Конспект урока географии в 8 классе подготовила учитель МБОУ « Погромская СОШ» Дворниченко Елена Анатольевна.
Тема урока: Почвы.
Цель урока:
Образовательная- формирование представления о составе и свойствах почвы.
Развивающая- Создать условия для развития внимания, логического мышления, диалогической монологической речи, умения сравнивать и делать выводы. Развивать умения работать с текстами и схемами, выявлять причинно- следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведенных опытов, развивать познавательный интерес.
Воспитательная- воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской работе, любовь к природе, родному краю.
Оборудование урока: этикетки с надписью ( ядро, мантия, земная кора, магматические, метаморфические, минералы, выветривание: лаборатория №1, лаборатория №2, лаборатория №3, Посылка с письмом, коллекция почв. Материалы и приборы для опытов.
Ход урока:
Организационный момент
Прозвенел сейчас звонок, начинаем наш урок.
Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и скажите « Я сейчас нахожусь на уроке, буду работать хорошо, правильно отвечать, а обо всем другом я думать не буду, а подумаю потом. Договорились? И тогда я уверена, что каждый из вас уйдет с урока с новыми знаниями и хорошим настроением.
Проверка домашнего задания:
Ребята, прежде чем проверить домашнее проведем учебную разминку- словарную работу. Я буду давать определение термина, а вы должны узнать, что он обозначает и снять эту этикетку на доске.
(Учитель дает определение понятию, дети снимают этикетку, которая прикреплена на доске).
- самая верхняя, твердая оболочка Земли называется… ( земная кора)
-горные породы, которые образовались из магмы ( магматические)
-горные породы, которые преобразовались одна в другую называются ( метаморфическими)
- тела природы, которые возникли в результате естественных процессов, происходящих в земной коре называются ( минералами)
- медленное разрушение горных пород под действием солнца, воды, ветра, живых организмов называется ( выветриванием)
А сейчас ребята будьте еще внимательнее. Я называю определения, но могу ошибаться. А вы поднимаете красные карточки если я говорю неправильно. Итак «Правильно- неправильно».
- почва- это верхний плодородный слой Земли, на котором растут растения ( правильно)
-почва обеспечивает растения только водой ( красная карточка)
-в почве живут невидимые простым глазом микроорганизмы ( правильно)
- почвы бывают структурные и бесструктурные( правильно).
- более плодородные почвы бесструктурные ( красная карточка)
- саамы плодородные почвы подзолистые ( красная карточка).
Молодцы, я так и думала, что на все вопросы вы правильно ответите. Вот теперь можно проверять домашнее задание.
Два ученика работают по карточкам.
У доски выполняет задание 1 ученик.
Устный, фронтальный опрос:
- рассказать используя таблицу как образуется почва.
- рассказать используя таблицу из каких слоев состоит почва?
- Какими свойствами обладает почва?
(Собираю карточки, проверяю выполнении задания у доски. Подвожу итоги проверки домашнего задания.)
Ребята, посмотрите я получила посылку для вашего класса. Давайте посмотрим от кого она. Так, из Москвы оказывается, из исследовательского института. А что же в ней лежит? ( Открываю посылку и достаю в коробочке почву). Ребята, посмотрите, что нам прислал исследовательский институт? ( почву). Правильно, почву. А что же они вам пишут? Давайте я вам его прочитаю ( читаю: Уважаемые пятиклассники! Институт исследования города Москвы просит вас помочь нам провести исследование, раскрыть 2 тайны почвы: первая тайна- исследовать состав почвы, вторая- исследовать свойства почвы. Выводы, которые вы сделаете на уроке пришлите пожалуйста нам. С уважением московский исследовательский институт).Ребята, поможем исследовательскому институту? ( ответы детей)
Конечно я и не сомневалась в том, что вы согласитесь помочь. Тогда приступаем к работе. Скажите, а вы любите раскрывать тайны? ( ответ). Почва имеет много тайн. Сегодня на уроке нам поручили раскрыть 2 тайны почвы: узнать состав почвы и ее свойства. Как же будет называться тема сегодняшнего урока? ( ответ)
1 слайд: тема урока « Состав и свойства почвы».
Ребята, а какие цели мы сегодня на уроке поставим? ( узнать какой состав имеет почва и какие свойства).
Запись темы урока в тетрадь.
Сегодня на уроке вы буде не просто ученики, а исследователи. Ребята, а вы знаете кто такие исследователи и чем они занимаются? ( ответы детей)
Многие тайны природы помогли раскрыть человеку опыты. Поэтому, раскрывая тайны, мы будем проводить опыты. Представьте себе, что вы работаете в исследовательской лаборатории.
Слайд 2 « Исследовательская лаборатория. Правила работы в лаборатории.) Давайте познакомимся с правилами работы в лаборатории:
- будь вежлив с товарищами.
- умей выслушать мнения других.
- умей доказывать свое мнение
- умейте приходить к единому мнению
- выбирай представителя для ответа от своей лаборатории
Задай вопросы, если что не понял.
Итак, ребята сегодня на уроке у нас работаю 4 исследовательских лаборатории (Дети сидят по группам. На столах стоят этикетки с названием лабораторий: лаборатория №1, лаборатория №2, лаборатория №3). Раздаю задания лабораториям.
Задание лаборатории №1 « Возьмите листок бумаги, положите на одну половинку листа немного почвы и сильно сожмите другой половинкой листа. Раскроем листок. Что вы наблюдали на второй половинке листа? Выводы запишите в тетрадь.
Вывод: когда мы взяли кусочек почвы, положили ее на листок бумаги, прижали другим концом бумаги, раскрыли, мы увидели, что на второй половинке листа осталось…….( влажное пятно). (Значит в почве есть вода).
Ключевые слова: влажное пятно, вода в стакане стала мутной, идут пузырьки, глина, остатки растений, песок, песчинки и глина.
Задание лаборатории №2 «В стакан с водой опустите комочек почвы. Что вы наблюдаете на поверхности воды? Выводы запишите в тетрадь.
Вывод: когда мы опустили в стакан с водой кусочек почвы, то мы наблюдали на поверхности воды …. ( появились пузыри), значит в почве содержится… ( воздух).
Ключевые слова: влажное пятно, вода в стакане стала мутной, идут пузырьки, глина, остатки растений, песок, песчинки и глина.
Задание лаборатории №3 « В стакан с водой опустите комочек почвы. Размешайте палочкой. Немного подождите. Что вы наблюдали на дне стакана? Выводы запишите в тетрадь.
Выводы: когда мы опустили в стакан с водой кусочек почвы, размешали, то мы заметили, что на дно быстро осел осадок, это был…. ( песок), значит в почве содержится …. ( песок), а сверху осели мелкие частички, это… ( глина), значит в почве есть глина.
Ключевые слова: влажное пятно, вода в стакане стала мутной, идут пузырьки, глина, остатки растений, песок, песчинки и глина.
Задание лаборатории №4 « В стакан с водой опустите комочек почвы. Размешайте палочкой. Немного подождите. Что вы наблюдали на поверхности воды? Выводы запишите в тетрадь.
Выводы: когда мы опустили в стакан с водой кусочек почвы, размешали, то мы наблюдали, что на поверхности воды плавали мелкие частицы… (растений), значит в почве содержатся остатки …..(растений).
Ключевые слова: влажное пятно, вода в стакане стала мутной, идут пузырьки, глина, остатки растений, песок, песчинки и глина.
Выступление групп.
Подведение итога урока.
Домашнее задание: выучить термины.