СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока истории в 6 классе по теме "Гуситские войны в Чехии"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока истории Средних веков в 6 классе содержит цели и задачи урока, а также технологическую карту урока.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории в 6 классе по теме "Гуситские войны в Чехии"»

Тема урока: «Гуситские войны» (6 класс)


Цели урока – выявить причины возникновения антикатолического движения в Чехии и раскрыть историческое значение гуситского движения.


Задачи урока

  • сформировать у учащихся представление о гуситском движении, как о народной борьбе против феодального угнетения и католической церкви;

  • способствовать овладению основными видами работы с текстом (выделять главную мысль, обобщать, конспектировать)

  • развивать навыки оценки исторических персонажей,

  • Воспитывать глубокое уважение к истории славянских государств и чувство патриотизма


Тип урока – комбинированный



Оборудование урока - учебник Е.В. Агибаловой и Г.Донского «История средних веков. 6 класс», карта «Европа в средние века», компьютер, мультипроектор.


Основные понятия: гуситское движение, католицизм, паны, церковный собор, умеренные, табориты, сейм


Этапы

Ход урока

Деятельность уч-ся

1. Организационный момент


2. Актуализация знаний



















3. Изучение нового материала



1419 г. – начало гуситского движения



Гуситы - последователи Яна Гуса


Т а б о р – гора на юге Чехии

т а б о р и т ы

у м е р е н н ы е

Сейм – собрание представителей сословий.





















































1434 год окончание гуситских войн

































4. Закрепление









5. Итог урока (рефлексия)



6. Домашнее задание




  1. Тестирование по теме «Начало гуситского движения» 3-4 ученика

  2. Вопросы

  • Что представляла собой Чехия в 13-14 веках?

  • Среди каких слоев Чехии росло недовольство, чем оно было вызвано?

  • Послушай и определи – кто он? (используется магнитофонная запись)

Он национальный герой чешского народа, идеолог чешской Реформации. Он был патриотом, горячо любил свою Родину, свой народ. Обращаясь к народу он говорил, что «чехи должны быть во главе, а не в хвосте, первыми в должностях, как французы во Франции и немцы в своих землях. В 1415 году он был сожжен на костре.

Расскажите о нем

  1. Словарная работа

Паны, патриот, инквизиция, церковный собор


Учитель: Тема нашего урока Гуситские войны. (слайд 1)


Проблемный вопрос: Докажите, что война гуситов была и национально-освободительной, и антифеодальной, и религиозной? (слайд 2)

Учитель: Казнь Яна Гуса послужила толчком к открытой борьбе чешского народа против католической церкви и её сторонников. (слайд 3) В 1419 году жители города Праги восстали против существующих порядков. Они захватили власть в городе. Были разгромлены многие монастыри, убиты деятели церкви. Все, кто поднялся на борьбу против католической церкви, духовенства и немецкого засилья, называли себя г у с и т а м и – последователями Яна Гуса. Излюбленным место народных собраний была гора Т а б о р на юге Чехии. Сюда стекались массы восставших. Они заложили новый город, обнесли его мощными укреплениями и назвали, так же как и гору, - ТАБОРОМ. Постепенно среди восставших гуситов появились т а б о р и т ы и у м е р е н н ы е. Кто они? Чем отличались?

Чтобы лучше разобраться в этом вопросе мы с вами разделимся на «гуситов» (1-ая группа) и «таборитов» (2 группа)

(слайд 4)

После обсуждения учащиеся должны охарактеризовать состав участников, цели и действия гуситов и таборитов.


После выступлений представителей групп учащиеся заполняют сравнительную таблицу:


Табориты

Умеренные

Состав участников



Цели



Действия





Учитель:

Немецкие феодалы и католическая церковь не хотели терять своих богатств в Чехии. Поэтому они решили задушить освободительную борьбу чешского народа.

(слайд 5)

Папа римский объявил крестовый поход против гуситов. Войско крестоносцев, состоявшее в основном из немецких феодалов, возглавил германский император. Желая пограбить богатую страну, в походе приняли участие рыцари и наемники из многих европейских стран.


Работа по карте (№ 10 - атлас):

Вопросы:


Какие населенные пункты стали центрами гуситского движения? (Прага, Жатец, Пльзень, Табор.)

На какие территории были осуществлены походы таборитов? (На территорию королевств Польши, Венгрии, Германии, Австрии.)

Учитель:

Гуситы восторжествовали над своими противниками по всей Чехии, причем в течение 15 лет успешно отбивали все атаки многонациональных крестоносных армий.

Папа и император предприняли против гуситов пять походов. Но они закончились бесславно для крестоносцев.

В чем же секрет побед гуситов? (слайд 6-7)

После изучения и группового обсуждения источника, дать ответ на вопрос с точки зрения «гуситов» и «таборитов».


Учитель:

Главным организатором и руководителем гуситских войск был разорившийся рыцарь, опытный воин Ян Жижка

(сообщение ученика о Жижке) (слайды 8-10)


Учитель:

Разуверившись в успехе Крестовых походов, папа и император вступили в переговоры с умеренными. И когда папа признал новые церковные порядки в Чехии, умеренные образовали большое войско для борьбы с таборитами.

Почему именно умеренные, а не табориты?

В 1434 году у городка Липаны, к востоку от Праги, умеренные напали на таборитов и путем хитрых маневров разгромили их.

  • Чем закончилось гуситское движение?

Несмотря на поражение, гуситы смогли добиться значительных результатов.

(слайд 11)

Последствия гуситского движения

  • Престижу католической церкви был нанесен большой ущерб.

  • Отнята часть ее имущества.

  • Католической церкви пришлось идти на соглашение с еретиками.

  • Победило гуситское движение – умеренные.

  • Крестьяне перестали платить церковную десятину.

  • Гуситское движение способствовало выступлениям против католической церкви в других странах Европы.

  • В управлении Чехией большую роль стал играть Сейм – собрание представителей сословий. Следовательно, в Чехии утвердилась сословная монархия.


Проблемный вопрос: Докажите, что война гуситов была и национально-освободительной, и антифеодальной, и религиозной? (слайд 12)

(слайд 13)

Вопросы или вставить слово

  1. В каких годах было гуситское движение?

  2. Что получил чешский народ в результате гуситских войн?

  3. Кто такие Ян Гус и Ян Жижка?


1. «Сообщи свое Я» или в виде художественного образа

2. Выставление оценок за работу на уроке


  • § 24, знать понятия урока

  • Творческое задание:

  • рисунок по теме урока;

  • макеты оружия гуситов (пластилин, картон, тесто)





Самостоятельная




Умение высказывать свою точку зрения














Запись в тетрадь





















Групповая работа с текстом: стр. 198-199



Представление позиций гуситов и таборитов


Заполнение таблицы














Умение работать с картой






Ответы «гуситов»


Ответы «таборитов»




Работа с историческим источником




Слушают выступление, в тетрадях фиксируют ключевые моменты














Самостоятельно стр. 202-203
























Работа на закрепление изученного материала




Устные ответы




Запись задания в дневник




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!