Название этапа, цель | Характеристика этапов урока Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма работы | Результат |
Организационный момент. Мотивация учебной деятельности Цели: Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; Создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | Здравствуйте, дети! Меня зовут Ирина Николаевна. Сегодня на уроке мы с вами будем путешествовать. А куда мы отправимся, попробуйте, догадайтесь сами. Для этого нужно быть внимательными, любознательными. Все готовы? Тогда в путь. - Куда мы с вами отправимся? (Слайд) (Мы отправимся в лес) Много на нашей земле разных чудес: И высокие горы, и глубокие реки, и ледяное море, и жаркие пустыни. Но, пожалуй, самое большое чудо - это лес! Зайдёшь в прохладную зелёную чащу и столько же всего услышишь и увидишь! Листья зашелестели, птицы поют, кто-то в траве шуршит. Сколько же здесь всяких тайн! Мы сегодня входим в лес, Полон сказок и чудес Кто в лесу таится? Что за зверь? какая птица? Всё узнаем без утайки, Разгадаем леса тайны! | Проверяет готовность к уроку. | Дети приветствуют учителя, настраиваются на урок. | фронтальная | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цель: Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания; Выявление затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося Подвести детей при помощи подводящего диалога к формулированию темы урока; планированию деятельности на уроке. | 1. Повторение изученного материала -О каких растениях и животных леса ты знаешь из книг? - Есть ли в нашем крае лес? - А какие бывают леса? 2.Чтение в учебнике диалога Егора и Даши (с. 40) - Кто прав: Егор или Даша? С чьим мнением вы согласны - Какие леса же преобладают в нашем крае? (смешанные, еловые, берёзовые и осиновые, сосновые леса) - Какие животные обитают в наших лесах? - Какие растения? | Формулирует задание, задаёт вопросы. Выслушивает мнения детей Выдвигает проблему. Задаёт вопросы, выслушивает мнения детей | Отвечают на вопросы учителя Выполняют задания по карточкам. Читают диалог Егора и Даши по ролям, высказывают своё мнение | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные -проявлять активность в решении познавательной задачи, -аргументировать свою позицию. Познавательные -осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, -обсуждать проблемные вопросы, -анализировать результаты исследований. -ориентироваться в своей системе знаний и -осознавать необходимость нового знания Регулятивные -обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем -дополнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
Постановка учебной задачи. Цель. Подвести детей при помощи подводящего диалога к формулированию темы урока; планированию деятельности на уроке. | Какая тема и цели нашего урока? (Тема нашего урока «Лес и его обитатели.» Мы на уроке узнаем, какие бывают леса, и кто в них живёт.) | Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока | Высказывают свои предположения Формулируют учебную задачу | фронтальная | Регулятивные -уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные -умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
Построение проекта выхода из затруднения. Усвоение новых знаний и способов действия Цель. Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока | Чтение текста учебника с пометами: + - знаю - - новое ? – хочу задать вопрос | Организует поисковую работу обучающихся (план действий); | Дети читают статью учебника, делая пометы | Индивидуальная | Регулятивные -уметь планировать свою работу в соответствии с поставленной задачей |
Первичное закрепление. Цель. Выявить пробелы осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала | 1.Проверка самостоятельного чтения На слайде вы видите вопросы, постарайтесь прочитать текст из учебника и ответить на них. -Что вы уже знали? - Что новое? - Какие вопросы вы бы хотели задать? (Что такое ярусы?) Найдите значение этого слова в словаре Найдите значение слова роща в словарике учебника. Какие животные и растения населяют разные ярусы леса? 2. Работа в тетради (с.18 задание 1) Обозначьте на рисунке ярусы леса. Подпишите их название. | Побуждает к высказыванию своего мнения. Организует коллективную проверку; Задаёт вопросы, дополняет ответы, сопровождая рассказ показом презентации Формулирует задание | Рассказывают, что в данной статье им уже было известно, что новое. Задают вопросы учителю и классу Находят значение слова роща в словарике Один ученик находит в словаре Ожегова или Даля значение слова ярус Выполняют задание в тетради, подписывают названия ярусов леса | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные -контроль, оценка, коррекция; Познавательные общеучебные -уметь ориентироваться в своей системе знаний; -осуществлять анализ объектов -умение структурировать знания, -выбор наиболее эффективных способов решения задания, Коммуникативные умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Физкультминутка Цель. Укрепление здоровья детей Закрепление знаний детей о обитателях леса | Давайте погуляем по лесу. Встаньте, пожалуйста. Будьте внимательны. Если я назову птицу – вы поднимаете руки, если деревья и кустарники – поворачиваете головой по сторонам, если грибы – приседайте, Но я расставила ловушки, будьте внимательны! (кукушка, липа, лисичка, дрозд, малина, клёст, опёнок, крокодил, сова, мухомор, ежевика, верблюд, берёза) | Организует физкультминутку | Выполняют команды учителя | Индивидуальная | Познавательные общеучебные -уметь ориентироваться в своей системе знаний; |
Самостоятельная работа с самопроверкой Цель. 1. Обеспечить усвоение уч-ся знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях 2.Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях | Значение леса - Поднимите руку, кто хоть раз ходил в гости в лес. А зачем вы туда ходили? (за ягодами, грибами, вениками, дровами, подышать свежим воздухом, отдохнуть, полюбоваться красотой леса). - Приходя в гости, как мы себя должны вести? - Если лес даёт нам так много, какой вывод мы должны сделать? (лес надо беречь) Работа в парах. - Прочитайте текст и найдите ошибки в поведении человека в лесу.(Слайд) Текст: «С весёлой музыкой люди шагали по лесу. Они собирали грибы, вырывая их с корнем. Те грибы, которые они не знали, сбивали палкой. Потом люди быстро наломали веток и разожгли костёр. Поели и пошли дальше, побросав банки и пакеты. На лесной опушке нарвали большую охапку цветов. Увидев муравейник, наломали прутиков и начали протыкать его ими». - Давайте проверим, насколько вы добры и внимательны к лесным жителям - Надеюсь, вы никогда не допустите таких ошибок. | Выдаёт задание Контролирует выполнение работы Организует проверку выполненной работы | Выполняют задание Осуществляют самопроверку по эталону | Индивидуальная | Регулятивные: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности Познавательные поиск и выделение необходимой информации, |
Включение в систему знаний и повторение Цель. Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний уч-ся | 1.«Картинная галерея»- работа в группах (учебник с.43- 44) - Какие леса нарисовали художники на этих картинах? - Узнай название картин. Составьте рассказ по картинам 2. Составление правил поведения в лесу – Лес - прочное природное образование! Леса существуют на земле сто, тысячи лет и НИКТО И НИЧТО не может уничтожать лес. – Так ли это? – Кто может уничтожить лес? – Как должен вести себя человек в лесу, чтобы не навредить природе?– Какие вы знаете правила? | Объясняет задание Предлагает детям задание: Дидактическая игра «Правила поведения в лесу» Наблюдает за ответами, поощряет словами. При ошибке просит помощи ребят. | Дети в группах рассматривают картины художников Шишкина, Куинджи и Поленова, определяют какой лес нарисовал художник, как называется картина, составляют по картине описание пейзажа Дополняют ответы одноклассников, придумывают правила поведения в лесу, отвечают на вопросы, доказывают важность правил поведения в лесу Слушают песню | Групповая | Регулятивные контроль, оценка, коррекция; Познавательные общеучебные -умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные управление поведением партнёра контроль, коррекция, оценка его действий активность в коллективной деятельности умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Рефлексия деятельности (итог урока) Цели: Обеспечить усвоение уч-ся принципов саморегуляции и сотрудничества | 1.Разгадывание кроссворда (Тетрадь с. 18 задание 2) | Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности Подводит учащихся к выводу В конце урока предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учитель благодарит того ученика кому досталось наименьшее количество комплементов | Дети отгадывают кроссворд Оценивают свою работу на уроке Дети благодарят своих одноклассников за сотрудничество | Фронтальная и индивидуальная | Личностные -оценивать собственную и коллективную деятельность. Познавательные -выделять необходимую информацию, обосновывать выбор. Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |