СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока может пригодиться начинающему учителю, работающему по ФГОСам 2004 года.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона"»

Тема урока: «Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчёта»

Цели и задачи урока:

Образовательные:

  1. Сформулировать понятие об инерциальной системе отсчёта;

  2. Добиться усвоения учащимися смысла 1-го закона Ньютона;

  3. Повторить физическое содержание явления инерции;

  4. Познакомить учащихся с применением 1-го закона Ньютона.

Воспитательные:

  1. Продолжить работу по привитию интереса к предмету;

  2. Содействовать формированию основных мировоззренческих идей;

  3. Формировать у учащихся аккуратность, при работе с записями в тетради.

  4. Воспитывать уважение к противоположному мнению, доброжелательное отношение учащихся друг к другу;

Развивающие:

  1. Содействовать повышению уровня мотивации к учению;

  2. Развитие самостоятельности в суждениях;

  3. Формировать умение логически рассуждать, четко, кратко и исчерпывающе излагать свои мысли, наблюдать эксперимент и по его результатам делать выводы, обобщения, видеть проявления изученных явлений в жизни, быту, производстве;

Форма урока:  урок изучения нового материала.

Оборудованиекомпьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.

2. Фронтальный опрос:

  1. Что называют механическим движением?

  2. Какие виды движений (по траектории, скорости, ускорению) мы изучали?

  3. Какие из них наиболее распространены в природе и технике?

  4. Что такое материальная точка? Зачем это понятие вводится?

  5. Что называют системой отсчёта? Для чего она необходима?

  6. Как называется явление сохранения телом скорости при отсутствии внешних воздействий;

  7. Какой раздел механики мы с вами изучали? Что в этом разделе изучалось?

  8. Что будем изучать в следующем разделе – динамика? (причины такого движения)

.

3. Подготовительный этап (подведение учащихся к целям урока).

Формулировка проблемы:

Итак, законы кинематики отвечает на вопросы «Что? Где? Когда? И Как?» (какое тело,

где и когда находится, как движется), но не отвечает на какой вопрос? (Почему?») (почему оно движется именно так, а не по-другому).

К примеру, объясните – почему меняется скорость в следующих случаях:
- капли дождя падают на землю;

- мячик отскакивает от земли;
- выключив двигатель, автомобиль остановился;

- парусное судно быстро набирает скорость;



Во всех случаях вы употребляли понятие «сила».

А что мы знаем о силе из курса физики 7 класса?







А теперь вспомним – а как быть, если на тело действует не одна, а одновременно несколько сил?
Как же дать определение равнодействующей силе?





Итак, мы выяснили, что любое тело изменяет свою скорость лишь тогда, когда на него действуют другие тела с некоторой силой.


А что же будет, если на тело не действует ни одна сила, или приложенные силы друг друга компенсируют?

Ответом на этот вопрос мы и будем заниматься, изучая раздел Динамика.



  1. Изучение новой темы урока.

Динамика изучает причины изменения скорости. Основные законы Динамики – законы Ньютона. И сейчас мы приступаем к изучению первого закона Ньютона.

Прежде чем найти причину изменения скорости, т.е. возникновения ускорения, мы выясним, при каких условиях тело движется без ускорения, т.е. его скорость с течением времени не меняется.

Рассмотрим случаи:



В IV веке до н.э. Аристотель писал: "Всякое движение – бывает или насильственным, или происходящим по природе". К последним он относил круговые движения небесных светил, а также считал их присущими самим телам и не нуждающимися в каких-либо внешних причинах.

Если какое-либо движение отличается от естественного, то оно может быть осуществлено лишь насильственным путём. В отношении таких движений Аристотель писал: "Всё движущиеся необходимо приводится в движение чем-нибудь". Иными словами, причина "неестественного" движения – действие со стороны других тел. Нет действия других тел – нет движения.

И такое мнение существовало вплоть до 17 века, пока великий итальянский учёный Галилео Галилей не доказал, что при отсутствии внешних воздействий тела могут не только находиться в покое, но и двигаться прямолинейно и равномерно.



.



Приведите примеры в доказательство правоты этого утверждения.

Итак, мы с вами убедились, равномерное и прямолинейное движение – это тоже движение без ускорения. Следовательно, и покой, и прямолинейное равномерное движение могут наблюдаться при одном и том же условии: действие на данное тело всех других тел должно компенсироваться. Так что же, справедливо утверждение Аристотеля: "Всё, что находится в движении, движется благодаря воздействию другого".

У вас может закрасться сомнение насчёт того, что тело, на которое действуют силы, компенсирующие друг друга, может двигаться бесконечно долго. Ведь шайба, по которой ударили клюшкой рано или поздно останавливается потому, что существует трение.

Как же быть?
Галилей в этой ситуации предлагал: если невозможно избавиться от взаимодействия тел совсем, то действие можно уменьшать.

Все мы знаем, что движение и покой относительны. В одних системах отсчёта, тело может покоиться, относительно других в это же время двигаться с ускорением.
а в любой ли системе справедливо утверждение Галилея?

Рассмотрим пример, предложенный нам автором вашего учебника.





При этом используются ЦОР.




После рассмотрения предложенного примера, даётся формулировка 1 закона Ньютона, инерциальных и неинерциальных систем отсчёта.



5. Закрепление.

1) Тест из ЦОР:

2) Вопросы из задачника А.П. Рымкевича № 112-119



6. Подведение итогов урока, домашнее задание. (Ученики формулируют основные выводы изученной темы)

– характер движения тел определяется характером их взаимодействия с другими телами

- количественной оценки взаимодействия используют физическую величину, называемую силой.

- результат действия сил на тело зависит от системы отсчета, в которой мы рассматриваем тело. В инерциальных системах отсчета справедлив первый закон Ньютона. 

- точка зрения Аристотеля - при отсутствии внешнего воздействия тело может только покоиться. Чтобы тело двигалось с постоянной скоростью, на него постоянно должна действовать сила.

- точка зрения Галилея - при отсутствии внешних воздействий тело может не только покоиться, но и двигаться прямолинейно и равномерно, а сила, которая к нему прикладывается, необходима только для компенсации других сил (трения, тяжести и т.д.).

- выводы, сделанные Ньютоном - первый закон Ньютона (закон инерции

7. Домашнее задание. п.10.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!