СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока истории в 5 классе на тему "Греческие полисы и Великая греческая колонизация"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока истории в 5 классе на тему "Греческие полисы и Великая греческая колонизация" с приложениями.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему греческие полисы и великая греческая колонизация»

Конспект урока истории.

ФИО учителя: Разводова Елена Владимировна

Место работы: МБОУ «Ключевская ООШ»

Предмет: история

Класс: 5

Учебник: «Всеобщая история. История Древнего мира». Ф.А. Михайловский

Тема урока: «Греческие полисы и Великая греческая колонизация».

Тип уроков: комбинированный.

Целевые установки на достижение результата:

личностные: формирование ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; формирование отношения к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;

метапредметные: регулятивные: уметь правильно и рационально использовать урочное время, определять этапы и пути самостоятельной деятельности;

коммуникативные: устанавливать правильные, рабочие отношения в группе, конкретно и чётко отвечать на поставленные вопросы;

познавательные: давать определение понятиям, максимально использовать текст учебника, анализировать документ, находить нужную информацию, выделять главное и делать выводы.


предметные: обеспечить понимание значения понятия «гражданин», научить дать характеристику различным слоям населения Греции, характеризовать права, которыми обладали граждане, сравнивая с положением раба.

Воспитательный потенциал: способствовать воспитанию чувства сопереживания, формированию неприятия к рабству вообще, развитию интереса к истории.

Формы организации работы: индивидуальные, групповые.

Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал, карта ,

1. Организационный блок.

1. Вводное слово учителя, проверка отсутствующих, общей готовности к уроку. (учебник, тетрадь, ручка, дневник) (2 мин).

2. Проверка домашнего задания:

1.Тесты по теме «Религия древних греков» (приложение1

  1. Какие три бога, по представлению греков, властвовали над миром?

А)Гермес, Гефест, Аполлон Б) Зевс , Посейдон, Аид В) Дионис, Арес, Посейдон.

2. Афину греки почитали как богиню:

А) мудрости и справедливой войны Б) любви и красоты В) плодородия.

3. Отправляясь в путешествие по морю, греки просили покровительства у бога:

А) Аида Б) Гефеста В) Посейдона.

4. Какой герой мифов держал на своих плечах небесный свод?

А) Тесей б) Атлант в) Прометей

5. Герой Троянской войны, матерью которого была богиня Фетида:

А) Одиссей б) Ахилесс в) Гектор

6. Гора на которой по представлению греков жили боги:

А) Эльбрус б) Арарат в) Олимп

7. Какой герой древнегреческих мифов принес людям огонь?

А) Геракл б) Тесей в) Прометей

8. Покровительствовал кузнечному делу и выковал щит Ахилесу:

А) Дионис б) Аид в) Гефест



В1. Найди соответствие



1. Циклоп А)вождь

2. Басилей Б) мифическое существо с головой и торсом человека на теле коня

3. Сатир В) козлоногое мифическое существо

4. Кентавр Г) одноглазый великан.

А

Б

В

Г

2

4

3

1



В2. Найди соответствие

  1. Троя А)перешеек между Пелопоннесом и Аттикой

  2. Коринф Б)п-в Малая Азия

  3. Микены В) п-в Пелопоннес

А

Б

В

2

1

3





2. Объясните смысл крылатых выражений:

  1. “Яблоко раздора”

  2. “Прекрасная Елена”

  3. “Ахиллесова пята”

  4. “Троянский конь”

  5. “Хитроумный Одиссей”

  6. “Верность Пенелопы”

2. Мотивационный блок.

Подготовка учеников к активному и сознательному усвоению нового материала.

Учитель: Давайте подумаем , чем греческая цивилизация отличалась от цивилизаций Древнего Востока?

А) В отличии от цивилизаций Древнего Востока, которые были речными и обладали плодородными землями греческая цивилизация была морской, местность была гористой плодородных земель было мало. Следствием этого было развитие торговли и мореплавания у древних греков, стремление найди свободные земли.

Б) На больших просторах восточных цивилизаций формировались великие державы (Персидская держава) а на гористой местности Греции будут формироваться?……маленькие города- государства, которые назывались полисами.

Определение темы: Греческие полисы и Великая греческая колонизация.

3.Информационный блок.

Изучение новой темы.

Источники информации – устные (рассказ учителя), письменные (текст учебника, документы)

Сообщение плана урока:

1. «Греческое чудо».

2. Образование полисов.

3. Великая греческая колонизация.

Проблема урока: Почему древние греки достигнув процветания вынуждены были переселяться из своей страны?

1пункт «Греческое чудо».

Рассказ учителя:

В 8-6 вв до н.э. Греция обогнала в своем развитии все соседние страны: греки стали умелыми кораблестроителями и мореплавателями. У них развивались ремесла и торговля, появились серебряные и медные монеты, письменность. Возникла греческая наука. Греки сделали решающий шаг от первобытности к цивилизации.

Что же стало причиной?

- распространение железа.

-расселение греков по островам Эгейского моря и на западном побережье Малой Азии и тесное общение со странами Древнего Востока с богатой культурой.

-не было внешних угроз для Греции в то время.

Задание ученикам: Объясните название пункта. Что это значит?

(быстрое развитие страны после «темных веков»)

2пункт. Образование полисов.

Рассказ учителя.

Полис - город-государство. От этого корня произошло слово «политика». Центр его - город, который является центром неболь­шого самостоятельного государства, со своим правительством, вой­ском и территорией. Он окружен стенами, внутри стен находилось возвышенное местоакрополь( укрепленная часть города) и открытое пространство но у подножья холма, называв­шееся агора, которое служило и рыночной площадью, и местом для народных собраний. Кроме города, такое государство включало окрестные деревни, усадьбы богачей. В Средней Греции самым крупным полисом были Афины, в Южной Греции - Спарта, на по­бережье Малой Азии - Милет. Хотя полисы часто соперничали между собой, они имели черты, характерные для полисов всех гре­ков: общий язык, культуру и религию, которые создали прочные связи между ними. В каждом полисе проживало всего несколько тысяч граждан.


Работа с историческим документом.

Аристотель. Афинская полития.

2. В течение долгого времени происходили раздоры между знатью и народом. Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархическим (то есть властью немногих), но главное было то, что бедные находились в порабощении не только сами, но также их дети и жены. Назывались они пелатами и шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих, и детей...

.. .Конечно, из тогдашних условий государственной жизни самым тяжелым и горьким для народа было рабское положение. Впрочем, и всем остальным он был тоже недоволен, потому что ни в чем, можно сказать, не имел своей доли.

5. Ввиду того что существовал такой государственный порядок и большинство народа было в порабощении у немногих, народ восстал против знатных.

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М., 1987. С. 129.

Беседа по вопросам к документу.

  • Существовало ли в Афинах деление общества на богатых и бедных? (Да, существовало.)

  • Кто управлял государством? (Государством управляли оли­гархи, то есть самые богатые и знатные люди.)

  • Кому принадлежала вся земля в государстве? (Земля была в руках немногих, то есть в руках богатых.)

  • За счет чего жили бедные? (Они арендовали землю у богатых.)

  • Что было с теми людьми, которые не могли заплатить аренд­ную плату? (Богатые могли его самого и его семью увести в кабалу.)

  • Чем простой народ был недоволен? (Тем, что он не имел своей доли, то есть не имел собственности и прав тоже.)

  • К чему могло привести такое положение простых людей? (Народ восстал против знатных...)

  • Что было основным занятием населения? (сельское хозяйство, выращивали зерно

  • вые культуры, виноград , оливки.)

Физкультминутка: Представьте, что вы в Древней Греции: Как идут в бой ахейцы?

Как гребут веслами моряки на корабле? Как бросал молнии Зевс? Правой рукой, левой рукой.
Как Артемида натягивала лук, чтобы пустить стрелу. Как бьет молотом по наковальне Гефест. Как мы ликуют боги, узнав о победе героев?  Представьте, что вы бегун, которому необходимо доставить радостную весть о победе. Теперь, чтобы не пасть замертво нам нужно восстановить дыхание. Поаплодируем победителям. 


Пункт 3 . Великая греческая колонизация.

Рассказ учителя.

На протяжении 300 лет, когда образовывались полисы, стали периодом Великой греческой колонизации. На берегах Средиземного и Черного морей греки основывали поселения-колонии. Со своей прежней родиной они сохраняли дружественные торговые связи. Из Греции в колонии везли в амфорах вино и оливковое масло в колонии. Из колоний в Грецию пшеницу и рабов.

Работа с картой.

Существовали два направления колонизации. см. карту с 144.

На северо-восток (в Причерноморье) и на запад (По Средиземному морю)

Находим на карте города : Ольвия , Херсонес, Пантикапей, Сиракузы, Тарент, Массилия.

Почему же греки отправлялись в путешествие? В чем причины колонизации?

Работа с очевидцами.

“Я бедный крестьянин, - говорит один из них. - Участок мой очень маленький, находится высоко в горах, почвы каменистые. Сколько не работай, а урожай маленький. Часто приходится голодать. Может, на чужбине я найду лучшие земли. Говорят, за морем есть страны, где сколько хочешь хорошей земли”.

А вот идут двое греков - торговцы. Они тоже отправляются в дальнее путешествие. Им рассказали, что в заморских странах охотно меняют пшеницу и рабов на греческие товары: расписные вазы, виноградное вино и оливковое масло.

А вот на пристани стоит богатый грек, он происходит из богатого рода , аристократ, захвативший власть своем городе и объявивший себя тираном, но проигравший борьбу с демосом . Поэтому он променял свой богатый дом и большую власть на корабль и спасаясь от грозного народа покидал свою родину.

А эти два грека навсегда покинули свой дом, потому что участвовали в своем городе в восстании демоса против знати, но знать победила. Чтобы спасти свою жизнь им пришлось покинуть свой дом.

(Учитель может создать эти образы самостоятельно, а может привлечь к их созданию учащихся).

Кто и по каким причинам покидает Афины?

Делают запись в тетради.

В тетрадях у учащихся должны быть следующие записи:

Причины колонизации:

1. Бедняки – из-за угрозы голода и отсутствия хороших земель.

2. Ремесленники и купцы, для того чтобы торговать.

3. Знатные люди и демос – из городов, где шла борьба за власть.


Работа с иллюстрациями.

1.Внимательно рассмотрите рисунки и определите, где происходит действие: в колонии или самой Греции. Приведите доказательства вашей точки зрения















2.Рассмотри рисунки, ответь на вопросы.

Греки называли одни свои корабли – «многоместные» и «крутобокие», а другие – «многовесельные» и «быстролетные».

К каким из кораблей, изображенных на рисунках, можно отнести первые эпитеты, а к каким – вторые? Как использовались те и другие корабли?

























1 корабль 2 корабль.

4 этап. Закрепление нового материала.

Повторяем новые слова. Учитель говорит утверждение. Если оно правильное дети хлопают, если неправильное –топают.

1.Аристократ- это представитель знати. (хлопают)

2. Демос -это полновластный правитель. (топают)

3. Полис –это город-государство. (хлопают)

4. Агора это рыночная площадь .(хлопают)

5. Акрополь- это емкость для вина. (топают)

6. Колония -это укрепленная часть полиса.(топают)

7.Тиран это представитель народа. (топают)

8. Амфора- большой глиняный сосуд. (хлопают)



5. Рефлексия.

Проверка наличия трудностей.

6.Оценочный блок.

Словесное оценивание ответов, критика или поддержка, выставление отметок.

Общий вывод урока, домашнее задание: § 25, Написать сочинение или от имени гражданина колонии или раба.



Дополнительный материал

Основным источником существования в Древней Греции было сельское хозяйство. Даже городские жители часто имели хозяйство в деревне и пользовались тем, что оно давало. Греческое крестьянское хозяйство было очень небольшим и давало ровно столько продоволь­ствия, сколько нужно для одной семьи. В хозяйстве работал хозяин, его семья и несколько наемных работников либо рабов. Если хозяин жил по большей части в городе, он брал слугу, который присматривал за хозяйством и получал за это плату.

Многие крестьяне держали домашний скот: лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, свиней и домашнюю птицу. Как правило, ло­шадей привозили из Фессалии, богатой пастбищными землями. В дру­гих местах разводить их было слишком дорого. На плодородных зем­лях коровы давали много молока; быков использовали при вспашке, а мулов - для перевозки грузов; от овец и коз получали молоко, мясо употребляли в пищу, а из шкур выделывали кожи.

Зерновые культуры выращивали на плодородных землях. Это са­мые главные культуры, так как хлеб был основным продуктом питания у греков. Зерновые сеяли в октябре, чтобы он успели вырасти в тече­ние самого влажного периода года. Работали в паре: один направлял деревянный плуг, который тащили быки, другой шел за ним, бросая семена в землю. В апреле или мае урожай собирали закругленными ножами, которые называются серпами. Затем поле оставляли под пар (незасеянным) на какое-то время, чтобы восстановилось плодородие почвы. Зерно обмолачивали (отделяли от стеблей), гоняя мулов по вымощенной камнем площадке, устланной колосьями. Некоторые площадки были устроены так, чтобы ветер мог сдувать всю шелуху, которая покрывала зерно. Зерно отделяли от мусора, подбрасывая его в воздухе, чтобы всю мякину выдуло ветром. Это называется - веять зерно. Затем толкли зерно в ступе, чтобы удалить шелуху.

Также греки выращивали виноград и оливки. Виноград собирали в сентябре и большую часть урожая использовали для приготовления вина. Сначала виноград давили ногами в больших чанах. Из этого сока получалось вино самого лучшего качества. Затем давленую виноград­ную массу помещали под пресс, отживали и разливали сок в большие кувшины-пифосы, где он постепенно превращался в вино.

Оливки собирали вручную или стряхивали с деревьев при помощи палок. Плоды шли в пищу, но большая часть - под пресс для полу­чения масла. Оливковое масло было одним из основных продуктов питания. Его использовали также для освещения и в косметических целях. В афинском государстве считалось преступлением погубить оливковое дерево.

Большинство жителей Греции питалось хлебом и кашей. Обычно это был ячменный хлеб, так как пшеница стоила дороже, чем ячмень. Другой доступной пищей были сыры, рыба, овощи, яйца и фрукты. Охота на зайцев, оленей и кабанов давала возможность употреблять мясо. Очень популярными приправами были кориандр и кунжут. В тер­ракотовых ульях держали пчел. Мед был единственной сладостью на столе древнего грека. Богатые люди питались более разнообразно. Они ели больше рыбы и мяса и могли позволить себе хлеб из пшеницы.

Пыч С., Миллард Э. Греки. М., 1994. С. 24-25.










Просмотр содержимого документа
«приложения к уроку»

Приложение 1.Проверка домашнего залания.

Тест по теме «Религия древних греков»

  1. Какие три бога, по представлению греков,властвовали над миром?

А)Гермес, Гефест, Аполлон

Б) Зевс , Посейдон, Аид

В) Дионис, Арес, Посейдон.

2. Афину греки почитали как богиню:

А) мудрости и справедливой войны

Б) любви и красоты

В) плодородия.

3. Отправляясь в путешествие по морю, греки просили покровительства у бога:

А) Аида

Б) Гефеста

В) Посейдона.

4. Какой герой мифов держал на своих плечах небесный свод?

А) Тесей б) Атлант в) Прометей

5. Герой Троянской войны, матерью которого была богиня Фетида:

А) Одиссей б) Ахилесс в) Гектор

6. Гора на которой по представлению греков жили боги:

А) Эльбрус б) Арарат в) Олимп

7. Какой герой древнегреческих мифов принес людям огонь?

А) Геракл б) Тесей в) Прометей

8. Покровительствовал кузнечному делу и выковал щит Ахилесу:

А) Дионис б) Аид в) Гефест


В1. Найди соответствие


1. Циклоп А)вождь

2. Басилей Б) мифическое существо с головой и торсом человека на теле коня

3. Сатир В) козлоногое мифическое существо

4. Кентавр Г) одноглазый великан.

А

Б

В

Г






В2. Найди соответствие

  1. Троя А)перешеек между Пелопоннесом и Аттикой

  2. Коринф Б)п-в Малая Азия

  3. Микены В) п-в Пелопоннес

А

Б

В





3. Объясните смысл крылатых выражений:

  1. “Яблоко раздора”

  2. “Прекрасная Елена”

  3. “Ахиллесова пята”

  4. “Троянский конь”

  5. “Хитроумный Одиссей”

  6. “Верность Пенелопы.



Ответы к тестовым заданиям по теме «Религия древних греков»

1.б

2.а

3. в

4.б

5. б

6. в

7. в

8.в

В1

А

Б

В

Г

2

4

3

1


В2.

А

Б

В

2

1

3




































Приложение № 2. Работа с историческим документом.

Аристотель. Афинская полития.

2. В течение долгого времени происходили раздоры между знатью и народом. Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархическим (то есть властью немногих), но главное было то, что бедные находились в порабощении не только сами, но также их дети и жены. Назывались они пелатами и шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих, и детей...

.. .Конечно, из тогдашних условий государственной жизни самым тяжелым и горьким для народа было рабское положение. Впрочем, и всем остальным он был тоже недоволен, потому что ни в чем, можно сказать, не имел своей доли.

5. Ввиду того что существовал такой государственный порядок и большинство народа было в порабощении у немногих, народ восстал против знатных.

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М., 1987. С. 129.

Беседа по вопросам к документу.

  • Существовало ли в Афинах деление общества на богатых и бедных?

  • Кто управлял государством?

  • Кому принадлежала вся земля в государстве?

  • За счет чего жили бедные?

  • Что было с теми людьми, которые не могли заплатить аренд­ную плату?

  • Чем простой народ был недоволен?

  • К чему могло привести такое положение простых людей?

  • Что было основным занятием населения?




Приложение №3. Работа с очевидцами..

1. “Я бедный крестьянин, - говорит один из них. - Участок мой очень маленький, находится высоко в горах, почвы каменистые. Сколько не работай, а урожай маленький. Часто приходится голодать. Может, на чужбине я найду лучшие земли. Говорят, за морем есть страны, где сколько хочешь хорошей земли”.


2. Двое греков - торговцы. Они тоже отправляются в дальнее путешествие. Им рассказали, что в заморских странах охотно меняют пшеницу и рабов на греческие товары: расписные вазы, виноградное вино и оливковое масло.


3. А вот на пристани стоит богатый грек, он происходит из богатого рода , аристократ, захвативший власть своем городе и объявивший себя тираном, но проигравший борьбу с демосом . Поэтому он променял свой богатый дом и большую власть на корабль и спасаясь от грозного народа покидал свою родину.


  1. Два грека навсегда покинули свой дом, потому что участвовали в своем городе в восстании демоса против знати, но знать победила. Чтобы спасти свою жизнь им пришлось покинуть свой дом.


Определите причины колонизации?



Приложение 4. Работа с иллюстрациями

1. Внимательно рассмотрите рисунки и определите, где происходит действие: в колонии или самой Греции. Приведите доказательства вашей точки зрения








2.Рассмотри рисунки, ответь на вопросы.

Греки называли одни свои корабли – «многоместные» и «крутобокие», а другие – «многовесельные» и «быстролетные».

К каким из кораблей, изображенных на рисунках, можно отнести первые эпитеты, а к каким – вторые? Как использовались те и другие корабли?













1 корабль 2 корабль.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!