Подготовка к сочинению-описанию внешности
(по картине В.А.Серова «Девочка с персиками»)
Цели:
Формировать умение наблюдать, выделять главное в описываемой личности, уместно использовать в высказывании портретную лексику.
Учить отличать описательный тип от других типов речи, соединять в тексте фрагменты разных типовых значений.
Продолжить работу над умением производить лингвостилистический анализ готового текста-описания, строить по образцу текст-описание внешности человека (сочинение).
Воспитывать интерес к живописи как виду искусства.
Вступительное слово учителя
Валентин Александрович Серов родился 7 января 1865 года в интеллигентной семье. Его отец – А.Н.Серов был известным композитором и музыкальным критиком, мать – В.С.Серова – талантливой пианисткой, оставившей заметный след в истории русской культуры. Родители Серова были людьми высокого интеллекта и чувства долга, безупречно честными, независимыми.
Мальчику исполнилось 6 лет, когда внезапно умер отец. Мать, увлеченная музыкой и распространением её в народе, часто оставляла сына у знакомых и родственников. Молчаливый и сдержанный по природе, маленький Серов, оставаясь один, начал рисовать; у него обнаружились большие художественные способности.
В 1872 году, находясь с матерью в Мюнхене, он начинает свое художественное образование. А спустя два года в Париже становится учеником И.Репина, тогда ещё молодого художника. Более 10 лет Репин вел систематические занятия с Серовым, выявляя его богатую и оригинальную творческую личность и готовя к поступлению в Академию художеств.
Осенью 1880 года Серов поступил вольнослушателем в Академию. Репин порекомендовал его своему бывшему учителю, профессору П.П.Чистякову, в частной мастерской которого молодой художник получил гораздо больше, чем в академических классах. Помощь Репина не ограничивалась творческой сферой, и даже впоследствии, когда они расходились во взглядах на творческие и общественные проблемы, каждый из них оставался верен этой дружбе ученика и учителя.
В.А.Серов часто бывал в Абрамцеве, где собирались передовые деятели культуры. В доме С.И.Мамонтова царила атмосфера увлеченности искусством. Именно в Абрамцеве был написан знаменитый портрет «Девочка с персиками», для которого позировала Вера Мамонтова. Этот портрет положил начало славе Серова.
В портрете раскрывается эстетический идеал молодого Серова – гармония человека и окружающей среды, слияние человека с природой. Содержание портрета- картины как будто несложно: за столом сидит девочка в розовой блузке, перед ней на белой скатерти персики; в окно льется легкий, серебристый свет, который смягчает формы, делает чистыми и нарядными краски.
“Портрет Веры Мамонтовой” – первое название картины. Игорь Грабарь, увидев ее, с восхищением воскликнул: «Девочка с персиками!» Это название закрепилось за картиной и существует по сей день.
Вопросы для беседы
Что вы чувствуете и о чем думаете, когда смотрите на этот портрет?
Как художник сумел пробудить у нас светлое, радостное настроение?
Какие краски использует художник, чтобы создать у нас это настроение?
Изменился бы настрой картины, если бы автор использовал холодные тона?
Что можно сказать об этой девочке? Как вы думаете, она старше вас?
А какой у неё характер?
Что прежде всего привлекает вас в портрете?
Удалось ли художнику передать свежесть и красоту Веры Мамонтовой?
Какое значение имеет солнечный свет в портрете?
Почему портрет Веры Мамонтовой называют портретом-картиной?
Сопоставительный анализ текста
Перед вами два текста, написанных известными искусствоведами о портрете-картине «Девочка с персиками».
Текст 1
Портрет Веры Мамонтовой писался в Абрамцеве, подмосковном имении Саввы Ивановича Мамонтова, куда Серов явился прямо из Италии, обуреваемый жаждой творчества.
О необычайно приподнятом настроении, с которым Серов брался за портрет, говорит его письмо, написанное из Венеции: “В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу отрадного и буду писать только отрадное”.
Смуглое лицо девочки с проступающим сквозь загар румянцем, живой взгляд ее карих глаз, небрежно брошенные со лба непокорные волосы, спокойно, но так трепетно лежащие на столе руки – все это оставляет глубокий след в душе каждого человека, любящего русского искусство.
Живопись необычайно проста. Девочка в розовой кофточке с черным бантом и красной гвоздикой сидит за столом, покрытым белой скатертью. Рядом лежит нож, персики и листья брошены на стол. Написаны все стулья, подсвечник на окне и фигурка игрушечного солдата в глубине комнаты; фарфоровая тарелка на стене; за окном сад в поздние дни лета. И сколько в этой простоте глубины и цельности, как во всех этих «случайностях» сквозит неповторимая радость жизни!
С предельной выразительностью передан свет, льющийся серебристым потоком из окна и наполняющий комнату. Этот свет сияет на стене и фарфоровой тарелке, бликами отражаясь на спинках стульев, мягко ложась на скатерть, скользя по лицу и рукам. Обтекая фигуру и все предметы, он создает ту цельную среду, которая была неотъемлемым свойством живописи молодого Серова.
(По Г.Арбузову)
Текст 2
Вернувшись в Москву в 1887 году (из Италии), Серов едет в Абрамцево, где работает с таким увлечением и столь усердно, как не запомнит. Он был несказанно очарован при виде старшей дочери Мамонтовых, Веруши, которой давно не видел. Она так расцвела и похорошела, что он едва узнал ее.
Черноглазая, с румянцем во всю щеку, с копной густых каштановых волос на голове, она казалась старше своих лет, почти барышней, хотя ей не было еще полных двенадцати лет. Серов сразу решил ее писать – в том самом платьице, в котором увидал, - в розовой кофточке с черным бантом. На другой же день начались сеансы, продолжавшиеся непрерывно по нескольку часов в день в течение всего августа и половины сентября.
Садясь в абрамцевской столовой против своей модели, Серов не был уверен, удастся ли ему выразить в своей картине то, что задумал. Ибо задумал он не просто портрет, портрет-картину. Как ни восхищала его стоявшая перед ним чисто цветовая задача, но еще больше волновала его сама модель, ясные, детски чистые глаза чудесной русской девушки и весь ее обаятельный образ. Серову эта задача удалась на славу: он создал одно из драгоценнейших произведений всей русской школы живописи.
Давно уже нет на свете этой девушки-подростка с таким чудесным, невыразимо русским лицом, что, если бы и не было внизу серовской подписи, все же ни минуты нельзя было сомневаться в том, что дело происходит в России, в русской деревне. «Девочка с персиками», как я назвал в свое время этот портрет-картину,но уже вошла в золотой фонд русского искусства.
(По И.Грабарю)
Вопросы по текстам
В каком из текстов преобладает описание портрета, его признаков?
Какую задачу ставит перед собой автор этого текста?
В первом тексте говорится о постоянных признаках, которые мы можем наблюдать одновременно, рассматривая портрет, или о последовательных действиях?
Каков тип этого текста?
Интересно понаблюдать, как развивается мысль в тексте. Возьмем одно из предложений:
Смуглое лицо девочки с проступающим сквозь загар румянцем, живой взгляд ее карих глаз, небрежно брошенные со лба непокорные волосы, спокойно, но так трепетно лежащие на столе руки – все это оставляет глубокий след в душе каждого человека, любящего русского искусство.
В предложении говорится о лице, глазах, волосах, руках девочки – это «данное», составляющее предмет речи. В «новом» называются отдельные признаки этого предмета речи: лицо – с проступающим сквозь загар румянцем; глаза – живой взгляд карих глаз; волосы – непокорные, небрежно брошенные со лба;
руки – спокойно, но так трепетно и живо лежащие на столе.
Прилагательные (26), причастия (12), качественные наречия (8), 18 существительных со значением признака (чистота, простота, глубина, цельность, блеск, румянец и т.д.)
И сколько в этой простоте глубины и цельности, как во всех этих «случайностях» сквозит неповторимая радость жизни!
Об истории создания картины, о том, какое впечатление на Серова произвела Вера Мамонтов, почему он решил её писать, сколько времени создавался это портрет, в каком настроении.
Повествование с элементами описания.
План сочинения
Об авторе.
История создания картины.
Описание внешности девочки.
Описание обстановки вокруг неё.
Роль света.
Мои впечатления от картины.