СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения,4 класс, по теме "К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока с презентацией и музыкальным сопровождением поможет сделать ваш урок интересным и незабываемым.  

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения,4 класс, по теме "К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"»

-1-

Конспект урока и презентация по литературному чтению

К. Г Паустовский « Корзина с еловыми шишками»

(Урок 2)

Цели: Обучающая, частично поисковая :

а) обучать умению подчинять свою работу названию темы,умению делать выводы, строить умозаключения, показать воздействие музыки на слушателя,выражать свои мысли.

Развивающая :

б) развивать навыки выразительного чтения,чтения по ролям, умение работать в группах, умение анализировать произведение. Самостоятельность, эмоциональный мир,творческие способности,память, мышление.

Воспитательная:

Прививать чувство любви к литературе, учить любоваться красотой природы, расти чуткими. Жизнелюбивыми.добрыми.

Оборудование:

- портрет К. Г. Паустовского, Э. Грига.

- выставка книг К. Г. Паустовского

- мультимедийный проектор. презентация











-2-

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Ребята, у нас сегодня праздник. К нам на урок пришли гости.

И мы начнём урок с пожеланий друг другу добра.

Повернитесь друг к другу.

Я желаю тебе добра,

Ты желаешь мне добра,

Мы желаем друг другу добра,

Если будет трудно, я тебе помогу.

Мне приятно, что у вас хорошее настроение.

- И, так, вы готовы? Ну, тогда, вперёд!

2. Введение в тему урока.

Слайд « Эпиграф»

Обратите внимание на экран.

Увидеть удивительное в обыкновенном – сказал писатель К. Г. Паустовский.

И мы постараемся сегодня сделать это на уроке.

- На прошлом уроке мы с вами познакомились с произведением К .Г. Паустовского « Корзина с еловыми шишками»

- Какая работа была проведена вами дома?

3. Проверка домашнего задания.

Какой план пересказа у вас получился?

-3-

( зачитать 3 ученика )

И, так, у нас в основном получился такой план.

Слайд « Домашнее задание»

(План вывешиваю и на доску )

- И как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Слайд « Тема урока»

- А почему мы видим вопрос в названии темы урока?

( в конце урока мы должны на него ответить)

Вспоминая прошлый урок чтения , мы почему- то говорили о музыке. Почему так получилось?

( музыка лежит в основе этого произведения)

- Да, музыка повсюду в жизни. Это ТВ, радио, кто.-. то учится в музыкальной школе, кто – то сам сочиняет нехитрые мелодии и напевает их.

Музыка у каждого разная и по состоянию души. Музыка играет в душе, когда нам радостно, печально. Тревожно, спокойно.

Сейчас мы послушаем одно музыкальное произведение. Которому уже десятки лет. Но оно до сих пор вызывает в душе у каждого человека бурю эмоций.

На фоне музыки вы увидите картины природы страны Норвегии , в которой жил композитор, написавший это прекрасное музыкальное произведение.





- 4-

4.Слушание музыки

( включены слайды картины природы Норвегии)

- Какая чудесная музыка!

Вы догадались кто написал эту музыку?

- Это фрагмент оперы Э. Грига «Пер Гюнт. Утро»

Слайд « Портрет Э. Грига»

- Сегодня мы приоткроем тайну создания этой музыки. И узнаем кто вдохновил его на это сочинение.

Нам хорошо известно имя писателя К. Г. Паустовского.

- О чём писал К. Паустовский?

- Обратите внимание на выставку книг К. Паустовского.

- Да, он писал о природе, о Родине. Все его произведения пронизаны трепетным чувством любви к родной природе и Родине.

Он бывал в разных странах. Его восхищали люди этих стран. Музеи и искусство. Он много писал о композиторах. О художниках, о тех людях. которые тонко чувствуют красоту окружающего мира. И это произведение « Корзина с еловыми шишками» ведёт нас в необыкновенный мир музыкального творчества великого норвежского композитора Э. Грига.

Слайд « Э. Григ и К. Паустовский»

( два волшебника, которые открывают удивительное в обыкновенном)

-5 =

А сейчас мы вернёмся к плану , по которому будем работать.

5. Чтение и анализ 1 части»

- Часть 1 начинается с описания природы)

( Чтение детьми « цепочкой» описания природы)

-Вам понравилось описание осенней природы?

- Какой литературный приём использует К. Паустовский?

( Сравнение. Листья сравнивает с золотом и медью)

- Встреча каких героев произойдёт дальше?

Слайд « Встреча»

6. Чтение по ролям и работа по содержанию.

- Что делал в лесу Э. Григ?

- Что делала в лесу Дагни?

- Как вы думаете, а зачем ей шишки?

- Почему он решил сделать ей подарок?

- Почему он решил подарить его позже?

- Какая была Дагни? Охарактеризуйте.

Физминутка

7. Работа по содержанию 2 части .

Выборочное чтение.

(Словами из текста)

Где жил композитор и какая обстановка была у него в доме?

-- 6 -

-На что похож был его дом?



- О чём пишет К. Паустовский как о живом существе?

-Какой литературный приём использует?

(О рояле. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)

-Прочитайте стоки, описывающие звучание рояля.

( с. 51. Невозможно передать…)

Действительно. Музыка , созданная Э. Григом воспевает красоту природы и духовный мир человека в звуках. Музыка – это язык чувств. Она помогает нам посмотреть на мир другими глазами.

Прочитайте

- Что видел композитор, когда сочинял музыку для Дагни?

(с. 51. Он писал и видел как навстречу бежит…..)

- С чем сравнивает Дагни?

- Перечислите слушателей, которые самые первые слушали его _ музыку.

- Почему он ценил их больше. Чем нарядных посетителей концертов?

( Они слушали не за деньги. Требовала душа)

- Переходим к следующей части.

- А теперь перенесёмся на 10 лет вперёд.

8. Анализ 3 части « В гостях»

-- 7 --

(Пересказ 3 части и немного 4-й) до. Стр.55

- Расскажите как изменилась Дагни?

Куда она приехала?

Слайд « В концертном зале»

( пересказ с. 53 – 55 до слов Дагни впервые слушала симф. музыку)



- 7 -

- Ребята, 3 часть у нас плавно переходит в 4- ю, поэтому мы подходим к кульминационному моменту и продолжим работу над 4 частью.

9. Анализ 4 части «Долгожданный подарок»

-Прочитайте, какое действие произвела на Дагни симфоническая музыка?

( с. 55. Дагни впервые слушала…

До слов с. 56 Сначала она ничего не слышала…)

10. Чтение учителем под музыку Э. Грига

( от слов Сначала она ничего не слышала…до слов…Дагни встала и быстро пошла к выходу…)

11. Чтение детьми «цепочкой» до конца.

- Какие картины рисовались в памяти у Дагни, слушая музыку?

( Её лес, Родину, корабли, море)

- О чём она сожалела?

-- 8 --

- Какие чувства овладели ею?

( Это был тот человек, которого она в детстве встретила в лесу и какой подарок имел он в виду)

- Чей голос услышала Дагни?

( Ты- счастье! Ты – блеск зари!)

- Что поняла Дагни о жизни, благодаря музыке Э. Грига?

-Вспомните, когда Э. Григ писал музыку, что он мысленно говорил Дагни?

( верь, что жизнь удивительна и прекрасна, что бы тебе ни говорили о ней)

15. Подведение итога урока.

Да, Дагни получила бесценный подарок на всю жизнь)

А мы тоже с вами получили подарок. Мы встретились с двумя волшебниками Э. Григом и К. Паустовским. Э. Григ сумел написать музыку. которая не оставляет равнодушными слушателя , а К. Паустовский смог мастерски описать звучание музыки и рассказать о великом композиторе из Норвегии.

- А теперь вернёмся к теме нашего урока.- Чем же должен жить человек? ( Красотой природы, любовью в сердце, музыкой, мечтой)

Слайд» Чем должен жить человек»

- И сегодня на уроке мы с вами о многом говорили, на вопросы отвечали, а на один вопрос забыли ответить?

-- 9 --

При чём же тут шишки?

- Как Э. Григ помог Дагни детстве ?

- А как помог ей во взрослой жизни?

- Да, жизнь тяжелее самой тяжёлой корзины с шишками.- Произведение К. Г. Паустовского современно и актуально. Э. Григ и К. Г. Паустовский - талантливые люди, которые помогли нам понять картину душевных отношений.

- Я вам сегодня тоже хочу подарить душевный подарок.

Слайд « Стихи»

В этих стихах нам автор даёт совет как правильно пройти свой жизненный путь, что бы оставить свой след на земле. Именно так

прошли свою жизнь люди, которым был посвящён наш урок - Э. Григ и К. Г. Паустовский.

16. Рефлексия.

- Попробуйте и вы раскрыть свою душу и показать какой цветок раскрылся у вас на душе.

Красный – произведение затронуло душу

Жёлтый – вы были более спокойны

Зелёный – были равнодушны.

СЛАЙД « СПАСИБО ЗА УРОК»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!