СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Графики функции в среде Microsoft Excel"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мой первый опыт в разработке урока.....нет списка литературы и технологической карты, но в целом мне понравился))

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Графики функции в среде Microsoft Excel"»

«Построение графиков квадратичной функции с помощью электронных таблиц»

Конспект урока

Цели урока:

обучающая:

  • формирование навыков и умений построения графиков квадратичной функции;

воспитательная:

  • воспитание интереса и положительного отношения к учебной деятельности через интеграцию предметов;

развивающая:

  • развитие логического мышления, самостоятельности;

  • совершенствование навыка применять накопленные знания и умения в изменённой ситуации.



Оборудование: доска, ПК, карточки с заданием практической работы.



 «Свои способности человек может узнать,

только попытавшись применять их на деле».

Сенека

План конспект урока

I Организационный момент

II Мотивация, определение темы урока.





 Ребята, внимательно посмотрите на доску. Какой рисунок лишний? Почему?

(Лишним является рис.4, т.к. на остальных рисунках изображены графики функций. А данный график не является графиком функции)

Почему данный график не является графиком функции?

(Функцией называется некоторая зависимость y=f(x), при которой каждому значению аргумента ставится в соответствие единственной значение функции. Это правило не соблюдено на данном графике).

На доске остаются 5 графиков функций:




Еще раз внимательно посмотрите на доску попытайтесь сформулировать тему нашего сегодняшнего урока

(учащиеся формулируют тему урока «Графики функций»).

Учитель дополняет: «…и их построение в Microsoft Excel»

III Разработка алгоритма действий перед практической работой

Строить графики функций мы будем в электронных таблицах. Пожалуйста, откройте приложение Microsoft Excel «Практическая работа» Лист «построение графика». Обращаю ваше внимание на то, что:

  1. Для того, чтобы записать показатель степени, используется значок «^». Для этого нужно перейти на английский язык и нажать одновременно Shift и 6.

  2. Таблица значений расположена не привычно горизонтально, как в математике, а вертикально. Поэтому заполнение таблицы производится по столбцам. В первом столбце зададим значения х.

  3. На листе «построение графика» в ячейки А4-А14 внесем значение х на промежутке [-5;5] с шагом 1, а в ячейку В4 введем формулу и скопируем их вниз.

  4. Для построения графиков функций будем использовать Мастер диаграмм. Чтобы построить график функции у=х2 выделим 1 и 2 столбец (диапазон ячеек А3:В14).

  5. У вас должен получится график. (Вывести на печать.)

IV Практическая работа

Инструкция по работе с программой:

Перед вами 3 столбца чисел

  • блок A5:A15 – это значение переменной х

  • блок B 5:B15 – это значение функции у=х2

  • блок C5:Т15 – это значение функции у=а(х-m)2 + n.

При вводе в ячейки D3, F3,H3 чисел автоматически пересчитываются значения функции в блоке под ними. Вам необходимо обязательно внести изменения в запись функции и записать вместо а,m,n необходимые значения. Также необходимо внести изменения для построения 2 и 3 графиков в ячейки I3, K3,M3, P3, R3, T3 и в запись соответствующих функций.

По блокам B10:B30 и C10:C30 построены диаграммы в виде линейных графиков. Мы видим сразу два графика, синий график это график функции у=х2 будет оставаться на месте, а красный график, это график функции у=а(х+m)2 + n будет сдвигаться в зависимости от чисел которые вы введете в ячейки E4, E5, E6.

У вас на столах лежит задание для практической работы, вы должны параметрам a,m,n придать различные значения и сделать вывод, как преобразовывается график функции у=х2.

Для того, чтобы нам было легче проверить вашу работу, попрошу вывести на печать не забудьте впечатать фамилию и имя.

Обучающие под руководством учителя выполняют практическую работу.

V Итог урока

Сегодня на уроке мы рассмотрели особенности проведения моделирования в среде электронных таблиц при изучении темы по алгебре «График и свойства квадратичной функции». Закрепили умения работать с операционной системой Windows, работая с электронными таблицами.


VI Рефлексия

Мне хотелось бы, чтобы вы высказали свое мнение о проведенном уроке. А для этого выразите свое отношение к уроку: интерес, удовлетворение, непонимание, а для этого выберите одну из готовых рожиц. (Слайд 24)
















Приложение 1 Практическая работа

Практическая работа по теме:
Преобразование графика квадратичной функции
f(x)=x².



Вариант 1

Фамилия, имя _______________________________



Задание 1: Построить график g(x)=a(x-m)²+n и описать преобразование.



a

m

n

Формула

функции

Преобразование графика.

a=1

m=2

n=0

g(x)=

График функции g(x) получается из графикаf(x) в результате ____________________ вдоль оси_______ на ________ единиц.

a=1

m=0

n=20

g(x)=

График функции g(x) получается из графика f(x) в результате __________________ вдоль оси_________

a=1

m= -1

n=30

g(x)=

График функции g(x) получается из графика f(x) в результате___________________ вдоль оси ________

Задание 2: Записать формулу параболы по готовому графику и исследовать её:

  1. область определение Д (у) ______________________________________;

  2. область значения Е (у) __________________________________________;

  3. нули функции: у=0, если х =___________;

  4. возрастает, если х ____________;

убывает, если х ____________;

  1. у0, если х ____________;

у, если х ____________;

  1. наибольшее значение функции ___________________;

наименьшее значение функции ___________________.

Практическая работа по теме:
Преобразование графика квадратичной функции
f(x)=x².



Вариант 2

Фамилия, имя _______________________________



Задание 1: Построить график g(x)=a(x-m)²+n и описать преобразование.



a

m

n

Формула

функции

Преобразование графика.

a=1

m=3

n=0

g(x)=

График функции g(x) получается из графикаf(x) в результате ____________________ вдоль оси_______ на ________ единиц.

a=1

m=0

n=40

g(x)=

График функции g(x) получается из графика f(x) в результате __________________ вдоль оси_________

a=1

m=-2

n=20

g(x)=

График функции g(x) получается из графика f(x) в результате___________________ вдоль оси ________

Задание 2: Записать формулу параболы по готовому графику и исследовать её:

  1. область определение Д (у) ______________________________________;

  2. область значения Е (у) __________________________________________;

  3. нули функции: у=0, если х =___________;

  4. возрастает, если х ____________;

убывает, если х ____________;

  1. у0, если х ____________;

у, если х ____________;

  1. наибольшее значение функции ___________________;

наименьшее значение функции ___________________.







Приложение 2 Памятка алгоритма составления графика функции в Microsoft Excel

  1. Составьте таблицу значений аргументов и значений функции. Для этого:

  • в ячейку А4 введите х;

  • в ячейку В4 введите у;

  • в ячейку А5 введите начальное значение аргумента - 0;

  • в ячейку  А6 введите формулу         = А5 + 0,25 (шаг 0,25 выбран для точности построения);

  • нажмите клавишу Enter;

  • скопируйте формулу, находящуюся в ячейке А6 до ячейки А29;

  • в ячейку В5 введите формулу                 =2*А5*А5 - 12*А5 + 13;

  • нажмите клавишу Enter;

  • скопируйте формулу, находящуюся в ячейке В5 до ячейки В29.

  1. Постройте график квадратичной функции. Для этого:

  • выделите диапазон В5:В29;

  • выберите инструмент «мастер диаграмм»;

  • следуйте указаниям «мастера»;

  • зайдите во вкладку «Ряд»  «подписи оси х»;

  • выделите диапазон значений аргумента А5:А29;

  • следуйте указаниям мастера.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!