СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Конспект урока истории Средних веков в 6 классе содержит цели и задачи урока, а также технологическую карту урока.
Тема урока: «Гуситские войны» (6 класс)
Цели урока – выявить причины возникновения антикатолического движения в Чехии и раскрыть историческое значение гуситского движения.
Задачи урока –
сформировать у учащихся представление о гуситском движении, как о народной борьбе против феодального угнетения и католической церкви;
способствовать овладению основными видами работы с текстом (выделять главную мысль, обобщать, конспектировать)
развивать навыки оценки исторических персонажей,
Воспитывать глубокое уважение к истории славянских государств и чувство патриотизма
Тип урока – комбинированный
Оборудование урока - учебник Е.В. Агибаловой и Г.Донского «История средних веков. 6 класс», карта «Европа в средние века», компьютер, мультипроектор.
Основные понятия: гуситское движение, католицизм, паны, церковный собор, умеренные, табориты, сейм
Этапы | Ход урока | Деятельность уч-ся | ||||||||||||||||||||
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
3. Изучение нового материала
1419 г. – начало гуситского движения
Гуситы - последователи Яна Гуса
Т а б о р – гора на юге Чехии т а б о р и т ы у м е р е н н ы е Сейм – собрание представителей сословий.
1434 год окончание гуситских войн
4. Закрепление
5. Итог урока (рефлексия)
6. Домашнее задание |
Он национальный герой чешского народа, идеолог чешской Реформации. Он был патриотом, горячо любил свою Родину, свой народ. Обращаясь к народу он говорил, что «чехи должны быть во главе, а не в хвосте, первыми в должностях, как французы во Франции и немцы в своих землях. В 1415 году он был сожжен на костре. Расскажите о нем
Паны, патриот, инквизиция, церковный собор
Учитель: Тема нашего урока Гуситские войны. (слайд 1) Проблемный вопрос: Докажите, что война гуситов была и национально-освободительной, и антифеодальной, и религиозной? (слайд 2) Учитель: Казнь Яна Гуса послужила толчком к открытой борьбе чешского народа против католической церкви и её сторонников. (слайд 3) В 1419 году жители города Праги восстали против существующих порядков. Они захватили власть в городе. Были разгромлены многие монастыри, убиты деятели церкви. Все, кто поднялся на борьбу против католической церкви, духовенства и немецкого засилья, называли себя г у с и т а м и – последователями Яна Гуса. Излюбленным место народных собраний была гора Т а б о р на юге Чехии. Сюда стекались массы восставших. Они заложили новый город, обнесли его мощными укреплениями и назвали, так же как и гору, - ТАБОРОМ. Постепенно среди восставших гуситов появились т а б о р и т ы и у м е р е н н ы е. Кто они? Чем отличались? Чтобы лучше разобраться в этом вопросе мы с вами разделимся на «гуситов» (1-ая группа) и «таборитов» (2 группа)
(слайд 4) После обсуждения учащиеся должны охарактеризовать состав участников, цели и действия гуситов и таборитов.
После выступлений представителей групп учащиеся заполняют сравнительную таблицу:
Учитель: Немецкие феодалы и католическая церковь не хотели терять своих богатств в Чехии. Поэтому они решили задушить освободительную борьбу чешского народа. (слайд 5) Папа римский объявил крестовый поход против гуситов. Войско крестоносцев, состоявшее в основном из немецких феодалов, возглавил германский император. Желая пограбить богатую страну, в походе приняли участие рыцари и наемники из многих европейских стран. Работа по карте (№ 10 - атлас): Вопросы: — Какие населенные пункты стали центрами гуситского движения? (Прага, Жатец, Пльзень, Табор.) — На какие территории были осуществлены походы таборитов? (На территорию королевств Польши, Венгрии, Германии, Австрии.) Учитель: Гуситы восторжествовали над своими противниками по всей Чехии, причем в течение 15 лет успешно отбивали все атаки многонациональных крестоносных армий. Папа и император предприняли против гуситов пять походов. Но они закончились бесславно для крестоносцев. В чем же секрет побед гуситов? (слайд 6-7) После изучения и группового обсуждения источника, дать ответ на вопрос с точки зрения «гуситов» и «таборитов». Учитель: Главным организатором и руководителем гуситских войск был разорившийся рыцарь, опытный воин Ян Жижка (сообщение ученика о Жижке) (слайды 8-10) Учитель: Разуверившись в успехе Крестовых походов, папа и император вступили в переговоры с умеренными. И когда папа признал новые церковные порядки в Чехии, умеренные образовали большое войско для борьбы с таборитами. Почему именно умеренные, а не табориты? В 1434 году у городка Липаны, к востоку от Праги, умеренные напали на таборитов и путем хитрых маневров разгромили их.
Несмотря на поражение, гуситы смогли добиться значительных результатов. (слайд 11) Последствия гуситского движения
Проблемный вопрос: Докажите, что война гуситов была и национально-освободительной, и антифеодальной, и религиозной? (слайд 12) (слайд 13) Вопросы или вставить слово
1. «Сообщи свое Я» или в виде художественного образа 2. Выставление оценок за работу на уроке
| Самостоятельная Умение высказывать свою точку зрения Запись в тетрадь Групповая работа с текстом: стр. 198-199 Представление позиций гуситов и таборитов Заполнение таблицы Умение работать с картой Ответы «гуситов» Ответы «таборитов»
Работа с историческим источником
Слушают выступление, в тетрадях фиксируют ключевые моменты
Самостоятельно стр. 202-203
Работа на закрепление изученного материала
Устные ответы
Запись задания в дневник |
© 2017, Исаева Оксана Рустамовна 3890 111