-1-
Конспект урока и презентация по литературному чтению
К. Г Паустовский « Корзина с еловыми шишками»
(Урок 2)
Цели: Обучающая, частично поисковая :
а) обучать умению подчинять свою работу названию темы,умению делать выводы, строить умозаключения, показать воздействие музыки на слушателя,выражать свои мысли.
Развивающая :
б) развивать навыки выразительного чтения,чтения по ролям, умение работать в группах, умение анализировать произведение. Самостоятельность, эмоциональный мир,творческие способности,память, мышление.
Воспитательная:
Прививать чувство любви к литературе, учить любоваться красотой природы, расти чуткими. Жизнелюбивыми.добрыми.
Оборудование:
- портрет К. Г. Паустовского, Э. Грига.
- выставка книг К. Г. Паустовского
- мультимедийный проектор. презентация
-2-
Ход урока:
Оргмомент.
Ребята, у нас сегодня праздник. К нам на урок пришли гости.
И мы начнём урок с пожеланий друг другу добра.
Повернитесь друг к другу.
Я желаю тебе добра,
Ты желаешь мне добра,
Мы желаем друг другу добра,
Если будет трудно, я тебе помогу.
Мне приятно, что у вас хорошее настроение.
- И, так, вы готовы? Ну, тогда, вперёд!
2. Введение в тему урока.
Слайд « Эпиграф»
Обратите внимание на экран.
Увидеть удивительное в обыкновенном – сказал писатель К. Г. Паустовский.
И мы постараемся сегодня сделать это на уроке.
- На прошлом уроке мы с вами познакомились с произведением К .Г. Паустовского « Корзина с еловыми шишками»
- Какая работа была проведена вами дома?
3. Проверка домашнего задания.
Какой план пересказа у вас получился?
-3-
( зачитать 3 ученика )
И, так, у нас в основном получился такой план.
Слайд « Домашнее задание»
(План вывешиваю и на доску )
- И как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Слайд « Тема урока»
- А почему мы видим вопрос в названии темы урока?
( в конце урока мы должны на него ответить)
Вспоминая прошлый урок чтения , мы почему- то говорили о музыке. Почему так получилось?
( музыка лежит в основе этого произведения)
- Да, музыка повсюду в жизни. Это ТВ, радио, кто.-. то учится в музыкальной школе, кто – то сам сочиняет нехитрые мелодии и напевает их.
Музыка у каждого разная и по состоянию души. Музыка играет в душе, когда нам радостно, печально. Тревожно, спокойно.
Сейчас мы послушаем одно музыкальное произведение. Которому уже десятки лет. Но оно до сих пор вызывает в душе у каждого человека бурю эмоций.
На фоне музыки вы увидите картины природы страны Норвегии , в которой жил композитор, написавший это прекрасное музыкальное произведение.
- 4-
4.Слушание музыки
( включены слайды картины природы Норвегии)
- Какая чудесная музыка!
Вы догадались кто написал эту музыку?
- Это фрагмент оперы Э. Грига «Пер Гюнт. Утро»
Слайд « Портрет Э. Грига»
- Сегодня мы приоткроем тайну создания этой музыки. И узнаем кто вдохновил его на это сочинение.
Нам хорошо известно имя писателя К. Г. Паустовского.
- О чём писал К. Паустовский?
- Обратите внимание на выставку книг К. Паустовского.
- Да, он писал о природе, о Родине. Все его произведения пронизаны трепетным чувством любви к родной природе и Родине.
Он бывал в разных странах. Его восхищали люди этих стран. Музеи и искусство. Он много писал о композиторах. О художниках, о тех людях. которые тонко чувствуют красоту окружающего мира. И это произведение « Корзина с еловыми шишками» ведёт нас в необыкновенный мир музыкального творчества великого норвежского композитора Э. Грига.
Слайд « Э. Григ и К. Паустовский»
( два волшебника, которые открывают удивительное в обыкновенном)
-5 =
А сейчас мы вернёмся к плану , по которому будем работать.
5. Чтение и анализ 1 части»
- Часть 1 начинается с описания природы)
( Чтение детьми « цепочкой» описания природы)
-Вам понравилось описание осенней природы?
- Какой литературный приём использует К. Паустовский?
( Сравнение. Листья сравнивает с золотом и медью)
- Встреча каких героев произойдёт дальше?
Слайд « Встреча»
6. Чтение по ролям и работа по содержанию.
- Что делал в лесу Э. Григ?
- Что делала в лесу Дагни?
- Как вы думаете, а зачем ей шишки?
- Почему он решил сделать ей подарок?
- Почему он решил подарить его позже?
- Какая была Дагни? Охарактеризуйте.
Физминутка
7. Работа по содержанию 2 части .
Выборочное чтение.
(Словами из текста)
Где жил композитор и какая обстановка была у него в доме?
-- 6 -
-На что похож был его дом?
- О чём пишет К. Паустовский как о живом существе?
-Какой литературный приём использует?
(О рояле. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)
-Прочитайте стоки, описывающие звучание рояля.
( с. 51. Невозможно передать…)
Действительно. Музыка , созданная Э. Григом воспевает красоту природы и духовный мир человека в звуках. Музыка – это язык чувств. Она помогает нам посмотреть на мир другими глазами.
Прочитайте
- Что видел композитор, когда сочинял музыку для Дагни?
(с. 51. Он писал и видел как навстречу бежит…..)
- С чем сравнивает Дагни?
- Перечислите слушателей, которые самые первые слушали его _ музыку.
- Почему он ценил их больше. Чем нарядных посетителей концертов?
( Они слушали не за деньги. Требовала душа)
- Переходим к следующей части.
- А теперь перенесёмся на 10 лет вперёд.
8. Анализ 3 части « В гостях»
-- 7 --
(Пересказ 3 части и немного 4-й) до. Стр.55
- Расскажите как изменилась Дагни?
Куда она приехала?
Слайд « В концертном зале»
( пересказ с. 53 – 55 до слов Дагни впервые слушала симф. музыку)
- 7 -
- Ребята, 3 часть у нас плавно переходит в 4- ю, поэтому мы подходим к кульминационному моменту и продолжим работу над 4 частью.
9. Анализ 4 части «Долгожданный подарок»
-Прочитайте, какое действие произвела на Дагни симфоническая музыка?
( с. 55. Дагни впервые слушала…
До слов с. 56 Сначала она ничего не слышала…)
10. Чтение учителем под музыку Э. Грига
( от слов Сначала она ничего не слышала…до слов…Дагни встала и быстро пошла к выходу…)
11. Чтение детьми «цепочкой» до конца.
- Какие картины рисовались в памяти у Дагни, слушая музыку?
( Её лес, Родину, корабли, море)
- О чём она сожалела?
-- 8 --
- Какие чувства овладели ею?
( Это был тот человек, которого она в детстве встретила в лесу и какой подарок имел он в виду)
- Чей голос услышала Дагни?
( Ты- счастье! Ты – блеск зари!)
- Что поняла Дагни о жизни, благодаря музыке Э. Грига?
-Вспомните, когда Э. Григ писал музыку, что он мысленно говорил Дагни?
( верь, что жизнь удивительна и прекрасна, что бы тебе ни говорили о ней)
15. Подведение итога урока.
Да, Дагни получила бесценный подарок на всю жизнь)
А мы тоже с вами получили подарок. Мы встретились с двумя волшебниками Э. Григом и К. Паустовским. Э. Григ сумел написать музыку. которая не оставляет равнодушными слушателя , а К. Паустовский смог мастерски описать звучание музыки и рассказать о великом композиторе из Норвегии.
- А теперь вернёмся к теме нашего урока.- Чем же должен жить человек? ( Красотой природы, любовью в сердце, музыкой, мечтой)
Слайд» Чем должен жить человек»
- И сегодня на уроке мы с вами о многом говорили, на вопросы отвечали, а на один вопрос забыли ответить?
-- 9 --
При чём же тут шишки?
- Как Э. Григ помог Дагни детстве ?
- А как помог ей во взрослой жизни?
- Да, жизнь тяжелее самой тяжёлой корзины с шишками.- Произведение К. Г. Паустовского современно и актуально. Э. Григ и К. Г. Паустовский - талантливые люди, которые помогли нам понять картину душевных отношений.
- Я вам сегодня тоже хочу подарить душевный подарок.
Слайд « Стихи»
В этих стихах нам автор даёт совет как правильно пройти свой жизненный путь, что бы оставить свой след на земле. Именно так
прошли свою жизнь люди, которым был посвящён наш урок - Э. Григ и К. Г. Паустовский.
16. Рефлексия.
- Попробуйте и вы раскрыть свою душу и показать какой цветок раскрылся у вас на душе.
Красный – произведение затронуло душу
Жёлтый – вы были более спокойны
Зелёный – были равнодушны.
СЛАЙД « СПАСИБО ЗА УРОК»