СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Литературное чтение в 3 классе (система Л.В. Занкова) «Следы древних представлений о мире в русской народной сказке «Хаврошечка».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения. Урок литературы. Какое замечательное слово. Литература – это словно волшебная машина времени, на которой можно перенестись в далёкое прошлое. В каждом произведении мы видим следы того или иного времени, следы представлений древнего человека о мире. Сегодня на уроке попробуем побывать в этом древнем времени, когда ещё не было науки. И это время для нас станет волшебным. Сегодня мы совершим путешествие. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Литературное чтение в 3 классе (система Л.В. Занкова) «Следы древних представлений о мире в русской народной сказке «Хаврошечка».»

Конспект урока

Литературное чтение в 3 классе (система Л.В. Занкова)


Тема: Следы древних представлений о мире в русской народной сказке «Хаврошечка».

Цель: создание условий для вовлечения   детей в активную исследовательскую деятельность через анализ русской народной сказки «Хаврошечка»

Задачи:

1) продолжить знакомство с историческими корнями волшебной сказки и учить находить в сказке следы представлений о мире;

2) вызвать интерес к изучению сказок;

3) развивать фантазию, воображение;

4) формировать систему читательских умений.


Форма занятия: урок систематизации и обобщения знаний и умений


Развивать УУД:

Коммуникативные (умение высказывать своё мнение, работа в паре, в группе, умение обсуждать)

Познавательные (поиск информации, извлечение информации)

Регулятивные (принятие цели, постановка учебных задач, самопроверка и самооценка, выполнение плана, самооценка, удержание цели).


Оборудование:

учебник для 3 класс «Литературное чтение», автор СвиридоваВ.Ю., «наливные яблоки» (карточки), плакат «Волшебная яблоня», карточки заданий для парной и групповой работы, детские рисунки.


I.Эмоциональный настрой учащихся на работу

- Сегодня у нас не совсем обычный урок. У нас гости.

Давайте расскажем, с каким настроением мы пришли на урок? Как будем работать.


Урок литературного чтения. Урок литературы. Какое замечательное слово. Литература – это словно волшебная машина времени, на которой можно перенестись в далёкое прошлое. В каждом произведении мы видим следы того или иного времени, следы представлений древнего человека о мире. Сегодня на уроке попробуем побывать в этом древнем времени, когда ещё не было науки. И это время для нас становится волшебным. Сегодня мы совершим путешествие.

II.Постановка учебной задачи.

Послушаем очень интересный диалог наших девочек.

- Как, ты думаешь, Поля, все ли дети любят сказки?

- Думаю, что все любят. Я тоже очень люблю сказки слушать и читать.

- Я согласна с тобой. Волшебные, бытовые, о животных, весёлые и даже очень страшные сказки всегда интересны.

- Значит, сказка – это просто увлекательное чтение.

- Да нет же! Сказка учит отличать добро от зла, хорошее от плохого, учит быть справедливым.

- Ты права! В народных сказках спрятана волшебная сила.

- Сегодня нам предстоит войти в волшебный мир сказки, побыть в нём и вернуться может быть чуточку добрее, ласковее, справедливее.

- И это добро, и ласку мы можем подарить друг другу, нашим гостям. Вы согласны со мной, ребята.


2. Выход на проблему. Постановка учебной задачи.

- Сказки таят в себе много волшебства. Они удивительны! Но чем, же сказки так притягательны? Сказочным пространством, магическими словами, волшебными помощниками, пришедшими на помощь человеку из чужого мира!

Как древние люди представляли мир, который их окружает? Помогите мне определить главную цель нашего урока. Послушайте отрывок из сказки.


Звучит отрывок наизусть:

… Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжело жить-поживать.

- Из какой сказки отрывок?

Подумайте, почему Хаврошечка именно коровке жалуется на свою тяжёлую жизнь?

- Правильно, коровка представитель чужого мира, волшебный помощник. Это она помогает Хаврошечке, улучшает её жизнь.

Древний человек доверял животным. Это нашло отражение в сказках. Нам предстоит отыскать в сказке ещё следы представлений древнего человека о мире. Так какая же главная цель нашего урока.

Может быть след от сапога, отпечаток. Это прямое значение. «След» в переносном значении – признак чего-нибудь. В данном случае, признаки представлений древнего человека об окружающем мире.


Главная цель урока: найти в сказке следы представлений древнего человека о мире.


Физкультминутка

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали:

Раз – два – три – четыре,

На носочках потянулись,

И друг другу улыбнулись.

Как пружинки вы присели,

А сейчас тихонько сели.


III. Исследовательская деятельность.

1.Актуализация знаний.

- Для этого ещё дополнительно проведём Блиц-опрос (быстрый метод получения информации). Проверю вашу готовность начать исследовательскую работу. Хорошо ли вы усвоили информацию предыдущих уроков!

- С помощью чего древние люди объясняли устройство мира, явления природы, свою жизнь? (с помощью мифов).

- Что знаете о мифах? (учащиеся говорят определение).

- Древний человек чувствовал свою зависимость … (от природы).

- Миф подсказывал человеку, … как вести себя, чтобы выжить в таком непонятном и опасном окружающем мире.

- Центром мира древний человек считал…Мировое дерево.

- Древний человек жил в лесу и относился к деревьям с почтением, наделял их волшебными свойствами. Самым могущественным славяне считали … дуб.

- Поклонялись и дереву с золотыми листьями и серебряными веточками. Это дерево … яблоня.

- Древний человек делил мир на …свой и чужой.

- Начало событий в сказке – это …зачин.

- Конец событий в сказке – это …концовка.

- В сказке герои делятся на … положительных и отрицательных.

- На помощь положительному герою приходит … волшебный помощник.

- Волшебный помощник приходит из … чужого мира.

- Положительный герой преодолевает … испытания.

- Он использует … магические слова (заклинания).

- В сказке добро побеждает… зло.

- В сказках народ отразил …представлении древнего человека о мире.

- Можно ли сказать, что оставил следы представлений о мире?


2. Работа над содержанием сказки «Хаврошечка»

- Дома вы прочитали сказку. Поделитесь своими чувствами. Что вы чувствовали, когда прочитали дома сказку?

- Назовите имя главной героини. Крошечка-Хаврошечка,

- Какая она?

Выберите слова, характеризующие Хаврошечку.

(Добрая, сирота, хорошая, ласковая, трудолюбивая, работящая, послушная).

- Вот такой вы её представили и нарисовали портрет.


- Начнём наше исследование с имени.

-Как вы думаете, почему девочку так назвали?

(Она маленькая, крошечка. Вторая часть имени говорит о связи имени с животным миром.

Хавроньей обычно называли свинью. Девочка была чумазенькая, т.к. она много работала). Древний человек считал, что имя определяет судьбу человека.

Первое представление древних людей о мире - имя влияет на судьбу человека.


Как же жилось Хаврошечке в новой семье?

Работа в парах

- Найдите ответ в тексте сказки, с. 42.

Проверка работы.

(«Работой заморили, а слова доброго ни от кого не слыхивала»).

Обратимся к справочным материалам. (Плакат со словами)

Заморили – замучили.


- Кто помогал и жалел Хаврошечку.?

- Выберите, как в сказке Хаврошечка называет свою корову?

Коровушка.

Коровушка любимая.

Коровушка-матушка.

Коровка моя.

- Коровушка-матушка. Какое слово вам оно напоминает? Мамочка.

- Как коровушка относилась к Хаврошечке? Прочитайте об этом.

(Корова заменяет ей матушку родную, она утешает её, помогает выполнить трудную работу).

- Древние люди верили животным. Как они называются. Тотемные животные.

Вера в животных.

Верили они и в то, что побывав внутри тотемного животного, человек заряжался его силой.


- Можно ли коровушку назвать волшебным помощником? Работа в парах. Найдите информацию, подтверждающую, что коровушка из волшебного мира.

Влезет Хаврошечка в одно ушко, вылезет из другого - всё готово: и наткано, и побелёно, и в трубы покатано. Из косточек коровы вырастает яблонька: веточки серебряные, листья золотые.

- Прочитайте об этом на стр.46 4 абзац.

- Почему из косточек коровушки вырастает яблонька?

(Древние люди верили, что всё может превращаться во всё).


- Случайно-ли, что веточки на яблоньке серебряные, а листья золотые?

(Золото и серебро – признаки волшебного мира).


- Всем ли дочерям хозяйки удалось сорвать наливные яблочки с этой яблоньки? Найдите эпизод этой ситуации, зачитайте его.

Наливные яблочки – сочные, созревшие.

(Нет, только главной героине). Почему. Подумайте.

Хаврошечка была добрая, трудолюбивая, ласковая.

Поддержка положительного героя помощниками из чужого (волшебного) мира.


- Отчего же засыпают дочери хозяйки: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка.

(Причина сна – магия волшебных слов, которые знала Хаврошечка, но она забыла про третьий глаз у Триглазки и «не заговорила» его.

Древний человек верил в магические слова, заклинания.

- Найдите концовку сказки. Прочитаем. Какой у сказки конец? (Счастливый конец, Добро побеждает зло. Лиха не знать, не знать зла).


IV. Обобщение и осознание полученной информации.

1) Какие же признаки представлений древнего человека о мире отразились в сказке «Хаврошечка». Повторим.

Имя влияет на судьбу человека.

Вера в животных.

Древние люди верили, что всё может превращаться во всё

Поддержка положительного героя помощниками из чужого (волшебного) мира

Древний человек верил в магические слова, заклинания.


2). Работа в группах.

- Почему сказка «Хаврошечка» относится к волшебным сказкам?

- Назовите признаки волшебной сказки.

Два мира – свой и чужой.

У сказки есть зачин и концовка.

Волшебные предметы.

Волшебные помощники.

Волшебные числа.

Испытания.

Тотемное дерево.

Магические слова.

Троекратные повторы ситуаций.

Положительные и отрицательные герои.

Добро побеждает зло.


3) Работа над сюжетной линией.

Разложите карточки в порядке следования сюжета в сказке.

- Что такое сюжет? Сюжет – последовательность и связь описания событий.

Зачин

Действие героя

Обретение волшебного помощника

Испытание героя

Герой преодолевает испытание

Концовка


4) Работа в парах.

Узнай по описанию положительного героя, отрицательного, волшебного помощника.

О ком слова?

- Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и над работой заморили: она и ткет, она и прядет, она и прибирает, она и за всё отвечает.

- Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь - все будет сработано.

- Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая! Поди, догляди, кто сироте помогает: и ткёт, и прядёт, и в трубы катает?

- А ты, красная девица, моего мяса не ешь, косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай, каждое утро косточки водою поливай.

- Спи, глазок, спи, другой!

-  Девицы-красавицы! Которая из вас мне яблочко поднесёт, та за меня замуж пойдёт.

- Как ни бились, ни метались – руки изодрали, а достать не могли.

- Веточки к ней преклонились, и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека и он на ней женился, и стала она в добре поживать, лиха не знать.

V.Рефлексия.

1. За что же была награждена счастьем Хаврошечка?
(За труд, старание, прилежание, любовь к коровушке, терпение, за добро.)

- Что же такое добро?
( Добро - это когда….). Продолжите
- А зло?
( Зло- это когда…). Продолжите
- Какова основная мысль сказки?
Добро побеждает зло.
За добро добром платят.

И стала она в добре поживать и лиха не знать.

2. Заканчивая урок, прочитаем наизусть стихотворение поэтессы Юнны Мориц «Песенка про сказку». Это стихотворение мы дарим нашим гостям.

Песенка про сказку

Сказка по лесу идёт -
Сказку за руку ведёт,
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!

Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка-умница и прелесть,
С нами рядышком живёт,

Ух, за мной и за тобой
Сказки бегают гурьбой!
Обожаемые сказки -
Слаще ягоды любой!

В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит!
Сказка — умница и прелесть,
Ей повсюду путь открыт,

Чтобы снова
Добрый злого
Победил!
Чтобы добрый,
Чтобы злого
Стать хорошим
Убедил!

 3. Проверка впечатлений после чтения стихотворения.

-Скажите, какие чувства  возникли   в  вашей  душе? (радость, восторг, восхищение). Спасибо за урок!

10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!