Название ключевой ситуации | Этап урока и его продолжительность и цель | Действия учителя | Действия учащихся |
Постановка цели | 1.Целеполагание (2мин) Цель: подготовить учащихся к восприятию информации, навести их на то, чтобы они смогли сформулировать тему и задачи урока самостоятельно | Подводит учащихся к формулировке темы и цели урока (Тема первоначально на доске не указывается, появляется после того как её сформулируют дети, можно на экране). | Отвечая на вопросы учителя, пытаются сформулировать тему и цель урока. Вносят предложения о работе, которую необходимо выполнить на уроке. |
Учитель: На сегодняшний день в разделе «Атомная физика» нам уже известна модель строения атома. Как называется эта модель и кем она открыта? | Ученик: Планетарная модель атома, открытая Резерфордом (в центре атома положительно заряженное ядро, вокруг ядра движутся по орбитам отрицательно заряженные электроны) |
Учитель: Учёные Резерфорд и Чедвик открыли неизвестные частицы. Эти открытия подтвердили, что ядро атома имеет сложный состав. Какие частицы были открыты и в состав чего они входят? | Ученики: Резерфорд открыл протон, а Чедвик – нейтрон. Обе частицы входят в состав атомного ядра. |
Учитель: располагая такими сведениями, о какой ещё модели (или о модели чего) можно теперь говорить? | Ученики: Можно рассмотреть модель строения атомного ядра. И зная, что в состав ядра входят протоны и нейтроны, можно назвать её протонно-нейтронной. |
Учитель: Вы ребята сейчас сформулировали тему нашего сегодняшнего урока «Протонно-нейтронная модель ядра атома» (ПНМЯ). Запишите её в тетрадь. | Ученики: Записывают тему урока в тетрадь |
Учитель: Как вы думаете, какова же будет наша задача на урок? | Ученики: узнать, кто открыл модель ядра, какие характеристики имеет ядро, где эта модель была применима |
Массовое и зарядовое числа и закон их сохранения. Определение неизвестного элемента в ядерной реакции | 2.Активизация мыслительной деятельности (7 мин) Цель: Настроить учащихся на быструю и активную работу на уроке | Предлагает учащимся ряд заданий для устного счёта (каждому ученику выдаётся раздаточный материал и бланк ответов, необходимый для самопроверки). 2 варианта Задание: а) определить по записи у предлагаемых химических элементов массовое и зарядовое число 1327Al, 2040Ca, 47108Ag; б) проверить в каких уравнениях выполняется закон сохранения массы и заряда: 714N + 24He →816O + 11H 36Li + 11H → 24He + 23He 36Li + 24He → 511B+01 n Два ученика в это время работают у доски. Их задание: найти неизвестный элемент в уравнении ядерной реакции. 1) 1327Al + 01 n → ? +24He 2555Mn + ? → 2655Fe +01 n 2) 6 12 C + 11H → 6 13 C + ? ? + 11H → 1122Na + 24He | -Заполняют бланки ответов. Производят самопроверку. Объясняют чему равно массовое число, зарядовое число. -Решают уравнения у доски. По окончании работы производят комментирование решения уравнений, формулируют закон сохранения массового и зарядового числа |
Протонно-нейтронная модель ядра атома. Физический смысл массового числа и зарядового числа | 3.Изучение нового материала (23 мин) Цель Части 1: познакомить учащихся с новыми понятиями и их физическим смыслом Цель Части 2: способствовать закреплению навыка работы с текстом (задания ОГЭ)
| Часть 1: Учитель: На сегодняшнем уроке нам необходимо, как вы сами заметили, узнать, кому же принадлежит открытие модели атомного ядра. Сообщение об этом историческом событии нам подготовила ученица…… Выслушаем её. | Ученица представляет рассказ об учёных Д.Д. Иваненко и В. Гейзенберге и предложенной ими протонно-нейтронной модели строения ядра. Остальные учащиеся делают краткие записи в своих тетрадях (для записи в тетрадь - это называется историческая справка) (4 мин) |
Учитель: При введении протонно-нейтронной модели ядра появился новый термин – «нуклоны», так называют частицы, входящие в состав ядра, т.е. и протоны, и нейтроны. Используя этот термин, можно сказать, что ядра состоят из нуклонов. | Ученики: делают записи в тетради (1мин) |
Учитель: выполните следующее задание: соберите с помощью цветных кружков модель атома бора на плоскости стола (белые кружки малого размера со знаком «-» – электроны, белые кружки большего размера со знаком «+»– протоны, голубые кружки, такого же размера как предыдущие – нейтроны) | Ученики собирают модель атома бора. Пользуясь таблицей Д.И. Менделеева, определяют число электронов, протонов, нейтронов, нуклонов. По просьбе учителя комментируют (3мин). |
Учитель: А теперь поговорим о характеристиках ядра (это второй пункт в плане нашей работы на уроке). Мы в начале урока повторили понятия массового и зарядового числа, они будут нам сейчас необходимы, так как они и являются главными характеристиками ядра, но важно уловить физический смысл этих понятий. Заполним таблицу: | Массовое число | Зарядовое число | Определение | Общее число нуклонов | Число протонов | Физический смысл | Масса ядра (протонов и нейтронов вместе) в а.е.м. . округл. до целых | Заряд ядра в э.э.з. (=порядко-вому номеру) | Запись | Вверху перед Х.Э. | Внизу перед Х.Э. | Обозначение | А | Z | Например, для ядра атома железа2656Fe (А=56. Всего нуклонов – 56, Z=26) Общий вид записи ядра Х.Э. – ZAX (где Х – символ Х.Э. (химического элемента)) Формула для массового числа: А= Z+N (где N-число нейтронов)= N=А- Z Значит для ядра атома железа N=56-26 =30 Учитель: выполните следующее задание в парах: определите число протонов, массовое число и число нейтронов, сделайте соответствующие записи в тетради: А) по записи: у ядер атомов бериллия 49Be; калия1939К Б) по таблице Д.И. Менделеева: у ядер атомов азота, титана (Можно 2 человека пригласить выполнять это задание за доской, им же предложить прокомментировать ход своего решения, после того как все справятся с заданием) | Ученики по ходу рассказа учителя отвечают на вопросы и заполняют таблицу (4мин) Ученики записывают образцы в тетрадь (1мин) Ученики выполняют самостоятельно (можно посоветоваться в парах) с последующей самопроверкой и комментированием с места по просьбе учителя Ответы спроецировать на экран: А) 1. Z=4, A=9, N=5; 2. Z=19, A=39, N=20 Б) 1. Z=7, A=14, N=7; 2. Z=22, A=48, N=26 (3мин) |
Часть 2: Учитель: Где же пригодилась протонно-нейтронная модель ядра? Об этом мы узнаем с вами, поработав с текстом. (Каждому выдаётся распечатка текста. Можно воспользоваться текстом учебника – 5 последних абзацев параграфа) После того как вы прочтёте текст, ответьте в тетради на 3 следующих вопроса: 1. Почему ядра одного и того же химического элемента, имеющие разные массы назвали изотопами? 2. Как с точки зрения протонно-нейтронной модели ядра объясняется существование ядер с одинаковыми зарядами и различными массами? 3.Объясните почему ядро урана 92 235U относится к изотопам? Сколько в нём нуклонов, протонов и нейтронов? | Ученики знакомятся с текстом (2 мин) Отвечают письменно на предложенные вопросы (3мин) Озвучивают полученные ответы (2мин) |
Строение атома. Состав ядра атома. Запись уравнений ядерной реакции | 4.Первичная проверка (10 мин) Цель: Провести первичную проверку знаний учащихся, чтобы выявить пробелы в знаниях.
| Учитель: для закрепления и проверки изученного материала вам предлагается выполнить тестовую работу (на 2 варианта, можно больше вариантов), включающую в себя 5 заданий: 3 задания с выбором ответа, 1 задание с кратким ответом, 1 задание с развёрнутым ответом: Вариант№1 1. На рисунке изображены схемы четырёх атомов, на которых показаны ядро (серый круг) и электронные орбиты с электронами на них (чёрные точки). Нейтральному атому 513В соответствует схема ![](https://fhd.multiurok.ru/c/a/f/caf1ee1d0d9001ff5f586b56c97c8c129481ffde/konspiekt-uroka-fiziki-v-9-klassie-sostavliennyi-p_1.jpeg) 2. Ядро атома состоит из А. нейтронов и электронов Б. протонов и нейтронов В. Протонов и электронов Г. Нейтронов 3. Сколько протонов содержится в ядре 92238U А. 92; Б. 146; В. 238; Г. 330 4. Установите соответствие между фамилиями учёных и открытиями А. Эрнест Резерфорд Б. Анри Беккерель В. Джеймс Чедвик 1. Открытие явления радиоактивности 2. Открытие нейтрона 3. Открытие протона 5.Элемент менделевий был получен при облучении эйнштейния альфа-частицами с выделением нейтрона. Напишите уравнение ядерной реакции. | Ученики: выполняют предложенный тест на бланках ответов и сдают на проверку учителю |
| Подведение итогов урока (3 мин) | Учитель: - запишите Д/З: парагр. 71, Упр. 53 (2,3; 4-5*) ( записано на доске или на слайде) - поставьте оценки за успешную работу на уроке,,,,,,,,,,,( указываются ученики и их оценки) - давайте вспомним, пожалуйста, какие вопросы мы сегодня на уроке рассмотрели | Ученики записывают Д/З в дневник, выставляют оценки. Называют понятия, изученные на уроке |