СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения в 4 классе П.П. Бажов "Серебряное копытце".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме П.П. Бажов "Серебряное копытце".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения в 4 классе П.П. Бажов "Серебряное копытце".»

Конспект урока литературного чтения в 4 классе

Тема урока: П.П. Бажов « Серебряное копытце»

Педагог: Мукина Надежда Александровна

Автор учебника «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина

Тип урока: изучение нового материала

Цели:

1.Продолжать знакомить с жизнью и творчеством П.П.Бажова.

2.Обучать выявлению мотивов народной сказки в авторском тексте, умению характеризировать героев, определению главной мысли, составлению плана произведения.

Задачи:

  • Отрабатывать навыки правильного выразительного чтения, чтению по ролям;

  • Отрабатывать навыки определения жанра произведения, умения составлять характеристику героев, план произведения, соотносить главную мысль произведения с пословицами;

  • Развивать память, речь, мышление;

  • Обогащать словарный запас учащихся.

  • Совершенствовать умение работать в группах.

УУД, формируемые на уроке:

Личностные:

- проявление интереса к родному языку, литературе, к родной природе.

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе видения прекрасного. Мотивация к работе на результат

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-интерес к учебному материалу, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- эстетические чувства

Познавательные:

- смысловое восприятие художественных текстов

- анализ объектов, выбор оснований, критериев для сравнения, классификации объектов,

- построение логической цепи рассуждений, осуществление синтеза как составление целого из частей;

- построение сообщения в устной и письменной форме;

- установление аналогии

Коммуникативные:

- планирование речевых высказываний;

- учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками,

- осуществление совместной деятельности

– формулирование и аргументирование собственной позиции, принятие позиции партнёра, сотрудничество;

- умение слушать и вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

- планирование речевых высказываний

Регулятивные:

– саморегуляция;

- целеполагание, постановка учебной задачи;

- определение и осознание того, что уже известно и что нужно усвоить;



- составление плана и последовательности действий;

- умение принимать и сохранять учебную задачу;

- сохранение выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

- планирование свои действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; адекватно оценивать свои достижения;


Оборудование и технические средства обучения: учебник «Литературное чтение» (авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина), рабочая тетрадь, карточки с заданиями для групповой работы, выставка книг П.П. Бажова, рисунки учащихся, презентация, мультимедийный комплекс.

Ключевые слова: литературные сказки, сказ, характеристика героев, план, главная мысль

Ход урока

Этап урока

Содержание этапа, деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

ЦОР

1.Организационный


Орг. момент.

Введение в тему.

- Как называется наш раздел? (Литературные сказки)

- Как вы понимаете смысл раздела?

- Какие произведения мы уже прочитали?

-Что вы узнали о Бажове?

Рассказ учителя о П.П. Бажове

-Насупленные брови, добрые внимательные глаза, большая серая борода - на фотографиях П.П.Бажов выглядит старым, мудрым сказочником…

Мы держим с тобою, приятель, в руках

«Уральские сказы» о дивных горах.

Здесь много случалось историй.

Тут были и радость, и горе.

Озера и реки здесь – как зеркала,

Нам песню споет пожилая ветла

И много расскажет нам басен

Уральский лес чуден, прекрасен.

А горы до неба почти достают,

Красива природа – покой и уют.

И добрые люди здесь сказки хранят,

Которые о волшебстве говорят.



Высказывают своё мнение, слушают ответы других учащихся




Сообщения учащихся о П.П. Бажове

Слушают рассказ учителя о П. Бажове.



Личностные (самоопределение)


Коммуникативные:

-планирование речевых высказываний

Слайды

№ 1, 2

2.Проверка Д/З



Актуализация знаний и фиксация затруднений

Тест (см. приложение)

Взаимопроверка и оценка работы с тестом. (см. прилож.)

После последнего вопроса учитель предлагает посмотреть на те самые зелёные камушки – хризолиты.

Чтение отрывков текста по ролям.

Работа над содержанием произведения.

-Назовите положительных, отрицательных и нейтральных героев сказки.

- Назови волшебных героев сказа. (Мурёнка, Серебряное Копытце)

- Как они связаны в сказе? (У них один язык, они понимают друг друга. Оба окружены тайной).

-Зачем кошка Мурёнка введена в сюжет сказки? (Нужна для подтверждения доброго отношения Дарёнки и Коковани к другим живым существам).

-Как кошка выражала свое отношение к словам героев?

(Пр-равильно придумал)

-К какому жанру относится произведение «Серебряное копытце»? Литературная сказка.

Бажов называл свои произведения уральскими сказами. Как вы объясните слово «сказ»?

Сказ – рассказ – сказка.

- Назовите еще слова с таким же корнем.

(сказочник, рассказывать, присказка, подсказка).

-Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. (В сказках добро побеждает зло)

Рассказ – это прозаическое произведение, в основном повествовательного характера, в центре которого чаще всего какой-то один эпизод, в котором происходят реальные события.

Получается, что в сказе сочетаются жанры сказа и рассказа.

«Серебряное копытце» - это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность. Мы определили жанр произведения «Серебряное копытце».

Физ. минутка

Посмотрите: мы - олени,

Рвется ветер нам на встречу!

Ветер стих, расправим плечи,

Сядем, руки на колени.

Работа с тестом

Взаимопроверка


Чтение фрагментов сказки детьми по ролям





Совместная беседа







Размышления детей



Учащиеся затрудняются



Совместная беседа


Личностные: Мотивация к работе на результат

Регулятивные действия:

Целеполагание, постановка

учебной задачи;

определение и осознание того, что уже известно и что нужно усвоить;


Регулятивные - прогнозирование

Коммуникативные:

-планирование речевых высказываний;

- учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, - осуществление совместной деятельности

Слайд № 3

















Слайды

№ 4, 5, 6

3.Постановка учебной задачи



4.Построение проекта выхода из затруднения







5.Первичное закрепление во внешней речи

Что нового мы должны узнать на уроке?

1.Определить жанр произведения.

2.Дать характеристику героев.

3.Составить план.

На этом уроке мы должны понять, какими хочет видеть мудрый сказочник нас с вами, и что нравится в людях Бажову.

Что поможет нам выполнить все задания?

(Работа с учебником, помощь друг другу)

Работа в группах:

1 и 2 группа

Характеристика Дарёнки и Коковани

3 группа

Описание кошки Муренки

4 группа

Работа с пословицами

5 группа

Картинный план (Подул ветер и разбросал картинки к сказу)

Задания для групп (см. приложение)

Проверка работы групп, выступления учащихся.


Самооценка работы в группе. (см. приложение)

Запись плана в тетрадь.

Обобщающая беседа

Вопрос из учебника №4

-Почему Кокованя и Дарёнка так хотели увидеть Серебряное копытце?

- каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо;

- герои были бедными ,надеялись продать драгоценные камни,. и зажить богато?

Вопрос №5

-Почему всё-таки произошло чудо с Дарёнкой и Кокованей?

У Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они не поддаются искушению, не жадничают, прекрасно понимают, что богатство не синоним счастья.

-За что же герои были награждены? (они награждены за доброту, за любовь, за душевность и ласку.)

-Назовите основную мысль произведения?



Учащиеся догадываются по опорным словам



Размышления детей



Работа в группах









Отчёты групп


Самооценка

Работа в тетрадях



Ответы детей





Ответы на вопросы учебника

Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Личностные (интерес к учебному материалу, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные:

- планирование;

- составление плана и последовательности действий;

- принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Познавательные – общеучебные:

Формирование логических универсальных действий:

- анализ объектов, выбор оснований, критериев для сравнения, классификации объектов,

-построение логической цепи рассуждений, осуществление синтеза как составление целого из частей;

- построение сообщения в устной и письменной форме;

- установление аналогии.

Коммуникативные – формулирование и аргументирование собственной позиции, принятие позиции партнёра, сотрудничество; умение слушать и вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Слайд № 7



















Слайд № 8

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону


7.Рефлексия деятельности.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

-Возьмите карточки и ответьте на вопросы. (см. прилож.)

Проверим ваши ответы.

Рефлексия и самооценка (см. приложение)


-Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок.

-А какой урок извлекли вы?

- А вы верите в чудеса?

Мы тоже можем совершить чудо. Хотите?

- Украсим нашу выставку рисунков драгоценными камнями. У вас есть «волшебный камешек», а чтобы он стал драгоценным, он должен засверкать добрыми делами. Напишите те добрые дела, которые вы уже совершили или которые хотите совершить сегодня.

- Посмотрите, как много добрых дел мы можем совершить сами. И мы не променяем их ни на какие сокровища.

Учащиеся работают с вопросами на карточках, проверяют по образцу и подсчитывают количество баллов в своих табличках.



Дети работают с «драгоценными камнями» и прикрепляют их на выставку рисунков.

Личностные: - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- эстетические чувства

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; адекватно оценивать свои достижения;

Коммуникативные:

-планирование речевых высказываний



8.Включение в систему знаний и повторение

9.Итог урока

Итог урока


Я уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.

Добрый волшебник с Урала,

Павел Петрович Бажов,

Чтоб нам грустно не стало,

Сказочный отпер засов.

Только засов отворился,

В сказку открылась дверь:

Запах лесов заструился, -

В мир ты волшебный поверь.

Чтоб Огневушка смешная

К кладам открыла нам путь,

Или змея голубая, -

Книги прочесть не забудь.


Рекомендуем прочитать:

• “Огневушка – Поскакушка”

• “Голубая змейка”

• “Малахитовая шкатулка”

• “Хозяйка медной горы”

• “Каменный цветок”

• “Горный мастер”

• “Хрупкая веточка”

• “Синюшкин колодец”


-Ваши впечатления от урока? Что нового узнали на уроке?


Дом. задание

Пересказать сказку по плану.


Урок окончен. Спасибо.



Совместная беседа

















Выставка книг

П. Бажова








Подведение итога урока, ответы детей.


Объяснение дом. задания.


Завершение урока.

Личностные:

- проявление интереса к родному языку, литературе, к родной природе.

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе видения прекрасного.

Познавательные:

смысловое восприятие художественных текстов

Коммуникативные:

-планирование речевых высказываний

Регулятивные – саморегуляция


Слайд № 9



















Слайд

№ 10










Павел Петрович Бажов

1879-1950

Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая серая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых неподходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума – словом, там, где родился и прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.

Павел Петрович Бажов родился и прожил жизнь на Урале. Его отец был опытным мастером, а мать писателя была искусной кружевницей.

Осенью 1889 года десятилетнего мальчика Павла Бажова увозят в Екатеринбург для получения образования. Провожая внука в дорогу, говорил ему старый дед: “Гляди, учись порядком, слушай, что учителя говорят. Не шали! Наше дело – не барское. С потовой копейки учить тебя отец с матерью собираются. Ты это помни!”

- Как вы поняли выражение “ потовая копейка”?

- Какой наказ дед дал внуку?

Бедность семьи не позволяла мечтать о гимназии или реальном училище, и поэтому Павла отдали в Екатеринбургское духовное училище, в котором была самая низкая плата за обучение. Окончив в 14 лет училище, он поступил в Пермскую духовную академию. После её окончания Павел должен был стать священником, но решил отказаться от духовной карьеры и в 20 лет Бажов начал работать учителем. Почти 15 лет он преподавал русский язык. Счастливо женился и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей. Он много путешествовал по Уралу. Изучал окружающий мир, беседовал с рабочими, записывал разговоры и рассказы, позже ему пришлось работать журналистом.

Бажову было около 60 лет, когда он стал писателем. В 1939 году была опубликована его первая книга “Сказы старого Урала”, так сначала называлась его знаменитая “Малахитовая шкатулка”. Сборник “Малахитовая шкатулка” объединил 14 произведений. В них оживает таинственный мир уральской природы, полный тайн, загадок и неповторимого очарованья. Затем из года в год “Малахитовая шкатулка” пополнялась всё новыми и новыми сказами. Всего Павел Петрович Бажов написал 56 произведений.








Выберите и подчеркните слова,

которые подходят для характеристики персонажа

Кокованя

1

Внешность

Большой и бородатый.

Махонькая, носишко пуговкой.

2

Чем занимается

Мастер сказки сказывать.

В избе прибирает, похлёбку да кашу варит.

Охотник. Кукле платье шьёт.

Любит сказки слушать.

С утра на работу уходит.

Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает.

3

Характер

Любит природу, любознательный, упрямый, трудолюбивый, честный, справедливый, добрый, ласковый, смелый, вежливый, терпеливый, отзывчивый, злой, умный, сердечный, скромный, простой, внимательный, жадный, алчный, мудрый, корыстный, бескорыстный, ценит красоту

4

Ваше отношение к герою

Сочувствую, можно доверять, не доверяю, достоин быть счастливым, восхищаюсь, осуждаю, отношусь равнодушно


Выберите и подчеркните слова,

которые подходят для характеристики персонажа

Дарёнка


1

Внешность

Большой и бородатый.

Махонькая, носишко пуговкой.

2

Чем занимается

Мастер сказки сказывать.

В избе прибирала, похлёбку да кашу варила.

Охотник. Кукле платье шила.

Любила сказки слушать.

С утра на работу уходил.

Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает.

3

Характер

(для характеристики девочки нужно изменить окончания слов)

Любит природу, любознательный, упрямый, трудолюбивый, честный, справедливый, добрый, ласковый, смелый, вежливый, терпеливый, отзывчивый, злой, умный, сердечный, скромный, простой, внимательный, жадный, алчный, мудрый, корыстный, бескорыстный, ценит красоту

4

Ваше отношение к герою

Сочувствую, можно доверять, не доверяю, достоин быть счастливым, восхищаюсь, осуждаю, отношусь равнодушно




Кошка Муренка


1


Внешность


По размеру ______________________

Шерсть


_____________________________________________________

Голос _____________________________________________


2

Чем занимается



3

В чём её особенность





ТЕСТ

1. Как звали отца Дарёнки?

А) Григорий Б) Георгий В) Гаврила

2. На какой ноге у козлика серебряное копытце?

А) на левой передней

Б) на правой передней

В) на задней правой

3.Кошка Мурёнка была…

А) серой Б) белой В) бурой

4.Сколько веточек было на рожках Серебряного копытца?

А) 2 Б) 5 В) 7

5. Какого в основном цвета камни находили люди?

А) голубого Б) розового В) зелёного.


САМООЦЕНКА

1. Тест

5 4 3 2 1

2. Работа в группе:

5 4 3 2 1

3. Могу рассказать о П.П. Бажове:

да – 1 балл нет – 0 баллов


4. Могу объяснить, чем сказка

отличается от сказа:

да – 1 балл нет – 0 баллов

5. Могу дать характеристику

Дарёнке и Коковане:

да – 1 балл нет – 0 баллов


6. Могу дать описание Мурёнки:

да – 1 балл нет – 0 баллов


Кокованя взял Дарёнку


Рассказ деда о Серебряном копытце


Жизнь Дарёнки и Коковани

в лесу

В ожидании деда в лесу


Чудо Серебряного копытца




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!