СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Горючие полезные ископаемые, их использование. Альтернативные источники энергии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока окружающего мира на тему "Горючие полезные ископаемые, их использование. Альтернативные источники энергии"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Горючие полезные ископаемые, их использование. Альтернативные источники энергии"»

ФИО студента: Пляскина Ольга Павловна

Программа (УМК): «Гармония»

Дата проведения урока: 30 ноября 2017 года.

Дисциплина: Окружающий мир.

Тема урока: Горючие полезные ископаемые, их использование. Альтернативные источники энергии.

Цель урока: Формирование познавательного интереса обучающихся к современным экологическим проблемам через их включение в активную творческую деятельность по решению проблемы поиска альтернативных источников энергии.

Задачи урока:

  1. Обучающая: сформировать представление обучающихся о перспективах использования искусственных материалов и альтернативных (восполняемых) источников энергии;

  2. Развивающая: продолжить развитие общеучебных умений и навыков:

  • готовить рабочее место и школьные принадлежности к выполнению работ;

  • ставить проблему, обсуждать с одноклассниками способы её решения;

  • выбирать нужную информацию из учебного и художественного текста, иллюстраций, представлять её с использованием знаково-символических средств.

  1. Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к богатствам земных недр и изделиям из них, интерес к профессии эколога.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;

  • принятие и освоение социальной роли;

  • формирование принимаемой обществом системы ценностей.

Предметные:

  • формировать умение наблюдать за природой;

  • формировать и развивать образовательные компетенции обучающихся;

Познавательные действия:

  • развивать у школьников познавательную активность и творческие способности;

  • знакомить школьников с методами и приемами научного поиска;

  • учить анализировать, систематизировать информацию, выявлять и формулировать проблемы.

Коммуникативные действия:

  • способствовать овладению обучающимися искусством дискуссии;

  • содействовать формированию гражданской позиции обучающихся.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Методы: объяснительно – иллюстративные, словесные.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: учебник О.Т.Поглазовой "Окружающий мир" 4 класс 1 часть.



Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель:

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке.

Глазки шире открываем,

Слушаем и запоминаем.

Ни минуты не теряем.

  1. АОЗ.

На доске модели карточек с нарисованными знаками полезных ископаемых 

  • бурый уголь - железная руда; 

  • фосфориты – медная руда;

  • золото;

  • асбест;

Учитель: Ребята, что обозначают эти знаки? 

Дети: Эти знаки обозначают полезные ископаемые. 

Учитель: Для чего используют эти знаки?

Дети: Эти знаки используют для обозначения месторождений полезных ископаемых на карте. 

Учитель: Что мы называем полезными ископаемыми? 

Дети: Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности, называют полезными ископаемыми.

Учитель: Все полезные ископаемые, залегающие в недрах земли, делятся на 2 большие группы: рудные и нерудные. Какие рудные полезные ископаемые вы знаете? 

Дети: Железная руда.

Учитель: А нерудные полезные ископаемые еще делятся на 2 подгруппы: строительные и горючие. Какие группы полезных ископаемых мы уже изучили? 

Дети: Мы изучили рудные полезные ископаемые.

Учитель: В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе? 

Дети: В твердом – гранит, в жидком – нефть, в газообразном – природный газ. 

  1. Постановка темы урока.

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему горючие полезные ископаемые так называют?

Дети: Ископаемые - потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются 
человеком от её каменной оболочки. 

Полезные - потому что служат человеку, то есть по его воле 
превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

Учитель: Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Дети: Горючие полезные ископаемые.

  1. Работа по теме урока.

Учитель: Ребята, сейчас я предлагаю вам прочесть текст на странице 94 до слов «Каменный уголь» и заполнять таблицу в ТПО на стр. 37. Откройте тетради.

Дети выполняют.

Учитель: Теперь выполним то же самое с «каменным углем».

Дети выполняют.

Учитель: Читаем дальше, устно выделяя главное.

  1. Беседа по прочитанному.

Учитель: В каких местностях следует искать торф?

Дети: В болотистых.

Учитель: Какое полезное ископаемое в старину называли «греческий огонь»?

Дети: Нефть.

Учитель: Какой вред природе наносит разлившаяся нефть, угольный карьер, осушение торфяных болот?

Дети отвечают.

  1. Физкультминутка.

Отдых наш-физкультминутка,
Занимай свои места.
Раз присели, два-привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой- встанькой словно стали
А потом пустились вскачь,
Словно наш упругий мяч.

  1. Изучение нового материала.

Учитель: Ребята, а сейчас послушайте стихотворение.

Природа дарит людям чудеса,
Мы перед ней навечно стали должниками.
Но долг природе мы обязаны отдать,
Иначе мы не сможем выжить сами.

Как вы понимает эти слова? О каком долге идет речь?

Дети отвечают.

Учитель: Для того, чтобы лучше понять, о чем же это стихотворение, предлагаю вам прочесть статью со стр. 98 по 100.

Дети выполняют.

Учитель: Так о чем же этот текст?

Дети отвечают.

Учитель: Сейчас я предлагаю вам побыть исследователями и рассказать мне о том, какие альтернативные источники энергии использует человек.

Дети: Энергия солнца (солнечные батареи), энергия ветра (турбины), гидроэлектростанции (гидроэлектростанции преобразуют энергию потока воды в электроэнергию посредством гидравлических турбин, приводящих во вращение электрические генераторы), геотермальные электростанции (Электростанции такого типа преобразуют внутреннее тепло Земли (энергию горячих пароводяных источников) в электричество), водород (Водород, самый простой и легкий из всех химических элементов, можно считать отличным топливом. Он имеется всюду, где есть вода. При сжигании водорода образуется вода, которую можно снова разложить на водород и кислород, причем этот процесс не вызывает никакого загрязнения окружающей среды), биотопливо (это топливо из биологического сырья, получаемое, как правило, в результате переработки биологических отходов.)

Учитель: Молодцы! Вы осень любознательные дети!

  1. Домашнее задание.

Учитель: Дома вы выполните следующие задания: выделить на контурной карте крупнейшие месторождения нефти, торфа, каменного угля и природного горючего газа в России. На выполнение этой работы вам дается неделя. К следующему уроку вы выполните задания №1, 2, 3, 5,7 в ТПО.

  1. Подведение итогов, рефлексия.

Учитель: Я думаю, что сегодня на уроке вы узнали много нового. Для того, что бы оценить свою работу на уроке, нарисуйте смайлика, отражающего ваше настроение, а после урока сдайте мне.


Учитель:_____________

Оценка:____________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!