СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Хлеб- наше богатство"5 класс (работа с текстом)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи

по русскому языку в 5 классе по смысловому чтению

по теме « Комплексная работа с текстом»

Составитель: Борисова Елена Дмитриевна,учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №46

Тип урока: урок формирования и первичного закрепления новых знаний

Цель урока:

Формирование  навыков самостоятельной работы с текстом.

Задачи:

1.Формирование умения применять на практике знания о структуре текста.

2.Развитие  умения выражать свои мысли, воспринимать и усваивать полезную

информацию.

3. Обогащение словарного запаса языка.

4.Развитие чувства языка посредством анализа текста.

5.Развитие учебно-информационных и коммуникативных умений.

6. Развитие умения давать самооценку своей деятельности.

7 Формировать личностно-ценностное отношение к прошлому и настоящему своей Родины.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Хлеб- наше богатство"5 класс (работа с текстом)»

Урок развития речи

по русскому языку в 5 классе по смысловому чтению

по теме « Комплексная работа с текстом»

Составитель: Борисова Елена Дмитриевна,учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №46

Тип урока: урок формирования и первичного закрепления новых знаний

Цель урока:

Формирование навыков самостоятельной работы с текстом.

Задачи:

1.Формирование умения применять на практике знания о структуре текста.

2.Развитие умения выражать свои мысли, воспринимать и усваивать полезную

информацию.

3. Обогащение словарного запаса языка.

4.Развитие чувства языка посредством анализа текста.

5.Развитие учебно-информационных и коммуникативных умений.

6. Развитие умения давать самооценку своей деятельности.

7 Формировать личностно-ценностное отношение к прошлому и настоящему своей Родины.

Оборудование: учебник, компьютер, раздаточный материал

Планируемые результаты: предметные – проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи; знают и соблюдают нормы русского литературного языкм; знают признаки текста, определяют в учебнике, понимают основную мысль текста и находят языковые особенности текста.

Метапредметные:

- Личностные - выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; принимают и осваивают социальную роль обучающегося

Познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находят информацию, используя справочную литературу; осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме; структурируют знания; строят рассуждения

Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют свою работу; оценивают уровень владения учебным действием.

Коммуникативные - умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формировать собственное мнение и позицию.




ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.

Учитель:



- Добрый день, ребята!

-На столах у нас по 2 смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

-Как много улыбок! Спасибо! А это мое настроение (показывает свой смайлик)

-Значит с хорошим настроением начнем наш урок. 1 мин.

(Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение внутренне организовать себя, сосредоточиться)

2.Мотивация урока. (Вступительное слово учителя).

Учитель:

Очень часто мы в нашей жизни, к сожалению,сталкиваемся с такими проблемными ситуациями ,как эта?В чём на ваш взгляд проблема? Можно ли так поступать? Почему?

Проблемная ситуация: обучающийся входит в класс с опозданием и пытается выбросить в мусорное ведро недоеденную булочку. Можно ли так поступать? Почему?

Дети останавливают его.

А сейчас садись, пожалуйста ,и послушай информацию, которая возможно будет для тебя полезной.

Учитель:

Слайд 1

Посмотрите не похожа ли ситуация в данной презентации на ту которую вы наблюдали в начале урока в нашем классе?

Учитель:Ребята,как вы думаете,,о чём пойдёт сегодня речь у нас на уроке?Какова тема нашего урока?

Презентация «Хлеб-наше богатство!»:

Слайд 2 «Хлеб- наше богатство»

Давайте поговорим ,почему о хлебе говорит « наше богатство»?

Слайд 3(учитель)

Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" -
В поле, в доме, в державе!

Учитель:

-Ребята,а какие цель и задачи мы поставим с вами перед собой сегодня на уроке?

Слайд 4(цели и задачи)

Цель : узнать о значении хлеба в жизни человека.

Учитель:

Обратимся к домашнему заданию, которое было дано каждой группе на прошлом занятии.

Задачи :

1 Узнать, почему хлеб называют хлебом, изучить историю возникновения хлеба.

(1 группа)

2. Узнать, как хлеб приходит на наш стол.

(2 группа)

3. Понять и оценить роль хлеба в годы Великой Отечественной войны.

(3 группа)

4.Хлеб в устном народном творчестве.Пословицы и поговорки о хлебе.

(4 группа)

5.Выполнить комплексный анализ текста.

Слайд 5(вступительное слово)

Учитель:

Есть в мире понятия, ценность которых ни в чём не измеряется. Это воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда. «Хлеб – всему голова» - гласит народная мудрость. Без хлеба не обходится ни один скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Вырастая, дети, помнят запах родного очага всю свою жизнь и впоследствии, создавая уже свои семьи…

Слайды 6,7,8,9,10 (отвечает 1 группа)

Слайды 11,12,13,14,15,16,17 ,18 (отвечает 2 группа)

Учитель:

Какую роль сыграл хлеб во время Великой Отечественной войны? О чем заставляет задуматься людей, не испытывающих голода?

Слайды 19,20,21 (отвечает 3 группа)

(Благодаря хлебу народ победил врага. Хлеб был единственным спасением во время голодных военных лет.

Паёк в блокадном Ленинграде был таков: служащему-125г. хлеба, рабочему- 200г. (показать кусочек в 125г) и ещё 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека.

Слайды 22,23,24,25 (отвечает 4 группа)



Учитель:

-Спасибо группы, вы хорошо поработали.

-А мы с вами переходим непосредственно к работе с текстом.



Тема - Обратимся к высказыванию известного лингвиста Е.В.Джанджаковой « ..текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано…»

- Какое ключевое слово поможет вам определить тему нашего урока? Правильно!

- Текст.

_Значит ,мы сегодня будем работать с текстом. Но углубим наше понятие и приступим к реализации нашей основной задачи

« Комплексная работа с текстом»

Слайды 26,27

Давайте вспомним, что такое текст?

Каковы основные признаки текста?

- Какие затруднения могут возникнуть при работе с текстом?

- Что нам необходимо выяснить?

- (ребята говорят: определять главную мысль в тексте, языковые особенности текста, тип текста и т.д.)

- Правильно. т.е будем учиться развивать навыки самостоятельной работы с текстом.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с текстом М. Алексеева «Слово о хлебе».

Ваша задача: осмысленно прочитать текст, выполнить комплексную работу с данным текстом, заполнить таблицу



Выключаю поектор!!!!!!!!!!!!!!!!!!!



Работа с текстом. Ученик читает текст.

Прочитайте выразительно текст.

«Слово о хлебе»

1. Хлеб… 2. Богат наш язык, сотни тысяч слов вмещает. 3. Но попробуйте отыскать в нем еще одно слово, столь же насущное, чаще других употребляемое, столь многозначное. 4. Разве что слово “земля”. 5. И недаром наши деды и прадеды в известном речении поставили их рядом: земля – матушка и хлеб- батюшка…

6. Века и века хлеб был как бы синонимом самой жизни. 7. Мы и по сей день говорим: “заработать на хлеб”, но подразумеваем под этим вовсе не один лишь хлеб как таковой, а весь наш жизненный достаток.

8. “Хлеб - всему голова”,- гласит старинная народная мудрость. 9. Сколь ни думай, лучше хлеба ничего не придумаешь. 10. “Хлеб на стол – престол, а хлеба ни куска и стол – доска”.

11. Поклонимся же человеку, вырастившему хлеб, и будем честны и совестливы перед его великим и скромным подвигом одновременно. Перед тем как выйти из булочной с батоном или кирпичиком теплого хлеба еще и еще раз вспомним с благоговейным сердечным участием о руках, посеявших, вырастивших этот хлеб…. 12. А заодно будем всегда помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: “Да отсохнет рука бросившего под ноги хотя бы крошку хлеба”. (М. Алексеев) 2 мин.

10. Комментарий учителяДавайте определим роль заглавия в тексте.

(В названии есть определение жанра, который использовался в древнерусской литературе. Словами назывались в древнерусской литературе поучения и послания.

( Слово “хлеб” в названии показывает глубокое уважение автора к хлебу и человеку его вырастившему)

Работа в группах

Таблица №1. Обоснуйте и впишите

Задание №1

1.Тема текста


2.Главная мысль текста


3.Тип текста

(повествование, описание, рассуждение)



4. Стиль речи текста

(разговорный, научный, художественный)



Задание №2

Определите языковые особенности текста:

Однозначное или многозначное слово «хлеб»?


Сколько лексических значений у слова «хлеб»? Обоснуйте (устно)

Хлеб-это…

Хлеб-это…

Хлеб-это

Хлеб-это…

Найдите в тексте и выпишите синонимы к слову «хлеб» Почему эти слова синонимы?




Таблица №2

Задание №1. Составьте план текста и впишите

1.


2.


3.


4.


Задание №2

Выпишите из текста пословицы, выражения и объясните их(устно). Какой смысл в них? Откуда идёт такое доброе, уважительное отношение к хлебу?







Таблица №3

Задание №1 Составьте вопросы по данному тексту

1.


2.


3.




Задание №2

Назовите произведения литературы, где присутствует слово «хлеб»?(впишите в таблицу)

Сравните отношение к хлебу героев в этих произведениях. Обоснуйте (устно)













Задание №3 

Прочитайте отрывок: «… А заодно будем всегда помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: “Да отсохнет рука бросившего под ноги хотя бы крошку хлеба”






Задание №4 для всех групп:

Составьте синквейн со словом «ХЛЕБ»







Задание №5для всех групп:

1. Много пословиц и поговорок посвятил народ хлебу. Продолжите пословицу:

- Хлеб да вода… крестьянская ….

- Хлеб да соль, и обед ….

- Хлеб – батюшка, водица – ….

- Палата бела, а…без хлеба в ней ….

- Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш ….

- Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска – и стол ….

- Без хлеба, без соли худая ….

- Хлеба ни куска, так и в тереме ….

- Покуда есть хлеб да вода..., всё не ...

- Не будет хлеба , … не будет и …

Учитель:

Выводы:

- А сейчас давайте подведём итоги и сделаем выводы ,что нового мы узнали на уроке?

_Скажи,Саша ,какие выводы ты сделал сегодня на уроке?Удалось ли нам убедить тебя бережно относиться к хлебу?

-Чему научились?Достигли ли цели и задач урока?

Мы узнали, как долог и труден путь хлеба к нашему столу. Узнали, что хлеб очень полезен, в нем находятся практически все питательные вещества необходимые человеку. Узнали, что благодаря хлебу смогли выжить многие люди в годы Великой Отечественной войны. Мы поняли, почему люди с давних времен свято почитают и ценят хлеб. Проведенное анкетирование доказало, что хлеб был и остается одним из главных продуктов питания человека.

Мы узнали, как долог и труден путь хлеба к нашему столу. Узнали, что хлеб очень полезен, в нем находятся практически все питательные вещества необходимые человеку. Узнали, что благодаря хлебу смогли выжить многие люди в годы Великой Отечественной войны. Мы поняли, почему люди с давних времен свято почитают и ценят хлеб. Проведенное анкетирование доказало, что хлеб был и остается одним из главных продуктов питания человека. А ещё учились понимать текст,работатьс ним.



Выводы:

.Вывод. Завершить урок мне хотелось бы словами поэта Н. Агеева :

Я хлеб люблю, когда он на корню. 1 мин.

Звенит колосьями янтарно…

Я перед ним колени преклоню,

Как землепашец, благодарно.

Хлеб на корню – ещё не хлеб.

Он хлебом будет лишь в сусеке.

И всё ж, каким был в поле хлеб,

Судили в старину о человеке.

- Так с любовью поэты и писатели воспевают хлеб – самое святое в жизни человека.

-Именно поэтому у нас нет права на пренебрежительное и легкомысленное отношение к нему.

Запомним правила:

Слайд 27

1. Берегите хлеб, он дорого достается.

2. Не оставляйте недоеденных кусков.

3. Никогда не бросайте хлеб.

4. Продлите жизнь черствому хлебу.

5. Поднимите брошенный кусок, отдайте птицам, но не оставляйте на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд. (Слайд 27)





Рефлексия. (Слайд 28)

-Ребята, оцените свою работу на уроке 

 (Поднимите руки)

«5» - все понял, активно работал, делал выводы

«4» - было сложно, затруднялся делать выводы, но старался работать

«3»- есть вопросы, нужно повторить



Слайд 29

Домашнее задание.

 На выбор учащихся:

1.Сочинить четверостишие о хлебе.

2. Написать сочинение «Как в моей семье относятся к хлебу?»

3. Написать мини-сочинение по просмотренному документальному фильму.

Слайд 30

-Спасибо за урок, ребята!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!