Тема: Крестовые походы
Класс: 6
УМК: Агибалова, Е. В. История Средних веков
Тип урока: изучение нового материала
Цель: 1.Охарактеризовать причины крестовых походов на Восток и цели их участников.
2.Показать роль католической церкви как вдохновителя и организатора этих походов.
Задачи:
1.Образовательная: определить причины и повод крестовых походов, изучить состав их участников, ход и результаты
2.Развивающая: развивать умения коллективной и индивидуальной работы, умение работать с текстом.
3.Воспитательная: развивать умение давать оценку поступкам людей, воспитывать чувство сопричастности.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал, карточки, видеоролики
Используемые технологии: 1) технология критического мышления – ведущая технология;
2) технология сотрудничества (парная и групповая работа)
Ход урока
Организационный момент (сигнал тишины и привлечения внимания)
Учитель: На столах лежат карточки «Мэнэдж мэт», определите свое место. Поздоровайтесь со своим партнером по лицу и по плечу. Дайте «пять»
Изучение нового материала
Учитель предлагает посмотреть видеоролик «Крестоносцы» и сформулировать тему урока
Учитель: Много спорных вопросов поставила перед нами история. И к теме о крестоносцах тоже нельзя подойти однозначно. Нам необходимо выяснит, какую роль сыграли эти события в истории разных стран и народов. Выясним причины, побудившие европейцев отправиться в крестовые походы.
Задание №1. Применяем структуру Эй Ар Гайд. Учащимся предлагается листок-опрос с вопросами, на которые они должны ответить «Да» или «Нет». Затем просматриваем видео «Крестовые походы», меняется мнение.
До | Утверждения | После |
| Крестовые походы начались в 20 веке | |
| Всего было четыре крестовых походов | |
| Первый крестовый поход был направлен в Египет | |
| 4. В крестовых походах победили христиане | |
| Одной из причин Крестовых походов является овладение турками гроба Господня | |
Поставьте знак «+» в колонке «до», если согласны с утверждением; знак «-«, если не согласны.
После просмотра фильма тоже самое сделайте в колонке «после». Изменились ли ваши убеждения?
Учитель: В середине XI века большая часть арабских владений была завоевана турками-сельджуками. После захвата турками-сельджуками христианской святыни - «гроба Господня» в Западной Европе распространились слухи о притеснениях паломников в Иерусалим.
18 ноября 1095 г. во французском городе Клермоне папа Урбан II созвал церковный Собор и произнес речь на открытой равнине за городом.
Задание №2. Работая с историческим документом, выяснить повод и причины крестовых походов.
Из выступления папы Урбана 11 в Клермоне
"Народ франков… К вам обращается моя речь, к вам несутся слова моих убеждений. Я хочу вам поведать, что привело меня в ваши пределы, какая ваша крайность и всех верных заставила меня стать пред вами. От пределов Иерусалима и из города Константинополя к нам пришла важная грамота. И прежде часто доходило до нашего слуха, что народ персидского царства, народ проклятый, чужеземный, далекий от бога, отродье, сердце и ум которого не верит в господа, напал на земли тех христиан, опустошив их мечами, грабежом и огнем, а жителей отвел к себе в плен или умертвил… Церкви же божии или срыл до основания, или обратил на свое богослужение… Кому же может предстоять труд отомстить за то и исхитить из их рук награбленное, как не вам… Вас побуждают и призывают к подвигам предков величие и слава короля Карла Великого… И других ваших властителей… В особенности же к вам должна взывать святая гробница спасителя и господа нашего, которою владеют нынче нечестные народы… Земля, которую вы населяете, сдавлена отовсюду морем и горными хребтами, и вследствие того она сделалась тесною при вашей многочисленности: богатствами она необильна, и едва дает хлеб своим обрабатывателям. Отсюда происходит то, что вы друг друга кусаете и пожираете, ведете войны и наносите смертельные раны. Теперь же может прекратиться ваша ненависть, смолкнет вражда, стихнут войны и задремлет междоусобие. Предпримите путь к гробу святому; исторгните ту землю у нечестного народа и подчините ее себе. Земля та… "течет медом и млеком". Иерусалим — плодоноснейший перл земли, второй рай утех…"
Вопросы к классу:
1.Для чего папа призывал участвовать в походе христиан?
2Что обещал папа Урбан II участникам похода в городе Иерусалим?
3.Назовите причины крестовых походов.
4.Назовите повод, послуживший началу крестовых походов.
Вывод: Основные причины крестовых походов - стремление западных феодалов и католического духовенства захватить богатые восточные страны.
Учитель: Крестовые походы - военные экспедиции, или военно-колониальное движение, западноевропейских феодалов против мусульман.
В это время расширяются связи со странами Востока, купцы привозят оттуда предметы роскоши. В Европе в это время (987-1099 гг.) - 48 лет из 112 - происходили: затяжной голод, массовые эпидемии, неурожаи, падеж скота, феодальные междоусобицы, грабежи на дорогах. Этот период характеризуется как «смутное время» в Европе.
Задание №3 Работая по карточкам, выяснить цели участников похода.
Учитель: Представьте себе, что вы участники крестового похода, назовите ваши цели.
Раздача карточек группам
Участники | Ваши цели? | Как вы хотите достичь своей цели? |
Бедняки-крестьяне | | |
духовенство | | |
Участники | Ваши цели? | Как вы хотите достичь своей цели? |
Крупные феодалы | | |
Мелкие феодалы, рыцари | | |
Учитель: Давайте послушаем группу, которая вытянула судьбу крестьян
Крестьяне: стихийные бедствия, неурожаи, феодальный гнет - все это толкало крестьян на участие в крестовых походах. Крестьяне хотели уйти от своих господ и стать свободными землевладельцами.
Духовенство- организатор походов. Надеялись получить новые владения, увеличить доходы, увеличить и распространить свою власть на восточные страны.
Безземельные рыцари - «голяки»: война и грабежи - их главное занятие. Разбогатеть на грабеже и приобрести земли.
Феодалы: надеялись ограбить богатые города Востока и создать там новые владения
Задание №4. Применяем структуру Финк-Райт-Раунд Робин. Учащиеся работают по плану описания крестовые походы. Читают, записывают и затем проговаривают. Затем 1 человек из группы рассказывает всем (не более 2 мин.).
План описания:
Дата
Участники
Цели
Направление
Результаты
Задание №5 Применяем структуру Стё Зе Класс. Работая с учебником, параграф 17 «Крестовые походы» выделить и записать итоги и последствия крестовых походов. Затем, отчеркнув свои ответы, учащиеся молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше последствий крестовых походов других участников к своему списку.
Последствия крестовых походов
1. Развитие торговли в Средиземноморье.
2. Распад Византийской империи.
3. Перемены в быту европейцев (горячие бани, гигиена).
4. Знакомство с новыми сельскохозяйственными культурами
(рис, арбуз, абрикос, гречиха, тростниковый сахар).
5. Знакомство с новыми ремеслами.
6. Приобщение к восточной культуре.
7. Удовлетворение потребности богатых людей Европы в
роскоши (одежда, книги, оружие, яства, ковры, драгоценности,
изысканные блюда).
8. Налаживание тесной связи хозяйства феодала с городским
рынком.
Этап закрепления.
Задание № 6. Применяем технологию Тэйк-Оф-Тач Даун. Учитель читает утверждения. Если учащиеся согласны – встают, если нет- то не встают.
Утверждения:
Крестовые походы начались в 11 веке.
Первый крестовый поход был совершен в Иерусалим
Причиной крестовых походов стало глобальное потепление
Крестовые походы стоили Европе неоправданных человеческих жертв.
Задание №7. Применяем структуру «Модель Фрейер». Ключевое слово: Крестовые походы. Учащиеся рассматривают понятие с разных сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры (то, что не может являться примером)
Рефлексия
Учитель: Как вы изучили новую тему? Все ли поняли?
Задание №8. Применяем структуру «3-2-1»
3…самых важных момента, которые я сегодня узнал.
2 …последствий крестовых походов.
1…вопрос, который у меня возник на уроке.
-Написать краткие ответы и обменяться мнением в парах по плечу
Учитель: «Скажи!
Какой след ты оставишь на Земле?
След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед?
Или незримы
Прочный след
В чужой душе на много лет».
«След» в истории можно оставить разный. Кровавый, жестокий, страшный след оставили в памяти людской крестовые походы. Именно с крестовых походов началось массовое уничтожение людей, а потом была Первая мировая война, Вторая, гражданские войны…
Как это страшно, ведь обесценивалось самое главное – человеческая жизнь
И расставаясь с вами, благодаря вас за проделанную работу я хочу вам пожелать:
«Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет,
Пусть будет добрым ум у Вас,
А сердце умным будет». (С. Маршак)
Домашнее задание. Сочинить рассказ от имени крестоносца, как он готовился и отправился в Крестовый поход.