III.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы 1.Фронтальный опрос IV. Решение проблемы 1.Рассказ учителя и демонстрация слайдов презентации 2.Первичное восприятие текста (читает учитель и сильные ученики) 3.Проверка первичного восприятия | Создает проблемную ситуацию. Звучит отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Всё ходит по цепи кругом. – Кто автор этих строк? (Открывается портрет А. С. Пушкина.) – Как вы думаете, чему посвящен урок? – Сегодня вы закрепите и углубите знания о биографии великого русского поэта А. С. Пушкина, а также узнаете, что думал о его творчестве Константин Паустовский. - Вспомните, что вы знаете о жизни А.С.Пушкина? - Кто такая Арина Родионовна? – 6 июня 1799 года в Москве родился великий поэт всех времен и народов Александр Сергеевич Пушкин. Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного дворянского рода, мать, Надежда Осиповна, – внучкой «арапа Петра Великого», хороша собой, умна. Семья Пушкиных славилась большой библиотекой, поэтому с раннего детства Саша перечитал великое множество книг. Обучением мальчика занимались иностранные гувернёры. Пушкин получил великолепное домашнее образование. Две самые близкие женщины – бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна подарили мальчику волшебный мир сказок. Крепостной дядька Никита часто гулял с мальчиком по шумной Москве. В 12 лет родители определили его в Царскосельский лицей, где он проучился 6 лет. Там же начал писать свои первые стихи. Шли годы, и Пушкин создает романы, повести, стихотворения, сказки. Многие композиторы переложили на музыку его стихи, а П. И. Чайковский, к примеру, пишет оперу на роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин». В 38 лет поэт погиб на дуэли, защищая честь своей жены. Но он оставил после себя богатейшее литературное наследство: стихотворения, поэмы, сказки, повести, и роман в стихах. Какие сказки Пушкина вы знаете? К какому виду их отнесёте? - Послушайте, как отзывался о сказках Александра Сергеевича Константин Паустовский. Откройте статью в учебнике и следите. -Понравилось ли вам это произведение? -Что особенно понравилось? | – Александр Сергеевич Пушкин. – Жизни и творчеству поэта. - няня А.С. Пушкина Смотрят и слушают. Слушают, читают, следят по тексту. | |
VI.Первичное закрепление 1.Чтение текста учащимися 2.Беседа по содержанию в сочетании с выборочным чтением | Давайте внимательно прочитаем статью ещё раз. -Когда вам было смешно, а когда – грустно? -О ком говорится в данном произведении? -Что А.С. Пушкин сделал первым из русских поэтов? -Как К. Паустовский пишет о языке Пушкина? Найдите эти строки в тексте и зачитайте. -Кто был самым преданным и самым близким человеком великому русскому поэту? -Как Александр Сергеевич назвал свою няню? Почему? -Чему научился поэт у своей няни? -В какое село был сослан поэт? -Что для себя нашел в деревне А.С. Пушкин? -Какие образы народной фантазии перенёс в свои сказки поэт? (Показ слайдов). -Что, кроме сказок, оставил нам, читателям, великий поэт? | - Заговорил простым, народным языком. - Няня Арина Родионовна. -«Подруга дней моих суровых». - Чистому народному языку. Впервые от няни услышал чудесные русские сказки. - В село Михайловское. -Вплотную столкнулся с жизнью деревни, узнал ее, полюбил ее песни, басни, сказки. -Стихотворения, поэмы, рассказы и повести. | |
VII.Организация самостоятельной работы | Найдите задание 1 на с.76. Прочитайте. Кто готов ответить на этот вопрос? Подумайте, чем они интересны, чему учат, и выскажите своё мнение. | Придумайте текст на тему «Что для меня значат сказки Пушкина» | |