СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока к презентации. В. Серов "Девочка с персиками". Презентация также в моей папке

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  1. Формировать умение наблюдать, выделять главное в описываемой личности, уместно использовать в высказывании портретную лексику.
  2. Учить отличать описательный тип от других типов речи, соединять в тексте фрагменты разных типовых значений.
  3. Продолжить работу над умением производить лингвостилистический анализ готового текста-описания, строить по образцу текст-описание внешности человека (сочинение).
  4. Воспитывать интерес к живописи как виду искусства.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока к презентации. В. Серов "Девочка с персиками". Презентация также в моей папке»

Подготовка к сочинению-описанию внешности

(по картине В.А.Серова «Девочка с персиками»)

Цели:

  1. Формировать умение наблюдать, выделять главное в описываемой личности, уместно использовать в высказывании портретную лексику.

  2. Учить отличать описательный тип от других типов речи, соединять в тексте фрагменты разных типовых значений.

  3. Продолжить работу над умением производить лингвостилистический анализ готового текста-описания, строить по образцу текст-описание внешности человека (сочинение).

  4. Воспитывать интерес к живописи как виду искусства.

Вступительное слово учителя

Валентин Александрович Серов родился 7 января 1865 года в интеллигентной семье. Его отец – А.Н.Серов был известным композитором и музыкальным критиком, мать – В.С.Серова – талантливой пианисткой, оставившей заметный след в истории русской культуры. Родители Серова были людьми высокого интеллекта и чувства долга, безупречно честными, независимыми.

Мальчику исполнилось 6 лет, когда внезапно умер отец. Мать, увлеченная музыкой и распространением её в народе, часто оставляла сына у знакомых и родственников. Молчаливый и сдержанный по природе, маленький Серов, оставаясь один, начал рисовать; у него обнаружились большие художественные способности.

В 1872 году, находясь с матерью в Мюнхене, он начинает свое художественное образование. А спустя два года в Париже становится учеником И.Репина, тогда ещё молодого художника. Более 10 лет Репин вел систематические занятия с Серовым, выявляя его богатую и оригинальную творческую личность и готовя к поступлению в Академию художеств.

Осенью 1880 года Серов поступил вольнослушателем в Академию. Репин порекомендовал его своему бывшему учителю, профессору П.П.Чистякову, в частной мастерской которого молодой художник получил гораздо больше, чем в академических классах. Помощь Репина не ограничивалась творческой сферой, и даже впоследствии, когда они расходились во взглядах на творческие и общественные проблемы, каждый из них оставался верен этой дружбе ученика и учителя.

В.А.Серов часто бывал в Абрамцеве, где собирались передовые деятели культуры. В доме С.И.Мамонтова царила атмосфера увлеченности искусством. Именно в Абрамцеве был написан знаменитый портрет «Девочка с персиками», для которого позировала Вера Мамонтова. Этот портрет положил начало славе Серова.

В портрете раскрывается эстетический идеал молодого Серова – гармония человека и окружающей среды, слияние человека с природой. Содержание портрета- картины как будто несложно: за столом сидит девочка в розовой блузке, перед ней на белой скатерти персики; в окно льется легкий, серебристый свет, который смягчает формы, делает чистыми и нарядными краски.


“Портрет Веры Мамонтовой” – первое название картины. Игорь Грабарь, увидев ее, с восхищением воскликнул: «Девочка с персиками!» Это название закрепилось за картиной и существует по сей день.

Вопросы для беседы

  • Что вы чувствуете и о чем думаете, когда смотрите на этот портрет?

  • Как художник сумел пробудить у нас светлое, радостное настроение?

  • Какие краски использует художник, чтобы создать у нас это настроение?

  • Изменился бы настрой картины, если бы автор использовал холодные тона?

  • Что можно сказать об этой девочке? Как вы думаете, она старше вас?

  • А какой у неё характер?

  • Что прежде всего привлекает вас в портрете?

  • Удалось ли художнику передать свежесть и красоту Веры Мамонтовой?

  • Какое значение имеет солнечный свет в портрете?

  • Почему портрет Веры Мамонтовой называют портретом-картиной?

Сопоставительный анализ текста

Перед вами два текста, написанных известными искусствоведами о портрете-картине «Девочка с персиками».

Текст 1

Портрет Веры Мамонтовой писался в Абрамцеве, подмосковном имении Саввы Ивановича Мамонтова, куда Серов явился прямо из Италии, обуреваемый жаждой творчества.
О необычайно приподнятом настроении, с которым Серов брался за портрет, говорит его письмо, написанное из Венеции: “В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу отрадного и буду писать только отрадное”.
Смуглое лицо девочки с проступающим сквозь загар румянцем, живой взгляд ее карих глаз, небрежно брошенные со лба непокорные волосы, спокойно, но так трепетно лежащие на столе руки – все это оставляет глубокий след в душе каждого человека, любящего русского искусство.
Живопись необычайно проста. Девочка в розовой кофточке с черным бантом и красной гвоздикой сидит за столом, покрытым белой скатертью. Рядом лежит нож, персики и листья брошены на стол. Написаны все стулья, подсвечник на окне и фигурка игрушечного солдата в глубине комнаты; фарфоровая тарелка на стене; за окном сад в поздние дни лета. И сколько в этой простоте глубины и цельности, как во всех этих «случайностях» сквозит неповторимая радость жизни!

С предельной выразительностью передан свет, льющийся серебристым потоком из окна и наполняющий комнату. Этот свет сияет на стене и фарфоровой тарелке, бликами отражаясь на спинках стульев, мягко ложась на скатерть, скользя по лицу и рукам. Обтекая фигуру и все предметы, он создает ту цельную среду, которая была неотъемлемым свойством живописи молодого Серова.

(По Г.Арбузову)

Текст 2

Вернувшись в Москву в 1887 году (из Италии), Серов едет в Абрамцево, где работает с таким увлечением и столь усердно, как не запомнит. Он был несказанно очарован при виде старшей дочери Мамонтовых, Веруши, которой давно не видел. Она так расцвела и похорошела, что он едва узнал ее.

Черноглазая, с румянцем во всю щеку, с копной густых каштановых волос на голове, она казалась старше своих лет, почти барышней, хотя ей не было еще полных двенадцати лет. Серов сразу решил ее писать – в том самом платьице, в котором увидал, - в розовой кофточке с черным бантом. На другой же день начались сеансы, продолжавшиеся непрерывно по нескольку часов в день в течение всего августа и половины сентября.
Садясь в абрамцевской столовой против своей модели, Серов не был уверен, удастся ли ему выразить в своей картине то, что задумал. Ибо задумал он не просто портрет, портрет-картину. Как ни восхищала его стоявшая перед ним чисто цветовая задача, но еще больше волновала его сама модель, ясные, детски чистые глаза чудесной русской девушки и весь ее обаятельный образ. Серову эта задача удалась на славу: он создал одно из драгоценнейших произведений всей русской школы живописи.

Давно уже нет на свете этой девушки-подростка с таким чудесным, невыразимо русским лицом, что, если бы и не было внизу серовской подписи, все же ни минуты нельзя было сомневаться в том, что дело происходит в России, в русской деревне. «Девочка с персиками», как я назвал в свое время этот портрет-картину,но уже вошла в золотой фонд русского искусства.

(По И.Грабарю)

Вопросы по текстам

  • В каком из текстов преобладает описание портрета, его признаков?

  • Какую задачу ставит перед собой автор этого текста?

  • В первом тексте говорится о постоянных признаках, которые мы можем наблюдать одновременно, рассматривая портрет, или о последовательных действиях?

  • Каков тип этого текста?

  • Интересно понаблюдать, как развивается мысль в тексте. Возьмем одно из предложений:

Смуглое лицо девочки с проступающим сквозь загар румянцем, живой взгляд ее карих глаз, небрежно брошенные со лба непокорные волосы, спокойно, но так трепетно лежащие на столе руки – все это оставляет глубокий след в душе каждого человека, любящего русского искусство.

В предложении говорится о лице, глазах, волосах, руках девочки – это «данное», составляющее предмет речи. В «новом» называются отдельные признаки этого предмета речи: лицо – с проступающим сквозь загар румянцем; глаза – живой взгляд карих глаз; волосы – непокорные, небрежно брошенные со лба;

руки – спокойно, но так трепетно и живо лежащие на столе.

  • Какие морфологические средства использует автор для выражения значения признака?

Прилагательные (26), причастия (12), качественные наречия (8), 18 существительных со значением признака (чистота, простота, глубина, цельность, блеск, румянец и т.д.)

  • Какова основная мысль текста?

И сколько в этой простоте глубины и цельности, как во всех этих «случайностях» сквозит неповторимая радость жизни!


  • Обратимся ко второму тексту. Что нового вы узнали из этого текста?

Об истории создания картины, о том, какое впечатление на Серова произвела Вера Мамонтов, почему он решил её писать, сколько времени создавался это портрет, в каком настроении.

  • К какому типу речи относится этот текст?

Повествование с элементами описания.


План сочинения

  1. Об авторе.

  2. История создания картины.

  3. Описание внешности девочки.

  4. Описание обстановки вокруг неё.

  5. Роль света.

  6. Мои впечатления от картины.


Скачать

© 2016 2488 228

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!