Урок изобразительного искусства в 6 классе
Тема. Башкирская красавица. Бумажная пластика.
Цель. Применить на практике знания о башкирском народном костюме.
Задачи. Продолжить знакомство учащихся с башкирским народным костюмом; научить конструировать стилизованные фигурки из бумаги; воспитывать интерес к башкирской культуре.
Оборудование: Для учителя – мультимедийный проектор, презентация «Башкирский костюм», башкирский костюм, плакаты, фонограмма башкирской музыки (курай).
Для учащихся – альбомы, цветная бумага, циркули, ножницы, клей.
Оформление кабинета: у доски стоит манекен в башкирском народном костюме, на доске вывешены плакаты с фотографиями певцов, танцоров, актеров в башкирских костюмах.
Ход урока.
Организационная часть.
Проверка наличия у учащихся белой и цветной бумаги, циркулей, ножниц, клея.
Объявление темы и цели урока.
У ч и т е л ь. Мы уже два урока посвятили башкирскому костюму: смотрели костюмы в краеведческом музее и вырезали орнаменты, украшавшие одежду башкир. Сегодня мы закрепим знания о башкирском народном костюме и изготовим из бумаги объемные фигурки людей, которые украсим аппликацией. Слайд №1 «Башкирский костюм»
Вопросно-ответная беседа.
Беседа проходит на фоне тихой музыки, звучит курай.
- Что является основой женского костюма и каковы отличительные черты этого предмета одежды? (Однотонное женское платье с длинными рукавами и воротом-стойкой. Подол с оборками, украшенными цветными лентами и вышивкой.) Слайд №2 «Женский костюм»
- Какими предметами одежды дополняется платье? (Камзол – это жилет из бархата, украшенный узором по вороту, переду и подолу. Узор может быть в виде вышивки или аппликации. Елян – это верхняя одежда с длинными рукавами, без ворота и пуговиц.) Слайд №3 «Елян»
- Какие украшения дополняют женский костюм? (Обязательно должен быть головной убор – платок или шапочка-кашмау. Кашмау представляет собой головной убор из кораллов и серебра. Самым ярким украшением костюма был нагрудник, изготовленный из кораллов, монет и страз. Также одевались накосники, серьги, браслеты, кольца.) Слайд №4 «Кашмау. Нагрудник.»
- А знаете ли вы, что некоторые нагрудники в конце XIX в. По цене приравнивались к стоимости одной лошади или коровы!!!
- Что входило в мужской костюм? (Рубаха с длинными рукавами, украшенная вышивкой по вороту, подолу и краю рукавов. Штаны из полосатой ткани. К верхней одежде относились камзол, елян, казакин, чекмень. На голове носили тюбетейки, малахаи или меховые шапки.) Слайд №5 «Мужской костюм.»
- Какими видами украшений владели башкирские мастерицы? (Вышивкой, аппликацией, отделкой позументом и серебряными украшениями, лентами.)
- Какие виды орнамента при этом использовались? (Геометрический, растительный, а также кускарный.) Слайды №6, №7 «Башкирский орнамент»
Объяснение задания.
На этом уроке работаем в парах.
Один ученик выкраивает и склеивает фигурку из альбомного листа. (Построение развертки конуса для основы. Выкраивание рук, используя симметрию. Выкраивание платья по шаблону конуса.)
Второй вырезает из цветной бумаги линии, треугольники, кружочки, звезды, кускарные узоры.
Затем один наклеивает узоры на основу, а другой вырезает украшения для нагрудника и головного убора из металлизированной бумаги.
Слайд №8.
Практическая работа учащихся в парах.
Изготовление фигурки башкирской красавицы в технике бумажной пластике и украшение фигурки в технике аппликации.
Подведение итогов урока.
Оценка выполненных работ.
Построение фигурок в хоровод (под звуки башкирской плясовой мелодии).
П
риложение
Выкройка конуса для фигурки. Образец выполнения задания.