СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока КВН-русского языка в 6 классе "Наша любимая страна Грамматика.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепление материала по теме " Разделы русского языка".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока КВН-русского языка в 6 классе "Наша любимая страна Грамматика.»


Урок русского языка в 6 классе

Тема урока: Наша любимая страна – Грамматика

Цели: воспитывать интерес к языку, чувство патриотизма, сотрудничества;

учить делать краткое выступление перед классом на тему «Части

речи»;

развивать речь устную и письменную; развивать умения работать над текстом;



Оборудование: символы двух команд «Грамотеи» и «Исследователи»; плакаты с высказываниями о грамматике; рисунок «Дерево слов»; общекомандная песня «Страна Грамматика», сочиненная учителем на музыку «Пусть в эту страну не идут, не идут поезда»; компьютер, диапроектор для проецирования текста и словарного диктанта.

Костюмы для театральных сценок »Экзамен Митрофанушки» и «Глагол и Частица НЕ».

Ход урока:

Вступительное слово учителя. Ребята, вы уже догадались, что сегодня мы работаем, разделившись на 2 команды. Скажите, как называется наш урок? Какова тема нашего урока, вы узнаете, вставив подходящее слово в написанную на доске пословицу: Без …………нет и математики.

Ответы: У нас сегодня урок – КВН. Цель нашего урока – показать знания по грамматике.

Учитель: А что мы называем грамматикой?

Ответ: Слово «грамматика» образовано от греческого слова «грамма», что означает «буква», «знак». Сначала под словом «грамматика» понимали умение читать и писать буквы. В настоящее время словом «грамматика» называют раздел науки о языке, в которую входят морфология и синтаксис.

Учитель: Ребята, а кто скажет, что такое морфология?

Ответ: Морфология – это тоже слово греческое. «Морфе» - это форма, а «логос» - слово, наука. Это раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи.

Другой ученик: Синтаксис – это раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц. Синтаксис – слово греческое, оно означает «составление», «построение». Синтаксис показывает, как соединяются слова в синтаксические единицы, как строятся словосочетания и предложения.

Учитель: А теперь разделимся на 2 команды и каждая команда пусть представит свой девиз, выбрав этот девиз из написанных примеров на листке.

Класс представляет свои девизы: «Грамотеи» - «Грамоте учиться – всегда пригодится». Наш девиз представлен в виде пословицы, что говорит о важности грамматики и грамоты. ( Закрепляют свой девиз на одной половине доски)

Вторая команда – «Исследователи» - « Я ко всем наукам ключ имею и со всей Вселенной я знаком. Это потому, что я владею русским всеохватным языком». Мы выбрали этот девиз, чтобы сказать, как важно знать законы языка, владеть языком и изучать его всю жизнь.

Учитель: (на экран проецирует высказывания) Запишите те высказывания, которые непосредственно соответствуют именно названию вашей команды.

Грамматика владеет даже королями ( Мольер).

Даже император бессилен в вопросах языка ( латинское изречение)

Все науки в грамматике нужды имеют (Ломоносов)

Без грамматики не выучишь и математики.

Каждая команда выбирает себе по два высказывания и записывает их. Устно один из команды доказывает, почему они выбрали именно это высказывание.



Учитель: А теперь второе задание. Представьте красноречивое высказывание о слове. Это было вашим домашним заданием. Кто из команды выступит первым?

Команда «Грамотеи»: Мы представляем такое высказывание: « Слова – это как листья на дереве, и, чтобы понять, почему лист таков, а не иной, нужно знать, как растёт дерево, нужно учиться». Это высказывание принадлежит писателю Максиму Горькому.

(Прикрепляет написанное высказывание на «Дерево» слов, которое закреплено на классной доске)

Команда «Исследователи». Выходят к доске 2 ученика и читают стихотворение Шефнера:

Первый: Есть слова – словно раны, слова – словно суд,-

С ним в плен не сдаются и в плен не берут.

Слово можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Второй: Словом можно продать, и предать, и купить,

Словом можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

СЛАВА, РОДИНА, ВЕРНОСТЬ, СВОБОДА, и ЧЕСТЬ;

Повторять их не смею на каждом шагу,-

Как знамена в чехле, их в душе берегу.

( Прикалывает лист со стихотворением на «Дерево» слов)

(Учитель по ходу урока знакомит с баллами за каждое задание)

Учитель: (проецирует предложения на экран)

Найдите грамматическую основу записанных предложений. Скажите, это простые или сложные предложения? Есть ли в них осложняющие элементы?

Родина – это родная земля, друзья и мои родители.

Родина – это моя школа, мой родной язык.

Подводятся итоги первого этапа урока. Учитель говорит, что первая команда лучше справилась с первым заданием, а вторая – со вторым, то есть получают равное количество баллов. В знак дружбы и сотрудничества поём вместе песню о стране Грамматике.

Включается фонограмма « Пусть в эту страну не идут поезда». Звучит песня:

СТРАНА ГРАММАТИКА

Эта строгая планета

Всех нас весело зовёт!

Ломоносов и Буслаев рассказали наперёд.

Как узнать нам части речи,

И не спутать нам глагол,

Существительное встретить,

И наречие узнать.

Припев:

Но в эту страну не идут поезда, не идут поезда

Мы вместе с друзьями

Приходим сюда навсегда.

В стране этой доброй, весёлой

Морфологию спросят сурово,

А если ответить невмочь,

То Синтаксис выгонит прочь!



Вот поэтому, ребята, мы упорно

Просим вас:

«Без грамматики ни часу.

И без книги – никуда!»

Пусть в эту страну не идут, не идут поезда.

Нас русское Слово приводит туда

Навсегда!

Припев (повторяется)



Учитель: Ребята, а теперь у нас третье задание. Подготовьте устное выступление о частях речи. «Грамотеи» расскажут о самостоятельных частях речи, а «Исследователи» - о служебных .

(Команды готовятся к выступлениям)

После выступления команд учитель предлагает: Вы услышали выступления. А теперь выполните задание, связанное с именами существительными. Выпишите отдельно в столбики существительные, которые употребляются только в единственном числе, а в другой столбик те, что употребляются только во множественном числе.

На экран спроецированы слова:

Асфальт, ворота, столы, пятнашки, брюки, сани, бельё, беготня, сутки, деревья, жмурки, вода, темнота, каникулы, сметана, бетон, ножницы, молоко, трусики, родня, ходьба, шаровары, салазки, голуби, магнитофоны.

Проверяется задание, подводятся итоги.

Учитель: А теперь самый важный конкурс нашего КВН – это работа с текстом. Прочтите текст и ответьте на вопросы:

Какова тема текста?

Какова проблеме текста?

Каков тип речи в тексте?

Каков стиль текста?

Что вы узнали о Ломоносове М.В.?

Можете ли вы сказать, что его жизнь – это пример жизни патриота и замечательного человека?

Что вы ещё знаете о Ломоносове?



Учитель: И последний конкурс нашего урока – КВН – это театральный. Это тоже наше домашнее задание для команд.

Команда «Грамотеи» представляет сценку из «Недоросля» Фонвизина «Экзамен Митрофанушки», а «Исследователи» представляют малознакомую сценку «Частица НЕ и ГЛАГОЛ». ( ниже приводится эта сценка)



Жил-был на свете Глагол. Очень полюбил он гордую, своенравную Частицу НЕ. Ходил Глагол всегда грустный, потому что Частица НЕ никакого внимания на него не обращала. Стоило Глаголу к ней приблизиться, как Частица громко кричала: «Не подходи! Я не хочу тебя видеть! Ты не сможешь быть со мной вместе!» Конечно, Глагол знал, что Частица Не всегда с ним пишется раздельно. Но как же ему быть?

И вот однажды он придумал. Он подошёл к частице и сказал: «Я люблю тебя!» Но Частица возмутилась и крикнула: « Ненавижу! Негодую! Неистовствую! Мне даже нездоровится, так я тебя невзлюбила!»

И Глагол был радостный и довольный. Теперь он стоял рядом, совсем близко с Частицей НЕ!



После театральной сценки проходит конкурс Капитанов. (ИЛИ РАБОТА С ТЕКСТОМ)

  1. Различай пары слов! Составь с ними предложения и продиктуй своей команде!

Бал – балл

Окотиться – окатиться

Увидать – увядать

Лезть – лесть

  1. Кто написал первые книги по грамматике русского языка?

( Ответы: В 1574 году Иван Фёдоров издал «Букварь» в городе Львове. Также наш русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов написал «Российскую Грамматику» в 1755 году)

Во время конкурса капитанов творческая группа каждой команды готовит свои синквейны, посвященные грамматике.

После проверки задания Капитанов подводятся итоги урока. Итоги подводятся в виде представления синквейна от команды.

Участники команд дают самооценку своей команде и команде соперников, используя «сердечки» разного цвета для оценивания основных позиций конкурса: театральная сценка – (оценка СЕРДЕЧКИ) и пояснение;

Выступление о частях речи (СЕРДЕЧКИ);

Синквейны команды ( СЕРДЕЧКИ)

Учитель выставляет оценки и благодарит за активную работу на уроке.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!