 классе, составленный по методике КЛУС (КЛючевых Учебных Ситуаций)

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового числа»

Учебный раздел курса физики 9-го класса: Атомная физика

Глава учебника: Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер

Используемая технология: Методика  КЛУС ( КЛючевых Учебных Ситуаций), автор методики Анофрикова С.В.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока физики в 9 классе, составленный по методике КЛУС (КЛючевых Учебных Ситуаций)»


Конспект урока физики в 9 классе, составленный по методике КЛУС (КЛючевых Учебных Ситуаций)

Тема урока: «Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового числа»


Автор: Нечаева Ольга Глебовна, учитель физики МБОУ «Слободская школа им.Г.Н. Пономарёва» Грязовецкого района Вологодской области


Учебный раздел курса физики 9-го класса: Атомная физика


Глава учебника: Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер


Тема урока: Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового числа.


Используемая технология: Методика КЛУС ( КЛючевых Учебных Ситуаций), автор методики Анофрикова С.В.


Цели урока:

Образовательные:

  1. рассмотреть протонно-нейтронную модель строения ядра атома

  2. повторить с обучающимися понятия «массовое число», «зарядовое число», закон сохранения массового и зарядового числа

  3. объяснить ученикам, в чём заключается физический смысл массового и зарядового чисел

  4. познакомить их с понятиями «нуклоны», «изотоп»

  5. отработать у учащихся навык определения неизвестного элемента в ядерных реакциях

Развивающие:

  1. способствовать развитию у учащихся физического чутья и математической грамотности

  2. способствовать развитию коммуникативных качеств

  3. способствовать расширению кругозора учащихся в области атомной и ядерной физики

Воспитательные:

  1. способствовать воспитанию у школьников чувства уважения к учёным нашей и других стран, внесших вклад в развитие атомной и ядерной физики

  2. способствовать воспитанию у обучающихся толерантности к окружающим людям





Ход урока:


Название ключевой ситуации

Этап урока и его продолжительность и цель

Действия учителя

Действия учащихся

Постановка цели









































1.Целеполагание (2мин)

Цель: подготовить учащихся к восприятию информации, навести их на то, чтобы они смогли сформулировать тему и задачи урока самостоятельно

Подводит учащихся к формулировке темы и цели урока (Тема первоначально на доске не указывается, появляется после того как её сформулируют дети, можно на экране).

Отвечая на вопросы учителя, пытаются сформулировать тему и цель урока. Вносят предложения о работе, которую необходимо выполнить на уроке.

Учитель: На сегодняшний день в разделе «Атомная физика» нам уже известна модель строения атома. Как называется эта модель и кем она открыта?


Ученик: Планетарная модель атома, открытая Резерфордом (в центре атома положительно заряженное ядро, вокруг ядра движутся по орбитам отрицательно заряженные электроны)

Учитель: Учёные Резерфорд и Чедвик открыли неизвестные частицы. Эти открытия подтвердили, что ядро атома имеет сложный состав. Какие частицы были открыты и в состав чего они входят?

Ученики: Резерфорд открыл протон, а Чедвик – нейтрон. Обе частицы входят в состав атомного ядра.



Учитель: располагая такими сведениями, о какой ещё модели (или о модели чего) можно теперь говорить?



Ученики: Можно рассмотреть модель строения атомного ядра. И зная, что в состав ядра входят протоны и нейтроны, можно назвать её протонно-нейтронной.

Учитель: Вы ребята сейчас сформулировали тему нашего сегодняшнего урока «Протонно-нейтронная модель ядра атома» (ПНМЯ). Запишите её в тетрадь.

Ученики: Записывают тему урока в тетрадь




Учитель: Как вы думаете, какова же будет наша задача на урок?


Ученики: узнать, кто открыл модель ядра, какие характеристики имеет ядро, где эта модель была применима

Массовое и зарядовое числа и закон их сохранения. Определение неизвестного элемента в ядерной реакции

2.Активизация мыслительной деятельности

(7 мин)

Цель: Настроить учащихся на быструю и активную работу на уроке


Предлагает учащимся ряд заданий для устного счёта (каждому ученику выдаётся раздаточный материал и бланк ответов, необходимый для самопроверки). 2 варианта

Задание: а) определить по записи у предлагаемых химических элементов массовое и зарядовое число 1327Al, 2040Ca, 47108Ag; б) проверить в каких уравнениях выполняется закон сохранения массы и заряда: 714N + 24He →816O + 11H


36Li + 11H → 24He + 23He


36Li + 24He → 511B+01 n


Два ученика в это время работают у доски. Их задание: найти неизвестный элемент в уравнении ядерной реакции.

1) 1327Al + 01 n → ? +24He


2555Mn + ? → 2655Fe +01 n


2) 6 12 C + 11H → 6 13 C + ?


? + 11H → 1122Na + 24He


-Заполняют бланки ответов. Производят самопроверку. Объясняют чему равно массовое число, зарядовое число.

-Решают уравнения у доски. По окончании работы производят комментирование решения уравнений, формулируют закон сохранения массового и зарядового числа

Протонно-нейтронная модель ядра атома. Физический смысл массового числа и зарядового

числа

3.Изучение нового материала

(23 мин)

Цель Части 1: познакомить учащихся с новыми понятиями и их физическим смыслом

Цель Части 2:

способствовать закреплению навыка работы с текстом (задания ОГЭ)




Часть 1:

Учитель: На сегодняшнем уроке нам необходимо, как вы сами заметили, узнать, кому же принадлежит открытие модели атомного ядра. Сообщение об этом историческом событии нам подготовила ученица…… Выслушаем её.



Ученица представляет рассказ об учёных Д.Д. Иваненко и В. Гейзенберге и предложенной ими протонно-нейтронной модели строения ядра.

Остальные учащиеся делают краткие записи в своих тетрадях (для записи в тетрадь - это называется историческая справка)

(4 мин)

Учитель: При введении протонно-нейтронной модели ядра появился новый термин – «нуклоны», так называют частицы, входящие в состав ядра, т.е. и протоны, и нейтроны. Используя этот термин, можно сказать, что ядра состоят из нуклонов.

Ученики: делают записи в тетради (1мин)







Учитель: выполните следующее задание: соберите с помощью цветных кружков модель атома бора на плоскости стола (белые кружки малого размера со знаком «-» – электроны, белые кружки большего размера со знаком «+»– протоны, голубые кружки, такого же размера как предыдущие – нейтроны)

Ученики собирают модель атома бора. Пользуясь таблицей Д.И. Менделеева, определяют число электронов, протонов, нейтронов, нуклонов. По просьбе учителя комментируют (3мин).




Учитель: А теперь поговорим

о характеристиках ядра (это второй пункт в плане нашей работы на уроке). Мы в начале урока повторили понятия массового и зарядового числа, они будут нам сейчас необходимы, так как они и являются главными характеристиками ядра, но важно уловить физический смысл этих понятий.

Заполним таблицу:


Массовое число

Зарядовое число

Определение

Общее число нуклонов


Число протонов

Физический смысл

Масса ядра (протонов и нейтронов вместе) в а.е.м. . округл. до целых

Заряд ядра в э.э.з.

(=порядко-вому номеру)


Запись

Вверху перед Х.Э.

Внизу

перед Х.Э.

Обозначение

А

Z



Например, для ядра атома железа2656Fe (А=56. Всего нуклонов – 56, Z=26)

Общий вид записи ядра Х.Э. – ZAX (где Х – символ Х.Э. (химического элемента))

Формула для массового числа: А= Z+N (где N-число нейтронов)= N=А- Z

Значит для ядра атома железа N=56-26 =30

Учитель: выполните следующее задание в парах: определите число протонов, массовое число и число нейтронов, сделайте соответствующие записи в тетради:

А) по записи: у ядер атомов бериллия 49Be; калия1939К

Б) по таблице Д.И. Менделеева: у ядер атомов азота, титана

(Можно 2 человека пригласить выполнять это задание за доской, им же предложить прокомментировать ход своего решения, после того как все справятся с заданием)


Ученики по ходу рассказа учителя отвечают на вопросы и заполняют таблицу (4мин)





































Ученики записывают образцы в тетрадь

(1мин)









Ученики выполняют самостоятельно (можно посоветоваться в парах) с последующей самопроверкой и комментированием с места по просьбе учителя

Ответы спроецировать на экран:

А) 1. Z=4, A=9, N=5; 2. Z=19, A=39, N=20

Б) 1. Z=7, A=14, N=7; 2. Z=22, A=48, N=26


(3мин)

Часть 2:

Учитель: Где же пригодилась протонно-нейтронная модель ядра? Об этом мы узнаем с вами, поработав с текстом. (Каждому выдаётся распечатка текста. Можно воспользоваться текстом учебника – 5 последних абзацев параграфа)

После того как вы прочтёте текст, ответьте в тетради на 3 следующих вопроса:

1. Почему ядра одного и того же химического элемента, имеющие разные массы назвали изотопами?

2. Как с точки зрения протонно-нейтронной модели ядра объясняется существование ядер с одинаковыми зарядами и различными массами?

3.Объясните почему ядро урана 92 235U относится к изотопам? Сколько в нём нуклонов, протонов и нейтронов?


Ученики знакомятся с текстом (2 мин)

Отвечают письменно на предложенные вопросы (3мин)

Озвучивают полученные ответы (2мин)

Строение атома.

Состав ядра атома. Запись уравнений ядерной реакции

4.Первичная проверка (10 мин)

Цель: Провести первичную проверку знаний учащихся, чтобы выявить пробелы в знаниях.



















































Учитель: для закрепления и проверки изученного материала вам предлагается выполнить тестовую работу (на 2 варианта, можно больше вариантов), включающую в себя 5 заданий: 3 задания с выбором ответа, 1 задание с кратким ответом, 1 задание с развёрнутым ответом:

Вариант№1

1. На рисунке изображены схемы четырёх атомов, на которых показаны ядро (серый круг) и электронные орбиты с электронами на них (чёрные точки). Нейтральному атому 513В соответствует схема









2. Ядро атома состоит из

А. нейтронов и электронов

Б. протонов и нейтронов

В. Протонов и электронов

Г. Нейтронов

3. Сколько протонов содержится в ядре 92238U

А. 92; Б. 146; В. 238; Г. 330

4. Установите соответствие между фамилиями учёных и открытиями

А. Эрнест Резерфорд

Б. Анри Беккерель

В. Джеймс Чедвик


1. Открытие явления радиоактивности

2. Открытие нейтрона

3. Открытие протона



5.Элемент менделевий был получен при облучении эйнштейния альфа-частицами с выделением нейтрона. Напишите уравнение ядерной реакции.

А

Б

В




Ученики: выполняют предложенный тест на бланках ответов и сдают на проверку учителю



  1. Подведение итогов урока

(3 мин)





Учитель:

- запишите Д/З: парагр. 71, Упр. 53 (2,3;

4-5*) ( записано на доске или на слайде)

- поставьте оценки за успешную работу на уроке,,,,,,,,,,,( указываются ученики и их оценки)

- давайте вспомним, пожалуйста, какие вопросы мы сегодня на уроке рассмотрели


Ученики записывают Д/З в дневник, выставляют оценки. Называют понятия, изученные на уроке



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!