МКОУ Лутохинская СОШ.
Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.
Урок истории в 7 классе
Провела Вдовина О.А.- учитель истории.
Цели:
- показать взаимосвязь между расширением привилегий дворянства в период царствования Екатерины 1 и усилением крепостной зависимости крестьян.
- охарактеризовать основные причины, особенности и этапы крестьянской войны.
- формирование умения сравнивать, анализировать исторические явления, их причины, результаты, умения работать с исторической картой.
-воспитание чувства гордости за героическое прошлое нашей родины.
Оборудование: карта « Россия во 2 половине 18 века», учебник История России 7класс - страница 185, портреты Емельяна Пугачева, карта « Крестьянская война под предводительством Пугачева», лист решения проблем.
Ход урока
Орг. момент.
Новая тема.
План: 1. работа с кейсом.
2. Аудирование по ходу крестьянской войны
3. Итоги и значение крестьянской войны
1. Работа с кейсом
Учитель: У вас на столах отрывок из книги Юрия Сальникова « И вольностью жалую!» Вы должны найти проблему в отрывке, доказать ее и предложить пути решения.
«Возмечтал Емельян перелом в жизни своей совершить предерзостный.
Он и сам не ведает, когда зародилось у него это намерение по наущению ли купца-старовера добрянского Кожевникова? По подговору ли настоятеля мечетного монастыря игумена Филарета? По чьему ли еще подстрекательству?
А может никто не сумел бы подбить казака донского вольного Емельяна, сына Иваного, на столь рискованное предприятие, ежели бы сам не увидел он воочию и не уверился в каком рабстве пребывает простой люд на Руси, стоном стонем от податей и прочих отягощений!
Недаром и казаки яицкие волнуются. Отобрали у яицких казаков их былые вольности, войсковую избу порушили, казачий круг распустили, сняли набат и колокол – отныне все сборы производятся барабанным боем. А главных зачинщиков безжалостно отстегали кнутом, ноздри повырывали, выжги позорные клейма на теле и сослали в Сибирь. Остальные же - тысяч до трех счетом! – обложили денежною вытью. Но и в платеже не соблюдали правоты – раскладку денег делали неравно: с иных, достаточных, меньше брали, с неимущих больше.
Попритихли яицкие, но не смирились. До сей поры в смятении – хорошего царя ждут…
Пугачев прищурился, живо смекнул: вот он, час надобный! Потребно ли иного ждать, если зараз объявиться можно?
- а это знаки у меня государские! Доподлинно говорю тебе, истинный император я – государь Петр Федорович!»
2. Самостоятельная работа. Лист решения проблемы.
Какую главную проблему ты должен решить? | Какой важной информацией ты владеешь (из текста). |
| |
Какие дополнительные сведения я получил в группе. | Какие 3 способа для решения проблемы вы предлагаете? |
| |
Какой способ я считаю наилучшим, почему? |
|
- В чем вы видите проблему? (тяжелое положение простого народа, царь – самозванец)
- А почему именно за Петра 3 объявил себя Емельян Пугачев?
- Что вы знаете о Пугачеве? (выступление учащихся)
- Какие способы улучшения положения крестьян вы предлагаете? Давайте выберем одну?
- А какой способ выбрал Емельян Пугачев?
3. Аудирование.
Итак, Емельян Пугачев решил поднять народ на рискованное предприятие, на восстание против дворян, помещиков, самой царицы.
Восстание проходило в 3 этапа:
Сентябрь 1773 – март 1774
Март 1774 - июль 1774
Июль 1774 - 1775 год
( Сообщение ребят о крестьянской войне).
В ходе выступления ребята в группах отвечают на вопросы:
1 группа: Охарактеризовать 1 этап крестьянской войны.
- начало восстания и захват крепостей на степных границах;
- недооценка царским правительством опасности крестьянской войны;
- осада Оренбурга, действия сподвижников Пугачева;
- присоединение к восстанию башкиров, калмыков;
- действия правительственных войск под командованием генерала В.А.Кара, А.Л.Бибикова.
2 группа: Охарактеризовать 2 этап крестьянской войны.
- движение Пугачева на Урале;
- основная социальная опора – башкиры, горнозаводские рабочие;
- Поход на запад, к Казани, осада.
- действия правительственных войск под командованием И.М.Михельсона.
3 группа: Охарактеризовать 3 этап крестьянской войны.
- поддержка огромной массой крепостных;
- паника в Москве. Возвращение А.Суворова с фронта с Русско-турецкой войны.
- изменение социального состава восставших;
- действия правительственных войск под командованием П.И.Панина;
- арест Емельяна Пугачева яицкими казаками.
4. Группы в ходе работы заполняют таблицу: Этапы крестьянской войны 1773-1775гг.
Вопросы для сравнения | 1 этап | 2 этап | 3 этап |
Сроки | | | |
Социальный и национальный состав | | | |
Количество участников | | | |
Район, территория действия восставших | | | |
результат | | | |
5. Заполнив таблицу, мы сможем сделать вывод:
В чем особенности крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева?
- самое крупное масштабное народное выступление;
- охватило огромную территорию;
- участвовали огромные массы крестьян, казаков, работных людей, горожан, разных национальностей;
- организованность восставших; (создан штаб, ставки, военная коллегия, в захваченных городах поставлены коменданты, установление дисциплины)
- в манифестах Е.Пугачева « Петра 3 Федоровича» впервые были сформулированы идеи свободы, и призывы борьбы с крепостничеством и с целым сословием – дворянством, от которого исходило главное зло;
- в восстании активно принимали участие работные люди, угнетенные национальные меньшинства.
6. Но, несмотря на такой масштаб, крестьянская война потерпела поражение. Почему, в чем причины поражения, как вы думаете?
- нехватка оружия и боеприпасов;
2.- нежелание большинства крестьян покидать свои деревни;
1.- преобладание разрозненных локальных выступления крестьян;
3.- плохая военная подготовка;
5.- наличие изменников среди окружения Е.И.Пугачева;
4.- недостаточная стойкость в боях;
- отсутствие дисциплины в войсках.
7. А какое значение имела крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева?
Война показала: - глубокие противоречия в обществе,
- практически не изменила к лучшему положение крестьянства, казачества,
народов Поволжья, Приуралья;
- на некоторых уральских заводах была повышена оплата труда; приняты
меры по улучшению условий труда рабочих людей;
- правительственные мероприятия направлены на укрепление системы
управления государством;
- губернская реформа 1775г., «Жалованная грамота дворянству» 1785 г.,
«Жалованная грамота городам» 1785 г.;
- заставила власть искать пути решения крестьянского вопроса;
- оставила глубокий след в народной памяти, прочно вошла в сознание
господствующего класса России.
8. Подведение итогов.
Пугачев был казнен, но по всей Российской империи бурлила стихия. Народ не верил в его гибель. По всюду распространялись вести о том, что « батюшка Емельянушка» спасся, сбежал от охраны, не доезжая Москвы, и, собрав новую неисчислимую рать, движется вновь на помощь обездоленным. В марте 1775 года – через 2 месяца после казни – Пугачева так ждали на Урале, что власти были вынуждены обратиться к населению с воззванием, в котором подробно разъясняли, как « злодей» принял « всенародно смерть на Болоте в Москве».
Екатерина 2 поставила перед собой цель - навсегда стереть из памяти народной имя Пугачева. Особым манифестом предписывалось» предать вечному забвению и глубокому молчанию» его имени. В казенных бумагах утвердился для него «официальный титул» без фамилии –«известный бунтовщик, самозванец и государственный злодей» Его жене, детям запрещалось называться Пугачевыми – они должны были « сказываться именами и отчествами» и до конца дней находиться в заточении в Кексгольской крепости. Река Яик переименовали в Урал, станица, где жил Емельян Пугачев была перенесена на другой берег Дона и тоже переименована.
Но память народная жива. Многие художники, поэты, писатели в своих произведениях прославляют его стойкость, мужество, любовь к народу преданность выбранному делу.
9 Домашнее задание.
Написать мини-сочинение «Пугачев – народный заступник!»