- читать стихотворения выразительно, передавать свое эмоциональное отношение при чтении лирических произведений;
- понимание литературы как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
- понимать и принимать учебные задачи, осуществлять их решение под руководством учителя;
- вступать в диалог, выслушивать и уважать разные точки зрения.
1. Самостоятельно ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
2. Добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
3. Учиться ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем познавательного и поискового характера.
Этап урока, виды работ | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности | – Здравствуйте, ребята. – Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глазки, улыбнитесь и пожелайте хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно и открыть много нового и интересного. Присаживайтесь. | Приветствие учителя обучающимися. Посредством психологической минутки дети мобилизуют внимание, настраиваются на продуктивную работу на уроке. | Р1 Л1 |
II.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы Речевая разминка Индивидуальный опрос (проверка домашнего задания) | – Прочитайте про себя стихотворение на карточках, которые есть у каждого из вас. Сколько облаков на небе! Сколько колосков в полях! Сколько песенок y птицы! Сколько листьев на ветвях! Сколько звезд на ясном небе! Сколько капель в океане! Столько нежных поцелуев Подарить хочу я маме! – Кому посвящено это стихотворение? – Как вы думаете, как ребенок из стихотворения относится к своей маме? – Прочитайте выразительно. Обратите внимание на знаки в конце каждого предложения. – Прочитайте скороговоркой. – Семья – это самое большое богатство, которое только может быть в жизни человека. Семья – это маленький, уникальный мир, где вас всегда любят, понимают и поддерживают. А уникальным, особенным этот мир делают, кроме любви, уважения и заботы семейные традиции, которые, если хорошенько подумать, есть в каждой семье. И сейчас, ребята, мы проверим, как вы справились с домашним заданием, полученным на прошлом уроке. Расскажите о своей семье и ваших семейных традициях. – Вы уже можете предположить, о ком или о чем мы будем сегодня читать и говорить? | (Стихотворение посвящено маме) (Ребенок из стихотворения относится к маме с любовью, нежностью, трепетом) (Сегодня мы будем говорить и читать о маме) | Р2 П1,2 К2,3 Л1 |
III. Решение проблемы Фронтальная беседа по впечатлениям Рассказ учителя о писателе Первичное восприятие произведения Проверка первичного восприятия | – Вы совершенно правы. Сегодня мы будем читать стихотворения о самом близком и родном человеке – о маме. – А не так давно мы отмечали праздник, посвященный мамам. Какой? – Как вы поздравляли своих мам? – Откройте свои учебники на стр. 71. Скажите, какое стихотворение мы будет читать? Кто его автор? Юрий Сергеевич Энтин – не просто поэт с большой буквы, он – обожаемый поэт самых требовательных зрителей и слушателей – детей. Энтин подарил им массу кино- и мультгероев, потому что именно его словами они заговорили и запели с экранов телевизоров. Он оживил Трубадура, Принцессу и бременских музыкантов, написал множество песен, которые звучат в «Гостье из будущего», «Приключениях Буратино», «Приключениях Электроника» и других популярных кинолентах. Его талант поистине не знает границ. Будущий поэт-песенник Юрий Энтин родился в Москве 21 августа 1935 года. Военное детство прошло в эвакуации в Оренбурге, где воспитанием мальчика занимался мудрый дед. Отец был на фронте, поэтому мальчику пришлось очень рано повзрослеть. Дедушка привил Юрию интерес к истории и любовь к литературе. В 14 лет, лежа в больнице Юрий Энтин написал свое первое стихотворение, которое посвятил медсестре, сердечно о нем заботившейся. Но отдать ей стихи он так и не решился. Энтин мечтал учиться в столичном Историко-архитектурном институте, но его мечте было не суждено сбыться, и тогда он поступил на исторический факультет педагогического института, по окончанию которого сначала работал в школе учителем истории, какое-то время трудился в библиотеке, а потом совершенно случайно попал в детскую редакцию фирмы «Мелодия», которую со временем и возглавил. С тех пор с ним работали лучшие композиторы страны. Их совместные хиты сейчас называют Золотым веком детской песни. – А сейчас я предлагаю послушать песню в исполнении Людмилы Гурченко и детей. – Вам понравилась песня? – Прочитайте текст песни в учебнике. – Что заметили? – Какие чувства выразил поэт в стихотворении? – Как вы понимаете последние строки? | (Мы отмечали праздник 8 Марта) (Стихотворение «Песня о маме» Ю.С. Энтина) Слушают рассказ учителя. Слушают песню. Высказывают своё мнение. Читают. | К3 П1,3 Р2 Л2,4 Р1 К2,4 Л3 |
IV. Физкультминутка | Дружно маме помогаем – Пыль повсюду вытираем. Мы белье теперь стираем, Полощем, отжимаем. Подметаем все кругом И бегом за молоком. Маму вечером встречаем, Двери настежь открываем, Маму крепко обнимаем. | Принимают активное участие в физкультминутке, выполняют подражательные движения по тексту вместе с учителем | Р1,5 Л1 |
Продолжение III этапа урока Работа с выставкой книг Чтение произведения Беседа по содержанию с выборочным чтением | Следующий поэт, с которым мы сегодня познакомимся – это Борис Владимирович Заходер. Читая его произведения — такие звонкие, такие светлые, смешные и мудрые — трудно предположить, что их автор прошел две войны и пережил немало личных трагедий. Одаренность Бориса проявилась еще в детстве: мальчик легко учился, много читал, занимался музыкой, писал первые собственные сказки. Под руководством матери, талантливой переводчицы, он занимался также языками — к ним у будущего поэта тоже обнаружились незаурядные способности. Но главной страстью юного Заходера была биология. Он даже поступил на биологический факультет Московского Университета, однако литературный талант все же победил и Борис поступил в Литературный институт имени Горького. Заслуженную популярность Борису Владимировичу принесли произведения, написанные как в стихах, так и в прозе, например: сборник стихов «На задней парте», «Школа для птенцов», «Моя Вообразилия», книга сказок «Мартышкино завтра», «Почему рыбы молчат», «Сказка про всех на свете» и др. Кроме того, большую популярность ему принесли переводы известных зарубежных детских сказок: повести-сказки Милна «Винни-Пух и все-все-все», Л. Кэррола «Приключения Алисы в Стране Чудес», сказки братьев Гримм «Бременские музыканты» и др. – Прочитаем стихотворение Бориса Заходера «С папой мы давно решили…» – Как вы думаете, какое оно – смешное, грустное, поучительное или шуточное? Почему? – Что вам вспомнилось при чтении этого стихотворения? – Придумайте вопрос к стихотворению. Задайте его классу. | Рассматривают выставку, слушают учителя (Смешное, поучительное, шуточное) | П2,3 Л4 К1,2 П1,2,3 Л2 |
V.Первичное закрепление Сопоставление произведений и выявление воспитательной ценности | Давайте сравним произведения, которые сегодня читали. Чем они похожи? Чем отличаются? Чему учат? Какое произведение вам понравилось больше? Почему? | Сопоставляют и отвечают на вопросы | Р1,2 П2 К1,2 Л1,2,3 |
VI.Организация самостоятельной работы Подготовка к выразительному чтению | – Приготовьтесь прочитать 1 стихотворение выразительно, передавая его идею и чувства поэта. – Кто готов читать, поднимите руку. Послушайте и приготовьтесь оценить чтение товарищей. – Чьё чтение вы считаете самым удачным? Почему? | Самостоятельно готовят выразительное чтение текста Читают или слушают Оценивают чтение | Л3 П3 К2 |
VII.Информация о домашнем задании | – Откройте свои дневники и запишите домашнее задание: «Выучить наизусть стихотворение по выбору, с. 70-71» | Записывают задание в дневник | Р1 |
VIII.Рефлексия учебной деятельности | – Выберете и продолжите любое предложение: - На сегодняшнем уроке я узнал… - На этом уроке я похвалил бы себя за… - Сегодня я сумел… | | Р1,3 Л2 |