Учитель: Кобелева В. Е.
Класс: 5
Тема: В мастерской у Деда Мороза
Задачи урока: познакомить детей с историей и традициями праздника Нового года в разных странах; выучить имена Дедов Морозов в разных странах мира; развивать чёткую и грамотно поставленную речь; воспитывать любовь к традициям своего народа.
Планируемые результаты: выучить историю и традиции праздника, запомнить имена Дедов Морозов в разных странах; давать грамотные и полные ответы.
Оборудование: разноцветные мелки, карточки с заданиями по пройденному материалу.
Предварительная работа: украсить класс в новогоднем стиле, подготовить карточки с заданиями.
План урока:
I. Организационная часть.
II. Закрепление прошлой темы.
III. Оповещение темы и целей урока.
IV. Новый материал.
V. Физкультминутка.
VI. Практическая часть
VII. Закрепление.
VIII Итог урока.
Ход урока
I. Организация класса, проверка готовность к уроку. Дети хором читают четверостишие.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараюсь всё понять,
Интересное узнать.
II. Закрепить знания учащихся прошлой темы.
III. Объявить тему и цели урока.
Сегодня мы проведём необычный урок. Мы поговорим о долгожданном празднике, который любят и взрослые и дети. Узнаем его историю, откуда он к нам пришёл. Вспомним новогодние традиции и ещё много интересного. А также побываем в мастерской у Деда Мороза.
IV. Изучение нового материала. Учитель читает стихотворение "Новый Год" Н. Найденовой.
Лесом частым,
Полем вьюжным
Зимний праздник к нам идет.
Так давайте скажем дружно:
"Здравствуй, здравствуй, Новый год!"
Снова пахнет свежей смолкой,
Мы у елки собрались,
Нарядилась наша елка,
Огоньки на ней зажглись.
Игры, шутки, песни, пляски!
Там и тут мелькают маски...
Ты - медведь, а я - лиса.
Вот какие чудеса!
Вместе встанем в хоровод,
Здравствуй, здравствуй, Новый год!
Ребята, а кто придумал этот весёлый праздник и откуда он к нам пришёл?
В древности наши предки его отмечали 1 марта. Люди зажигали огоньки на ёлках в виде свечей, с надеждой на хороший урожай в новом году. Когда народ принял христианскую веру, праздник перенесли на первый день осени – сентябрь. И только в 1700 году, по указу царя Пётра I, Новый год принято отмечать 1 января.
О каких новогодних традициях нашего народа вы знаете?
- Главной традицией является украшение ёлки. Эту зелёную красавицу наряжают шарами, гирляндами, светящимися фонариками, шишками, конфетами, игрушками. Ёлка – это символ новогоднего праздника.
- Ещё одна традиция – пускать салют в 12 часов ночи, именно в это время все желают друг другу счастья в наступившем новом году.
- Также этот праздник принято отмечать в кругу своей семьи. Взрослые и дети одевают красивую одежду и карнавальные маски и веселятся возле нарядной ёлки. Они поют песни, танцуют, играют в игры и кушают за столом вкусные блюда.
А кто может рассказать, как отмечают Новый год в других странах?
- В Англии люди под бой часов открывают заднюю дверь, чтобы все ненастья ушли из дома, а с последним ударом открывают входные двери и дают зайти удаче, благосостоянию, здоровью.
- Венгерский народ в полночь громко играет на дудочках, свистульках, рожках. Они считают, что это помогает выгнать из дома злых духов.
- Немцы всех возрастов забираются на стулья, диваны, кресла и с наступлением праздника прыгают на пол. Они говорят, что это помогает впрыгнуть в новый год чистым и безгрешным.
- Итальянцы в последнюю минуту старого года выкидывают на улицу ненужную посуду, вещи, мебель. Это позволяет им избавится от плохой энергетики.
-В Испании принято съесть 12 виноградин и загадать 12 желаний.
-В Скандинавии существует традиция хрюкать под столом, скандинавы утверждают, что это помогает им избавится от болезней и неудачи.
- А вот в Китае Новый год празднуют не первого января, празднование назначается в разные дни. Главная особенность китайского Нового года – это украшение домов и улиц маленькими фонариками. А дети рисуют свою мечу на листке бумаги и перед сном, кладут его под подушку.
- Болгария – это страна где самый маленький член семьи читает гостям стихи, поёт песни, дарит сувениры, которые снимает с ёлки.
Для разрядки детям предлагается сыграть в игру «Кто больше». Разделить учащихся на две команды, по очереди они называют слова, которые можно отнести к Новому году. Выигрывает команда, которая остановится последней.
Дети, а без кого не бывает новогоднего праздника? Как он выглядит? А кто его помощница? Как зовут Деда Мороза в разных странах?
- В Соединённых Штатах Америки, Канаде, Великобритании – это Санта Клаус. Отличается от нашего одеждой, на нём всегда одета красная куртка с белым мехом и шаровары.
- В Швеции их вообще два: Юлтомтен и Юлниссаар, они награждают послушных детей и оставляют им подарки под окном.
- И во Франции тоже два Деда Мороза: Пэр-Ноэль и Шаланд.
- К итальянским детям в новогоднюю ночь прилетает фея Бефана.
- В Румынии - Мош Кречун.
- Финляндия славится Йоулупукки, он всегда находится в свите гномов.
- В Эстонии - Йиулувана.
- А ребята из Узбекистана с нетерпением ждут Корбобо, который приезжает на ослике.
Все Дедушки Морозы разные по внешнему виду, но все они дарят новогоднее настроение, радость, веселье и долгожданные подарки.
V. Физминутка.
Детям предлагается сыграть в игру «Матушка зима». Учитель читает и показывает, что надо делать.
Пришла Матушка зима,
Всё метелью замела.
(Волнообразные движения кистями рук перед собой)
По сугробам мы пойдём,
В лес дремучий напролом.
(Ходьба с высоким подниманием коленей)
Вдруг синичек увидали,
Им мы ручкой помахали (помахать ручкой)
А синички нам мигнули,
И за сосны упорхнули
(Взмахи обеими руками)
Налетели вдруг снежинки,
Словно лёгкие пушинки
(Имитируем пальчиками падающих снежинок)
Вместе с нами закружились,
Вместе с нами в пляс пустились
(Покружиться на месте)
А теперь мы всем народом,
Скажем дружно…
С НОВЫМ ГОДОМ!!!
Молодцы, ребята, садитесь.
А теперь скажи мне пожалуйста, а где же живет Дедушка Мороз?