СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Итоговое повторение по теме "Фонетика".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал урока построен на использовании  произведений К.Паустовского. Разработаны тестовые задания. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Итоговое повторение по теме "Фонетика".»

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ ТЕМЫ «ФОНЕТИКА»

( на материале творчества К. Паустовского)



Цель: повторить основные сведения раздела «Фонетика».

Задачи:

- образовательная: отрабатывать навыки фонетического разбора;

- развивающая: развивать языковое чутьё и орфографическую зоркость;

- воспитательная: прививать любовь к родному языку.

Оборудование: интерактивная доска, карточки.



Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Сегодня урок и обычный, и особенный одновременно. Обычный, потому что мы будем говорить о хорошо знакомых вещах. Но и особенный – речь пойдёт о красоте русской речи. Именно поэтому я хочу начать урок со стихотворения А.А. Фета, великого поэта России, замечательного мастера языка. Каждая фраза, каждое слово в его стихах – это картина и удивительная мелодия, которую нужно суметь услышать и понять.

ОСЕННЯЯ РОЗА.

Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил своё чело,

Дохнул сентябрь, и георгины

Дыханьем ночи обожгло.


Но в дуновении мороза

Между погибшими одна,

Лишь ты одна, царица-роза,

Благоуханна и пышна.


Назло жестоким испытаньям

И злобе гаснущего дня

Ты очертаньем и дыханьем

Весною веешь на меня.




- Понравилось ли вам стихотворение Фета?


- Сумели ли вы услышать мелодию, звучащую в нём?


- Расскажите, что представилось вам, когда вы слушали стихотворение.


- Что вы можете сказать о языке стихотворения? Какими эпитетами вы могли бы его охарактеризовать?

(Язык прозрачный, лёгкий, мелодичный, светлый, благозвучный…)


- Всё это верно и относится, конечно, не только к стихотворению Фета, но и к самому русскому языку. А вот К.Паустовский, тоже мастер и знаток языка, назвал его алмазным. Как вы думаете, что он имел в виду?

(То, что язык драгоценен, чист, точен).


- Возьмём в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку слова Н.В. Гоголя:


Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее самой вещи.

-Вот мы с вами давно ведём беседу, а до сих пор ещё не сказали, какие разделы языка занимаются изучением звучащей речи и её передачи на письме. Вспомним этот пробел.

Далее ученики с помощью учителя записывают на доске и в тетрадях ключевые понятия из раздела «Фонетика», для того чтобы эта работа прошла быстрее, можно использовать заранее подготовленные карточки с записанными на них терминами. Во время беседы назвавший то или иное понятие ученик будет прикреплять свою карточку к доске:


Фонетика

Звуки

Ударение

Слог

Графика

Буквы

Алфавит

Каллиграфия

Орфоэпия

Культура речи



Аллитерация

Ассонанс




- А теперь словарный диктант. Запишите слова в алфавитном порядке, расставьте ударения, прокомментируйте орфограммы.

Абсурд, агентство, баловник, веснушчатый, дебют, досуг, мастерски, облегчить, скучно.

- Произнесите слова, соблюдая нормы орфоэпии. Как встретившиеся вам орфограммы связаны с фонетикой?


Далее проводится беседа о классификации гласных и согласных звуков и о фонетических явлениях, с ними связанных.

По ходу работы на доске, где записаны основные понятия, галочкой отмечаются рассмотренные вопросы. Это поможет ребятам не упустить главного, подкрепит ощущения результативности их работы на уроке.

Чтобы помочь учащимся вспомнить необходимый материал, можно использовать таблицы по русскому языку с классификацией гласных и согласных звуков или небольшие схемы.

- А теперь вернёмся к разговору о поэтичности и звучности русского языка. Очень точно сказал об этом К. Паустовский в своей повести «Золотая роза».

Ваша задача: записать текст и попытаться определить какую роль играют внём гласные и согласные звуки, как они помогают писателю выразить главную мысль.

Сравнительно легко объяснить происхождение «поэтического изучения» многих наших слов. Очевидно, слово кажется нам поэтическим в том случае, когда оно передаёт понятие, наполненное для нас поэтическим содержанием. Но действие самого слова… на наше воображение, хотя бы, к примеру, такого простого слова, как «зарница», объяснить гораздо труднее. Самое звучание этого слова как бы передаёт медленный ночной блеск далёкой молнии.

...Большинство таких поэтических связано с нашей природой. Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков… полей, цветов и трав,- в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.

…Главный и неиссякаемый источник языка – сам народ: крестьяне, паромщики, пастухи, пасечники, охотники, рыбаки, старые рабочие, лесные объездчики, бакенщики, кустари, сельские живописцы, ремесленники и все те бывалые люди, у которых, что ни слово, то золото.

- Обилие гласных звуков делает прозу Паустовского прозрачной и лёгкой, она создаёт ощущение простора, наполненного свежим воздухом. В отдельных фрагментах текста (о зарнице, например) особую роль играют согласные звуки, привносящие в язык отрывка некоторую напряжённость.

- Как называется использование тех или иных групп и сочетание гласных и согласных звуков в целях художественной выразительности.

Коротко повторив сведения о графике и особенностях передачи звуков в русском письме (обозначение безударных гласных, мягкости согласных) обращаемся к фонетическому разбору слова. Чтобы не утомлять ребят однообразной работой, предлагаем, фонетический разбор провести в форме эстафеты. На доске записываются три слова для анализа. Каждый ученик той или иной команды характеризует только один звук данного слова, передавая эстафету соседу по парте. По окончании разбора определяется победитель. Команда – победительница (представитель команды) делает вывод о проделанной работе на уроке, формулируете основную мысль.

В оставшееся время уч-ся выполняют тест по теме: «Фонетика».









Тест по теме: «Фонетика».


  1. Укажите в данном ряду лишнее слово, учитывая место ударения в нём.


  1. Древко

  2. Скучно

  3. Хутор

  4. Мастерски

  5. Такса


  1. В каком случае количество звуков превышает количество букв?


  1. Стол

  2. Мел

  3. Избушка

  4. Яркий

  5. Тонкий


  1. Отметьте слово, в котором е, ё, ю, я обозначают гласный звук и мягкость предыдущего согласного.


  1. Льют

  2. Лёшка

  3. Ядро

  4. Соловья

  5. София


4 . Найдите слово, где все согласные звуки твёрдые.


  1. Сыщик

  2. Вода

  3. Пулька

  4. Пони

  5. Радий


  1. Одна из перечисленных ниже согласных звуков не имеет пары по глухости. Найдите его.


  1. [б’]

  2. [ф]

  3. [м]

  4. [г’]

  5. [ж]


  1. Выделите звук, который не имеет пары по твёрдости – мягкости.


  1. [ж]

  2. ]

  3. [д]

  4. [м]

  5. [к]


  1. В каком слове есть непроизносимый согласный?


  1. Словесный

  2. Говорят

  3. Молчание

  4. Грустно

  5. Проясняет


  1. Отметьте слово с неправильным делением на слоги


  1. Тон – ко

  2. Зву – чно

  3. Свя – то – сть

  4. От – ра – же – ние

  5. Све – та


  1. Укажите слово с озвончением согласного.


  1. Гриб

  2. Артур

  3. Память

  4. Сброс

  5. Суметь



Взаимопроверка тестовой работы, выставление оценок



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!