СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока химии "Кристаллические решётки" 8 кл.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель: Сформировать понимание и обеспечить усвоение теоретических знаний о зависимости физических свойств веществ от их строения через овладение представлениями о типах кристаллических решеток.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока химии "Кристаллические решётки" 8 кл.»

Кристаллические решетки

8 класс



Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель: Сформировать понимание и обеспечить усвоение теоретических знаний о зависимости физических свойств веществ от их строения через овладение представлениями о типах кристаллических решеток.


Задачи:

Образовательные:

  • создать условия для самостоятельного решения учебных и познавательных задач;

  • способствовать актуализации и закреплению знаний учащихся об агрегатных состояниях веществах и условиях перехода из одного состояния в другое;

  • обеспечить ознакомление с понятиями «аморфного» и «кристаллического» веществ, выявления зависимостисвойств веществ от типов кристаллических решеток, химической связи и строения атомов;

  • создать условия для овладения первичными навыками определения типа кристаллической решетки и по ней физических свойстввеществ;

Развивающие:

  • способствовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету;

  • развивать логические познавательные умения (анализ, классификация, сравнение, обобщение, формулирование выводов);

  • развивать навыки работы с информацией, представленной в различном виде (текстовая, видео, графическая), и перевода её в другую форму, систематизации в виде схемы или таблицы;

  • развивать коммуникативные навыки общения через работу в парах;

Воспитательные:

  • культуры умственного труда (ведения записей, самостоятельного оформления информации и др.).


Методы и технологии обучения:информационно-коммуникационные технологии (видеосюжеты, презентация в программе PowerPoint), проблемное обучение, практическая работа, самостоятельная работа учащихся.


Оборудование: презентация «Кристаллические решетки», модели кристаллических решеток разных типов (поваренной соли, алмаза и графита, углекислого газа и йода, металлов), образцы пластмассы, стекла, пластилин, смолы, воск; компьютер, проектор, интерактивная доска.


Ход урока


1. Организационный момент урока. Приветствие.

Проверка готовности обучающихся к уроку (наличие всех необходимых учебных принадлежностей).

Учитель:

Здравствуйте, уважаемые ребята. Меня зовут Татьяна Евгеньевна. Сегодня работать на уроке мы будем вместе. Результаты нашей работы мы будем фиксировать в рабочем листе. Подпишите его. Здесь же мы будем отмечать наши успехи знаком «+», а в конце урока каждый оценит свою работу. Итак, начнем.


2. Постановка проблемы. Актуализация знаний.

В начале нашего урока я предлагаю вам посмотреть короткий видеосюжет. О чем в нем идет речь? Вы скажите мне сами после просмотра, и обязательно прокомментируете условия его существования в природе.

Готовы?

Просмотр видеосюжета «Вода в природе. Три состояния воды».

Учитель:

Замечательный сюжет. Итак, о чем этот видеосюжет?


Учащиеся:

Видеосюжет о воде, о трех состояниях, в которых может находиться вода: твердое, жидкое, газообразное.


Учитель:

Каковы условия перехода воды из одного состояния в другое?


Учащиеся:

При обычных условиях вода находится в жидком состоянии, при понижении температуры ниже 00С вода переходит в твердое состояние-лед, а при повышении температуры до 1000С мы получим водяной пар (газообразное состояние).


Учитель:

Действительно, вода, без которой жизнь на Земле была бы невозможной, каждый из нас в жизни наблюдал и в виде газа, и как жидкость, и в виде твердого тела.

Сделайте первые записи в рабочем листе.


Работа с рабочим листом.

Учащимся предлагается записать в рабочем листе агрегатные состояния вещества.









Учитель:

Схема простая, я уверена, вы справились. Сравните с записью на доске. Спасибо.


3. Постановка темы урока, формулирование цели работы.

Учитель:

Я думаю, что вы удивитесь. Любое вещество можно получить в твердом, жидком и газообразном виде. Железный пар и твердый воздух -не правда ли - странное сочетание слов? Однако это вовсе не чепуха: и железный пар, и твердый воздух существуют в природе, но только не при обычных условиях. Наша жизнь протекает в относительно мало меняющихся условиях. Вполне естественно, что мы привыкли к этим обычным условиям и поэтому, говоря простые истины вроде: «железо – твердое тело, воздух – газ», мы забываем добавить: «при нормальных условиях».

При каких условиях это происходит? Металлы при нормальных условиях находятся в твердом состоянии, при нагревании начинают размягчаться, и при определенной температуре переходят в жидкое состояние - плавятся. При нагревании до температуры кипения металлы начинают испаряться, т.е. переходить в газообразное состояние. Оказывается, и любой газ можно перевести в жидкое и твердое состояние, понижая температуру. Например, кислород, который при температуре –1940С превращается в жидкость голубого цвета, при температуре –218,80С затвердевает в снегообразную массу, состоящую из кристаллов синего цвета.

Но посмотрите на уже знакомую нам схему. Она изменилась. Значит, и твердые вещества тоже могут быть разными.

Возникает вопрос: как объяснить существование веществ в различных состояниях со столь различными свойствами?

Секрет кроется в строении кристаллической решетки вещества. Это тема нашего урока. Запишите её в рабочем листе.

А вот цель работы на уроке каждому предстоит сформулировать самостоятельно. Для этого воспользуйтесь маршрутной картой темы.Сформулируйте собственную цель: что вы узнаете нового, чему научитесь, какие практические навыки приобретёте. Запишите цель урока в рабочий лист.

Какие цели вы поставили? Давайте обменяемся информацией.


Заслушиваются ответы учащихся. Учитель подмечает интересные моменты в целевых установках учеников.


Учитель:

Действительно, нам предстоит сформировать представление о типах кристаллических решеток, установить зависимость физических свойств вещества от его строения.


4. Основной этап урока. Теоретическое исследование и практическая работа.

Учитель:

Схема требует заполнения. Поэтому сегодня мы будем говорить о твердом агрегатном состоянии вещества.

Твёрдые вещества можно классифицировать, в зависимости от расположения частиц твердого вещества в пространстве, их можно разделить на две группы. Какие? Давайте вместе найдем ответ.


Практическая работа.

Учитель:

Назовите твердые вещества, находящиеся у вас в лабораторном лотке.

Учащиеся:

Металл, пластилин, поваренная соль (NaCl).

Учитель:

Подумайте, какое вещество из названныхможно исключить и почему?


Учащиеся выдвигают предположения.

Учащиеся:

Пластилин.

Учитель:

Предположения различные. Для того чтобы правильно дать характеристику данному веществу, предлагаю изучить дополнительный материал и заполнить в рабочем листе схему «Классификация твердых веществ» и информационную таблицу.


Приложение 1.Текст «Кристаллические и аморфные вещества».

Учащиеся работают с текстом: читают, отбирают информацию для заполнения таблицы. Учащиеся заполняют таблицу и схему.

Учитель по ходу работы обучающихся корректирует, помогает.


Работа с рабочим листом.






Свойство

Кристаллическое тело

Аморфное тело

Расположение частиц в пространстве

Регулярное.

Хаотичное.

Температура плавления

Плавятся при определённой температуре.

Не имеет определённой температуры плавления, а при нагревании размягчается.

Примеры

Поваренная соль, лед, железо.

Сливочное масло, стекло, пластилин.



Учитель:

Какие группы твердых веществ вы выделили? В чём особенности каждой из них? Проверьте результаты своей работы по ключу.


Заслушиваются ответы 1-2 учеников. На слайде представлена таблица как ключ для проверки результатов.


Учащиеся:

Различают два вида твердых веществ: аморфные икристаллические.

У аморфных веществ нет определенной температуры плавления и расположение частиц в них строго не упорядочено.

Кристаллические вещества имеют строго определенную температуру плавления и, главное, характеризуются правильным расположением частиц, из которых они построены: атомов, молекул и ионов


На слайде представлены примеры кристаллических решеток.










а) б)


Рис.1. Расположение атомов в кристаллическом (а) и аморфном (б) веществе


Учитель:

Итак, мы выяснили, что в кристаллических телах частицы расположены регулярно в определённых точках пространства. Если соединить эти точки прямыми линиями образуется пространственный каркас, называемый кристаллической решёткой. Кристаллическую решётку можно представить как простейшие геометрические фигуры, многократно повторяющиеся в пространстве, соединённые общими гранями с такими же фигурами.

Внимание на экран.

Просмотр видеосюжета. Видеосюжет«Модели кристаллических решеток».


Организация работы учеников с рабочим листом.В рабочем листе на рисунке кристаллической решетки по ходу объяснения учителя ученики делают надписи –обозначения.

Учитель:

Точки, в которых размещены частицы кристалла, называют узлами решётки. Здесь могут находиться атомы, молекулы, ионы (простые и сложные), в связи с чем различают: атомные, молекулярные, ионные и металлические кристаллические решётки.

На слайде изображения кристаллических решеток. Такие же изображения и в рабочем листе учеников, где они подписывают каждую кристаллическую решетку.

Учитель:

Для того чтобы понять, на что влияет тип кристаллической решетки,предлагаю вам выполнитьсамостоятельную работу. Работу вы будете выполнять в парах, можно обсуждать, советоваться. У вас в конвертах дано задание. Изучив предложенный текст, заполнитетаблицу.


Ученики работают в паре. Каждой паре предложено одно из 4-х веществ,указанных в сводной таблице. Изучив текст, ученики заполняют таблицу. Затем каждая пара озвучивает результаты своей работы.

Для проверки: а) на доске показывается слайд с таблицей, содержание которой предъявляется последовательно; б) ученики выходят и на интерактивной доске записывают результаты своей работы.


Работа с рабочим листом.


Вещества

Характеристики кристаллической решётки

Физические свойства

Тип химической связи

Частицы в узлах кристаллической решётки

Тип кристаллической решётки

Хлорид натрия

Ионная – связь прочная

ионы

ионная

Твердые, прочные, нелетучие, хрупкие, тугоплавкие, многие растворимы в воде, расплавы проводят электрический ток.

Алмаз

1.Ковалентная неполярнаясвязь очень прочная.

атомы

атомная

Очень твердые, тугоплавкие, прочные,нелетучие, не растворимы в воде.

Вода

Между молекулами слабые силымежмолекулярногопритяжения, а вотвнутри молекул - прочная ковалентная связь.

молекулы

молекулярная

Непрочные, летучие, легкоплавкие, способны к возгонке, имеют небольшую твердость.

Железо

Металлическая - разной прочности.

атом-ионы

металлическая

Ковкие, обладают блеском, пластичностью, тепло-и электропроводны




Учитель:

Подведём итоги нашего обсуждения. Сделаем вывод: на что влияет тип кристаллической решетки?


Учащиеся:

От типа кристаллической решетки зависят физические свойства веществ.

Учащиеся могут с опорой на собственную таблицу дать более подробные объяснения.


5. Первичное закрепление знаний. Применение теоретических знаний на практике.

Учитель:

Мы рассмотрели кристаллические решётки, знаем отличие кристаллических и аморфных тел друг от друга, понимаем, как их свойства зависят от кристаллического строения. Мы познакомились с новым законом – законом постоянства состава вещества.

Думаю, вы готовы к тренировке практических умений определения типа кристаллической решетки и по ней свойств вещества.

Учащимся предлагается зачеркнуть по вертикали (горизонтали, диагонали) вещества, имеющие одинаковую кристаллическую решетку. При выполнении пользуйтесь подсказками всоей таблице.

Учащиеся самостоятельно выполняют работу, учитель по ходу корректирует, оказывает индивидуальную поддержку.

Проверка по ключу на слайде презентации.


Работа с рабочим листом.


NaCl

N2O

Mg(OH)2


МgCl2

H2O

Na

CO2

K2S

NH3

NaNO3

SO2

KOH

Cl2

O2

NaOH

K

Cl2

HCl



МgCl2

H2O

Na


МgCl2

H2O

Na

NaNO3

Ca

KOH


C

B

Si

K

Cl2

HCl


K

Cl2

HCl


6. Рефлексия.

Учитель:

Проверьте результаты своей работы. Оцените, насколько вы достигли поставленной в начале урока цели. За активную работу на уроке отметки ….

Учащиеся оценивают достижение своей цели на шкале.


7. Закрепление практических навыков. Организация самостоятельной работы учащихся.

(за 15 минут до окончания урока)

Организуется работа в группах.

Учитель:

В качестве тренировки знаний и практических умений по теме «Кристаллические решетки» предлагаю практическую работу.


Задание:

Используя пластилин и зубочистки, изготовьте модели кристаллических решёток: фторида лития, кислорода, алмаза.

Для выполнения этого задания каждая группа получает карточку инструкцию.


Карточка-инструкция


1. Используя приложение 1, изучить строение, свойства веществ с:

  • ионной;

  • атомной;

  • молекулярной;

  • металлической кристаллической решеткой.

2. Полученные знания оформить в виде таблицы:


Тип кристаллической решетки

Частицы, образующие кристалл

Вид химической связи

Свойства кристаллического вещества

Примеры веществ.

1. Ионная





2. Атомная





3. Молекулярная





4.Металлическая







8. Домашнее задание.

Домашнее задание § 22, смоделировать кристаллическую решётку любого вещества из любого материала. В качестве творческого задания предлагается вырастить кристаллы. Для выполнения работы дается памятка (приложение 3).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!