СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока изобразительного искусства по теме "Узоры, которые создали люди", 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок изобразительного искусства и технологии по теме "Узоры,которые создали люди". Рисование кистью и выполнение в технике аппликации декоративных элементов дымковской росписи. Урок проводится в нетрадиционной форме - урок-ярмаркаю

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока изобразительного искусства по теме "Узоры, которые создали люди", 1 класс»

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ТЕХНОЛОГИЯ

(нетрадиционная форма, урок – ярмарка)

1 класс

Малышева Г.А., учитель ЧУ СОШ «Образование плюс …I», г.Москва


ТЕМА: «УЗОРЫ, КОТОРЫЕ СОЗДАЛИ ЛЮДИ»- рисование кистью и выполнение

в технике аппликации декоративных элементов дымковской росписи.


Цели урока: познакомить с характерными особенностями дымковской росписи;

развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, умение создавать

декоративную роспись, творческие способности детей;

развивать умение работать в группах;

воспитывать интерес и уважение к искусству народных мастеров.


Оборудование: Для учителя:

- иллюстрации дымковских игрушек;

- изображение Дымковской слободы на доске ( макет: дома, жители,

деревья, цветы);

- образец дымковской росписи в полосе;

- 4 эскизных листа с контурами фигурок дымковских игрушек ( конь,

собачка, кавалер, барышня – водоноска) для групповой работы;

- шаблоны дымковских игрушек для индивидуальной работы (олень);

- фонограмма «Русская плясовая»;

- поднос с пряниками, баранками и крендельками (по количеству уч-ся).

Для учеников:

- гуашь, кисти, баночка с водой, клей ПВА, салфетка для рук.


Ход урока


I. Организационный момент

У: Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ли на месте,

Всё ли в порядке

Кисти, краски и тетрадка?


(учитель все названные предметы демонстрирует)


II. Сообщение темы и задач урока.

Беседа о творчестве мастеров Дымковской слободы.

У: - Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с народными промыслами и будем

учиться у народных мастеров украшать фигурки игрушек.

И я приглашаю вас на весёлую ярмарку!


Ели спят у большака в инее седом,

Спят деревья, спит река, скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьётся голубой дымок,

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке всё кругом.

Голубые дали,

И село большое «Дымково» назвали.

(открывается доска с изображением Дымковской слободы)


- Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, село будто в дыму, в дымке.

Там любили песни, пляски.

В селе рождались чудо – сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины

Все игрушки непростые,

А волшебно – расписные.


- Все эти фигурки людей, зверей, птиц – игрушки, сделанные из глины добрыми руками мастеров из Дымково. Вглядитесь в них.

(учитель показывает иллюстрации с изображением дымковских игрушек)


  1. Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост –

Точно солнечный цветок…

(учитель демонстрирует иллюстрацию с изображением индюка)


- Нравится вам игрушка?

- А сейчас, внимание! Внимание! Начинается народное гуляние!


(Звучит фонограмма «Русская плясовая», к доске выходят 2 девочки и мальчик в народных костюмах)


1 девочка: Я девчонка молодая,

Я гуляния люблю,

Подходи честной народ,

Всех на ярмарку зову.


1 мальчик: Я весёлый паренёк,

Хожу в кепке на бочок,

Не стесняйтесь, подходите,

На товары посмотрите.


2 девочка: Я девчонка деловая.

Где найти такую?

Вам игрушку представляю,

Нашу – дымковскую!


(дети под музыку садятся на места)


У: - Весело на ярмарке, шумно! Здесь и гомон народного гулянья, и призывные выкрики торговцев:

(учитель демонстрирует иллюстрацию игрушки девушка – водоноска)

Продаются самовары,

Продаются вилы, санки.

И конфеты, и баранки.

Покупают люди сушки

И на дивную игрушку

Смотрят долго, не дыша,

До чего же хороша,

Просто чудо – водоноска,

Высока её причёска,

Губы алы, щёчки алы…

И кричат всем зазывалы:

Налетайте! Налетайте!

Покупайте! Покупайте!

Покупайте–ка игрушки:

Водоноски и зверюшки!

Посмотрите, как живой,

Есть и конь здесь удалой!


( учитель демонстрирует иллюстрацию с изображением коня и собачки)


У: - Ярмарка – праздник! И название то у него озорное, шумное весёлое – «Свистунья»!

Хотите узнать откуда оно появилось? Тогда слушайте. Всю зиму женщины Дымкова

лепили свистульки для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька.

И вот – на лотках и прилавках многолюдной ярмарки торгуют весёлым товаром. Охотно разбирают его и взрослые и дети. Оглашается свистом вся округа. Шумит народное гулянье. Но громче всего слышен заливистый свист. Оттого и прозвали этот праздник – «Свистунья».

Приходила новая зима, и снова в Дымкове принимались за дело. И так каждый год. Много, много лет. Вот уже придумали лепить из глины другие игрушки, не только свистульки. Своё умение бабки передавали внучкам, а внучки – своим внучкам. Так и дошло оно до наших дней. И сегодня на нашей весёлой ярмарке представлены игрушечные фигурки удивительные по выдумке, раскраске и тонкому народному юмору.

Ярмарка шумит, гуляет! Веселится народ! И мы с вами давайте немножко повеселимся и отдохнём!


III. Физкультминутка (под русскую народную мелодию выходит мальчик, читает стихотворение,

а дети имитируют движения)

Эй, ребята в бубны бейте!

Вы ладоши не жалейте.

Поиграйте на гармошке,

Постучите нам на ложках,

Веселитесь от души,

Чтобы ноги в пляс пошли!


IV. Работа по основной теме урока

(Учитель демонстрирует образец узора в полосе из элементов дымковской росписи)


У: - Вглядитесь, ребята, ещё раз дымковскую игрушку. Что в ней особенное, характерное?

  1. Главное – мягкие округлые очертания, формы.

  2. Незатейливый геометрический узор.


- Мастера, расписывая игрушки кругами, крестами, словно сказку сказывали о том,

как солнце согревает своими лучами землю и дарит ей жизнь. Ярко-красный цвет, который часто можно увидеть на дымковских игрушках, долгое время был связан с ярким сиянием солнца.


- А по какому фону наносится узор на дымковских игрушках?

Все игрушки непростые,

А волшебно-расписные:

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

У: - Вот и вы сейчас, сохраняя белый фон игрушки украсите её. Ведь именно белый цвет в сочетании с другими цветами (самыми разными) придаёт игрушке праздничность и нарядность. Пусть и ваши игрушки будут нарядными и сказочными. Ваша задача – учиться изображать элементы и равномерно распределять их на поверхности игрушки.


(Звучит народная мелодия)


У: Созываем детвору,

Предлагаем вам игру.

Красочки свои возьмите

И игрушки оживите.


V.Самостоятельная работа учащихся


Учитель распределяет задания группам учащихся:

  1. 7 человек работает индивидуально по шаблонам (олень), создавая свой неповторимый узор дымковской игрушки;

  2. 4 человека(1группа) одевают в цветной наряд кавалера, используя технику аппликации;

  3. 4 человека (2 группа) украшают симметричным узором одежду барышни – водоноски;

  4. 4 человека (3 группа) расписывают коня (по заготовке);

  5. 4 человека (4 группа) расписывают собачку (самостоятельно).


VI. Выставка детских работ

У: - Итак, в нашем селе появились новые жители. Нравятся они вам?

- И мне тоже очень нравятся!

- И хотя ушёл в далёкое прошлое старинный русский праздник «Свистунья». На смену старым традициям пришли новые. Но не забыта дымковская игрушка. Живёт и восхищает всех людей, прославляя талант, красоту и мастерство русского народа. И невозможно не согласиться с теми, кто глядя на любую из них, восклицает: «Глазам – радость, душе – отрада!»

Творения русских умельцев дороже

Душе моей всяких иных.

И чем-то особым и звонким похожи

На тех, кто задумывал их.


VII. Итог урока


- Наше праздничное ярмарочное гулянье подходит к концу. Но с ярмарки с пустыми руками не уходят.


(Звучит «Русская плясовая», выходит мальчик в народном костюме, берёт со стола поднос с пряниками, баранками и кренделями и предлагает ребятам взять угощение на свой вкус)


Мальчик: Малые ребятушки,

Ярмарке порадуйтесь,

Пряником, бараночкой

Крендельком побалуйтесь


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!