СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока : "Явление электромагнитной индукции. Опыт Фарадея. Правило Ленца. "

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок расчитан на 2 учебных часа и предназначен для учащихся вечерней школы.Структура урока соответствует требованиям современного урока.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока : "Явление электромагнитной индукции. Опыт Фарадея. Правило Ленца. "»

Предмет, класс

Физика,9 класс

Тема учебных занятий

Явление электромагнитной индукции. Опыт Фарадея. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Свободные электромагнитные колебания в колебательном контуре.

Форма учебного занятия

Комбинированная

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления материала.

Цели урока

личностные

Метапредметные

предметные

Развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной деятельности убежденность в возможности познания природы.

Формирование информационной, коммуникативной и учебной компетентности учащихся.

Изучение понятий: Электромагнитная индукция, колебательный контур, электромагнитные колебания.

Задачи урока

личностные

метапредметные

предметные

1.Обеспечить познавательную мотивацию учащихся при изучении явления электромагнитной индукции. . 2.Провести рефлексию деятельности после экспериментального исследования

.3. Развивать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

1.Овладеть навыками

самостоятельного приобретения

знаний, самоконтроля и оценки

результатов своей деятельности

2. Организовать работу в группах

при решении учебных

исследовательских задач

3. Формировать умения

предъявлять информацию в

словесной, символической

формах.

4. Развивать умения выражать свои

мысли и способность

выслушивать собеседника.

1.Выяснить,

используя предложенные

информационные источники,

сущность явления электромагнитной индукции и свободных электромагнитных колебаний.

2. Учебная

исследовательская

экспериментальная задача:

объяснить, используя

предложенное оборудование,

наблюдаемые явления.

Планируемые результаты

личностные

метапредметные

предметные

Самоопределение:

1. рефлексивная самооценка учебной

деятельности

Смыслообразование:

1. мотивация образовательной

деятельности на основе

демонстраций;

2. самостоятельность в приобретении

новых знаний и практических

умений


Коммуникативные:

1. формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и

убеждения.

2. развитие монологической и

и диалогической речи, умения

выражать свои мысли

способности выслушивать

собеседника.

Познавательные:

1.Понимание различий между

исходными фактами и гипотезами

для их объяснения

теоретическими моделями и

реальными объектами, овладение

универсальными учебными

действиями на примерах гипотез

для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

2. развитие внимания в ходе

демонстрации эксперимента

Регулятивные:

1. овладение навыками

самостоятельного приобретения

новых знаний, организации

учебной деятельности, постановки целей, выдвижения гипотез,планирования, самоконтроля и

оценки результатов своей

деятельности.

1. Выяснить,

используя предложенные

информационные источники,

сущность явлений электромагнитной индукции и свободных электромагнитных колебаний.

2. Учебная

исследовательская

экспериментальная задача:

объяснить, используя

предложенное оборудование,

наблюдаемые явления

3. Учебная

исследовательская

экспериментальная задача:

пронаблюдать и проанализировать сходство между всеми проведенными экспериментами.


1. Демонстрационное и лабораторное оборудование:(выдаётся на группу)

  • гальванометр

  • 2 катушки

  • постоянный магнит

  • ключ


  • реостат

  • соединительные провода.

  • источник питания




ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
ЭТАП 1

Мотивация.

Цель

Создание проблемной ситуации и пути выхода изнее.

Длительность этапа

5 мин.

Основной вид деятельности учащихся

Поиск решения на поставленный вопрос.

Форма организации деятельности учащихся

Коллективный поиск решения задачи.

Функции преподавателя на данном этапе

Формулирует проблемную ситуацию, организует поиск путей выхода из нее.

Основные виды деятельности преподавателя

Организация фронтальной беседы.

Промежуточный контроль

Учащиеся с помощью учителя нашли выход из проблемной ситуации.


Я предлагаю начать урок с небольшого социологического исследования.

- Какое средство связи необходимо современному человеку

- Для чего чаще всего используется мобильник?

Но ведь на все это необходимо затрачивать много энергии. Хорошо, если есть возможность подзарядить телефон. А если такой возможности нет.... Например ,если вы находитесь на охоте, в лесу, на берегу реки. Как в этом случае быть?

- Существует ли такое зарядное устройство?

- Как вы думаете, за счет чего оно работает?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.











Это зарядное устройство, которое позволяет зарядить телефон без какого-либо источника тока. В розетку его включать не надо.

ЭТАП 2

Целеполагание.

Цель

Выявление особенностей изучения физических устройств и явлений.

Длительность этапа

5 мин.

Основной вид деятельности учащихся

Актуализируют знания по изучению физических явлений.

Форма организации деятельности учащихся

Беседа.

Функции преподавателя на данном этапе

Организует беседу с учащимися по изучению того или иного физического явления.

Основные виды деятельности преподавателя

Организация фронтальной беседы.

Промежуточный контроль

Учащиеся дают план ответа по изучению того или иного устройства и физического явления, на основе которого работает это устройство.

………

- Как вы считаете, что сегодня на уроке мы с вами должны изучить?





- Что нового мы должны узнать, изучая какое-либо физическое явление?




- Итак, с чем мы с вами будем сегодня знакомиться?

Ответы учащихся.(как работает устройство для зарядки мобильного телефона, на каком явлении основано действие этого устройства).

Уметь описывать и объяснять физическое явление, приводить примеры его практического использования.

С каким - то физическим явлением, на основе которого работает устройство.


ЭТАП 3

Актуализация знаний.

Цель

Формулирование темы урока.

Длительность этапа

10 мин.

Основной вид деятельности учащихся

Актуализация ранее изученного материала, применение его в новых условиях.

Форма организации деятельности учащихся

Частично - поисковая деятельность.

Функции преподавателя на данном этапе

Организует частично - поисковую деятельность.

Основные виды деятельности преподавателя

Формулирует вопросы для поиска ответа на них.

Промежуточный контроль

Учащиеся самостоятельно формулируют цели и задачи урока.

………


Название явления, о котором мы с вами будем сегодня говорить, состоит из двух частей, связанных с электричеством и магнетизмом. Для того, чтобы всем все было понятно, вспомним:

- Что такое электрический ток?




N

S









- На рисунке изображен полосовой магнит, линии магнитной индукции которого пронизывают проволочный контур. Предложите способ изменения магнитного потока через контур.

- В чем состоит опыт Эрстеда?

- Какие выводы в связи с этим сделал Эрстед?



Значит, с помощью электрического тока мы можем получить магнитное поле.

- А теперь я попрошу переформулировать вопрос, обратный опыту Эрстеда.

Вот вы практически и сформулировали тему урока.

Именно такую задачу в начале XIX в пытались решить многие ученые.. Швейцарский ученый Жан Даниэль Колладон и англичанин Майкл Фарадей практически одновременно занимались решением этой проблемы. Колладон даже немного опередил Фарадея, но зафиксировать свои результаты ему не удалось, так как он работал один. Фарадей же был профессором университета и у него было много помощников которые помогли ему увидеть неизвестное до той поры явление.

Это явление носит название явления электромагнитной индукции. И сегодня мы,помогая друг другу,используя современные приборы познакомимся с этим явлением.


















Учащиеся высказывают свои предположения.



Вокруг проводника с током существует магнитное поле.




Нельзя ли с помощью магнитного поля получить электрический ток?





ЭТАП 4

Изучение нового материала.

Цель

Изучение явления электромагнитной индукции.

Длительность этапа

20 мин.

Основной вид деятельности учащихся

Постановка экспериментов и их анализ.

Форма организации деятельности учащихся

Работа в группах.

Функции преподавателя на данном этапе

Организует работу в группах.

Основные виды деятельности преподавателя

Оказание консультации нуждающимся в помощи учащимся.

Промежуточный контроль

Учащиеся самостоятельно собирают установку и объясняют явление, с которым они столкнулись.

………

Достичь цели мы можем разными способами: послушать мое объяснение, прочитать параграф учебника, исследовать явление самостоятельно в ходе эксперимента.

- Как вы предлагаете изучить данное явление? Класс делится на группы. Каждой группе дается задание:

1. Собрать установку.

2. Продемонстрировать ее в действии.

3. Объяснить наблюдаемое явление.

4. Где используется это явление?

5. Сделать вывод.

1 группа.


2 группа



3 группа



4 группа






Ответы учащихся.













Учащиеся работают в группах.



ЭТАП 5

Применение знаний.

Цель

Обобщение работы групп.

Длительность этапа

10 мин

Основной вид деятельности учащихся

Выступления членов группы.

Форма организации деятельности учащихся

Отчет о проделанной работе в группе.

Функции преподавателя на данном этапе

Организует отчет о проделанной работе. по плану.

Основные виды деятельности преподавателя

При необходимости корректирует выступления учащихся, помогает учащимся в формулировке вопросов, организует обобщение по проделанной работе.

Промежуточный контроль

Дается определение электромагнитной индукции.

………

Итак, вы закончили работу в группах, а сейчас мы выслушаем, что же у вас получилось.


- Что общего во всех экспериментах, которые мы посмотрели.


- В чем же состоит явление электромагнитной индукции?


А сейчас откроем учебник и познакомимся, как там дана формулировка этого явления.



- Где же применяется это явление на практике? Группам даны были картинки, где вы могли встретиться с этим явлением. Перечислите применения явления электромагнитной индукции.


На основе явления электромагнитной индукции были созданы мощные генераторы электрического тока. Это явление вызвало бурное развитие электро- и радиотехники.

В нашем крае тоже есть электростанции.

- Перечислите, какие вы знаете виды электростанции .

Учащиеся отчитываются по работе в группах.

Учащиеся обобщают работу всех групп.

Учащиеся дают свою формулировку явления.

Учащиеся переписывают формулировку явления в тетрадь.

Учащиеся перечисляют различные применения явления:

фонарь Фарадея

велосипедный генератор

индукционные плитки

индукционные печи

индукционные генераторы электрического тока на электростанциях.




Учащиеся перечисляют виды электростанции.


ЭТАП 6

Закрепление знаний

Цель

Закрепление знаний учащихся по теме.

Длительность этапа

10 мин.

Основной вид деятельности учащихся

Контроль, самоконтроль.

Форма организации деятельности учащихся

Тест

Функции преподавателя на данном этапе

Контроль за усвоением знаний учащимися.

Основные виды деятельности преподавателя

Организует работу учащихся над тестом, помогает осущзествить самоконтроль.

Промежуточный контроль

Учащиеся сами контролируют свои знания.

………

А сейчас я предлагаю вам выполнить тест

Проверим, правильно ли вы справились с тестом и оценим сами себя.



Учащиеся выполняют тест.

Самооценка:

"3" - 5,6 бапллов

"4" - 7,8 баллов

"5"- 9,10 бллов.

ЭТАП 7

Продолжение изучение нового материала.

Цель

Изучение Явление самоиндукции. Свободные электромагнитные колебания в колебательном контуре.


Длительность этапа

15 мин.

Основной вид деятельности учащихся

Постановка экспериментов и их анализ.

Форма организации деятельности учащихся

индивидуальная работа с конспектом.

Функции преподавателя на данном этапе

Демонстрирует эксперимент

Основные виды деятельности преподавателя

Направляет учеников на изучение нового явления

Промежуточный контроль

Учащиеся самостоятельно делают выводы по просмотренному эксперименту

………

Учитель демонстрирует эксперимент .Задаёт вопросы

1.почему лампы не загорелись одновременно?

2.почему при размыкании цепи происходит яркая вспышка одной из ламп.

Откройте учебник и найдите название этому явлению, запишите определение


Где используете это явление?


Рассказывает о свободном колебательном контуре.

Просит учеников предположить для чего служит свободный колебательный контур?

Используя учебник просит дать определение свободным электромагнитным колебаниям.




Отвечают на вопросы устно.










Самостоятельно работают с учебником.


Отвечают устно(сварочный аппарат, сотовый телефон, там где есть катушка)

Рассматривают контур в учебнике, зарисовывают в тетрадь.

Отвечают устно.

Записывают определение в тетрадь.


ЭТАП 8

Рефлексия.

Цель

Под итожить знания, полученные учащимися на уроке.

Длительность этапа

5 мин

Основной вид деятельности учащихся

Фронтальная беседа.

Форма организации деятельности учащихся

Беседа.

Функции преподавателя на данном этапе

Организует подведение итогов урока..

Основные виды деятельности преподавателя

Беседа с учащимися.


- Что мы сегодня изучили на уроке?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что вам особенно понравилось?

Теперь мы знаем, что электрический ток порождает магнитное поле, а переменное магнитное поле порождает электрический ток.

Желаю вам побольше свежих дней,

А если что случится-точно знайте:

Законы физики не зря вы изучаете

Они помогут сделать жизнь светлей!

Урок окончен.



Учащиеся отвечают на вопросы.

………


Итоговый контроль,

подведение итогов

Учащиеся делают выводы по уроку, анализируют то,что у них получилось,что не получилось и что нужно сделать для того, чтобы усвоить материал.

Литература.

1.Перышкин А.В., Гутник Е.М. «Физика – 9 класс», Москва «Дрофа».

2. 3.Влков В.А. Поурочные разработки по физике 9 класс, Москва «Вако».

4. Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни её творцов, Москва «Просвещение».

5. .Перышкин А.В., Гутник Е.М. «Тесты.Физика – 9 класс», Москва «Дрофа».








Приложение №1


Вопрос № 1 
Кто открыл явление электромагнитной индукции?

 X. Эрстед
 Ш. Кулон
 М. Фарадей
 А. Ампер

Вопрос № 2 
Укажите формулу силы, действующей на движущуюся заряженную частицу со стороны магнитного поля

 F = IBlsin а 
 F = qvBsin а 
 F = mа 
 F = vBlsin а

Вопрос № 3
Как располагаются железные опилки в магнитном поле прямого тока?

 располагаются вдоль проводника с током
 образуют замкнутые кривые вокруг проводника с током
 располагаются беспорядочно

Вопрос № 4
Что является источником магнитного поля?

 покоящаяся заряженная частица
 любое движущееся тело
 движущаяся заряженная частица

Вопрос № 5 

В каких единицах измеряется вектор магнитной индукции?

 Н
 А 
 Тл

Вопрос № 6 

Единицей измерения какой физической величины является 1 Генри?

 индукции магнитного поля
 самоиндукции
 магнитного потока
 индуктивности

Вопрос № 7 
Что наблюдалось в опыте Эрстеда?

 взаимодействие двух проводников с током
 взаимодействие двух магнитных стрелок
 поворот магнитной стрелки вблизи проводника при пропускании через него тока
 возникновение электрического тока в катушке при вдвигании в неё магнита

Вопрос № 8 
Как взаимодействуют два параллельных проводника при протекании в них тока в противоположных направлениях?

 притягиваются
 поворачиваются
 отталкиваются

Вопрос № 9 
Как изменится энергия магнитного поля катушки при увеличении силы тока через катушку в 3 раза?

 уменьшится в 9 раз
 уменьшится в 3 раза
 увеличится в 9 раз
 увеличится в 3 раза

Вопрос № 10
Поворот магнитной стрелки вблизи проводника с током объясняется тем, что на нее действует...

 гравитационное поле проводника
 электрическое поле, созданное движущимися зарядами проводника
 магнитное поле, созданн











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!